Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Конспект урока «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора»

Конспект урока «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора»

В данной работе освещен открытый урок на тему: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора». В предоставленном материале рассматривается система упражнений для развития вокальной интонации в младшем хоре. С помощью этой системы обучающимся легче понять возможности своего голоса. Дети с удовольствием откликаются на задания, исполняемые в игровой форме, поэтому на уроке их много. Все задания способствуют грамотному, эмоциональному, выразительному исполнению хоровых произведений обучающимися. Материал открытого урока адресован преподавателям хорового пения детских музыкальных школ и школ искусств.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств № 37 имени М.М. Маслова, заслуженного работника культуры Российской Федерации»

«Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора»

Открытый урок

г. Калтан, п. Малиновка

2Shape2Shape1 023г.

Автор-составитель: О.А.Кузнецова,

преподаватель хорового пения.

В данной работе освещен открытый урок на тему: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора».

В предоставленном материале рассматривается система упражнений для развития вокальной интонации в младшем хоре. С помощью этой системы обучающимся легче понять возможности своего голоса. Дети с удовольствием откликаются на задания, исполняемые в игровой форме, поэтому на уроке их много. Все задания способствуют грамотному, эмоциональному, выразительному исполнению хоровых произведений обучающимися.

Материал открытого урока адресован преподавателям хорового пения детских музыкальных школ и школ искусств.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................4

План-конспект открытого урока…………………………………………...........5

I.Организационный этап………………………………………………................6

II.Основной этап………………………………………………………….............6

2.1. Практическая часть………………………………………………………….6

2.1.1. Артикуляционная гимнастика…………………………………………… 6

2.1.2. Интонационно - фонетические упражнения для развития показателей

певческого голосообразования…………………………………………………. 7

2.1.3. Музыкально - дидактические игры……………………………………….8

2.1.4. Работа над дыханием………………………………………………………8

2.1.5. Упражнения для развития вокально-интонационных навыков………... 9

2.1.6. Работа над интонационными, ритмическими, динамическими

Задачами во фразах изученных песен………………………………………….10

III.Итоговый этап………………………………………………………..............10

3.1. Исполнение изученных произведений…………………………………… 10

3.2. Подведение итогов проделанной на уроке работы………………………10

Заключение ……………………………………………………………………... 11

Литература ……………………………………………………………................11

Введение

Хоровое пение является актуальным с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей. Оно остается испытанным средством музыкального воспитания. Школа искусств, как учреждение культуры, с помощью уроков хорового пения приобщает обучающихся к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.

Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого обучающегося. Важно также, что хоровое пение, как коллективная форма работы, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Такая форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств.

Становление любого вокально-хорового навыка в коллективе связано с решением многих чисто технических задач, требующих большего или меньшего напряжения духовных и физических сил каждого юного певца. Специфика занятий заключается в том, что вокально-хоровая работа по формированию всех навыков и умений проводится в комплексе. К вокально-хоровым навыкам относится: певческая установка, знание дирижерского жеста, работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, строем и ансамблем. Решая поставленные методические задачи, педагог должен умело и целесообразно сочетать на уроке различные виды музыкально-творческой деятельности.

В хоровом пении нужно добиваться ансамбля во всем: в тексте, мелодии, ритме, динамике, штрихах, выразительности и эмоциональности. Одна из важных задача хормейстера - с первых дней работы подключать слуховой контроль обучающихся над звучанием своего голоса и хора в целом. Особенно трудно этого добиться в процессе работы с детским хором, поскольку качество произвольного слухового внимания у детей низкое и очень неустойчивое. Знакомство со звуковысотностью должно происходить при эмоциональном исполнении игровых упражнений, когда ребенок раскован и свободен в пении. Мелодии с нисходящим или восходящим мелодическим движением и ограниченным диапазоном способствуют быстрому усвоению интонации начинающими певцами. Обучающиеся должны научиться осознанно исполнять интонацию произведений, а индивидуальный подход преподавателя ускорит процесс становления вокально-интонационных навыков юных певцов. Детям очень нравится петь с движениями, поэтому вовлекаем обучающихся в процесс разучивания таких произведений.

И чтобы эта работа не была тяжёлой и изнурительной, а приносила удовлетворение и радость, следует проводить её живо и увлекательно, используя различные формы работы на уроке хора. Только творческая атмосфера позволит обучающемуся передавать свои чувства и переживания и постигать тайны вокально-хорового искусства.

План-конспект открытого урока

Преподаватель:Ольга Александровна Кузнецова, преподаватель высшей квалификационной категории.

Концертмейстер: Раевская Анна Александровна, концертмейстер и преподаватель высшей квалификационной категории.

