Конспект урока музыки по теме: «Исповедь души. Революционный этюд». 4 класс.
Цель: формирование представления о понятиях «Прелюдия» и «Этюд», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»
Задачи:
Личностные: развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Познавательные: развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения), через анализ, сравнение, произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и музыкальных произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»
Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом
Предметные УУД: формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений С.Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и Ф. Шопена «Революционный этюд № 12»
.Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством композиторов Ф.Шопена.
. Задачи:
- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; любовь к Родине; учебно-познавательный интереса к новому материалу.
-метапредметные:
регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать.
-предметные: эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Тип урока: урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Форма урока: урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Вы находитесь на дистанционном уроке музыки. Приготовьте учебник, тетрадь, ручку и хорошее настроение!
Послушайте музыкальное произведение и вспомните композитора, сочинившего его.
Если затрудняетесь, прочитайте подсказки:
Родина этого великого композитора-Польша
Он не только прекрасный композитор, но и величайший пианист
Его называли «душа фортепиано»
Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды
В 19 лет заболел тяжёлой болезнью легких (врачи сказали, что ему осталось жить год от силы полтора, а он прожил еще 20 лет)
Долгие годы провел вдали от Родины
Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста.
И это… Фредерик Шопен (1810-1849), польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.
А прозвучал его "Полонез № 3" . Каждое произведение Ф. Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Прикоснитесь и вы бережно к этим музыкальным записям.
2. Прочитайте строки из письма Шопена:
Как выдумаете, к кому могут быть обращены слова композитора? Прочитайте продолжение письма на стр. 115 учебника «Музыка» и проверьте себя.
Большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Так случилось, что в возрасте 20 лет в 1830 году Шопен уезжает из Польши навсегда.
А в Польше произошло народное восстание, революция, которое было жестоко подавлено. Это и заставило Шопена вылить свою боль, гнев и переживания за судьбу своей Родины в музыкальное сочинение - этюд №12 "Революционный"
Ответьте устно на вопросы:
Как прозвучала музыка?
Какой у нее характер?
Как происходит развитие музыкального образа?
А вот еще 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Напоминаю, что прелюдия - это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
Послушайте эти произведения и заполните таблицу в тетради:
Прелюдия № 7 | Прелюдия № 20 | |
Определение характера музыки |
Слушание: Прелюдия № 7, Прелюдия№ 20.
Ответьте на вопрос: В чем же исповедь композитора?
Вывод: несмотря на все испытания Ф. Шопен пронес удивительное чувство любви к своей Отчизне через всю жизнь.
4. А что для вас Родина? Выразите свои чувства через исполнение песни «Наш край Россия».
5. Запишите в тетрадь фамилию композитора, названия музыкальных произведений и определение: что такое прелюдия и этюд (стр. учебника 116)
Подведение итогов урока
У: С каким композитором познакомились?
Д: Фридерик Шопен
У: Какая была тема нашего урока?
Д: исповедь души. Революционный этюд.
У: Назовите годы жизни Фредерика Шопена и кто он был?
Д: Фридерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Он был великим польским композитором, гениальным пианистом
У: Почему этюд был назван революционным?
Д: Из – за восстания он не мог вернуться на Родину, при этом он испытывал боль, гнев, отчаяние.
Рефлексия
У: Как вы уже знаете в конце каждого урока учитель ставить отметки, но сегодня, я хочу, чтобы вы сами оценили свою деятельность на уроке. На партах у вас лежат лесенки успеха, подвинь их к себе и отметьте.
Если сегодня на уроке вы работали не активно и ничего не усвоили из нового материала, то поставьте галочку на самой нижней ступеньке.
Если вы работали активно, но вам еще нужна помощь или у вас остались вопросы, то поставьте галочку на второй ступеньке.
И если вы работали активно, и у вас все хорошо получалось, и урок вас понравился, то поставьте галочку на самой верхней ступеньке лесенки.
Д: оценивают себя.
У: Поднимите все свои листочки с лесенками успеха, а я пройдусь и посмотрю на сколько вы были активные.
Д: поднимают свои лесенки.
У: Итак, я вижу, что сегодня все работали активно, у всех все получилось и урок, вам понравился.
Повторение песни «Наш край Россия»
У: На прошлых уроках, вы изучали песню «Наш край Россия», давайте сейчас все встанем и вместе ее споем. Если кто – то не помнит слова, то они лежат у вас на партах.
Д: поют.
У: Какие мы с вами большие молодцы, давайте поаплодируем себе.
Домашнее задание:
1.Запишите в тетрадь понятия «прелюдия» и «этюд».
Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам большое. Урок окончен, приводим свои рабочие места в порядок. До свидания!