Автор: Тихонова Татьяна Анатольевна,
Учитель биологии, географии, истории
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ. КАПУСТА».
ЦЕЛЬ: Сформировать представление о представителе семейства крестоцветных – капусте.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Сформировать понятие «крестоцветные». Дать представление о семействе крестоцветных. Познакомить учащихся с основными представителями семейства крестоцветных, используя картины и иллюстрации и практические знания учащихся.
Показать, что капуста – двулетнее растение. Познакомить учащихся с сортами капусты, опираясь на текст учебника и опыт учащихся.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание учащихся, наблюдательность, рассматривая таблицы и иллюстрации. Показать, как она растет и какова польза капусты, прокомментировать это, слушая рассказ учителя и читая параграф учебника.
Воспитательные:
Прививать интерес к предмету, осуществляя практическую направленность урока. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.
Оборудование:
Кочан капусты, иллюстрации с изображением капусты, гербарий листьев капусты, семена капусты, таблицы «Крестоцветные». Карточки с названием сортов капусты.
Х О Д У Р О К А.
ОРГМОМЕНТ. (проверка готовности к уроку).
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Назовите овощные растения?
На какие группы их можно разделить?
Назовите однолетние растения.
- 2 -
Назовите двулетние растения.
В чем главное отличие однолетних растений от двулетних?
Как получить семена огурца? А моркови?
ЗАГАДКА: Завернули дочку в 33 платочка. Вышла в поле дочка толстая как бочка. Скачет серый зайка: «Мне платочек дай-ка!» Убежал зайчишка – осталась кочерыжка. (отгадывают загадку).
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЕЕ ЗАПИСЬ.
УЧИТЕЛЬ: - Что у меня в руках? (кочан капусты).
- Какой это орган растения? (отвечают).
КОЧАН от слова «КАПУТ» - голова (латинское).
УЧИТЕЛЬ: родина капусты – берега Средиземного моря.
УЧИТЕЛЬ: Осень. На полях уже срезали кочаны капусты. Разрежем вдоль кочана капусты. Мы увидим множество листьев. Наружные листья у кочана капусты зеленые, внутри кочана листья белые. Они плотно прижаты один к другому. Попробуем листья. Какие они на вкус? А сочные или сухие?
Они сочные, вкусные. Понюхаем – капуста имеет запах. Теперь срежем все листья кочана.
- Что мы видим? (Листья растут на толстом коротком стебле. Этот укороченный побег называетсякочерыгой.
/
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:КОЧЕРЫГА.
/
На кочерыге между листьями находятся ПОЧКИ.
УЧИТЕЛЬ: Капуста – двулетнее растение.
1-й год жизни – из семян капусты вырастает растение, у которого
образуется кочан (короткий побег с листьями). Капуста
не цветет, семян не образует.
2-й год жизни - весной кочерыгу капусты с почками высаживают на грядку.
Из почек вырастают удлиненные побеги. На верхушке
побегов вырастают желтые цветки. Цветки собраны в
соцветия (как у дикой редьки). Из цветков образуются
сухие плоды – стручки с семенами (рис.39 стр 76)
Кочанная капуста растет 4-5 месяцев, поэтому в средней полосе капусту выращивают рассадой. Еще капуста очень любит воду, поэтому выращивать ее лучше всего у водоемов или строят дождевальную установку.
- 3 -
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Почему капусту называют двулетним растением?
- Что образуется в первый год?
- А что во второй?
- Как называют сухой плод капусты? (стручок).
- Почему капусту выращивают рассадой? (Диафильм «Биологические особенности выращивания капусты»).
УЧИТЕЛЬ: капуста полезна и питательна. Можно есть ее в вареном, тушеном и свежем виде. Существует несколько сортов капусты, наиболее известные:
- БЕЛОКОЧАННАЯ – в пищу употребляют все.
- КРАСНОКОЧАННАЯ – употребляют листья в сыром виде, маринуют
- САВОЙСКАЯ– крупный плоский кочан и гофрированные листья - салаты
- БРЮССЕЛЬСКАЯ – кочанчики отваривают с маслом
- КОЛЬРАБИ – едят молодой утолщенный стебель, похожий на шар в свежем и вареном виде
- ЦВЕТНАЯ– в пищу идут белые соцветия с недоразвитыми цветками.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Как разные народы относятся к капусте?
