Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Конспект урока "Концентрация или массовая доля растворённого вещества"

Конспект урока "Концентрация или массовая доля растворённого вещества"

Интегрированный урок химии и математики для учащихся 7 класса. Учащиеся изучают тему "Растворы", знакомятся с приготовлениями растворов разной концентрации. Показан подход к понятию массовой доли с точки зрения двух предметов: математика и химия. Учащиеся готовят растворы разной концентрации, делают расчёты.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Учителя Набокова С.Д.

Тема урока:

Концентрация ИЛИ Массовая доля растворенного вещества.

Цель урока: показать связь математики и химии через общие понятия

Тип урока: обобщающее-пропедевтический

Задачи урока:

  • актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации;

  • раскрыть важность понятия «процент» в повседневной жизни;

  • формировать расчётные умения по использованию массовой доли растворённого вещества в ходе химического эксперимента;

  • способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания;

  • развивать умение работать в группах;

  • воспитывать уважение к мнению других членов коллектива.

Оборудование:

Весы, фарфоровая чашечка, ложечка, мензурка, коническая колба, мерный стакан.

Реактивы: Вода, сахар.

Учитель математики:

На уроках математики мы учились решать три основных типа задач на проценты. Назовите их (нахождение процента от числа, нахождение числа по проценту, сколько процентов одно число составляет от второго)

Сегодня будем говорить о процентном отношении двух чисел.

Вопрос классу: Что нужно сделать для ответа на вопрос: сколько процентов первое число составляет от второго? (разделить первое число на второе и умножить на 100%)

Устно, ответы с места: Сколько % составляет 20 от 50? (40%), а 50 от 20? (250%)

Рассмотрим задачу практического содержания : в 180 г воды растворили 20г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе.

Индивидуальная работа у доски, весь класс выполняет задачу в тетради.

На практике часто приходится иметь дело с растворами, имеющими строго заданное процентное содержание в них растворенного вещества. Приведу несколько примеров:

  • Во-первых, это приготовление различных лекарственных растворов. Если в аптеке случайно произойдет ошибка с количеством лекарства в его растворе, то последствия могут быть самыми плачевными.

  • Во-вторых, если фотограф ошибется при растворении проявителя, то фотографии либо не проявятся, либо будут испорчены.

  • Если залить в аккумулятор раствор, в котором содержание серной кислоты будет меньше или больше требуемого, то аккумулятор либо не будет работать, либо выйдет из строя.

Во всех случаях мы говорили о величине, определяющей содержание вещества в смеси, растворе. Тема урока: КОНЦЕНТРАЦИЯ.

Учитель химии:

На уроках химии мы не только решаем задачи на растворы, но и готовим их, а это может помочь вам приготовить раствор в домашних условиях для засолки огурцов или помидор, сахарный сироп для компота или варенья. Сегодня мы проведём с вами химический эксперимент, работая в группах.

Вопрос классу: Скажите, можно ли определить, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще: с 2 кусочками сахара или с 2 чайными ложечками? (учитель демонстрирует уже приготовленные 2 стакана чая).

Что такое чай сладкий с точки зрения химии? Это раствор, который состоит из растворённого вещества – сахара и растворителя – воды.

Величину, определяющую содержание растворённого вещества в растворе на уроках химии называют «массовой долей». Тема урока: МАССОВАЯ ДОЛЯ.

Химическая формула для вычисления массовой доли растворённого вещества:

w (массовая доля растворённого вещества) m (растворённого вещ-ва)

= ________________________ . 100%

m (раствора)

В ходе химического эксперимента 1 и 2 группы должны приготовитьраствор, состоящий из 2-х кусочков сахара-рафенада и 200 г воды, определить массовую долю растворённого вещества (сахара). 3,4,5 группы будут готовить раствор, состоящий из 2-х чайных ложечек сахара и 200 г воды, определять массовую долю растворённого вещества (сахара).

На нашем уроке присутствуют гости, и мы попросим их приготовить эти же растворы и попробовать их на вкус, таким образом, мы определим какой чай слаще, вы с помощью математических и химических расчётов, а наши гости с помощью органов вкуса.

Перед вами на столе находится оборудование, задание для каждой группы. Инструкция содержит поэтапный ход работы. После приготовления раствора и проведения необходимых вычислений, прошу записать результаты вашей группы в таблицу на доске. Время работы в группах – 10 минут.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

mсахара

mраствора

w(массовая доля)

Инструкция к практической работе «Приготовление раствора сахара – сладкий чай»

Группа №1;2

Задание: Приготовить раствор, состоящий из 2-х кусочков сахара-рафенада и 200 г воды, определить массовую долю растворённого вещества (сахара).

