Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. История
  3. Конспект открытого урока по истории «Государства Древнего Востока»

Конспект открытого урока по истории «Государства Древнего Востока»

Цель урока: продолжить формировать представления о ранних цивилизациях Востока(Месопотамия (Двуречье). Зародилась в конце IV–III тыс. до н. э. Египет. Зародился в IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Индия. Появилась в середине III тыс. до н. э. в долине реки Инд. Китай. Возник во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ.)

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

История

Категория

История
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект открытого урока по истории «Государства Древнего Востока»

Подготовил учитель истории Комаров А.Н.

Государства Древнего Востока.

Цель урока: продолжить формировать представления о ранних цивилизациях Востока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я рад вас приветствовать на уроке истории, а урок истории – это самый необычайный урок. Потому что история – она всегда рядом с нами. Она окружает нас. Но она настолько привычна, что уловить прошлое в настоящем, а тем более уловить будущее – это совсем не просто. Как сказал Марк Туллий Цицерон: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни и вестник старины».

  1. Мотивационный этап, целеполагание.

Я очень люблю историю, а еще я люблю путешествовать. Когда я отправляюсь в путешествие, я беру с собой самые разные вещи, любимые вещи – талисманы. И сегодня некоторые из них я принес с собой.

Посмотрите, пожалуйста: буквы, часы, игральные карты, шахматы…

- Какие бы из этих вещей вы хотели бы взять себе?

Я вам немного усложню задачу: сегодня вы не будете работать индивидуально, вы будете работать в группе. Я вас попрошу посовещаться в группе, выслушать каждого, и решить, какую вещь вы возьмете себе и почему именно ее?

Один человек от группы подходит, берет одну вещь и кладет к себе на стол.

Если у нас сейчас получатся одинаковые предметы, то вам на ходу придется изменить свое решение и выбрать другую вещь.

- Почему вы выбрали эти предметы?

Ответы учащегося

На самом деле – это же не обычные вещи. Это вещи, которые пришли к нам из далекого прошлого, глубокой древности. Они хранят в себе много тайн. А самое главное они хранят тайну государств МЕЖДУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ФИНИКИЯ, ХАРАППИ, ШАН И ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ.

Вы знаете, когда какие-то вещи мне интересны, я стараюсь как можно больше узнать о них.

Об этих – интересных мне вещах, об этих событиях, об этих явлениях. Если вы выбрали эти вещи, считаете ли вы нужным что-то поподробнее узнать о том, откуда они к нам пришли? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, посовещайтесь друг и с другом и ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы учащихся

Сегодня мы будем изучать первые государства. Мы сегодня поговорим о них. Сформулируйте тему нашего урока и запишите на рабочих листах.

Тема урока…

Сегодня мы будем говорить о первых государствах.

Но, чтобы узнать о первых государствах, да и не только о первых государствах, а вообще о любом событии – наверняка, нужно ответить на какие-то вопросы. Давайте, наверное, возьмем вопросы, на которые, как правило, отвечают знатоки из знаменитого телевизионного клуба.

- Какие это вопросы? Зачем Только давайте мы с вами сделаем следующее, мы продолжим эти вопросы:

Что…(это)… такое государство?

Где… они располагались?

Когда… они образовались?

Прекрасно, мы сформулировали три вопроса нашего урока. Но, наверное, напрашивается еще пара вопросов. Вы ведь изучали эпоху первобытного общества, и вдруг появились государства…

- Какой вопрос сам по себе напрашивается? Почему? (Почему… они вообще появились, эти государства?) И еще один вопрос… Ну вот эти государства появились… Какой вопрос следует? Зачем? (Зачем… они появились?), т.е. к чему это привело, последствия их появления.

Прекрасно. Мы задали вопросы, теперь давайте попытаемся дать на них ответ.

  1. Информационно-деятельностный этап.

Для начала, давайте вспомним, что вообще такое государство.

Я предлагаю вам посовещаться в группах и дать определение – что такое государство. Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать.

Ответы детей.

Я предлагаю посмотреть на определение термина государства, взятое из словаря политических терминов.

Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

- Чем это определение отличается от того, что сказали вы?

Ответы учащихся

Это определение более подробное, научное, оно вобрало в себя практически все то, что вы сказали мне ранее. Т.е. оно содержит в себе все признаки государства, которые вы высказали по группам. Ну а теперь нам пора отвечать на другие наши вопросы:




Где? Когда? Почему?

Мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.




Первый этап работы в группах.

Первая группа. Я даю вам контурную карту. Ваша задача: познакомиться с текстом учебника, выяснить, где возникают первые государства и на эту карту приклеить вот таких вот человечков (т.е. туда, где вы считаете и появились эти первые государства).

Вторя группа. Ваша задача: поработать с учебником, и ответить на вопрос когда появились государства, т.е. заполнить таблицу № 1 из рабочих листов: название государства и дата появления государства.

Третья группа. Ваша задача: поработать с историческими источниками. Вы познакомитесь с текстами, мнениями разных ученых о причинах возникновения государств, т.е. ответите на вопрос почему возникли государства.

Презентация работы групп.

1. Месопотамия –– долина рек Тигр и Евфрат… и т.д.

Давайте мы посмотрим на карту и сравним: правильно ли вы определили место возникновения первых древних государств.

(карта)

Вопрос: что общего в месте расположения (возникновения) этих государств? в долинах рек

- Почему именно там?

2. Слово второй группе, но я попрошу всех взять рабочие листы и вместе со второй группы заполнить таблицу.

Первые государства Древнего мира

Государство

Дата возникновения

Мессопотамия

4 тыс. до н.э./3118 г до н.э.

Египет

24 в до н.э.

Индия

3-2 тыс. до н.э.

Китай

3-2 тыс. до н.э.

Финикия

3-2 тыс. до н.э.

3. Третья группа отвечает на вопрос: почему образовались государства. Третья группа познакомилась у нас с отрывками трех философов, и они попробуют нам объяснить с точки зрения этих ученых причины возникновения государств. Все заполняют таблицу.

Теории возникновения государств

Т. Гобс

Теория общественного договора

Каутский

Теория насилия

К. Маркс, Ф. Энгельс

Материалистическая теория

Это не единственные три теории возникновения государства. Более подробно теории возникновения государства вы будете изучать на уроках обществознания.




Второй этап работы в группах.

А мы продолжаем с вами двигаться дальше. Достижения древних государств в хозяйстве, в культуре, в духовных ценностях общеизвестны, но …Культ тела (пауза)

Физминутка.

Появилось государство. А до этого люди жили в первобытном обществе.

- Изменилась ли жизнь людей? Изменилось ли общество?

Конечно. Изменилось практически все: изменилась власть – она стала другая; изменились законы – не такие, как были у первобытных людей; изменилась социальная структура общества – стали совершенно другими отношения между людьми. Давайте посмотрим, что же изменилось с появлением государства?

Мы продолжаем работать в группах:

1. Как изменилась власть – об этом нам расскажет первая группа. Я даю вам отрывочки из древнеегипетских и древнекитайских источников о характере власти в древних обществах. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Власть в древнем государстве.

2. Как изменилось общество, какова стала социальная структура общества – задание для второй группы. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Общество в древнем государстве.

3. Как изменились законы, какие они стали – об этом нам расскажет третья группа. Вы также будете работать с учебником и древним источником. И составлять Синквейн о законах в древних государствах.




«Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

«Синквейн» – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, синквейн на тему «Государство»:

Государство (заголовок)

Независимое, правовое (два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии (три глагола)

Государство – это мы! (фраза, несущая определенный смысл)

Защита (резюме)

Подсказка:

слова для обозначения власти, законов и общества Древних государств:

абсолютизм

жестокость

несправедливость

неравенство

деспотия

иерархия

Презентация работы групп.

Слово первой группе.

- Объясните, нам, почему вы так охарактеризовали власть?

Власть была абсолютной – потому что была сосредоточена в руках одного человека, и – очень жестокой – потому что за любую провинность следовали жестокие наказания.

Вторая группа.

- Каким образом вы охарактеризовали общество, социальную структуру общества?

Общество было неравноправно, существовали разные слои: рабы, рабовладельцы (вельможи), ремесленники, просто земледельцы (крестьяне). Общество было иерархично.

Иерархия – это когда в обществе идет деление на определенные слои (сословия, касты) и очень четко определено место каждого слоя на своеобразной лестнице (когда люди, стоящие на более нижней ступеньке, не могут подняться на более высокую ступень в обществе), т.е. не возможен переход из одного социального слоя в другой.

Третья группа.