- Где находится родина капусты?
- Какие сорта капусты вы знаете?
- Почему капусту высаживают у водоемов?
УЧИТЕЛЬ: листья капусты богаты витаминами C,B,PP,K и минеральными солями. Кочан может весить до 16 килограммов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
Что изучали на уроке?
Чем полезна капуста?
Что можно приготовить из капусты?
Как выращивают капусту? (условия выращивания).
Как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводы).
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА и комментированное выставление
оценок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: «КЛИМАТ АФРИКИ. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.»
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
Дать представлении е о природных зонах в Африке; показать их зависимость от расположения климатических поясов. Продолжить знакомство учащихся с понятиями «экватор», «тропики», «субтропики».
Коррекционно-развивающие:
Формировать умение анализировать при изучении климата различных природных зон (опора на имеющиеся знания о положении солнца над экватором, жарком климате). Развивать речь учащихся и работу с картами материков и океанов и атласами.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать аккуратность при работе в тетради и контурных картах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебники, тетради, карта «Физическая карта материков и океанов», комплект атласов и контурных карт, иллюстрации, таблицы «Африка».
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ. (Проверка готовности к уроку).
СРАВНЕНИЕ ПОГОДЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ И ВЧЕРАШНЕГО.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Какая поверхность в Африке? (по карте).
В каких поясах освещенности расположен материк?
Расскажите о реке Нил (самая длинная).
Перечислить и показать на карте реки и озера Африки.
Виктория – что это?
Суэцкий канал (путешествие через канал).
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- 2 -
УЧИТЕЛЬ: климат любой местности зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность (высота солнца над горизонтом – географическая широта). Близость к экватору.
Средняя годовая температура + 25+ 26 градусов Цельсия.
Осадков выпадает мало у северных и южных тропиков (высокая температура).
Давление атмосферное – у экватора – низкое давление, у полюсов – высокое (низкая температура, воздух охлаждается, тяжелеет и опускается).
Благодаря своему географическому положению Африка – самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. Солнце в течение всего года между тропиками стоит высоко над горизонтом, а два раза в год в любой точке бывает в зените.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА АФРИКИ.
Вследствие того, что экватор пересекает Африку почти посередине, климатические пояса (за исключением экваториального) повторяются дважды.
ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ПОЯС – часть бассейна реки Конго, побережье Гвинейского залива. Климат здесь постоянный. Обычно утром бывает ясная погода. Днем в связи с сильным нагреванием поверхности Земли солнцем экваториальный воздух, насыщенный влагой, устремляется вверх. Образуются кучевые облака. После полудня разражается ливень, часто сопровождаемый сильнейшей бурей и грозой. С наступлением бури деревья, так спокойно стоявшие ранее, бешено кидаются из стороны в сторону: в ужасе они как будто хотят сорваться с места, но крепкие корни деревьев держат их мощные стволы. Молнии бороздят клубящиеся тучи, которые, сгустившись до черноты, в последний раз обдают окрестность белым светом, дождь разражается с тропической яростью, все превращается в хаос. Но через несколько минут ливень словно тушит всю эту огненную бурю, и когда он кончился, лес уже снова стоит тихо и величаво. К вечеру опять наступает ясная погода.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
В каких поясах освещенности расположена Африка?
Чем вызвано насыщение воздуха влагой?
Что такое тропический ливень?
СУБЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ПОЯС –до 15-20 градусов к северу и югу от экватора. Здесь сухая зима и влажное лето. Когда солнце в зените, наступает дождливое время (начинается сразу, внезапно, 3 недели саванна заливается огромными потоками воды. Вода занимает все расщелины, впадины и
- 2 -
насыщает иссохшую землю. Болота наполняются водой, низины превращаются в озера. Как по волшебному мановению, саванна покрывается роскошной травой. По направлению к тропикам количество летних осадков и продолжительность сезона дождей убывает
ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА. В поясах высокого давления преобладают нисходящие воздушные токи. Холодный воздух, опускаясь, содержит мало влаги. При опускании он сжимается и нагревается, становится суше.
