Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 37 имени М.М. Маслова, заслуженного работника культуры Российской Федерации»
Формы работы на уроке хора с обучающимися старших классов
Открытый урок
Автор-составитель:
Кузнецова Ольга Александровна,
преподаватель хорового пения
пос. Малиновка
2 023г.
Автор-составитель: О.А. Кузнецова,
преподаватель хорового пения.
В данной работе освещен открытый урок на тему: «Формы работы на уроке хора с обучающимися старших классов».
В представленном материале рассматриваются некоторые формы работы для развития вокально-хоровых навыков, закрепления способов работы над преодолением технических трудностей в произведениях концертной и конкурсной программы хора.
Материал открытого урока адресован преподавателям хорового пения детских музыкальных школ и школ искусств.
Введение
Хоровое пение является актуальным с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей. Оно остается испытанным средством музыкального воспитания. Школа искусств, как учреждение культуры, с помощью уроков хорового пения приобщает обучающихся к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.
Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого обучающегося. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому в школе искусств оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов обучающихся, повышения их общей музыкальной культуры.
Становление любого вокально-хорового навыка в коллективе связано с решением многих чисто технических задач, требующих большего или меньшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. Специфика занятий заключается в том, что вокально-хоровая работа по формированию всех навыков и умений проводится в комплексе. Решая поставленные методические задачи, педагог должен умело и целесообразно сочетать на уроке различные виды музыкально-творческой деятельности. И чтобы эта работа не была тяжёлой и изнурительной, а приносила удовлетворение и радость, следует проводить её живо и увлекательно, используя различные формы работы на уроке хора. Только творческая атмосфера позволит обучающемуся по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства.
План-конспект открытого урока
Преподаватель:Кузнецова О.А.
Концертмейстер:Раевская А.А.
Обучающиеся:Хор старших классов «Вдохновение» (обучающиеся 4-7 классов отделения хорового пения, старших классов ФО)
Тема урока: «Формы работы на уроке хора с обучающимися старших классов»
Цель урока: Закрепление способов работы над преодолением технических трудностей в произведениях концертной и конкурсной программы.
Задачи урока:
настроить обучающихся вокально-хоровыми упражнениями на певческую установку, звукообразование и звучание вокального аппарата;
развивать гармонический и полифонический вид слуха в работе над каноном;
закрепить теоретические знания на разборе нового произведения;
развивать музыкальную память обучающихся на разучивании песен с голоса, на слух;
добиваться академической манеры исполнения на примере произведения композитора классика;
показать работу над средствами музыкальной выразительности;
развивать познавательную активность обучающихся для формирования певческих навыков посредством исполнения песен с использованием театральных и хореографических элементов.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Вид урока: традиционный урок.
Принципы ведения урока:
последовательность
действенность результатов работы
Форма работы: коллективная
Методы:
словесный
практический
План урока
Организационный этап.
1.1. Приветствие
1.2. Определение места урока в системе уроков. Сообщение цели и задач урока.
Основной этап.
2.1. Практическая часть
2.1.1. Вокально - хоровые упражнения.
2.1.2. Работа над каноном.
Разбор нового произведения.
Развитие музыкальной памяти (разучивание произведения с голоса).
Работа над академической манерой исполнения.
Работа над средствами музыкальной выразительности.
Развитие познавательной активности.
III. Итоговый этап.
3.1. Концертное исполнение произведений.
3.2. Подведение итогов
Ход урока
I. Организационный этап
Задачи этапа:Подготовить обучающихся к работе на уроке. Сообщить цель и задачи урока.
Приветствие.
Преподаватель:Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте поприветствуем наших гостей.
Уважаемые преподаватели, сегодня мы проведем урок с хором старших классов «Вдохновение» Школы искусств № 37, лауреатом городских, областных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. В состав коллектива входят обучающиеся 4-7 классов хорового и фортепианного отделений школы.
1.2.Определение места урока в системе уроков. Сообщение цели и задач урока.
Мы готовим программы для концертов и конкурсов, и на сегодняшний день у нас есть некоторые проблемы в исполнении хоровых произведений. Таким образом, целью нашего урока является повторение, закрепление и поиск новых способов преодоления технических трудностей в сложных произведениях программы.