Цель работы: В ходе химического эксперимента приготовить раствор сахара и определить массовую долю растворённого вещества.

Оборудование и реактивы: Колба коническая, мерный стакан (250 мл), мерный стакан (50 мл), мензурка, фарфоровая чашечка, ложечка для сахара, ложечка для перемешивания, вода, сахар.

Ход работы:

  1. Отвесьте на весах сахар (2 кусочка), поместите его в колбу. Запишите результат (массу сахара в граммах).

  2. Отмерьте 200 мл воды с помощью мензурки или мерного стаканчика (вспомните правила измерения объёма жидкостей) и вылейте её в колбу с сахаром.

  3. Аккуратно перемешайте с помощью ложечки до полного растворения.

  4. Вычислите массу раствора и определите массовую долю сахара в полученном растворе.

  5. Занесите данные вашей группы в таблицу на доске.

w (массовая доля растворённого вещества) m (растворённого вещ-ва)

= ________________________ . 100%

m (раствора)

m (растворённого вещ-ва)=

m (раствора)=

w (массовая доля растворённого вещества)=

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Инструкцияк практической работе «Приготовление раствора сахара – сладкий чай»

Группа №3;4;5

Задание: Приготовить раствор, состоящий из 2-х чайных ложечек сахара и 200 г воды, определить массовую долю растворённого вещества (сахара).

Цель работы: В ходе химического эксперимента приготовить раствор сахара и определить массовую долю растворённого вещества.

Оборудование и реактивы: Колба коническая, мерный стакан (250 мл), мерный стакан (50 мл), мензурка, фарфоровая чашечка, ложечка для сахара, ложечка для перемешивания, вода, сахар.

Ход работы:

  1. Отвесьте на весах сахар (2 ложечки), поместите его в колбу. Запишите результат (массу сахара в граммах).

  2. Отмерьте 200 мл воды с помощью мензурки или мерного стаканчика (вспомните правила измерения объёма жидкостей) и вылейте её в колбу с сахаром.

  3. Аккуратно перемешайте с помощью ложечки до полного растворения.

  4. Вычислите массу раствора и определите массовую долю сахара в полученном растворе.

  5. Занесите данные вашей группы в таблицу на доске.

w (массовая доля растворённого вещества) m (растворённого вещ-ва)

= ________________________ . 100%

m (раствора)

m (растворённого вещ-ва)=

m (раствора)=

w(массовая доля растворённого вещества)=

(учителя помогают и контролируют работу в группах)

  1. Сделайте вывод о проделанной работе.

Внимание! Химический эксперимент завершён, приступаем к анализу полученных результатов.

Анализ полученных результатов, занесенных в таблицу:

  • Единицы измерения

  • Счет

  • Интерпретация полученного результата

  • Сравнение с результатом независимых наблюдателей – педагоги, присутствующие на уроке оценивали чай по вкусовым показателям.

  1. Рефлексия

Сегодня вы увидели связь двух наук: математики и химии через общие понятия, применили знания, полученные на уроках физики и биологии, работали в группах, помогая друг другу. Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал ………………………..

Мне это пригодится ……………………………..

Вызвало затруднение …………………………….

  1. В заключении решим еще одну задачу химического содержания математическим способом.

С мешали 4 литра 15–процентного вод­но­го раствора не­ко­то­ро­го вещества с 6 лит­ра­ми 25–процентного вод­но­го раствора этого же вещества. Сколь­ко процентов со­став­ля­ет концентрация по­лу­чив­ше­го­ся раствора?

  1. Домашнее задание: подумайте, где еще так тесно переплетаются в жизни науки, о которых мы сегодня говорили: химия, математика, физика, биология.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Интегрированный урок химии и математики для учащихся 7 класса. Учащиеся изучают тему "Растворы", знакомятся с приготовлениями растворов разной концентрации. Показан подход к понятию массовой доли с точки зрения двух предметов: математика и химия. Учащиеся готовят растворы разной концентрации, делают расчёты.
0 ₽
Данный материал является лабораторным практикумом по курсу внеурочной деятельности. Он носит исследовательский, познавательный характер и может быть использован учителями на занятиях по внеурочной деятельности. Данная тема выбрана не случайно. Мороженое является одним из самых любимых продуктов питания населения. Особенно оно незаменимо в летний день! При его выборе перед нами встает проблема: «Какое мороженое вкуснее?» Мы заинтересовались этой проблемой, стало интересно, все ли то, что вкусно – полезно? Чтобы ответить на этот вопрос мы с учащимися изучили вкусовые качества разных сортов мороженого и его физико-химические свойства.
0 ₽