Наиболее сухо в северной Африке (Сахара). Здесь находится самая жаркая и сухая область не только Африки, но и всей Земли – пустыня Сахара. Лето в Сахаре жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 градусов Цельсия, температура воздуха поднимается до 40 градусов и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие. Днем раскаленным сухим воздухом трудно дышать. Все живое прячется в расщелины камней, в корнях высохших трав, и пустыня кажется мертвой.
Летом часто дует сильнейший ветер – САМУМ, несущий тучи песка. Дюны на глазах оживают, горизонт меркнет, пыль закрывает солнце, среди красноватой мглы оно кажется огненным шаром. Становится нестерпимо душно, люди и животные задыхаются. Рот, нос и глаза забивает песком. Беда тому, кто не укроется вовремя от бури.
Зимой воздух прохладнее, дождь – редкое явление.
В ЮЖНОЙ АФРИКЕ – тропический климатический пояс распространен на меньшей площади. Из-за меньшей протяженности с запада на восток осадков здесь выпадает больше, чем в Сахаре, особенно много на восточных склонах Драконовых гор, на востоке острова Мадагаскар, где осадки приносят с океана юго-восточные ветры. На побережье Атлантического океана дождей почти не бывает. Холодные течения Атлантического океана, проходящие у юго-западных берегов, понижает температуру воздуха в прибрежной части материка и не благоприятствуют выпадению дождей. Холодный воздух, как известно, становится тяжелее, плотнее, не может подниматься, образовывать облака и давать осадки. Но есть роса, которая образуется при понижении температуры.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Какие времена года бывают в саванне? (сухое и дождливое).
Что происходит в сухое время года?
А в дождливое?
Как влияет Атлантический океан на климат Африки?
Чем отличается климат Северной Африки от Южной?
- 3 -
СУБТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА.
Расположены на крайнем севере и юге материка. Лето здесь жаркое и сухое, +27+28 градусов, зима – теплая +10+12 градусов Цельсия.
Благоприятны для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лето – как климат тропического пояса, зима – как климат умеренного.
УЧАЩИЕСЯ ВЫЧЕРЧИВАЮТ ТАБЛИЦУ:
Большая часть материка расположена в жарком поясе, где солнце бывает в зените. Среднемесячная температура не опускается ниже + 8 градусов Цельсия. Отмечена самая высокая температура в Африке + 58 градусов Цельсия. Нет холодных зим. |
АФРИКА – самый жаркий материк на Земле |
СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС
Название | Температура | Влажность |
Экваториальные | Высокая | Высокая |
Тропические | Высокая | Низкая |
Умеренные |
- 4 -
ТИПЫ КЛИМАТОВ.
Пояса | Влажность | ЗИМА | ЛЕТО |
1. Экваториальный | Утром – ясная погода; После полудня – ливень; К вечеру – ясная погода | + 24 | + 24 |
2. Субэкваториальный | сухая | влажное | |
3. Тропический | Северная Африка – Сахара – дожди – редкое явление. Южная Африка – осадков выпадает больше (Драконовы горы, о. Мадагаскар). | прохладная | Жаркое + 40 |
4. Субтропический | Теплая + 10+12 (как в умеренном поясе) | Жаркое + 27+28 (как в тропиках). |
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Какую тему мы изучали?
Что оказывает влияние на климат Африки?
Какие пояса климатические есть в Африке?
Чем отличается климат Северной и Южной Африки?
V1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА с комментированным выставлением оценок.
