Конспект открытого урока вокального ансамбля
для детей 1 года обучения
МБУ ДО «Аксубаевская ДШИ»
«Поем вместе»
13 октября 2023 года
Подготовила: преподаватель МБУ ДО «Аксубаевская ДШИ»
Салихова Зайнаб Фатиховна
Тема: Поем вместе. Что такое ансамбль?
Цель: Дать информацию о том, как нужно петь в ансамбле. Разучить упражнению для формирования навыков пения в ансамбле.
Задачи:
- Обучить чистому интонированию.
- Практиковать навыки пения в унисон.
- Развивать чувство ритма, музыкальную память и слух.
- Дать понимание об ответственности за правильное и корректное обучение своей партии и звучания ансамбля в целом.
- Воспитать чувство взаимной поддержки.
План:
1. Знакомство. Организационные моменты.
2. Разминка. Дыхательные практики и упражнения на развития слуха.
3. Вокальные упражнения на работу улучшения дикции. Гимнастика для правильной артикуляции.
4. Знакомство с новым произведением и работа над ним.
5. Выводы о полученных знаниях во время урока.
Знакомство. Организационные моменты.
Знакомство и приветствие.
Добрый день! Наш сегодняшний урок будет посвящен умению петь в ансамбле, слушать друг друга, а главное, слышать. Мы познакомимся с видами ансамбля, разучим упражнения, которые помогут нам в формирования одного из важного навыка для пения в ансамбле – унисон.
Также затронем такую значимую тему как понимание ответственности за правильное и корректное обучение своей партии.
Что же такое ансамбль? (Дождаться ответа детей)
С французского языка ансамбль означает «вместе». В зависимости от числа людей в ансамбле различают несколько видов ансамбля. Если в ансамбле поют двое, то такой ансамбль называется дуэт. Ансамбль в количестве трех людей называется трио. А если в ансамбле четыре человека, то ансамбль называется квартетом и т.д. Число людей в ансамбле неограниченно, поэтому в него может входить большое число исполнителей.
Также различают и другие виды ансамбля. Мы уже знаем, что ансамбли бывают: интонационный, динамический, темповый, дикционный. Давайте подробнее вспомним каждый их них:
Интонационный ансамбль.
Интонация – это звук, тон. И поэтому если мы говорим об интонационном ансамбле, мы должны понимать, что это про правильное чистое и точное исполнение мелодии, когда все голоса сливаются в единый голос. Тут мы должны обращать внимание на пение в унисон.
Динамический.
Динамика – сила, мощь. Это одна из сторон организации музыки, связанная с изменениями во времени громкости, плотности звучания и темпа. Динамика определяется действием различных свойств музыкального звука (высота, громкость, длительность, тембр) как по отдельности, так и в комплексе, характеризуется плавностью или скачкообразностью, интенсивностью и частотой смен тех или иных параметров. Это своеобразные музыкальные краски, которые заставляют звучать мелодию более выразительно.
А какие оттенки динамики вы знаете? (Ждем ответа детей)
В музыке существует два основных динамических оттенка: 1. f форте (итал. forte – перевод. «сильно») – громко. Степени градации: mf – меццо-форте (итал. mezzo-forte) – умеренно громко, ff – фортиссимо (fortissimo) – очень громко 2. p пиано (итал. piano – перевод. «слабо») – тихо. Степени градации: mp меццо-пиано (mezzo-piano) – умеренно тихо, pp пианиссимо (pianissimo) – очень тихо. Помимо того, для указания больших степеней оттенка в нотных записях буквы f и p применяются дополнительно. Например, ppp (пиано-пианиссимо или три пиано) или fff (форте-фортиссимо или три форте).
Дикционный ансамбль.
Что такое дикция? (Ждем ответа детей)
Четкое и осмысленное произношение слов в пении называется дикцией. Значение дикции состоит в том, что хорошая дикция помогает раскрытию содержания и идеи, активизирует дыхание, помогает формировать певучесть звука в высокой позиции, а также помогает достижению близкого звучания.
Тут мы обращаем внимание на четкое, одинаковое произношение гласных и согласных звуков, начало и окончание фраз.
Темповый ансамбль.
Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.
Основные темпы в классической музыке (в порядке возрастания):
Граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы).
Итак, вот мы вспомнили с вами все виды ансамбля. С нарушением одного из этих ансамблей разрушается ансамбль в целом. Скажите, мы будем соблюдать все виды ансамбля только во время исполнения песни? (Ждем ответа детей)
Конечно же нет. Мы должны соблюдать эти виды не только по время исполнения песни, но и во время выполнения распевок и упражнение, так как нам очень важно научиться слышать, чувствовать друг друга и действовать как одно целое, всем вместе.
Разминка. Дыхательные практики и упражнения на развития слуха.
Разминка.
Начинаем нашу разминку с круговых движений головы мягкие движения в левую и правую стороны. Далее мы переходим ниже к плечам.
