Социальный педагог филиала №3 ГОБУ НОЦППМС
Алексеева Елена Николаевна.
Учебно-профилактическое занятие
"Общение без конфликта"
Тема:"Общение без конфликта"
Цель: формирование навыков адекватного поведения в обществе, основ позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1.Знакомство с понятиями «общение» и «конфликт».
2.Коррекция межличностных отношений через участие в тренингах.
3.Воспитание коммуникативных навыков, умения выходить из конфликтных ситуаций.
План:
1.Вводная часть-упражнение «Рукопожатие».
2.Основная часть:
-знакомство с « Правилом четырех психологических подарков»;
-упражнение «Скажи фразу с разной интонацией»;
-упражнение «Ответь с улыбкой»;
-тест «Насколько вы конфликтны?»;
- «Шесть способов справиться с гневом»;
3. Итог занятия.
Ход:
-Ребята, наша с вами жизнь-это жизнь среди людей. Человек не может изолироваться от общества, так как нам ежедневно приходится общаться с большим количеством разных людей: с разными характерами, с разным настроением. И очень часто при общении возникают проблемы и непонимание, ссоры.
Поэтому со школьной скамьи важно овладеть искусством общения, научиться сотрудничать с людьми, уметь поддержать беседу.
Поэтому тема нашего занятия - «Я и другие. Общение без конфликта».
В давние рыцарские времена возник ритуал рукопожатия. Оно показывало, что рыцарь безоружен и готов к общению. Давайте и мы начнем наше занятие с рукопожатия, и вместе с улыбкой передадим друг другу хорошее настроение и готовность к открытому общению……………………….
-Ребята, а как вы понимаете термин «общение»? ,,,,,,,,,,,,,,,,,
-Общение - это позитивные деловые или дружеские взаимоотношения между людьми, обмен информацией и опытом.
Ну, а сейчас я хочу научить вас некоторым хитростям, которые помогут вам в повседневном общении. Я дам вам в руки несколько «ключиков», которые откроют двери в сердце любого человека.
Представление о человеке складывается в первые 10-15 минут, поэтому очень важно первое впечатление. Представьте, что вы познакомились с человеком и вам очень важно расположить его к себе. И вот вампервый «ключик» ( на доску)
-«Правило четырех психологических подарков»:
-улыбка;
-комплимент;
-имя собеседника;
-поднятие его значимости;
То есть, начиная общение: - улыбайтесь - это показывает, что вы настроены доброжелательно;
- говорите комплименты - это всегда приятно;
- чаще называйте собеседника по имени - звук собственного имени для человека самый приятный звук;
- поднимайте значимость человека - это расположит его к вам. (Например: « Аня, ты сегодня замечательно выглядишь! А еще мне нравится, как ты вышиваешь, ты настоящая рукодельница!»)
А теперь попробуйте сами использовать это правило в общении ( ребята работают в парах).
-Молодцы, используйте этот « ключик» и в дальнейшем.
-Ребята, а как вы думаете, что такое интонация? (ответы детей)
Второй « ключик» позитивного общения - это интонация.
Интонация- это тон разговора, сила и выразительность голоса. Она является важным фактором при общении. Подсознательно мы реагируем не столько на слова, сколько на их интонацию. И невольно настраиваемся на тот тон, который задает собеседник.
Вот сейчас я скажу вам одну и ту же фразу, но с разной интонацией, послушайте и определите ее: «Я живу так!» (дети отвечают – с какой интонацией была сказана фраза в первый, во второй и в третий раз).
Казалось бы - одна и та же фраза, но произнесенная с различной интонацией, имеет совершенно разный смысл.
А сейчас потренируйтесь в произношении фраз с разной интонацией – произнесите их с восхищением, с гневом, с издевкой:
- «Ты молодец!»;
- «Спасибо тебе!»;
- «Ну, извини!»;
- «Я очень рад за тебя!»;…………………………..
- Ребята, скажите, пожалуйста, каким тоном вы предпочитаете, чтоб с вами общались?............................................
-Тогда каждый из вас должен следить не только за своими словами, но и за их интонацией. Тон разговора должен быть спокойным и доброжелательным.
- Ребята, а что такое , по-вашему, конфликт?