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания детей о географическом положении России;
- дать представление о машиностроительном комплексе;
- дать представление об отраслях, входящих в комплекс.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция зрительного восприятия при показе границ России, используя карту;
- активизировать произвольное внимание при нахождении на карте центров промышленности;
- коррекция мыслительных процессов при нахождении ответов на вопросы;
- коррекция мелкой моторики при записывании в тетради ответов на пункты плана.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к изученным межотраслевым комплексам для повышения адаптивных возможностей учащихся;
- воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей;
- воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группы 1 группа |
2. Повторение. | - Географию какой страны мы изучаем? (России). - покажите на карте территорию, которую занимает Россия. - Какую тему изучали на прошлом уроке? (Металлургический комплекс). | |
- Назовите отрасли, которые входят в металлургический комплекс (Черная и цветная металлургия). - Назовите основную продукцию комплекса (металлы). - Какие металлы вы знаете? - Связан ли металлургический комплекс с другими комплексами? (Да). - Какую продукцию поставляет металлургический комплекс в эти комплексы? - Что получает от них? - Каково значение этого комплекса для хозяйства страны? | ||
3. Объявление темы урока. | - Сегодня мы будем изучать еще один комплекс. Тема нашего урока: Машиностроительный комплекс. Тему записываем в тетрадь. | |
4. Изучение нового материала. | Учитель вывешивает план изучения комплекса. ПЛАН:
2. Отрасли, входящие в комплекс. 3. Крупнейшие промышленные центры комплекса. 4. Основная продукция. 5. Взаимосвязи между отраслями промышленности. 6. Экологические проблемы. 7. Значение комплекса для хозяйства страны. 8. Профессии, необходимые для изучаемого комплекса. - Прочитайте пункты плана, над которыми мы будем работать. - Итак, записываем в тетради слово «План». - Какой первый пункт нашего плана? (название). - Запишем «Машиностроительный комплекс». - Какой второй пункт плана? - Как вы думаете, какие отрасли входят в машиностроительный комплекс? - Итак, туда входят: - тяжелое машиностроение; - энергетическое машиностроение; - станкостроение и инструменты; - автомобилестроение; - авиастроение; - судостроение; - тракторостроение. - Записываем в своей тетради. - А сейчас мы рассмотрим крупнейшие промышленные центры комплекса. Осуществляется показ по карте: - тяжелое машиностроение – Екатеринбург, Красноярск; - энергетическое машиностроение – Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону; - станкостроение – Москва, Воронеж; - тракторостроение – Челябинск, Волгоград; - автомобилестроение – Москва, Тольятти; - авиастроение – Самара, Казань; - судостроение – Санкт-Петербург. Учитель устанавливает на карте пунсоны красного цвета. Дети записывают в тетради. - А теперь определите, какую продукцию выпускает каждая из этих отраслей (машины, станки, самолета и др.). запись в тетради. - Как вы думаете, машиностроительный комплекс сотрудничает с другими комплексами? (да). - Что он поставляет в эти комплексы? - Что получает от них? Запись в тетради (сотрудничает со всеми комплексами, поставляет различные станки, машины, инструменты и т.д.). - Как называется шестой пункт плана? (Экологические проблемы). - Как вы думаете, загрязняет ли машиностроительный комплекс экологию страны? (да). - Что загрязняет? Запись в тетради: загрязняет атмосферу и воду. - Как вы думаете, можно ли купаться в загрязненном водоеме? (нет). - А почему? | 2 группа 1 – 2 группы |
- Какое значение для хозяйства страны имеет машиностроительный комплекс? (обеспечивает хозяйство страны машинами, станками, оборудованием, инструментами). Запись в тетради. - Назовите последний пункт плана. (профессии, необходимые для работы в этом комплексе). - Вы можете устроиться на машиностроительное предприятие? (да). - А кем? (слесари, разнорабочие, маляры, плотники). Запись в тетради. | 1 – 2 группы 1 – 3 группы. 1 – 3 группы 3 группа 1- 3 группы | |
5. Закрепление. | - Итак, вспомните, какие отрасли входят в машиностроительный комплекс. - Покажите и назовите крупнейшие промышленные центры. - Назовите основную продукцию комплекса. - Как машиностроительный комплекс взаимосвязан с другими отраслями промышленности? - Что он поставляет в них? - Что получает? - Каково значение комплекса? - Кем вы можете устроиться работать на машиностроительное предприятие? - Попробуйте составить связный рассказ по плану. | 2 группа 1 – 2 группы 2 группа 3-я группа повторяет 1 группа 2 группа 1 – 2 группа, 3 группа повторяет. 1 группа |
6. Подведение итога урока. | - Какую тему изучали? | 1 – 2 группа |
7. Выставление оценок. | Оценивание ответов ребят с комментариями. | |
8. Домашнее задание. | Прочитать записи в тетради. Работа с картой и атласами. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: МАСШТАБ. ВИДЫ МАСШТАБА.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Создать у учащихся представление о масштабе и его видах. Научить детей
пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно.
