Класс. 1
Учитель: Котовщикова М.А.
Тема:«Когда изобрели велосипед?»
Цели:познакомить с историей изобретения велосипеда;
уточнить знания об устройстве велосипеда;
познакомить с правилами безопасной езды на велосипеде.
Планируемые результаты: научатся сравнивать старинные и современные
велосипеды; поймут роль велосипеда в нашей жизни, необходимость
соблюдения правил безопасной езды на велосипеде.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать цель деятельности;
- умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
- умение проверять и оценивать результаты работы;
- умение действовать по плану.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций
- умение выделять нужную информацию для решения задачи;
- умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- умение вычитывать информацию, данную в явном виде;
- умение объяснять смысл слова;
Личностные УУД:
- умение выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
- умение принимать мнение других.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды, таблички со словами «Когда», «изобрели», «велосипед?», карточки с заданием, смайлики, учебник «Окружающий мир» 2 часть , автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть, автор А.А.Плешаков,
Ход урока
1.Орг момент
2. Мотивация к учебной деятельности
-Сегодня на уроке у нас гости.
Поздоровайтесь, улыбнитесь, чтоб им стало тепло от ваших улыбок.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушаем, рассуждаем,
Ни минуты не теряем
И друг другу помогаем.
3..Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на занятии мы с вами вновь побываем в прошлом времени, чтобы получить новую информацию и будем отвечать на вопрос «Когда?»
( Вывешивается табличка с вопросом на доску.)
- Ребята, хотите узнать героя нашего урока? Отгадайте загадку о нем.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
Угадайте, есть ответ,
Это мой (велосипед).
- Правильно, ребята. Это велосипед
(Вывешивается на доску табличка со словом «велосипед»)
- У нас есть слова «когда» и «велосипед». Какое же слово нужно вставить, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели. Учащиеся предлагают выбранное слово и объясняют свой выбор.)
- Кто может определить тему урока?
- Что бы вы хотели узнать о нем. (это и будут задачи урока).
- Совпадают ли наши пожелания узнать новое о велосипеде с задачами в учебнике (стр. 22)
- Прочитайте учебные задачи.
1) Узнаем, когда изобрели велосипед
2) Как он менялся с течением времени
3) Будем учиться правилам езды на велосипеде
- Вот сколько всего нового мы должны будем узнать.
4. Работа по теме урока.
- Вспомните, на каком велосипеде вы ездили, когда были маленькими, ездите сейчас, на каком будете ездить, когда вырастете?(Выполнить задание «Рабочая тетрадь» с. 17 задание №1. Проверка задания. Самооценка.)
- Ребята, один мой знакомый юный спортсмен как-то похвастал, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» и велосипеде.
- Мне не понятно сколько механизмов освоил юный спортсмен?
- Какова наша тема урока? Давайте попробуем разобраться?
- Что вам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос ? (нам надо узнать историю изобретения велосипеда )
- Для этого мы отправимся путешествовать во времени. Как выдумаете, в каком времени мы побываем? (Просмотр презентации «Когда изобрели велосипед?» )
1) Проект первого велосипеда предложил еще в 1495 году великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколесный механизм со всеми подробностями. Но этот рисунок люди увидели только в концеXIX века. Поэтому так много изобретателей в разных странах мира пытались создать эту двухколесную машину и в XVII, и в XVIII веках.
В 1817 году в Германии появился двухколёсный велосипед. Это была тяжёлая конструкция. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо поэтому и назвали новую машину велосипедом- ведь в переводе «велосипед» означает «быстрая нога». Подобный велосипед в России изобрёл Ефим Артамонов и назвал его самокатом.
Передвигаться на нём было неудобно, седока трясло, поэтому его ещё называли и «костотрясом».
2) Рассмотрите изображение «костотряса» в учебнике на с.22
На смену ему пришёл «паук». Это был велосипед, в котором вместо деревянных колёс появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами. Диаметр колёс увеличили, чтобы увеличилась скорость передвижения. Пауки уже имели рычаги управления и педали, прикреплённые к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным.
3) Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.(рассмотрите в учебнике)
В наши дни жители многих стран пользуются услугами велосипеда, отдавая ему предпочтение перед автомобилем.
- Сколько механизмов освоил спортсмен?
Вывод: Спортсмен освоил один механизм. «Бегунок», « паук», «костотряс» - это разные названия велосипеда. Название велосипеда зависело от того, как он был устроен.
5. Физминутка ( Музыкальная физминутка.)
6.Продолжение работы по теме
1) Практическая работа в парах.
-У кого из вас есть велосипед?
- Кто умеет кататься на велосипеде?
- Знаете ли вы ,как он устроен? Рассмотрите на рисунке на странице 22 устройство велосипеда и назовите все его части. Что не указано на рисунке? Проверьте себя на странице 86.
( Дети самостоятельно работают в парах)
Работа у доски.
2-3 человека выходят к доске и показывают детали велосипеда.
- Какие из поставленных задач были уже решены?
- Какая из поставленных задач еще не решена?
(Мы еще не учились правилам безопасной езды на велосипеде.)
2)Беседа о правилах дорожного движения.
- Где вы катаетесь на велосипеде?
-Можно ли вам выезжать на проезжую часть?
-Со скольких лет можно выезжать на дорогу?
- Прочитайте текст на странице 23 учебника и найдите ответы на эти вопросы.
-Везде ли можно передвигаться на велосипеде? Посмотрите на знаки, изображённые на с.18 тетради.
-Кто знает, что они обозначают?
-Велосипед, изображённый на синем фоне,- разрешающий знак.
Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать. Любой знак в красном круге- запрещающий.
- Что он нам запрещает? (Нельзя ехать на велосипеде.)
- Правильно. В этом месте нельзя ехать на велосипеде.
3)Работа в тетради.
- Раскрасьте эти знаки в вашей рабочей тетради и запомните их.
(Дети выполняют задание.)
4) Работа в группах
1 группа: Найти общие детали с машиной. Отметить и назвать.
(Руль, тормоза, сиденье, сигнал (звонок), обод, фонарь, шины, светоотражатель).
-Вот видите, как много одинаковых деталей у машины и велосипеда? Машина и велосипед на дороге являются чем? (транспортным средством) Значит если ты сел за руль ты становишься кем? (водителем)
2 группа: Определить, какие части не подписаны, отметить.
3 группа: Зачеркнуть лишние детали, которые не относятся к велосипеду.
Отчет групп.
-Ребята, нужен ли современному человеку велосипед. Есть общественный транспорт, есть личные автомобили. Для чего современному человеку велосипед?(Учебник с.23)
-Какую роль играют велосипеды в нашей жизни?
Вывод: На велосипедах можно всей семьей поехать в лес на прогулку. На спортивном велосипеде можно участвовать в велогонках. Езда на велосипеде улучшает наше кровообращение.
5)Какие бывают велосипеды.
-Какие разные теперь выпускают велосипеды! В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные..
-Какие названия вам сразу понятны?
-Рассмотрите изображения велосипедов в первом задании тетради.
-На каком велосипеде ездят в раннем детстве?
-На каком ездят подростки?
- А на каком-взрослые люди?
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль.
Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используют такие велосипеды?
Разновидностью спортивного велосипеда является тандем- двухместный двухколёсный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час.
Специальные велосипеды- это цирковые, грузовые, трёхколёсные и велоколяски.
Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза. На них доставляют почту. Есть трёхколёсные велосипеды для взрослых. Они созданы специально для пожилых людей. Существуют водные велосипеды .
Современные велосипеды можно легко сложить
7.Рефлексия учебной деятельности.
-Со скольких лет вы можете выезжать на улицу на велосипеде?
-Где вы пока можете кататься?
-Как называются знаки, регулирующие движения велосипедистов?
-О чём они нам говорят?
-Когда изобрели велосипед?
-Какими были первые велосипеды?
- Прочитаем вывод.
Оценка своей деятельности.
-А теперь возьмите свои «Светофорики» и оцените свою работу на уроке.(Дети показывают определённый цвет светофора.)
Рефлексия настроения «Солнышко»