Фамилия, имя педагога | Зеленова Гульнара Рафисовна | |
Урок 5. Программа | По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва. | |
Тема занятия | «Внутренний мир русской избы» | |
Возраст обучающихся | 11-12 лет (5 класс) | |
Тип урока | Урок рефлексия | |
Вид урока | Ролевая игра | |
Форма урока | Деловая игра | |
Цель урока: | - создать декоративный образ русской народной прялки | |
Задачи урока: | - изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб; - сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома; | |
Планируемые результаты Личностные: Метапредментые результаты Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: | - осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации; - способность к созданию художественного образа, эстетической оценке значения вещи и интерьера крестьянского жилища, и работ учащихся. - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. | |
Основные понятия | Фасад, конь-охлупень, причелина, фронтон избы, «кошель», сени, хата. | |
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)* | Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, презентация. | |
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: Иллюстрации с изображением русских деревень, русской избы. Бумага, цветные карандаши. Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением избушек, опорные таблицы с элементами узоров внутреннего жилья избы, раздаточный материал – карты-вставки «дорисуй предметы в комнате» с дополнительными карточками, краски гуашевые\акварельные, кисти, палитры, стаканчики-непроливайки, салфетки. |
Учебно-методическое обеспечение( средства, оборудование) | Для учителя: Материалы: | Для учащихся: |
- Иллюстрации с изображением русской избы; - Бумага, цветные карандаши; - таблица «ЗХУ»; - шаблоны для изображения избы. | - Альбом; - Цветные карандаши; | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный. Трудовое действие: формирование мотивации к обучению. | 1. Приветствует учащихся. 2. Проверка настроения и готовности учеников. | 1. Приветствие. 2. Учащиеся отвечают учителю. |
Этап 2. Мотивационный. Трудовые действия: формирование мотивации к обучению. | 1. Беседа русской деревне (слайд ). 2. Организует просмотр иллюстрации. 3. Организует обсуждение практической значимости темы. 4. Подводит к определению темы урока. Задание №1. «Таблица ЗХУ» (слайд) | 1. Участвуют в беседе с учителем. 2. Просмотр иллюстрации. 3. Приводят примеры знаний. 4. Частично заполняют таблицу «ЗХУ» (индивидуальная работа). |
Этап 3. Актуализация знаний предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Трудовые действия: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы. | 1. Задание №2. «Отгадай избу» карточки (14 штук). (Работа в группе) озвучивание правила работы в группе. 2. Задает вопросы по теме урока. 3. Продолжение работы со слайдами. 4. Показ слайдов о внутреннем убранстве избы. Задает наводящие вопросы. | 1. Дети рассматривают карточки и вдвоем выполняют задание. 2. Участвуют в опросе. 3. Обсуждение темы урока. Изучение новых понятий. 4. Просматривают слайды, делают выводы. Участвуют в дискуссии. |
Этап 4. Физкультминутка. | Организует физкультминутку для выполнения упражнений руками. | Выполняют упражнения с учителем. |
Этап 5. Открытие нового знания. Трудовые действия: организация деятельности учащихся по развитию логических операций. | 1. Предлагает выполнить задание по теме. 2. Учитель задает наводящие вопросы о разных формах прялки. | 1. Выполняют задание. Участвуют в обсуждении. 2. Рассуждают, отстаивают свое мнение (Коллективная работа). |
Этап 6. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Трудовые действия: организация самостоятельной деятельности обучающихся. | 1.Объясняет практическое задание. 2. Совместно с учащимися составляет план выполнения практической работы. 3. Обсуждение критерий оценивания практической работы (таблица «ЗХУ»). Запись на интерактивной доске. 4. Предлагает выполнить практическое задание. Задание №3. «Выполнить фрагмент комнаты русской избы в цвете. | 1.Слушают задание. 2. Выстраивают последовательность своих действий для решения практического задания (фронтальная работа). 3. Называют критерии оценивания работы. 4.Самостоятельно создают творческие работы (индивидуальная работа). |
Этап 7. Рефлексия. Трудовые действия: включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. | 1. Предлагает заполнить последние строки в таблице «ЗХУ». 2. Предлагает оценить друг друга самим. 3. Проверка настроение на окончание урока. | 1. Заполняют последние строки в таблице «ЗХУ». 2. Оценивают работу соседа по парте (индивидуальная работа). 3. Высказывают свое мнение. |
Этап 8. Домашняя работа. | Озвучивает домашнюю работу. | Записывают в дневник. |
Комментарии:
Данный урок из темы «Внутренний мир избы».
На всем уроке для работы обучающихся была выбрана групповая, коллективная и индивидуальная деятельность, создана проблемная ситуация, самостоятельная деятельность изучения по способу распределения предметов в интерьере, понятие дом для славян, изучение узоров в интерьере комнаты, использование теста для самоконтроля, что позволяет активизировать обучающихся для решения учебной задачи, овладеть умением анализировать.
Дидактический материал к уроку.
Рис 1. Задание №1. «Таблица ЗХУ» (индивидуальная работа)
ЗНАЮ | |
ХОЧУ ЗНАТЬ | |
УМЕЮ |
Рис 2. Задание №2. «Угадай избу» карточки (14 штук).
Вопрос 1: Как называется русский деревянный срубленный дом?
Хата
Изба
Терем
Квартира
Вопрос 2: Назовите тип избы:
Дом – брус
Дом – глаголь
Дом – кашель
Рис 3. Задание №3. «Выполнить фрагмент комнаты русской избы в цвете» (индивидуальная работа).