- Научить измерять отдельные предметы и отображать их в масштабе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение учащихся пользоваться сантиметровой лентой, линейкой и другими
измерительными приборами.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при работе в тетради при вычерчивании предметов
в масштабе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карты различных масштабов, карточки-лото, карточки для закрепления изученного,
учебники, тетради.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группы 1 группа |
2. Повторение. | - Что мы изучали на прошлом уроке? Задания на знание определений. - Что называется планом местности? - Чем план местности отличается от аэрофотоснимка? Задания на знание условных знаков. - Что означают условные знаки? Учитель показывает карточки с условными обозначениями, |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||||
а ученики записывают название знака на доске и в тетради. А теперь поиграем с вами в лото. Играют двое или один ученик. игрокам выдается одна большая карточка и 6 маленьких. Большая карточка расчерчена на 6 полей, на каждой – условный знак, а на шести маленьких карточках – словесное описание условных обозначений. Необходимо найти соответствие. Учащиеся записывают рассказ условными знаками в тетради. | 1-2 группа 3 - повторяет 1 – 2 группы | |||||
3. Изучение нового материала. | Учитель предлагает детям выполнить невыполнимое проблемное задание – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину. - Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая). - Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь.) - Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других – меньше). - Но как выразить уменьшение? (Прочитайте в учебнике на стр. учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом. Вычерчиваем схему «Виды масштабов».
Масштаб (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение – это численный масштаб. Например,: 1: 50 – 1 см на карте соответствует 50 см на местности 1: 100 – 1 см на карте равен 100 см на местности 1: 1000 – 1 см на карте равен 1000 см на местности. Давайте измерим длину и ширину стола и начертим его в масштабе 1 : 50. | 1 групп 2 группа | ||||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||||
Кроме численного есть именованный масштаб. | ||||||
Он показывает, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте или плане. Например, в 1 см – 1 м. Задание: начертите в этом масштабе квадрат со сторонами 3 м. - А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1: 1000000см. что нужно сделать? (в правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км). Третий вид масштаба - линейный.Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Он приводится наряду с численным и именным. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки. | 1 и 2 группа 3 группа чертит на доске |
4. Закрепление нового материала. | 1. Учитель предлагает детям перевести численный масштаб в именованный и наоборот: 1: 10000в 1 см – 30 км 1: 250000в 1 см – 300 км 1: 5000000в 1 см – 1 км
| 1 и 2 группы 3 группа записывает с доски в тетрадь |
5. Подведение итога урока. | - Какую тему мы сегодня изучали на уроке? - Что показывает масштаб? - Какие виды масштабов вы знаете? | |
6. Выставление оценок. | Комментированное выставление оценок. | |
7. Задание на дом. | Заданиие на дом – повторить все виды масштабов и начертить в масштабе план своего письменного стола. | 1 и 2 группа, а третья измеряет длину и ширину стола. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА СУШИ. ГОРЫ.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование знаний об основных формах рельефа (горах).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закрепить знания о равнинах, возвышенностях, плоскогорьях.
Вспомнить, какими цветами на карте обозначены эти формы рельефа.
- Сформировать понятие «горы», используя наглядные средства обучения, а именно,
таблицы, макет горы, иллюстрации.
- Выявить, как влияет высота гор на изменение климата, растительности.
Коррекционно-развивающие:
- Сравнить рельеф равнины, возвышенности, плоскогорья и гор через использование
таблицы
- Показать различие гор по высоте – низкие, средние, высокие.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при вычерчивании схем в тетрадях.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины с изображением гор, холмов; карточки со словами «рельеф», «равнины», «горы», «горный хребет», «горная система».
