Окружающий мир. 4 класс.
Тема урока: Жизнь леса.
Лес – природное сообщество.
Цель урока: расширить представления детей о лесе, как природном сообществе.
Задачи урока:
раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;
выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;
развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.
Личностные УУД:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- понимание красоты природы России и своего края;
- развивать познавательные процессы, творческий потенциал учащихся;
- оценивать своё поведение и поведение других людей в природе;
Коммуникативные УУД :
- способствовать формированию собственного мнения и умения
аргументировать свою позицию;
- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
Познавательные УУД :
- раскрывать значение понятия «природное сообщество»;
- приводить примеры растений и животных, характерных для данного природного сообщества;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя
учебник
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи
учителя;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: плакат «Смешанный лес», предметные картинки: дикие
животные, птицы, насекомые, грибы; раздаточный материал: тест «Земля – кормилица», карточки для с/р, памятки «Правила поведения в лесу», схемы.
Ход урока.
1. Самоопределение к учебной деятельности
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку, где нам предстоит открыть новые тайны нашего края, а какие догадаетесь сами, послушав стихотворение.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
- Догадались о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно поговорим о растениях и животных леса, о взаимосвязях между обитателями леса, о пользе леса..
Подготовка к изучению нового материала.
- Можно отправиться на прогулку. Но прежде угадайте имя одного лесного жителя, который будет нас сопровождать, чтобы мы не заблудились в лесу.
Его имя мы будем узнавать так: так как мы идем в лес, значит должны вспомнить правила поведения в лесу, вы называете правило, а я открываю букву в имени гостя.
(На доске карточки с буквами Л, Е, С, О, В, И, К. После ответа на доске появляются памятки).
Правила поведения в лесу:
Нельзя ломать ветки деревьев.
Нельзя разжигать костры.
Не разрушай муравейники.
Не трогай гнезда птиц.
Не бросай мусор в лесу.
Не рви цветы.
Не шуми в лесу.
- Молодцы, все правила вспомнили и узнали имя нашего гостя.
Кто он?
Проверка домашнего задания.
- Ребята, Лесовичок для вас приготовил листы – пропуски, чтобы войти в лес мы должны выполнить тест, тем самым проверить домашнее задание.
(Уч – ся выполняют тест «Земля-кормилица»).
Работа над новой темой.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
- Широко раскинулся на территории нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которым наделена наша Родина, является лес.
- Внимательно рассмотрите лес.
С чем вы можете его сравнить? (С лестницей).
- Чем является лес для живых организмов? ( Домом ).
- А какой это дом? (Большой, многоэтажный).
-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:
а) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.
(Деревья)
б) многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники)
в) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
-Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения.
- Какие деревья располагаются в верхнем ярусе?
- В среднем ярусе?
- Что растет в нижнем ярусе?
- А что же растет на самой земле? (Мхи и лишайники).
- Ребята, вы говорили, что лес является домом для животных. Давайте вместе с Лесовичком заселим и наш лесной дом.
- Какие животные встречаются в нашем краю?
- Угадайте какие животные живут в нашем лесу.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ежик)
Посмотрите-ка какая
Вся горит, как золотая
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит
Постучит и легче. (Дятел)
Днем я сплю, а ночью летаю.
Хорошо я поступаю? (Сова)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
(Ученики отгадывают загадки, а учитель заселяет лес)
- Какой красивый стал наш лес!
- Чем же еще лес служит животным кроме того, что он является их домом? (В лесу они находят пищу).
- Правильно! Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
- Давайте составим две цепи питания, сложившихся в наших краях.
(На доске плакат «Цепи питания». Коллективно поставить стрелки).
Работа в парах
(Детям раздаются карточки. Нужно составить 2 цепи питания).
- Могут ли животные и растения жить друг без друга?
6. Физкультминутка.
- Лесовичок уже устал, давайте и мы вместе с ним отдохнем.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Продолжение изучения новой темы.
- Ребята, Лесовичок говорит, что мы забыли еще об одних обитателях леса. Догадайтесь о ком идет речь?
И на горке, и под горкой
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы).
- Как вы думаете лесу грибы нужны?
- Об этом нам расскажет Наташа.
(К доске выходит заранее подготовленный ученик)
Рассказ о роли грибов в лесу.
- Нужны ли лесу грибы?
- Какие грибы вы знаете?
- Какие из них ядовитые?
(Прикрепить грибы в лесу)
Рассказ о лесной подстилке и микроорганизмах.
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы в настоящем лесу.
- Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сухие веточки, сквозь них
пробивается трава)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаются в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большое количество старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.
- Каким животным она служит защитой от холодов? (Которые впадают в
спячку)
- А именно?
Закрепление изученного материала.
- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами, животные делят между собой эти этажи, все они живут сообща)
- Молодцы! Поэтому мы назовем лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.
- Посмотрите на схему, что вы можете сказать?
(На доске появляется схема)
Живая природа
ЖивотныеРастения
Грибы
Рефлексия
- Ребята, я хочу на ваш суд вынести одну историю, которую мне рассказал Лесовичок.
- Однажды две девочки Оля и Лида пошли в лес. Устали, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Им очень понравилось пение соловья. Лида собрала остатки своей еды ,обрывки бумаги и бросила под куст. Оля же завернула все в газету и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Лида. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит.
- Стыдно перед соловушкой. – тихо ответила Оля.
- Кто поступил правильно: Оля или Лида?
- Почему Оле стало стыдно перед соловушкой?
- Конечно же лес это дом и мы не имеем права вести себя таким образом в гостях.
9. Итог урока
- Что нового узнали сегодня на уроке?
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость
И даст вам природа здоровье и радость!
Домашнее задание
(Стр. 175 – 182)