II. Основной этап
Задачи этапа:
настроить обучающихся вокально-хоровыми упражнениями на певческую установку, звукообразование и звучание вокального аппарата;
развивать гармонический и полифонический вид слуха в работе над каноном;
закрепить теоретические знания на разборе нового произведения;
развивать музыкальную память обучающихся на разучивании песен с голоса, на слух;
добиваться академической манеры исполнения на примере произведения композитора классика;
показать работу над средствами музыкальной выразительности;
развивать познавательную активность обучающихся для формирования певческих навыков посредством исполнения песен с использованием театральных и хореографических элементов
2.1. Практическая часть.
2.1.1. вокально-хоровыми упражнениями на певческую установку, звукообразование и звучание вокального аппарата (вокально-хоровое распевание).
Преподаватель: Начинаем урок с распевания стоя.
Методические рекомендации: Певческая установка: опора в ногах, ровная спина, плечи расправлены, руки на пояс, подбородок не поднимаем, рот открываем активно, опора в звуке,тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево, не поднимать плеч, нижняя челюсть свободна.
Задача:подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
- артикуляционная гимнастика;
- пение закрытым ртом;
- вокальные упражнения на расширение диапазона (на интервалы м2, б3, ч4, ч5, ч8…)
- попевки со словами;
- скороговорки;
2.1.2. Работа над каноном.
р.н.п. «Во поле береза стояла»
Преподаватель: Ребята, что такое канон?
Предполагаемый ответ учеников: Многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием.
Преподаватель: Верно. При преодолении трудностей вы должны помнить, что каждый голос вступает по ауфтакту дирижера, все поют уверенно свою партию и не отходят от темпа произведения.
Задание:
Сейчас мы споем русскую народную песню «Во поле береза стояла» в унисон, затем на 2 голоса, на 4, на 8 и на 20 (по количеству певцов в хоре).
Преподаватель: Вы исполнили полностью все задание в хорошем темпе, все уверенно пели свою партию. Какие трудности возникли во время пения?
Предполагаемый ответ обучающихся: Когда пели по одному в партии, соседняя партия сбивала и мешала петь.
Пояснение преподавателя: Существует некоторые причины этой проблемы:
незнание текста;
недостаточное сосредоточение на своей партии;
отсутствие ритмической пульсации
Решение проблемы: полное сосредоточение на тексте, ритме песни во время исполнения канона. Настраиваемся, повторяем еще раз.
Разбор нового произведения.
Муз. А. Хачатуряна, сл. П. Синявского «Мелодия»
Преподаватель:
Задание:
Проводим устный разбор одноголосного произведения: тональность, размер, ритм, длительности, сольмизация, сольфеджирование по фразам.
Трудность в предполагаемом ответе обучающихся заключается в определении тональности, сольмизации и сольфеджировании у некоторых обучающихся.
Пояснение преподавателя: причиной трудностей в определении тональности является незнание правил определения; неверная сольмизация и сольфеджирование может заключаться в незнании расположения нот на нотном стане, незнание счета длительностей.
Решение проблемы: повторение и закрепление длительностей нот, расположения нот на нотном стане, повторение не получившихся фраз.
2.1.4. Развитие музыкальной памяти (разучивание произведения с голоса).
Муз. М.М. Маслова, сл. Г. Афанасьева) «Мой город, моя родина – Калтан»
Преподаватель: Ребята, сейчас будем разучивать одноголосно, по фразам первый куплет произведения.
Задание:
Слушаем первую фазу в исполнении преподавателя, повторяем ее, слушаем вторую фразу, повторяем и т.д.
Предполагаемый ответ обучающихся: исполнение произведения по- разному, в зависимости от индивидуальных данных обучающегося: память, мышление, темперамент каждого из обучающихся.
Решение проблемы: повторение выученного куплета на уроке, индивидуальное развитие памяти обучающихся дома, в общеобразовательной школе и школе искусств.
2.1.5. Работа над академической манерой исполнения.
А.П. Бородин, хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь»
Преподаватель:Хор из оперы предполагает академическую манеру исполнения: округлый, прикрытый мягкий звук.
Задание:
Спеть произведение двухголосно, в академической манере исполнения с фразировкой отpianissimo до forte и, постепенно уменьшить силу звука и закончить на pianissimo.
Предполагаемый ответ обучающихся: пениес недостаточным прикрытием гласных, неверное исполнение динамики.
Решение проблемы: повторение преподавателем динамической схемы для обучающихся, показ исполнения гласных звуков в академической манере. Повторное исполнение произведения с исправлением недочетов.
2.1.6. Работа над средствами музыкальной выразительности.
Муз. В.А. Моцарта «Азбука»
Преподаватель:Ребята, расскажите, что относится к средствам музыкальной выразительности?
