Конспект открытого урока по истории «Государства Древнего Востока»
Подготовил учитель истории Комаров А.Н.
Государства Древнего Востока.
Цель урока: продолжить формировать представления о ранних цивилизациях Востока.
Ход урока:
Организационный момент.
Я рад вас приветствовать на уроке истории, а урок истории – это самый необычайный урок. Потому что история – она всегда рядом с нами. Она окружает нас. Но она настолько привычна, что уловить прошлое в настоящем, а тем более уловить будущее – это совсем не просто. Как сказал Марк Туллий Цицерон: «История – это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни и вестник старины».
Мотивационный этап, целеполагание.
Я очень люблю историю, а еще я люблю путешествовать. Когда я отправляюсь в путешествие, я беру с собой самые разные вещи, любимые вещи – талисманы. И сегодня некоторые из них я принес с собой.
Посмотрите, пожалуйста: буквы, часы, игральные карты, шахматы…
- Какие бы из этих вещей вы хотели бы взять себе?
Я вам немного усложню задачу: сегодня вы не будете работать индивидуально, вы будете работать в группе. Я вас попрошу посовещаться в группе, выслушать каждого, и решить, какую вещь вы возьмете себе и почему именно ее?
Один человек от группы подходит, берет одну вещь и кладет к себе на стол.
Если у нас сейчас получатся одинаковые предметы, то вам на ходу придется изменить свое решение и выбрать другую вещь.
- Почему вы выбрали эти предметы?
Ответы учащегося
На самом деле – это же не обычные вещи. Это вещи, которые пришли к нам из далекого прошлого, глубокой древности. Они хранят в себе много тайн. А самое главное они хранят тайну государств МЕЖДУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ФИНИКИЯ, ХАРАППИ, ШАН И ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ.
Вы знаете, когда какие-то вещи мне интересны, я стараюсь как можно больше узнать о них.
Об этих – интересных мне вещах, об этих событиях, об этих явлениях. Если вы выбрали эти вещи, считаете ли вы нужным что-то поподробнее узнать о том, откуда они к нам пришли? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, посовещайтесь друг и с другом и ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы учащихся
Сегодня мы будем изучать первые государства. Мы сегодня поговорим о них. Сформулируйте тему нашего урока и запишите на рабочих листах.
Тема урока…
Сегодня мы будем говорить о первых государствах.
Но, чтобы узнать о первых государствах, да и не только о первых государствах, а вообще о любом событии – наверняка, нужно ответить на какие-то вопросы. Давайте, наверное, возьмем вопросы, на которые, как правило, отвечают знатоки из знаменитого телевизионного клуба.
- Какие это вопросы? Зачем Только давайте мы с вами сделаем следующее, мы продолжим эти вопросы:
Что…(это)… такое государство?
Где… они располагались?
Когда… они образовались?
Прекрасно, мы сформулировали три вопроса нашего урока. Но, наверное, напрашивается еще пара вопросов. Вы ведь изучали эпоху первобытного общества, и вдруг появились государства…
- Какой вопрос сам по себе напрашивается? Почему? (Почему… они вообще появились, эти государства?) И еще один вопрос… Ну вот эти государства появились… Какой вопрос следует? Зачем? (Зачем… они появились?), т.е. к чему это привело, последствия их появления.
Прекрасно. Мы задали вопросы, теперь давайте попытаемся дать на них ответ.
Информационно-деятельностный этап.
Для начала, давайте вспомним, что вообще такое государство.
Я предлагаю вам посовещаться в группах и дать определение – что такое государство. Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать.
Ответы детей.
Я предлагаю посмотреть на определение термина государства, взятое из словаря политических терминов.
Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
- Чем это определение отличается от того, что сказали вы?
Ответы учащихся
Это определение более подробное, научное, оно вобрало в себя практически все то, что вы сказали мне ранее. Т.е. оно содержит в себе все признаки государства, которые вы высказали по группам. Ну а теперь нам пора отвечать на другие наши вопросы:
Где? Когда? Почему?
Мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.
Первый этап работы в группах.