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, серьезное разногласие. А нужны ли нам конфликты? (ответы детей)
Оказывается, конфликты играю важную роль в развитии каждого человека, коллектива. Конфликты были, есть и будут, потому - что сколько людей - столько и точек зрения. Но! Конфликтовать тоже нужно уметь. Ведь даже во время спора можно вежливо, тактично и аргументированно доказать свою правоту, никого не обидев.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Анализ конфликтной ситуации:
Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?
Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.
В чем суть конфликта?
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
7. Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:
- Ребята, вот вам третий «ключик» для позитивного общения – уход от конфликта( вывешиваю на доску ). Используйте чаще улыбку, шутку – ведь люди с чувством юмора реже конфликтуют.
- А сейчас проверьте себя – как вы умеете справляться с конфликтной ситуацией : ответьте на вопросы теста «Насколько вы конфликтны?» (дети самостоятельно отвечают на вопросы теста на индивидуальных бланках).
Тест «Насколько вы конфликтны?»
Тест.
1. Можете ли вы в ярости разбить посуду или что-либо?
а – да (1 балл)
б - ну, если меня вынудят, то могу. (3 балла)
в - нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко. (2 балла)
2.Споры, в которых участники придерживаются разных мнений…
а – не нужны. (3 балла)
б – к сожалению, необходимы. (2 балла)
в – ничего не дают. (1 балл)
3. Двое твоих друзей начали горячо спорить. Твои действия…
а – буду держаться в стороне. (1 балл)
б – меня это развеселит. (3 балла)
в – попробую их помирить. (2 балла)
4. Ваш друг несколько дней сильно раздражен.
а – спрошу, что случилось. (2 балла)
б – попрошу его быть сдержаннее. (1 балл)
в – буду избегать общения с ним. (3 балла)
5. За столом в столовой кто-то делает обидные замечания в ваш адрес.
а – дам отпор. (2 балла)
б – пересяду за другой стол. (3 балла)
в – меня это не волнует. (1 балл)
Результат:
I) 6-9 баллов – вы придаете большое значение хорошим отношениям и поэтому стараетесь решать возникающие конфликты мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы добиться результата, необходим спор и борьба.
II) 10-14 баллов – вы никогда не злитесь по пустякам, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде, чем начать спор, вы пытаетесь оценить ситуацию. Если все же начинается ссора – вы сохраняете завидное спокойствие.
III) 15-18 баллов – в любой ситуации для вас важнее всего собственное мнение. Вы будете добиваться своего, даже через конфликт. И, конечно же, иногда бываете чересчур эмоциональны и неоправданно резки.
- Подсчитайте свои баллы. Довольны ли вы результатом? (ответы детей).
Я думаю, что некоторым из вас нужно поработать над собой и своим характером. А как? В этом вам поможет четвертый «ключик» - «Шесть способов справиться с гневом» (вывешиваю на доску):
1. Если вы чувствуете, что вот-вот «взорветесь» - глубоко вдохните и сосчитайте до 10;
2. Нарисуйте свою злость на листе бумаги и порвите его;
3. Послушайте приятную для вас музыку;
4. Посмотрите на огонь, либо послушайте шум воды;
5. Посмотрите альбом с фотографиями;
6. Прогуляйтесь на природе;
-Постарайтесь запомнить эти способы и хотя бы иногда применять их в жизни, потому - что нужно уметь контролировать свои эмоции, а не выплескивать их на окружающих людей.
-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы детей)
- Как вы поняли, что такое общение? (ответы детей)
- А что такое конфликт? (ответы детей)
- Ребята, каждый человек, какой бы он ни был, чувствует радость и удовлетворение, когда делает добро. И напротив, чувствует беспокойство и душевный дискомфорт, когда злиться. Подумайте сами, что вы несете в этот мир – тепло и радость или холод и злобу.
-А сейчас посмотрите со стороны на лица людей, выражающих гнев и радость (картинки вывешиваются на доску ) – кто вам более симпатичен? И в следующий раз, когда вы будете злиться, подумайте – а как же вы выглядите со стороны?!
И закончить наше занятие хочется словами одного мудрого человека:
«Если хочешь, чтоб жизнь улыбнулась тебе – подари ей свое хорошее настроение!»