- Почему вы так охарактеризовали законы?

Законы – не равноправны, не справедливы, т.к. они содержат разные меры наказания за одно и то же преступления для людей разных социальных слоев.




Подведение итогов урока.

- Вы бы хотели жить в таком обществе? Почему? (они жестоки, несправедливы).

Действительно. Не случайно очень часто о восточных государствах говорят, что это государства – деспотии. Деспотия (по-гречески: неограниченная власть) – это ….(из исторического словаря)

Деспотия - (греч.: неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю. Для нее характерны полный произвол власти и бесправие подданных. При деспотии воля властителя является законом, личность деспота обожествляется при жизни и после смерти становится предметом культа.

- А могли ли быть те древние государства не деспотичны, могла ли быть власть не деспотична? Почему эти государства являлись деспотиями?

Ответы учащихся

Чтобы не было войн и постоянных раздоров в обществе, власть должна была быть жесткой.

- Вспомните, где возникли первые государства? Это – долины рек.

- Почему именно там возникают первые государства?. Много плодородных земель, которые необходимо было возделывать – строились оросительные каналы, ирригационные системы (все это делалось сообща под чьим-то (то бишь властью) жестким руководством и контролем), чтобы в дальнейшем не просто выживать, как в первобытную эпоху, а жить).

И сейчас мы переходим к последнему вопросу: Зачем?




Зачем появились государства?

- Что, вообще, государство, как институт дало человечеству? Какой процесс пошел с появлением государства?

С появление государства процесс развития общества пошел очень быстро. И здесь идет развитие не только архитектуры (пирамиды), но и медицины, науки, хозяйства, да и самого человека. Т.е. идет процесс развития общества.

Мы то с вами люди, обычные, люди 21 века, мы, когда говорим о первых государствах, мы не вспоминаем власть, законы (в основном это делают ученые), мы обычно вспоминаем ….что? (египетские пирамиды, китайские вазы). Т.е. первое, что у нас всплывает в памяти – это достижения древних государств: и в хозяйстве, и в культуре, и в духовных ценностях, … и в этих вот предметах, которые вы выбрали в начале урока. Ведь эти вещи к нам пришли из глубокой древности, они прошли тысячелетия и до сих пор существую и даже используются в нашем обществе.

Давайте с вами вернемся вот к какому моменту.

- Что произошло с древними государствами? Они исчезли.

- Появились другие государства? Да.

- Изменилась власть? Законы?

Мы сейчас тоже живем в государстве. В российском государстве – РФ. Я думаю, что многие из вас будут жить именно в этом государстве. И кто-то из вас может быть в будущем будет участвовать в создании законов, а кто-то может быть попадет в какие-то структуры власти. Вы же не знаете, как сложиться ваша судьба.

Древний политик, спартанский политик (Ликург Лакедемонский) сказал: «Государство существует охраняемое личным участием каждого».

- Как вы можете объяснить эту фразу?

Ответы учащихся

По большому счету, все изменения в обществе: от возникновения древних государств-деспотий и их исчезновения до появления демократических государств происходят благодаря человеку. Человек стоит в центре любого общества. Человек ставит перед собой цель – изменить общество к лучшему, и оно меняется, постепенно, но меняется.

Поэтому, будущее России в ваших руках. И что достанется вашим потомкам – зависит от вас, какие вы придумаете законы, какая будет власть, какие достижения культуры вы им передадите. Вот вам достались эти вещи. А что вы сумеете сохранить из уже существующих ценностей, что передадите – зависит от вас. Так что дерзайте.

Рефлексия.

И, завершая наш урок, я хочу сказать, что у меня есть еще один мой любимый предмет (символ, я бы сказала) древних государств. Что это? Папирус. А что это за вещь такая? Зачем он нужен? На нем писали научные достижения, знания науки, культуры и т.д. Это очень символичная вещь… Пусть каждый, передавая из рук в руки древний папирус, что он интересного узнал сегодня на уроке.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель программы - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие интеллектуальных способностей, знакомство с элементами научного исторического исследования.
0 ₽
Цель урока: продолжить формировать представления о ранних цивилизациях Востока(Месопотамия (Двуречье). Зародилась в конце IV–III тыс. до н. э. Египет. Зародился в IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Индия. Появилась в середине III тыс. до н. э. в долине реки Инд. Китай. Возник во II тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ.)
0 ₽