Обучающиеся: 1 класс отделения хорового пения. Учебныйпредмет«Хор» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение».

Тема урока: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора».

Цель урока: Рассмотреть формы работы, развивающие вокально-хоровые навыки обучающихся первого класса.

Задачи урока:

  • показать артикуляционную гимнастику как основу упражнений для разогрева артикуляционного аппарата;

  • рассмотреть интонационно – фонетические упражнения для вокального аппарата обучающихся;

  • поиграть в музыкально - дидактические игры, развивающие звукообразование, дирижерский жест, динамику, штрихи, ритмический строй;

  • сделать упражнения для развития дыхательного аппарата;

  • спеть упражнения для развития вокально-интонационных навыков;

  • провести работу над интонационными, ритмическими, динамическими задачами во фразах изученных песен;

  • подвести итог пением изученных произведений.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: традиционный

Принципы ведения урока:

  • последовательность;

  • действенность результатов работы.

Метод: практический

План урока

I. Организационный этап

1.1. Приветствие.

1.2. Озвучивание цели и задач урока.

II. Основной этап

2.1. Практическая часть

2.1.1. Артикуляционная гимнастика

2.1.2. Интонационно - фонетические упражнения для развития показателей

певческого голосообразования.

2.1.3. Музыкально - дидактические игры.

2.1.4. Работа над дыханием.

2.1.5. Упражнения для развития вокально-интонационных навыков.

2.1.6. Работа над интонационными, ритмическими, динамическими задачами

во фразах изученных песен.

III. Итоговый этап.

3.1. Исполнение изученных произведений.

3.2. Подведение итогов проделанной на уроке работы.

3.3. Благодарность обучающимся от преподавателя за работу на уроке и выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный этап

1.1.Приветствие, психологический настрой обучающихся.

1.2. Озвучивание темы урока: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора».

Цель урока: Рассмотреть формы работы над развитием вокально-хоровых навыков на уроке хора в первом классе.

Задачи урока:

  • показать артикуляционную гимнастику как основу упражнений для разогрева артикуляционного аппарата;

  • рассмотреть интонационно – фонетические упражнения для вокального аппарата обучающихся;

  • поиграть в музыкально - дидактические игры, развивающие звукообразование, дирижерский жест, динамику, штрихи, ритмический строй;

  • сделать упражнения для развития дыхательного аппарата;

  • спеть упражнения для развития вокально-интонационных навыков;

  • провести работу над интонационными, ритмическими, динамическими задачами во фразах изученных песен.

  1. Основной этап

2.1. Практическая часть

2.1.1. Артикуляционная гимнастика

Методические комментарии:

Артикуляционный аппарат – система органов, благодаря работе которых формируются звуки речи.

Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические упражнения фонопедического метода В.В.Емельянова являются разогревающей разминкой для артикуляционного и вокального аппарата обучающихся в начале урока пения.

  • Покусаем кончик языка, пока не почувствуем, что активизировалась работа слюнных желез и полость рта увлажнилась.

  • «Шинкуем» язык, т.е., покусывая язык, постепенно выдвигаем его вперед. Повторим эту процедуру 4 раза.

  • Жуем язык коренными зубами попеременно с одной стороны, потом с другой.

  • Пощёлкаем языком, меняя размеры и конфигурацию губ (например, «улыбка», «трубочка»).

  • Покусываем нижнюю губу слева направо и наоборот, потом верхнюю.

  • Вытягиваем губы трубочкой вперёд, рисуем губами круг, квадрат.

  • Проводим небольшой массаж, постукивая кончиками пальцев по лицу, начиная от корней волос и вниз, приговаривая:

«- град, а град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься!

- Я совсем не рад, отвечает град.

Это солнца луч просверлил бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу!»

  • Пожуём воображаемую жвачку. Рот открывается аккуратно. Количество воображаемой жвачки постепенно увеличивается, и, соответственно, рот открывается шире.

  • Открываем рот круговым движением челюсти «вперёд - вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторим несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперёд - вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряжённой. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовём условно «Злая кошка».

2.1.2. Интонационно – фонетические упражнения для развития показателей

певческого голосообразования.

1. Произнесём согласные таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. открытость максимум на 4 зуба наверху и 4 зуба внизу. Губы отстают от зубов и даже от дёсен, желательно, чтобы были видны дёсны, и ненапряженная, а натянутая губная комиссура, контролируемая пальцами рук. Итак, произносим согласные очень звучно, с открыванием рта до и после. Последовательность согласных: Ш, Ч, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж

В этой последовательности каждый согласный повторяется 4 раза так, чтоб не прекращалась фонация этой согласной вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: ШЫ, СЫ, ФЫ, КЫ, ГЫ, и т.д.

