Фамилия, имя педагога | Зеленова Гульнара Рафисовна | |
Урок 4. Программа | По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва. | |
Тема занятия | «Конструкция и декор предметов народного быта» | |
Возраст обучающихся | 11-12 лет (5 класс) | |
Тип урока | Урок изучения новых знаний | |
Вид урока | Урок-игра | |
Форма урока | Деловая игра | |
Цель урока: | - Создать декоративный образ русской народной прялки | |
Задачи урока: | - Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка); - Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора; - Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти); - Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного - Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества | |
Планируемые результаты Личностные: Метапредментые результаты Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основные понятия | Прялка, ковши, деревянная чаша, солоница, хлебница, рубель, крестьянская утварь. | |
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)* | Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, презентация. | |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: Иллюстрации с изображением русских народных бытовых предметов формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши. Ученику: Краски темперные и гуашевые, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки. | |
Учебно-методическое обеспечение( средства, оборудование) | Для учителя: Материалы: | Для учащихся: |
- Иллюстрации с изображением русских народных бытовых предметов формы и типы росписей предметов народного быта; - Бумага, цветные карандаши; - таблица «ЗХУ»; - шаблоны для декорирования избы. | - Альбом; - Цветные карандаши; | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный. Трудовое действие: формирование мотивации к обучению. | 1. Приветствует учащихся. 2. Проверка настроения и готовности учеников. | 1. Приветствие. 2. Учащиеся отвечают учителю. |
Этап 2. Мотивационный. Трудовые действия: формирование мотивации к обучению. | 1. Предлагает назвать предметы народного быта. (Работа со слайдом). 2. Беседа о внутреннем убранстве жилья (слайд ). 3. Организует просмотр книг. 4. Организует обсуждение практической значимости темы. 5. Подводит к определению темы урока. Задание №1. «Таблица ЗХУ» (слайд) | 1. Учащиеся смотрят презентацию. 2. Участвуют в беседе с учителем. 3. Просмотр книг. 4. Приводят примеры знаний. 5. Частично заполняют таблицу «ЗХУ» (индивидуальная работа). |
Этап 3. Актуализация знаний предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Трудовые действия: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы. | 1. Задание №2. «Репродукция интерьера» карточки (14 штук). (Работа в группе) озвучивание правила работы в группе. 2. Задает вопросы по теме урока. 3. Продолжение работы со слайдами. 4. Показ слайдов о убранстве жилья. | 1. Дети рассматривают карточки и вдвоем выполняют задание. 2. Участвуют в опросе. 3. Обсуждение темы урока. Изучение новых понятий. 4. Просматривают слайды, делают выводы. Участвуют в дискуссии. |
Этап 4. Физкультминутка. | Организует физкультминутку для выполнения упражнений руками. | Выполняют упражнения с учителем. |
Этап 5. Открытие нового знания. Трудовые действия: организация деятельности учащихся по развитию логических операций. | 1. Предлагает выполнить задание по узорам прялки. 2. Учитель задает наводящие вопросы о разных формах прялки. | 1. Выполняют задание. Участвуют в обсуждении. 2. Рассуждают, отстаивают свое мнение (Коллективная работа). |
Этап 6. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Трудовые действия: организация самостоятельной деятельности обучающихся. | 1.Объясняет практическое задание. 2. Совместно с учащимися составляет план выполнения практической работы. 3. Обсуждение критерий оценивания практической работы (таблица «ЗХУ»). Запись на интерактивной доске. 4. Предлагает выполнить практическое задание. Задание №3. «Выполнить в цвете прялку с узорами». | 1.Слушают задание. 2. Выстраивают последовательность своих действий для решения практического задания (фронтальная работа). 3. Называют критерии оценивания работы. 4.Самостоятельно создают творческие работы (индивидуальная работа). |
Этап 7. Рефлексия. Трудовые действия: включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. | 1. Предлагает заполнить последние строки в таблице «ЗХУ». 2. Предлагает оценить друг друга самим. 3. Проверка настроение на окончание урока. | 1. Заполняют последние строки в таблице «ЗХУ». 2. Оценивают работу соседа по парте (индивидуальная работа). 3. Высказывают свое мнение. |
Этап 8. Домашняя работа. | Озвучивает домашнюю работу. | Записывают в дневник. |
Комментарии:
Данный урок из темы «Конструкция и декор предметов народного быта».
На всем уроке для работы обучающихся была выбрана групповая, коллективная и индивидуальная деятельность, создана проблемная ситуация, самостоятельная деятельность изучения по способу распределения предметов в интерьере, изучение узоров на прялке, использование теста для самоконтроля, что позволяет активизировать обучающихся для решения учебной задачи, овладеть умением анализировать.
Дидактический материал к уроку.
Рис 1. Задание №1. «Таблица ЗХУ» (индивидуальная работа)
ЗНАЮ | |
ХОЧУ ЗНАТЬ | |
УМЕЮ |
Рис 2. Задание №2. «Репродукция интерьера» карточки (14 штук).
Рис 3. Задание №3. «Выполнить в цвете прялку с узорами» (индивидуальная работа)