Первая группа. Я даю вам контурную карту. Ваша задача: познакомиться с текстом учебника, выяснить, где возникают первые государства и на эту карту приклеить вот таких вот человечков (т.е. туда, где вы считаете и появились эти первые государства).
Вторя группа. Ваша задача: поработать с учебником, и ответить на вопрос когда появились государства, т.е. заполнить таблицу № 1 из рабочих листов: название государства и дата появления государства.
Третья группа. Ваша задача: поработать с историческими источниками. Вы познакомитесь с текстами, мнениями разных ученых о причинах возникновения государств, т.е. ответите на вопрос почему возникли государства.
Презентация работы групп.
1. Месопотамия –– долина рек Тигр и Евфрат… и т.д.
Давайте мы посмотрим на карту и сравним: правильно ли вы определили место возникновения первых древних государств.
(карта)
Вопрос: что общего в месте расположения (возникновения) этих государств? в долинах рек
- Почему именно там?
2. Слово второй группе, но я попрошу всех взять рабочие листы и вместе со второй группы заполнить таблицу.
Первые государства Древнего мира
Государство | Дата возникновения |
Мессопотамия | 4 тыс. до н.э./3118 г до н.э. |
Египет | 24 в до н.э. |
Индия | 3-2 тыс. до н.э. |
Китай | 3-2 тыс. до н.э. |
Финикия | 3-2 тыс. до н.э. |
3. Третья группа отвечает на вопрос: почему образовались государства. Третья группа познакомилась у нас с отрывками трех философов, и они попробуют нам объяснить с точки зрения этих ученых причины возникновения государств. Все заполняют таблицу.
Теории возникновения государств
Т. Гобс | Теория общественного договора |
Каутский | Теория насилия |
К. Маркс, Ф. Энгельс | Материалистическая теория |
Это не единственные три теории возникновения государства. Более подробно теории возникновения государства вы будете изучать на уроках обществознания.
Второй этап работы в группах.
А мы продолжаем с вами двигаться дальше. Достижения древних государств в хозяйстве, в культуре, в духовных ценностях общеизвестны, но …Культ тела (пауза)
Физминутка.
Появилось государство. А до этого люди жили в первобытном обществе.
- Изменилась ли жизнь людей? Изменилось ли общество?
Конечно. Изменилось практически все: изменилась власть – она стала другая; изменились законы – не такие, как были у первобытных людей; изменилась социальная структура общества – стали совершенно другими отношения между людьми. Давайте посмотрим, что же изменилось с появлением государства?
Мы продолжаем работать в группах:
1. Как изменилась власть – об этом нам расскажет первая группа. Я даю вам отрывочки из древнеегипетских и древнекитайских источников о характере власти в древних обществах. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Власть в древнем государстве.
2. Как изменилось общество, какова стала социальная структура общества – задание для второй группы. Ваша задача: прочитать и составить «Синквейн» - Общество в древнем государстве.
3. Как изменились законы, какие они стали – об этом нам расскажет третья группа. Вы также будете работать с учебником и древним источником. И составлять Синквейн о законах в древних государствах.
«Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
«Синквейн» – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Правила написания синквейна:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, синквейн на тему «Государство»:
Государство (заголовок)
Независимое, правовое (два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии (три глагола)
Государство – это мы! (фраза, несущая определенный смысл)
Защита (резюме)
Подсказка:
слова для обозначения власти, законов и общества Древних государств:
абсолютизм
жестокость
несправедливость
неравенство
деспотия
иерархия
Презентация работы групп.
Слово первой группе.
- Объясните, нам, почему вы так охарактеризовали власть?
Власть была абсолютной – потому что была сосредоточена в руках одного человека, и – очень жестокой – потому что за любую провинность следовали жестокие наказания.
Вторая группа.
- Каким образом вы охарактеризовали общество, социальную структуру общества?
Общество было неравноправно, существовали разные слои: рабы, рабовладельцы (вельможи), ремесленники, просто земледельцы (крестьяне). Общество было иерархично.
Иерархия – это когда в обществе идет деление на определенные слои (сословия, касты) и очень четко определено место каждого слоя на своеобразной лестнице (когда люди, стоящие на более нижней ступеньке, не могут подняться на более высокую ступень в обществе), т.е. не возможен переход из одного социального слоя в другой.
