План-конспект по образовательной области «Речевое развитие»
Обучение грамоте
Составил:Пархоменко Е.С.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Тема: «Звук [э] и буква Ээ».
Задачи: формировать умение на слух определять звук [э] в ряду гласных; познакомить с буквой Э; работать с обобщенным значением слов; упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т.п); упражнять в использовании пространственных предлогов.
Материа:Демонстрационный: артикуляционные картинки, демонстрационная карточка с буквой Э, карточки с цифрами:3, 5; картинки: дерево, стул, стол, ребенок.
Раздаточный: индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход НОД
I. Организационный момент.
- Ребята, что делают люди, когда встречаются? Правильно, здороваются. – А какие слова люди при этом говорят друг другу (здравствуй, привет, доброе утро ….). Сегодня мы с вами будем здороваться необычным способом. Бросать мячик, говорить слова приветствия и называть хорошие качества этого человека. Я начну первой. «Здравствуй Катюша, мне нравится, что ты …» Дети по очереди бросают друг другу мячик и таким образом происходит приветствие. - Сколько хороших, добрых слов вы сказали друг другу, посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.
II. Повторение пройденного материала.
- С каким звуком, какой буквой мы познакомились в прошлый раз? Звук [о] какой? (гласный) - Какие звуки называются гласными? - В каком замке живет? Найдите в разрезной азбуке букву О, букву И, А, У. Составьте из букв слово, чтобы получилось имя ослика: ИА. А чтобы никогда он не смог потеряться, научите писать его слово «АУ» (один ребенок пишет на доске).
Разгадывание ребуса.
Э+ картинка кран = экран
Игра «Угадай звук» (определение гласных звуков по артикуляции)
III. Знакомство со звуком
Эксперимент «Электричество».
Ребята, кто хочет поучаствовать в эксперименте, подойдите к столу.
- Возьмите бумагу и порвите ее на мелкие кусочки. Теперь возьмите ветошь и сильно потрите ею палочки. А теперь, внимание, эксперимент! Прикоснитесь палочками к кусочкам бумаги. Что произошло?
Все верно, если потереть кусочек эбонита, пластмассы, янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Но, всегда нужно помнить, что электричество большой силы - это опасно. И все эксперименты, например, такие как сегодня нужно проводить только с взрослыми.
А теперь, ребята, рассаживайтесь поудобнее и расскажите мне какой звук слышался в словах : эксперимент, электричество, электрон, эбонит? (Звук э.) Сегодня мы будем учиться четко произносить слова со звуком э, познакомимся с буквой э.
Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «Э».
- Произнесите звук «э». Есть ли преграда, когда мы произносим звук «Э»?
- Значит, какой звук «Э» – гласный или согласный? Дрожит ли горло при произношении звука «Э»? Запомните: звук «Э» - гласный. А чем звук отличается от буквы? (звук только слышим, произносим, а букву видим, пишем). Звук произносится с усилением и ослаблением голоса, хором, индивидуально.
IV. Развитие звуковой памяти.
- Хлопните в ладоши, если услышите звук Э.
Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.
Игра «Найди картинку-слово на звук Э»
V. Физминутка
Это тоже я могу.
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу»
- Кто, скажите, сможет дети, повторить движения эти? Руки вверх я подниму. (Это тоже я могу)
- Вправо-влево разведу (Это тоже я могу)
- И, как птица, полечу (Это тоже я могу)
- Головою поверчу (Это тоже я могу)
- А потом присяду, встану (Это тоже я могу)
- И несколько не устану (Это тоже я могу)
- Я попрыгаю немного (Это тоже я могу)
- И пешком пойду в дорогу (Это тоже я могу)
- Если надо, побегу (Это тоже я могу)
- Все на свете я могу.
- Какое слово со звуком [э] вы произносили? (это)
VI.Образование прилагательных от существительных.
Игра «Кто это? Чье это?»
Ребята, я вам сейчас покажу картинку, вы должны назвать, кто это. Потом детям показываются другие картинки с изображением хвоста лисы, волка, белки, мышки, поросенка, петуха.
- Чьи это хвосты?
VII.Знакомство с буквой Ээ.
Звук «Э» обозначается вот такой буквой «Э» (показ буквы).
Это — Э
С открытым ртом
И большущим языком.
VIII.Работа в тетрадях.Печатание буквы Э.
IX.Итог
Положительная оценка работы детей
-Какое задание было интересным? Что было тяжело?