План-конспект по образовательной области «Речевое развитие»
Обучение грамоте
Составил:Пархоменко Е.С.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие.
Тема: «Звуки [ж - з], [ж - ш ], буквы Ж, Ш, З».
Задачи:Формировать умение дифференцировать звуки [ж - з], [ж - ш] в словах; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов; закрепить умение работать с мнемотаблицей.
Материал: Предметные картинки, индивидуальные зеркала, панно букв, пластилин.
Ход образовательной деятельности
1Орг. момент
Дети стоят возле своих стульчиков.
Задание: Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, иволга, икра, воздух, доктор, калина, зубр, кошка. Дети отвечают по очереди и садятся.
2. Подача нового и закрепление пройденного материала
Восп-ль: Послушайте песенку одного насекомого.
Зу-зу-зу! - пол внизу...
Я ползу по потолку в гости к черному крючку...
Зы, как жарко, зу-зу-зу! Ах, как чешется в глазу!
Вы догадались, кто это? (муха).
Восп-ль: А вот еще одно стихотворение.
Шмель шмелю жужжит: «Друж-жище! На тебе ж-ж пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-же вот перепачкал весь ж-живот».
Поправляя свой жилет, шмелю шмель жужжит в ответ:
«Это ж-ж вовсе не пыльца, это ж-ж пудра для лица.
На боках и на спине я несу ее ж-жене!»
- Какие звуки повторяются в песенках шмеля и мухи? Звуки [ж] и [з].
- Сегодня на занятии мы будем говорить именно о них. Что у них общего? Эти звуки согласные, звонкие.
- Чем они отличаются? ( При произнесении звука [з] язык оказывается внизу, [ж] – вверху).
Выделение звуков на слух. Работа проводится в виде соревнования двух команд. Команда «жуков» должна ловить звук [ж] (хлопать в ладоши), а команда «мух» - звук [з].Восп-ль диктует слова: незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Составление предложений из заданных слов
- Ворона-почтальон принесла нам письма. Но все слова в них перепутались, и я ничего не понимаю. Помогите, ребята!
Жук, жужжать, цветок, над.
Пиджак, висеть, вешалка, на.
Зоя, собирать, сад, незабудки, в.
Жить, в, обезьяны, зоопарк.
Упражнение «Допиши букву»
- Смотрите-ка, а ворона нам еще что-то принесла.
На доске выставляются карточки с изображением букв, имеющих недостающие элементы. Дети дописывают буквы.
Сравнение букв
Восп-ль (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите на что похожи буквы Ж и З?
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже.
Эта буква широка
И похожа на жука,
И к тому же, словно жук,
Издает жужжащий звук.
З - простая завитушка,
Как пружинка или стружка.
На букву З ты посмотри,
Она совсем как цифра три.
Игра «Необычный конструктор»
Дети делятся на две команды и занимаются конструированием букв Ж и З из деталей Физкультминутка: Упражнение «Проделки Буквоеда»
- Ребята, я составила для вас слова с буквами З и Ж. Но что это? Буквы исчезли. Чьи это проделки? Я догадалась! Это злой-злой - злющий, голодный - голоднющий Буквоед слопал их на обед. Помогите мне восстановить слова. Как мы узнаем, где стояли буквы З и Ж? (Обращает внимание детей на магнитную доску со словами.)
КО..А, ..АБА, РО..А, ..УБЫ, ..АМОК, ..УК, ЛУ..А, МИМО..А, ..ИВОТ.
Работа в тетради. Закрепление правописания ЖИ - ШИ
Логопед. Сейчас мы с вороной расскажем вам сказку. (Использует фигурки букв-человечков из картона.) «Как буквы поссорились».
Жили-были буквы, жили не тужили, все друг с другом дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды встретились на узенькой тропинке две буквы Ш и Ж с буквой Ы. Та недавно ногу сломала и ходила с палочкой. А Ж и Ш были ужасно важными и твердыми в своих убеждениях, никогда и ни при каких обстоятельствах не проявляли мягкость и уступчивость. Не захотели они уступать дорогу бедной букве Ы, столкнули ее с тропинки, да еще зашипели, недаром же они шипящие!
Буква Ы зарыдала, обиделась и поклялась никогда не стоять рядом с этими злючками. Узнали об этом буквы Ж и Ш и запаниковали: кто же с ними дружить будет вместо буквы Ы? Стали искать ей замену и уговорили улыбчивую тихую букву И встать вместо Ы. Поэтому в словах шило, ежи, живот, груши мы слышим звук [ы], а пишем всегда И. В. Волина
Работа в тетради. Копирование фраз.
Итог