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение. | - Что такое рельеф местности? - Какие виды рельефа вам известны? - Что такое равнина? - Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). - Что такое холм? - Какова его высота? | |
Этапы урока | Содержание урока | Индивидуальная работа |
- Почему одни равнины называют плоскими, а другие – холмистые? - Из каких частей состоит холм? (вершина, склоны, подошва). | 1 – 2 группы зарисовывают в тетради. |
3. Изучение нового материала | - Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы не будем записывать тему урока в начале занятия, ее вы сформулируете сами в конце работы. - Начнем мы урок с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар (в переводе – «ровный шар»). Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им место приземления. Дети предлагают ровный участок и произносят слово «равнина». - Но инопланетяне не знают это слово. Объясните им. Откройте свои переговорные устройства – тетради. Попробуйте объяснить. Дети записывают. - Кто самый смелый? Прочитайте, что вы записали. Выбираем самый верный ответ, сравнивая его с термином в учебнике. - Предупредите инопланетян, куда нельзя приземляться. (горы). - А знают ли гости это слово «Горы»? помогите им понять, что такое горы. Учитель вывешивает на доске карточку «ГОРЫ». - Ребята, кто нарисует на доске гору? (ребята рисуют). - А теперь скажите, на что похожа гора. (отвечают, что на холм). - Значит, у горы есть те же части, что и у холма. Подпишите эти части. (вершина, склоны, подошва). вершина склон подошва - Посмотрим, умеете ли вы работать по рядам. 1 ряд – думает, что такое вершина 2 ряд – что такое склон 3 ряд – что такое подошва. Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы. Склон – расстояние между вершиной и подошвой. Подошва – переход склона горы в равнину. | 1 и 2 группы 3 – из учебника. 1 и 2 группы Работают все 3 группы |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Ребята, посмотрите на две картины – холма и горы. Вас ничего не удивило? (Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон и подошву, но одна – гора, а другая – холм). - что же нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом? Чем они отличаются? (высотой). - Покажите, где мы определяем высоту горы или холма. - Как вы думаете, чем отличаются «горный хребет» от «горной системы»? - наши гости пошли на посадку и спустились на высоту 1000 м и, сохраняя направление и высоту, продолжают двигаться вокруг Земли. - Посмотрите на карту полушарий, сможет ли на этой высоте сделать полный оборот вокруг земли космический корабль? (ученики затрудняются ответить). - Вы не можете определить высоту гор, поэтому не можете справиться с задачей. - Посмотрите в легенду карты, она находится внизу карты. Что там есть в помощь вам при выполнении этого задания? (шкала высот). - Каким цветом изображены территории выше 1000 м (коричневым, темно-коричневым). - Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по этой широте? (Нет, мешаются горы Кордильеры). - Откройте учебники. Какие горы бывают по высоте? Начертим схему в тетради «Различие гор по высоте». |
Различие гор по высоте |
Высокие | Средние | Низкие |
Учитель показывает на карте горы, а ученики отвечают, какие горы по высоте: Уральские, Алтай, Кордильеры, Тянь-Шань.
Учитель: Ребята, только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились! Но у них новая неприятность. Им нужен ремонт, а у них нет материала, а получить его они могут только в Уральских горах. Давайте поможем найти их и
Определим, какие это горы по высоте, а для этого найдем самую высокую вершину. (гора Народная, 1892 м).
- Какая это гора?
Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и сейчас каждый из вас получит положительную оценку, но сначала мы закрепим новый материал.
1 группа
1 группа.
Этапы урока
Содержание урока
Индивид. работа
4 .Закрепление
нового
материала
- Что мы изучали на уроке?
- Кто нуждался вашей помощи?
- Какие горы бывают по высоте?
- Что такое высокие горы?
- Каков основной признак этих гор?
- Чем отличаются горы друг от друга?
- Чем отличаются горный хребет и горная долина?
5. Выставление
оценок
Учитель комментирует работу каждого учащегося на уроке и выставляет оценки.
6. Домашнее
задание
Прочитать параграф «Горы». Ответить на вопросы в конце параграфа.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.