На согласных Т и Д производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные К и Г произносятся с полностью открытым ртом без движения челюсти. Все упражнения выглядят следующим образом:

Ш, Ш, Ш, Ш; С, С, С, С; Ф, Ф, Ф, Ф; и т.д.

2. Упражнение «Вопросы и ответы».

На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов гортани – толстого голоса и тонкого голоса. Соответствие нефальцетного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот открыт на максимум, и пальцы контролируют мягкость щек. Вопрос: У - нефальцетный режим, О – фальцетный режим, ответ: У - фальцетный, О - нефальцетный. На этом упражнении мы проверяем порог.

2.1.3. Музыкально - дидактические игры

  • «Самолёт» - на расширение диапазона, дирижерский жест, дыхание.

Упражнение на постепенное понижение и повышение интонации голоса на протяжении всего диапазона (индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от музыкальных способностей). Дети поют закрытым ртом, изображая звук летящего самолёта. Время исполнения упражнения ограничено объёмом вдыхаемого воздуха.

Обучающиеся повторяют движения рук за преподавателем:

- руки опущены - самолёт стоит (молчим);

- при движении рук вверх, исполняемый звук постепенно повышается, вниз-

понижается;

- варианты показа движений рук преподавателя различны каждый раз;

  • «Пароход» - на дикцию, раскрепощение обучающихся и расширение их диапазона.

Обучающиеся произносят стихотворение сидя, изображая движениями рук и ног содержание. Последняя строчка исполняется на staccato, начиная с высоких звуков, заканчивая низкими (постепенно понижая интонацию).

«Ванна - море, я – пароход.

Полный вперёд! Полный назад!

Право руля! Лево руля!

Мчусь я по морю, ногами бурля.

Я бы доплыть до Австралии мог,

Но - у – Пе – тро – вых – по – тёк – по – то – лок!»

  • «Считаем до десяти» - работа над динамикой, ритмическим строем, дирижерским жестом (pcrescendof).

Обучающиеся начинают считать от одного до десяти с тихого звука до громкого, постепенно увеличивая силу звука. После цифры десять трижды изображают крик чайки в высокой тесситуре на штрих «staccato».

  • Скороговорка «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки». На звуковысотность, эмоциональность, дирижерский жест.

Обучающиеся рассказывают скороговорку медленно, повторяя высоту звуков как показывает преподаватель. Можно рассказывать торжественно, вопросительно и т.д.

2.1.4. Работа над дыханием

Методические комментарии:

Дыхание - один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. Вдох всегда требует активной работы мышц – вдыхателей, поднимающих рёбра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает лёгкие вниз. Наилучшим для пения является дыхание нижнерёберно- диафрагмальное, когда при вдохе верхний отдел грудной клетки остаётся спокойным, нижние рёбра хорошо раздвигаются, диафрагма опускается, и живот немного выдвигается вперёд.

Выдох в пении осуществляется при действии мышц брюшного пресса и мышц, опускающих рёбра.

Обычно вдох производится быстро, бесшумно, через нос или через нос и рот одновременно. Выдох должен быть плавным, без толчков, лишнего напряжения, но достаточно активным для создания чувства опоры.

Упражнения в дыхании без звука помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, т.е. развивают управление этой мускулатурой.

Упражнения на дыхание

  • «Торт со свечками». На короткий вдох, задержку дыхания и длинный выдох.

Обучающиеся берут в руки воображаемый торт со свечами, делают короткий вдох через нос и бесшумно выдыхают воздух через рот, задувая воображаемые свечи.

  • «Собачка запыхалась». Контроль над работой диафрагмы.

Обучающиеся кладут руку на живот, быстро вдыхают и выдыхают воздух через открытый рот, изображая как дышит собачка.

  • «Шарик с дырочкой». Упражнение на длинный выдох.

Обучающиеся зажимают между ладоней воображаемый большой воздушный шарик с дырочкой, делают короткий вдох через нос, шарик сдувается на выдохе со звуком «С». Чем длиннее выдох, тем лучше.

  • Скороговорка «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки». На распределение долгого выдоха.

2.1.5. Упражнения для развития вокально-интонационных навыков

Методические рекомендации:

Для быстрой смены деятельности пение распевок проводится различными способами: все вместе; отдельно девочки, отдельно мальчики; отдельно первый ряд, отдельно второй; индивидуально. Всегда во время пения следим за певческой установкой (положением корпуса, головы, рук, ног во время работы сидя и стоя).В игровой форме приучаем детей реагировать на жесты дирижера, повторять некоторые из них, следим за дыханием, звукообразованием, дикцией, строем и ансамблем.

