Конспект урока музыки по теме: Музыкальный сказочник». 4 класс.
Цель: закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», познакомить композитором Римским – Корсаковым – как «музыкальным сказочником», развивать познавательные и мыслительные навыки.
Задачи:
Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.
Воспитательные: приобщать детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса.
Планируемые результаты:
предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка».
метапредметные:
- регулятивные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- познавательные- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий;
- коммуникативные-формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;
личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозапись. Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?
Учащиеся: М. Глинки.
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.
– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.
(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.
Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.
Разучивание песни «О той весне», автор слов и музыкиЕлена Плотникова.
2. Оценка знаний учащихся
3. Итог урока и рефлексия.
- Ребята, что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Почему Н. А. Римского – Корсакова называют музыкальным сказочником?
- Что такое сюита?
- Продолжи предложение я научился…я смог…мне захотелось…
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок к любой сказочной опере Римского-Корсакого (Названия опер найти в Интернете).
Урок окончен, спасибо вам за работу, до свидания!