ТЕМА: РАВНИНЫ СУШИ.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Сформировать понятие «Равнина».
- Сформировать представление о равнине.
- Показать, что равнины – это формы поверхности суши с высотой не более 200 м.
- Показать, что равнины бывают не толь ко плоские, но и холмистые.
Коррекционно-развивающие:
- Сравнить равнины плоские и холмистые и показать особенности этих равнин.
- Показать, что равнины холмистые бывают более живописными, чем плогские.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить детей бережно относиться к родной стране, к месту, где они живут.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы в тетради.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картины с изображением плоской и холмистой равнин. Карта полушарий, атласы.
Карточки с названием равнин.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение. | - Вспомните, какие формы рельефа мы изучали? - Как обозначают на карте различные формы рельефа? - Какие цвета мы называем основными? - Что обозначает зеленый цвет? - От какого слова происходит слово «равнина»? |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||||
3. Изучение нового материала. | - Ребята, самым лучшим местом для выращивания пшеницы и многих других культур являются ровные поверхности, равнины. - Попробуйте сами дать определение, что такое «равнина». - А теперь давайте сравним его с определением, которое дает нам ваш учебник. (читают определение в учебнике). - Сравните эти определения. - На что вы не обратили внимание, когда давали свое определение? (Вы говорили, что равнина – плоская, без перепадов высот). - Но равнины бывают не только плоские, но и холмистые. Учитель вывешивает картины с изображением плоской и холмистой равнины. - Ребята, посмотрите на эти картины, сравните их и сделайте сравнение, какие равнины называют плоскими, а какие холмистыми. Давайте вычертим схему в тетради.
| 1 группа 1 – 2 группа 1 и 2 группа | ||||
4. Первичное закрепление. | - Итак, что такое равнина? - Какие бывают равнины? - Какой перепад высот возможен у равнин? | |||||
Как будет выглядеть горизонт на этих территориях? (на плоских – прямая линия, на холмистых – извилистая линия). - ребята, попробуйте составить рассказ о путешественнике, который путешествует по плоской равнине. - а теперь – по холмистой равнине. (Молодцы! - А еще равнины отличаются по высоте. Сейчас я буду читать определение, а вы скажите, о какой равнине идет речь: равнина с небольшими абсолютными высотами – до 200 м (низменность). | 1 – 2 группы 1 – 2 группы | |||||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||||
- Каким цветом низменности обозначаются на карте? (зеленым). - Слушайте следующее определение: обширный участок суши, приподнятый над окружающей территорией, с плоскими или волнистыми пространствами (плоскогорье). - Каким цветом показывают на карте? (оранжевым). - Участок земной поверхности, приподнятый над окружающей территорией от 200 до 500 м. (возвышенность). - Каким цветом обозначена на карте? (желтым). - откройте атласы и приведите конкретные примеры низменностей и возвышенностей. НИЗМЕННОСТИ: Прикаспийская, ЗападноСибирская, Амазонская. ПЛОСКОГОРЬЯ: Среднесибирское, Бразильское. ВОЗВЫШЕННОСТИ: Среднерусская, Приволжская, Валдайская. | ||||||
5. Первичное закрепление. | - Как узнать, плоская или холмистая равнина? (по цвету). - Какие это цвета? (зеленый, желтый, оранжевый). | Все группы | ||||
- Учитель: Составим еще одну схему.
|
6. Повторение и закрепление нового материала. | - Что мы изучали на уроке? - Что такое равнины? - Какие бывают равнины? - Как различают равнины? - Равнина до 200 м – это…. - Равнина от 200 до 500 м – это …… - Равнина от 500 до 1000 м – это …… | 1, 2, 3 группы 1 и 2 группы |
7. Подведение итогов и выставление оценок | Учитель комментировано выставляет оценки. Найти в атласах низменности, плоскогорья и возвышенности. | |
8. Домашнее задание. | 1 и 2 группы 3 – читает. |
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.
ТЕМА: «ТИХИЙ ОКЕАН. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ».
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, очертанием берегов,
рельефом дна, взаимодействием Тихого океана с атмосферой и сушей.