  • Вокальные упражнения на развитие интонации. Работа над штрихами в музыке (можно петь на любой слог или названием штриха)

  1. на слог ляnonlegato (по полутонам в пределах ре - до 1 октавы);

2) на слог ля - staccato(по полутонам в пределах ре - до 1 октавы);

3) на слог ля-legato(по полутонам в пределах ре - до 1 октавы).

  • «Поиграем в театр». На тембр голоса и динамику, штрихи.

Исполняя песенку «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом» на двух нотах на интервал б2 спеть: грустно, радостно, торжественно в различной динамике, тембром взрослого, маленького ребёнка, противным или красивым голосом. По динамике петь: тихо, громко, постепенно увеличивая с тихого звука до громкого и наоборот.

  • Скороговорка «бык тупогуб, тупогубенький бычок» поем на одном звуке по полутонам, начинаем петь медленно, постепенно ускоряя.

  • Упражнения на интонацию дикцию и ритмический строй:

  1. до, ре, ми, ре, до (заполняем терцию в мажоре вверх и вниз). Перемещаемся по полутонам.

  2. «Хохочем». Поем на слог «Ха», «Хо» с пятой ступени до первой по мажору. Перемещаемся по полутонам.

  3. «До, до, соль, соль, до, до, соль, мы посеяли фасоль». Поем квинту, перемещаемся по полутонам.

2.1.6. Работа над интонационными, ритмическими, динамическими задачами во фразах изученных песен

Методические рекомендации:

Повторяются и прорабатываются сложные для исполнения обучающихся фразы из разучиваемых песен. Концертмейстер помогает игрой мелодии или аккомпанемента на инструменте. Обучающиеся отвечают хором или индивидуально.

  1. Итоговый этап.

    1. Исполнение изученных произведений

Методические рекомендации:

Исполнение песен на правильном дыхании, с точной интонацией, эмоционально, выразительно, с движениями, проработанными на уроках.

  • Муз. Л. Абеляна, сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно»

  • Муз. Г. Эрнесакса, сл. С. Эрнесакс, р.т. В.Татаринова «Едет, едет паровоз»

  • Муз. Ю. Слонова, ст. И. Токмаковой «Плим»

  • Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского «Смешной человечек»

  • Муз. Е. Попляновой, ст. Н. Пикулёвой «Кастрюля-хитрюля»

  • Муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулёвой «Слово на ладошках»

  • Муз. А.Арутюнова, сл.О.Григорьева «Моряк»

  • Муз. Л. Абеляна, сл. В.Степанова «Модница»

  • Муз. Ю. Слонова, сл. И. Токмаковой «Скок-скок-скок»

Методические рекомендации:

Очень важно подбадривать детей, если не получается точно исполнить интонацию. Нужно хвалить обучающихся даже за маленькую победу в вокальном развитии. Внимательное отношение к каждому ребенку, повышение значимости совместной работы - залог дружного хорового коллектива.

3.2. Подведение итогов проделанной на уроке работы.

3.3. Благодарность обучающимся от преподавателя за работу на уроке и выставление оценок.

Заключение

Хоровое пение, как исполнительское искусство, наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, обучающийся не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

Первоначальный этап по формированию вокально-хоровых навыков движется медленно. Особенно сложно проходит этап становления координации между слухом и голосом. У половины обучающихся детонация голоса, основными причинами возникновения которой являются нарушения слухового самоконтроля, изменение позиции правильного звукообразования и слабое музыкальное развитие.

Вокально-хоровое искусство важнейший воспитательный и стимулирующий фактор для формирования чувства коллективного единения и источник творческого вдохновения. Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития. Хор - идеальное место для развития вокально-хоровых навыков у обучающихся младших классов.

Литература

1.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Новосибирск,1998г.

2.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 1991.

3.Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в школе, вып. 13.- М., 1978.

4.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов.- М.: «Аквариум ЛТД»

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной работе освещен открытый урок на тему: «Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками с обучающимися первого класса на уроке хора». В предоставленном материале рассматривается система упражнений для развития вокальной интонации в младшем хоре. С помощью этой системы обучающимся легче понять возможности своего голоса. Дети с удовольствием откликаются на задания, исполняемые в игровой форме, поэтому на уроке их много. Все задания способствуют грамотному, эмоциональному, выразительному исполнению хоровых произведений обучающимися. Материал открытого урока адресован преподавателям хорового пения детских музыкальных школ и школ искусств.
0 ₽
В данной работе освещен открытый урок на тему: «Формы работы на уроке хора с обучающимися старших классов». В представленном материале рассматриваются некоторые формы работы для развития вокально-хоровых навыков, закрепления способов работы над преодолением технических трудностей в произведениях концертной и конкурсной программы хора. Материал открытого урока адресован преподавателям хорового пения детских музыкальных школ и школ искусств.
0 ₽