Конспект занятия с детьми средней группы
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему «Путешествие в весенний лес»
Цель: формирование познавательной мотивации в познании окружающего мира через ознакомление с миром природы.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с весенними сезонными изменениями;
Закреплять и уточнять представления детей о лесе и его обитателях (группах животных, птиц, растений);
Формировать активный словарь новыми словами (проталины, первоцветы, схема);
Упражнять детей в коллективной работе над макетом леса;
Закреплять умение детей выполнять действия маршрутной игры.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
Побуждать проявлять инициативу, самостоятельность, поощрять право выборы в процессе познавательной деятельности;
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
Развивать умение вести диалог, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2.Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности в ходе маршрутной игры.
Методы и приемы: игровой, поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент, ИКТ.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций, познавательных презентаций, фильмов, беседы, рассматривание энциклопедий об обитателях леса, иллюстрации с сезонными изменениями, изготовление макета весеннего леса.
Оборудование: многофункциональное пособие «Чудо-дерево», проектор, ноутбук, объемные деревья, макет весеннего леса, пазлы животных и птиц, картинки с сезонными изменениями, растениями леса, маски животных и птиц, магнитофон, разноцветные шнурки, пеньки, искусственные ели.
Ход занятия:
Организационный момент
Знакомство с Лесной Феей.
Фея: Здравствуйте, мои друзья! Как я рада видеть вас! Я - лесная фея, очень долго вас искала и наконец нашла. Дети я пришла к вам за помощью. Зимушка-Зима, улетая в холодные края, заколдовала мой дом -лес и он никак не проснется от зимнего сна. А чтобы его расколдовать, нужно найти ответы на три вопроса, которые спрятала Зима в лесу. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать, разбудить и развеселить мой лес. Поможете? (ДА).
Фея: Но сначала я хочу с вами познакомиться.
Игра на знакомство «Ладошки»
Фея: Я ладошку протяну, свое имя назову - Лесная Фея.
Вы ладонь свою кладите-свое имя назовите. (дети по очереди называют свои имена).
-С вами мы теперь друзья, все как дружная семья.
И для того, чтобы мы могли попасть в лес, нужно встать в круг. Взяться крепко за руки. (дети образуют круг).
-Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ДА, ГОТОВЫ).
Фея: Тогда я поизношу волшебные слова:
«Мы идем, идем, идем, в лес весенний попадем. 1-2-3, с вами в лес попали мы».
Основная часть
Фея: Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, вокруг как красиво. Воздух чистый и дышать легко. Давайте вдохнем аромат леса и выдохнем (2раза).
Но в моем лесу еще темно, тихо и невесело. Вот даже дерево стоит грустное и одинокое.
«Что за дерево такое? А оно ведь не простое! ЧУДО-ДЕРЕВО лесное»!
Дети, это дерево не простое, оно волшебное. На нем вырастают не только листья, а могут и грибы, и цветы, даже пряники. И сейчас на нем выросли картинки. То картинки не простые, это ПРАВИЛА ЛЕСНЫЕ.
- Посмотрите, внимательно. На низ изображены знаки, которые говорят о том. Что нельзя делать в лесу. Давайте попробуем их разгадать. Я буду вам их называть. А вы будете по очереди показывать их стрелкой.
(Фея читает правило, дети отгадываю и передвигают стрелку на Чудо-дереве на ту картинку, которая подходит к этому правилу).
-Молодцы, ребята, вспомнили правила поведения в лесу. Отправляемся в путь.
Фея: Идем дальше по тропинке. Дети, в лесу сыро и грязно, а вот и проталинки. Давайте мы их перепрыгнем вот по этим снежным островкам. Прыгать будем по одному, повторяйте за мной.
(Дети вместе с Феей прыгают по снежным островкам).
Фея: Все перебрались? (ДА). А вот и первый вопрос, на который мы должны ответить: «БЫВАЕТ ИЛИ НЕ БЫВАЕТ ВЕСНОЙ?». Если то, что я буду называть, бывает весной-хлопайте в ладоши, а если не бывает-топайте. Готовы! (ДА).
1-2- Начинается игра! (Фея называет весенние и зимние явления, дети выполняют соответствующие действия).
-Весной тает снег-бывает (ХЛОПАЕМ).
-Весной метель сильно заметает (ТОПАЕМ).
