Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с историей и наследием казачества на тему «Мы родом из казачьей семьи»
Задачи: Знакомить детей с жизнью казаков, чем занимался казак, и чем занималась казачка. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Материал: презентация, иллюстрации о казачьих семьях, фотографии посещения музея.
Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций о казачьих семьях.
Ход:
Педагог напоминает детям об экскурсии в музей, что они познакомились с экспонатами, посвященным казачеству. Задаёт вопросы:
Кто такие казаки?
Чем они занимаются?
Что интересного дети узнали о жизни казачества?
Беседа: «Воспитание детей в казачьей семье» (сопровождается презентацией).
Педагог рассказывает детям о том, что детей воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь.
С 6-7-летнего возраста на казачат возлагали посильные работы — уход за домашней птицей, прополка огорода, уборка по дому. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду. В 3-4 года мальчика сажал на лошадь крестный и давал шашку.
Но, казаки, весёлый народ и добрый. И очень любят петь и танцевать.
Вот и мы с вами проведём физкультминутку под казачью песню «На горе-то, калина!»
Дети становятся «горошком»:
1)Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища — шагаем вперёд, назад, понимая руки вверх, опуская вниз.
2) Исходное положение: руки на поясе, ноги на пятку, приставить (попеременно), 3 раза топнули, 3 хлопка.
3). Исходное положение: руки на пояс — дробный шаг вокруг себя.
4) Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе — прыжки на 2-х ногах вокруг себя.
Воспитатель: — Ребята, а казаки ещё и очень мудрый и умный народ. И в воспитании детей применяли много поговорок и пословиц.
А вы знаете поговорки и пословицы?
Дети: От матери — ласка, от отца — защита.
Если отец — храбрец, то и сын молодец.
Без коня казак- сирота!
Казак без коня, что солдат без оружия.
Погибай, а товарища выручай.
Держи слово.
Вся семья вместе — и душа на месте!
Береги свою семью и служи ей примером.
Воспитатель: — А какие традиции и семейные праздники вы знаете?
(проводы на службу, колядки, Встреча Весны, Праздник Урожая, Рождество)
Игра: «Кубанку одеваю — на вопросы отвечаю!»
Воспитатель надевает на ребёнка шапку (кубанку, папаху) и задаёт вопросы:
· Как называется предводитель войск казаков? (атаман)
· Как называется место, где живут казаки? (станица)
· Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)
· Как называется оружие казаков? (шашка)
· Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)
· Как называли девочек? (казачки)
· Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, служили Отечеству)
· В каком возрасте детей сажали на коня? (в 3 года)