Для поднятия настроение и создания творческой и благоприятной для обучения обстановки поиграем в Игру «Поделить с другом».
Дети по кругу передают смешинку, грустинку, улыбку, сердилку, хлопок, испуг, страшилку.
Переходит к основной части упражнение на развитие слуха и дыхания.
Даем информацию о правильной певческой позиции: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, подбородок не поднимается, шея не напряжена.
Упражнения для развития музыкального слуха.
Мелодия любой песни умеет двигаться: подниматься вверх (от низких к высоким звукам), спускаться вниз (от высоких к низким), и стоять на месте на одном звуке (демонстрация на фортепиано, пропевание).
Сейчас мы с вами потренируемся определять в каком направлении идет музыка вниз, вверх или же остается на одном месте внизу или наверху.
Ребята, вы внимательно слушаете, куда движется мелодия, и показываете направление рукой вверх, вниз или звук на одном месте, поступенное движение мелодии или скачкообразное (дети сами определяют движение мелодии и показывают рукой)
Дыхательные упражнения.
А сейчас приведем в готовность наши легкие. Нужно обязательно правильно дышать, чтобы звук был наполненный, сильный и звучал правильно и красиво.
1. Медленный вдох и медленный выдох. Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
2. Равномерность выдоха. Чтобы голос не звучал толчками, не дрожал и качался, мы должны тренировать ровный выдох. Сделаем короткий вдох носом и ртом одновременно, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы.
3. Игра-соревнование “Кто дольше?»
прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж), прорычите на одном выдохе.
3. Вокальные упражнения на работу улучшения дикции. Гимнастика для правильной артикуляции.
Артикуляционная гимнастика.
Слово в речи или в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.
Упражнения для укрепления мышц языка.
Первое упражнение называется «Часы». Губы сомкнуты, делаем круговые движения языком вправо и влево.
Второе упражнение «Укольчики». Представим, что наш язычок — это укол и мы укалываем по очереди правую и левую щеки.
Третье упражнение — это «Качели». Попеременно мы с вами передвигаем язык то к подбородку, то к носу.
Упражнения для развития подвижности губ.
Упражнение «Улыбка и трубочка».
Сейчас мы с вами будем чередовать улыбку с вытягиванием губ в трубочку. Для этого нам понадобиться зеркало, чтобы контролировать правильность выполнения данного упражнения.
Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
1. Губы растянуты в улыбке и произносим букву Иииии…
2. Губы трубочной и произносим букву Уууу….
3. Раскрываем широко ром и произносим букву Аааа…
Работа над дикцией
Скороговорки произносим на одном выдохе, четко, активно пропевая слова в различных темпах, с различной динамикой.
«От топота копыт пыль по полю летит».
«Мы перебегали берега»
4. Знакомство с новым произведением и работа над ним.
Ребята, сейчас мы с вами начнем разучивать новую песню «Чтобы солнышко светило» музыка Николая Пескова, слова Станислава Фурина.
Сразу обратим внимание над какими видами ансамбля нам надо поработать.
Исполняем песню, выясняем, что необходимо обратить внимание на интонационный ансамбль. Отрабатываем интонацию первого куплета и припева. Первую фразу поем в очень медленном темпе, останавливаясь на неточных звуках, выстраивая унисон (таким образом отрабатываем первый куплет и припев).
Затем пропеваем песню в нужном темпе, обращая внимание на интонационный ансамбль (слаженное, чистое исполнение).
Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок песни, прислушиваясь друг к другу. (Прохлопываем 1 куплет и припев под музыку, 2 куплет и припев без музыки, но четко проговаривая текст песни).
Скажите, а какой характер в этой песне? Всегда ли в ней одинаковое настроение? (нет, куплет веселый, энергичный, а припев нежный, мягкий).
Давайте еще раз исполним песню и постараемся передать разное настроение песни, а помогут нам в этом улыбка и движения. (В остром, ритмичном куплете можно добавить пружинку, в мягком нежном припеве – выполнить покачивания вправо-влево).
5. Выводы о полученных знаниях во время урока.
Ребята, сегодня наше занятие было посвящено разным видам ансамбля. Давайте еще раз вспомним и перечислим их (интонационный, динамический, темповый, дикционный).
Мы поработали над интонационным ансамблем, т.е. над правильным точным исполнением мелодии в песне «Чтобы солнышко светило». Исполнили песню, обращая внимание на смену ритма, передавая разное настроение.
Молодцы, ребята, наше занятие подошло к концу.
На следующем занятии мы продолжим работу над ритмическими движениями во время исполнения песни. До свидания.
Список использованной литературы:
1. Е.М. Пекерская «Вокальный букварь» Москва 1996г.
2. Сэт Риггс «Пение в речевой позиции» Москва 2004г.
3. Е.А.Магомедова Авторская дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал», 2014 г