-Весной на деревьях появляются листочки (ХЛОПАЕМ).
-Весной дети катаются на санках (ТОПАЕМ).
- Весной из-под снега появляются первые цветы, трава (ХЛОПАЕМ).
- Весной сильный трескучий мороз (ТОПАЕМ).
Фея: Молодцы, ребята, все правильно отгадали. Идем дальше. А вот и ручеек. Но вода в нем холодная. Как нам его перейти? (ответы детей). Смотрите, а вот и бревнышко через ручеек оно нам и поможет. Только осторожно, оно узкое, идем аккуратно, не спеша. Я пойду первая, а вы за мной. Все перешли? Молодцы!
Фея: а вот еще один вопрос от Зимы. Мы должны ответить «ЧТО РАСТЕТ В ЛЕСУ». Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны на каждую полянку собрать все растения, которые растут в лесу. Предлагаю выбрать себе пару и выбрать полянку, которая вам понравится. Посмотрите внимательно, на каждой полянке растут разные растения. Давайте их назовем, а подсказки нам в этом помогут. (Дети с помощью подсказок-схем отгадывают, что растет на каждой полянке).
Проводится игра с детьми на классификацию лесных растений.
Дети должны из множества лесных растений, выбрать те. Которые растут на их полянке и выложить их. Затем называю эти растения. Например, «На наше полянке растут грибы».
Дальше Фея знакомить детей с новыми понятиями: грибная поляна, цветочная поляна, ягодная поляна.
Фея: Молодцы, ребята, отгадали все правильно. Так бы и осталась на этих полянках! Но нужно идти дальше, будить лес. А пойдем мы с вами вон к той большой поляне. Чтобы туда попасть, нам нужно обойти маленькие пенечки, не наступая на них. Вот так. Идите за мной по одному.
(Фея и дети обходят пеньки змейкой и выходят на большую поляну)
Фея: Вот мы и на месте. А здесь нам нужно ответить на вопрос Зимушки-Зимы «КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ?». А помогут нам в этом вот и эти конверты. Возьмите по одному. Найдите себе удобное место и начинайте собирать картинку. Так мы отгадаем, кто живет в лесу.
(Дети находят себе удобное место и собирать картинку: лесных животных и птиц)
Фея: так кто же у нас получились? (ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ). Давайте их назовем. (дети называют по очереди лесных жителей).
Фея: Все верно. Дети, смотрите, под елкой спрятались маски животных. Выберите себе понравившуюся и наденьте ее. (Дети с помощью Феи надевают маски).
-Вот теперь вы не ребята. А лесные все зверята! 1-2-Начинается веселая игра! (МУЗ.ИГРА «Если нравится тебе. То делай так…»)
Заключительная часть
Фея: Ребята, отдохнули? Снимайте маски. Вот теперь вы не зверята. Снова вы теперь ребята.
Какие мы с вами молодцы! Ответили на все вопросы холодной Зимы. И я уже слышу. Правда тихо какие-то звуки. Так хорошо, что хочется петь, танцевать и рисовать! Давайте вместе создадим картину весеннего леса! Помогут нам вот эти материалы.
(Дети вместе с Феей моделируют весенний лес)
Фея: Вот спасибо! Какой красивый лес у нас получился. Посмотрите на наше ЧУДО-ДЕРЕВО. На нем появились листочки. Да много. Давайте их посчитаем! (Дети считают листья на дереве).
-Вы слышите? Это просыпается лес! Давайте сядем и послушаем.
(Дети слушают звуки весеннего леса).
Фея: Ребята. Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Фея: верно, мы отгадывали, что растет в лесу, кто живет в лесу, что бывает весной в природе. И это помогло нам разбудить весенний лес. А сейчас мне бы хотелось. Чтобы вы подарили ЧУДО-ДЕРЕВУ цветочки.
Рефлексия.
Дети наклеивают на дерево разноцветные цветы.
Фея: Какая красота! Наше волшебное дерево расцвело, радуется вместе с природой. А вот смотрите, что еще на дереве выросло. Раскраски. Это вам на память о нашем путешествии. Давайте возьмемся за руки, и я помогу вернуться вам назад.
Фея: 1-2-3-4-5 – В группу мы пришли опять!
Спасибо вам, ребята, за помощь. Мне пора с вами прощаться. У меня теперь в лесу много хлопот. Я буду ждать вас к себе в гости летом. До свидания!