Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Экология
  3. Конспект урока "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."

Конспект урока "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Цель данного урока расширить представления детей о лесе, как природном сообществе. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить видеть красоту природы России и своего края.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока: Жизнь леса.

Лес – природное сообщество.

Цель урока: расширить представления детей о лесе,  как природном сообществе. 

Задачи урока:  

  • раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;

  • выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека;

  • развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.

 Личностные УУД: 

                           - воспитывать у детей бережное отношение к природе;

                           - понимание красоты природы России и своего края;

                           - развивать познавательные процессы, творческий потенциал учащихся;

                           - оценивать своё поведение и поведение других людей в природе;

Коммуникативные УУД : 

                                  - способствовать формированию собственного мнения и умения

                                     аргументировать свою позицию;

                                  - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

                                  - договариваться о распределении функций и ролей в совместной

                                    деятельности;

Познавательные УУД :   

                                 - раскрывать значение понятия «природное сообщество»;

- приводить примеры растений и животных, характерных для данного     природного сообщества;

                                 - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя  

учебник

Регулятивные УУД:     

                              - определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи

                               учителя;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: плакат «Смешанный лес», предметные картинки: дикие

животные, птицы, насекомые, грибы; раздаточный материал: тест «Земля – кормилица», карточки для с/р, памятки «Правила поведения в лесу», схемы.

Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку, где нам предстоит открыть новые тайны нашего края, а какие догадаетесь сами, послушав стихотворение.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

- Догадались о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно поговорим о растениях и животных леса, о взаимосвязях между обитателями леса, о пользе леса..

  1. Подготовка к изучению нового материала.

- Можно отправиться на прогулку. Но прежде угадайте имя одного лесного жителя, который будет нас сопровождать, чтобы мы не заблудились в лесу.

Его имя мы будем узнавать так: так как мы идем в лес, значит должны вспомнить правила поведения в лесу, вы называете правило, а я открываю букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами Л, Е, С, О, В, И, К. После ответа на доске появляются памятки).

Правила поведения в лесу:

  1. Нельзя ломать ветки деревьев.

  2. Нельзя разжигать костры.

  3. Не разрушай муравейники.

  4. Не трогай гнезда птиц.

  5. Не бросай мусор в лесу.

  6. Не рви цветы.

  7. Не шуми в лесу.

- Молодцы, все правила вспомнили и узнали имя нашего гостя.

Кто он?

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, Лесовичок для вас приготовил листы – пропуски, чтобы войти в лес мы должны выполнить тест, тем самым проверить домашнее задание.

(Уч – ся выполняют тест «Земля-кормилица»).

  1. Работа над новой темой.

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

- Широко раскинулся на территории нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которым наделена наша Родина, является лес.

- Внимательно рассмотрите лес.

С чем вы можете его сравнить? (С лестницей).

- Чем является лес для живых организмов? ( Домом ).

- А какой это дом? (Большой, многоэтажный).

-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания:

а) Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

(Деревья)

б) многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники)

в) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)

-Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения.

- Какие деревья располагаются в верхнем ярусе?

- В среднем ярусе?

- Что растет в нижнем ярусе?

- А что же растет на самой земле? (Мхи и лишайники).

- Ребята, вы говорили, что лес является домом для животных. Давайте вместе с Лесовичком заселим и наш лесной дом.

- Какие животные встречаются в нашем краю?

- Угадайте какие животные живут в нашем лесу.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ежик)

Посмотрите-ка какая

Вся горит, как золотая

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит

Постучит и легче. (Дятел)

Днем я сплю, а ночью летаю.

Хорошо я поступаю? (Сова)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

(Ученики отгадывают загадки, а учитель заселяет лес)

- Какой красивый стал наш лес!

- Чем же еще лес служит животным кроме того, что он является их домом? (В лесу они находят пищу).

- Правильно! Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

- Давайте составим две цепи питания, сложившихся в наших краях.

(На доске плакат «Цепи питания». Коллективно поставить стрелки).

  1. Работа в парах

(Детям раздаются карточки. Нужно составить 2 цепи питания).

- Могут ли животные и растения жить друг без друга?

6. Физкультминутка.

- Лесовичок уже устал, давайте и мы вместе с ним отдохнем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

  1. Продолжение изучения новой темы.

- Ребята, Лесовичок говорит, что мы забыли еще об одних обитателях леса. Догадайтесь о ком идет речь?

И на горке, и под горкой

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы).

- Как вы думаете лесу грибы нужны?

- Об этом нам расскажет Наташа.

(К доске выходит заранее подготовленный ученик)

  1. Рассказ о роли грибов в лесу.

- Нужны ли лесу грибы?

- Какие грибы вы знаете?

- Какие из них ядовитые?

(Прикрепить грибы в лесу)

  1. Рассказ о лесной подстилке и микроорганизмах.

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы в настоящем лесу.

- Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сухие веточки, сквозь них

пробивается трава)

- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаются в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большое количество старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.

- Каким животным она служит защитой от холодов? (Которые впадают в

спячку)

- А именно?

  1. Закрепление изученного материала.

- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения растут ярусами, животные делят между собой эти этажи, все они живут сообща)

- Молодцы! Поэтому мы назовем лес ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ.

- Посмотрите на схему, что вы можете сказать?

(На доске появляется схема)

Живая природа

ЖивотныеРастения

Грибы

  1. Рефлексия

- Ребята, я хочу на ваш суд вынести одну историю, которую мне рассказал Лесовичок.

- Однажды две девочки Оля и Лида пошли в лес. Устали, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Им очень понравилось пение соловья. Лида собрала остатки своей еды ,обрывки бумаги и бросила под куст. Оля же завернула все в газету и положила в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Лида. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит.

- Стыдно перед соловушкой. – тихо ответила Оля.

- Кто поступил правильно: Оля или Лида?

- Почему Оле стало стыдно перед соловушкой?

- Конечно же лес это дом и мы не имеем права вести себя таким образом в гостях.

9. Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость

И даст вам природа здоровье и радость!

  1. Домашнее задание

(Стр. 175 – 182)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок окружающего мира, 1 класс. Цель данного урока познакомить детей с историей изобретения велосипеда и уточнить знания об устройстве велосипеда, а также познакомить с правилами безопасной езды на велосипеде.
0 ₽
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Цель данного урока расширить представления детей о лесе, как природном сообществе. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить видеть красоту природы России и своего края.
0 ₽