Третья группа.
- Почему вы так охарактеризовали законы?
Законы – не равноправны, не справедливы, т.к. они содержат разные меры наказания за одно и то же преступления для людей разных социальных слоев.
Подведение итогов урока.
- Вы бы хотели жить в таком обществе? Почему? (они жестоки, несправедливы).
Действительно. Не случайно очень часто о восточных государствах говорят, что это государства – деспотии. Деспотия (по-гречески: неограниченная власть) – это ….(из исторического словаря)
Деспотия - (греч.: неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю. Для нее характерны полный произвол власти и бесправие подданных. При деспотии воля властителя является законом, личность деспота обожествляется при жизни и после смерти становится предметом культа.
- А могли ли быть те древние государства не деспотичны, могла ли быть власть не деспотична? Почему эти государства являлись деспотиями?
Ответы учащихся
Чтобы не было войн и постоянных раздоров в обществе, власть должна была быть жесткой.
- Вспомните, где возникли первые государства? Это – долины рек.
- Почему именно там возникают первые государства?. Много плодородных земель, которые необходимо было возделывать – строились оросительные каналы, ирригационные системы (все это делалось сообща под чьим-то (то бишь властью) жестким руководством и контролем), чтобы в дальнейшем не просто выживать, как в первобытную эпоху, а жить).
И сейчас мы переходим к последнему вопросу: Зачем?
Зачем появились государства?
- Что, вообще, государство, как институт дало человечеству? Какой процесс пошел с появлением государства?
С появление государства процесс развития общества пошел очень быстро. И здесь идет развитие не только архитектуры (пирамиды), но и медицины, науки, хозяйства, да и самого человека. Т.е. идет процесс развития общества.
Мы то с вами люди, обычные, люди 21 века, мы, когда говорим о первых государствах, мы не вспоминаем власть, законы (в основном это делают ученые), мы обычно вспоминаем ….что? (египетские пирамиды, китайские вазы). Т.е. первое, что у нас всплывает в памяти – это достижения древних государств: и в хозяйстве, и в культуре, и в духовных ценностях, … и в этих вот предметах, которые вы выбрали в начале урока. Ведь эти вещи к нам пришли из глубокой древности, они прошли тысячелетия и до сих пор существую и даже используются в нашем обществе.
Давайте с вами вернемся вот к какому моменту.
- Что произошло с древними государствами? Они исчезли.
- Появились другие государства? Да.
- Изменилась власть? Законы?
Мы сейчас тоже живем в государстве. В российском государстве – РФ. Я думаю, что многие из вас будут жить именно в этом государстве. И кто-то из вас может быть в будущем будет участвовать в создании законов, а кто-то может быть попадет в какие-то структуры власти. Вы же не знаете, как сложиться ваша судьба.
Древний политик, спартанский политик (Ликург Лакедемонский) сказал: «Государство существует охраняемое личным участием каждого».
- Как вы можете объяснить эту фразу?
Ответы учащихся
По большому счету, все изменения в обществе: от возникновения древних государств-деспотий и их исчезновения до появления демократических государств происходят благодаря человеку. Человек стоит в центре любого общества. Человек ставит перед собой цель – изменить общество к лучшему, и оно меняется, постепенно, но меняется.
Поэтому, будущее России в ваших руках. И что достанется вашим потомкам – зависит от вас, какие вы придумаете законы, какая будет власть, какие достижения культуры вы им передадите. Вот вам достались эти вещи. А что вы сумеете сохранить из уже существующих ценностей, что передадите – зависит от вас. Так что дерзайте.
Рефлексия.
И, завершая наш урок, я хочу сказать, что у меня есть еще один мой любимый предмет (символ, я бы сказала) древних государств. Что это? Папирус. А что это за вещь такая? Зачем он нужен? На нем писали научные достижения, знания науки, культуры и т.д. Это очень символичная вещь… Пусть каждый, передавая из рук в руки древний папирус, что он интересного узнал сегодня на уроке.