Предполагаемый ответ обучающихся: динамика, штрихи, паузы, фермата, темп и т.д.
Преподаватель:правильно ребята.
Задание:Нужно исполнить произведение трехголосно, с динамикой, штрихами, четким произношением текста.
Предполагаемый ответ обучающихся: пение с неточным исполнением динамики и штрихов.
Решение проблемы: работа над сложными фразами (динамика, штрихи), закрепление с каждой партией, повторное исполнение с исправлениями.
Развитие познавательной активности.
И. Пономарьков «Дрема»
Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Про Емелю»
Методические рекомендации: познавательная активность обучающихся отделения хорового пения- это очень важная задача в школе искусств. К познавательной активности относится- готовность и стремление обучающихся к усвоению знаний, приобретения опыта и различных умений, стремление проявлять инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие- либо действия для достижения результата, проявление элементов творчества на уроке, заинтересованное приятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, умение усвоить способ познания и применить их в других ситуациях.
На уроках хора, исполняя народные и современные песни, нужно вводить творческий процесс обучающихся: давать задания на придумывание движений, средств музыкальной выразительности к песням, в зависимости от характера, текста, темпа и т.д. Если есть возможность поставить полностью номер с движениями, то их кропотливо нужно отрабатывать и доводить до совершенства.
Преподаватель:повторяем движения на песню «Дрема» и «Про Емелю».
Предполагаемый ответ обучающихся: отработанное исполнение движений песен, с небольшими погрешностями.
Решение проблемы: повторение сложных движений на уроке и систематическая работа над исполнением произведений с движениями на последующих уроках.
III. Итоговый этап.
3.1. Концертное исполнение произведений.
Русская народная песня под хоровой редакцией И. Пономарькова «Дрема»
Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова «Про Емелю»
3.2. Подведение итогов.
Преподаватель: Наш урок завершается. Все задачи, которые были поставлены в начале урока, нами разрешены.
Домашнее задание:
Преподаватель: Какие задачи вы ставите перед собой при подготовке к следующему уроку?
Предполагаемый ответ обучающихся: Выучить слова песен: «Мой город, моя родина Калтан», «Мелодия». Отработать трудные моменты в «Азбуке», повторить движения в песнях «Дрема» и «Про Емелю» теми способами, которые мы сегодня применяли, чтобы добиться качественного исполнения.
Преподаватель: Сегодня мы плодотворно потрудились, добились определенных результатов.
Оценка:Спасибо за работу. Ставлю всем «отлично».
Заключение
Хоровое пение, как исполнительское искусство, наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, обучающийся не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
Разные формы работы на уроках хора делают процесс интереснее и содержательнее. А такие формы работы с хором как конкурсы, концертные выступления, встречи с творческими коллективами, музыкально-просветительская деятельность коллектива и школы в целом - это не только проверка исполнительского уровня коллектива, его творческий отчёт, но и пропаганда вокально-хорового искусства и важнейший воспитательный и стимулирующий фактор для формирования чувства коллективного единения, источник творческого вдохновения.
Хор старших классов «Вдохновение» достиг хороших результатов. Он стал ЛауреатомIстепени и Дипломантом в номинации «За лучшее исполнение народной песни» на IV Открытом городском Фестивале- конкурсе Хоровой и вокальной музыки «Парус дружбы», город Калтан; Лауреатом IIстепени на Открытом городском вокально-хоровом фестивале «Детство-это я и ты» в рамках фестиваля «Арт-вишня», г. Осинники; ЛауреатомIIIстепени на XV Открытом областном Фестивале –конкурсе детских хоровых коллективов «Поющая весна», г. Новокузнецк; ЛауреатамиIIIстепени на Международном конкурсе-фестивале «Мы вместе», г. Новосибирск; Лауреатом Iстепени на Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Мы вместе», г. Москва.
Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что обучающиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия, которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.
Итогом всей работы коллектива являются конкурсы и концерты. Участие ребят поощряется призами и грамотами. Это позволяет сохранить и поддержать мотивацию к обучению и позволяет осознать учеником ценность своей художественно-творческой деятельности для окружающих. Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития. Хор - идеальное место для развития детей.
Литература:
1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. - М., 1975
2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Новосибирск,
1998г.
3. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, Наука, 1991.
4. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе, вып. 13. - М., 1978.
5. Лапинская Л. А. Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках хорового пения // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 828-830. — URL https://moluch.ru/archive/52/6914/ (дата обращения: 13.02.2019).
11