- сформировать представление об океане как одном из компонентов окружающей среды.
- Показать хозяйственное воздействие океана на человека.
- Показать воздействие человека на океан.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы учителя связными полными ответами.
- Формировать умение анализировать зависимость цвета океана на карте от глубины океана.
- Развивать умении е анализировать при рассмотрении вопроса «Воздействие океана на человека» и «Воздействие человека на океан».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Раздаточный материал с географическими объектами; карта Тихого океана; физическая карта полушарий; карточки для словарной работы
ХОД УРОКА..
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение. | - Какие океаны мы уже изучили с вами? Атлантический и Северный Ледовитый океаны). | |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Какой океан мы изучали на прошлом уроке? - Почему этот океан называют самым холодным океаном? - Сколько морей являются окраинными морями океана? - Покажите, по каким морям проходит Северный морской путь? (Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море). - Сколько месяцев в году осуществляется навигация на океане? - Как проходят во льдах корабли? - Что дает океан людям? | 1 и 2 группы 1 и 2 группы 3 группа |
3. Изучение нового материала. | Учитель: - Сегодня мы поговорим о Тихом океане. Представление о Тихом океане связываются со словами «самый», и это не случайно. Действительно, это самый большой, самый глубокий, самый изобилующий островами и глубоководными вулканами, с самым густонаселенным побережьем океан. В нем самые сильные ветры, самые высокие и длинные ветровые волны, самые разрушительные волны цунами. Поговорим о географическом положении океана. Тихий океан омывает берега Евразии, Антарктиды, Северной и Южной Америки, Австралии. Площадь Тихого океана – 178,6 млн. кв. км, объем – 710 млн. кв. км, средняя глубина – 3980 м, наибольшая глубина – 11022 м (Марианская впадина). Тихий океан занимает 49% площади Мирового океана. | 1 и 2 группы отмечают эти материки на контурных картах. |
4. Первичное закрепление. | - Почему Тихий океан называют самым-самым? - Какие материки омывает океан? - Какова наибольшая глубина океана? - О чем это говорит? | 3 группа 1 и 2 группа |
- Познакомиться с климатическими условиями Тихого океана я предлагаю по учебнику, самостоятельно, с помощью карт атласа. - Посмотрим, какова температура океана в различных местах. - Соленость. - Течения. . | ||
5. Первичное закрепление. | - Что можно сказать о солености воды океана? - Какие есть течения в океане? | 1 и 2 группы |
- Богаты и разнообразны природные ресурсыТихого океана | ||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Используется морская вода для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. Промышленное использование морской воды в Японии выросло с 13% до 31% за 15 лет. - воду применяют в сельском хозяйстве, ее опресняют. - Из морской воды добывают поваренную соль (в Японии – 50%). - Получают калийные удобрения, магний, бром, йод, уран. - В Китае, Японии, России стоят энергетические станции, использующие энергию приливов и отливов. - В Тихом океане добывается около 50 млн. тонн водных животных и растений в год: рыбы (минтай, иваси, треска, морской окунь, ценные лососевые, тихоокеанская сельдь); моллюски: (мидии, трепанги, кальмары); ракообразные (крабы, креветки); морские млекопитающие: тюлени, котики; различные водоросли. Кроме того, вылавливают анчоусов, камбалу, скумбрию, сардинеллу, тунца, ставриду. - В Тихом океане добывают полезные ископаемые: циркон, оловянные руды, магний и титан, золото, платина, фосфориты, нефть, газ и каменный уголь. | ||
6. Первичное закрепление | - Что дает Тихий океан человеку? - Какие виды рыб вылавливают в океане? - Какие полезные ископаемые там добывают? - Участвует ли в добыче Россия? | Все 3 группы 1 и 2 группа |
- А сейчас мы поработаем в контурных картах. Обозначим на контурной карте материки, которые омывает Тихий океан, затем острова Тихого океана. Кроме того, я вам раздам карточки, на которых написаны географические объекты, которые необходимо нанести на карту. КАРТОЧКИ: Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена. ОСТРОВА: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские. ПОЛУОСТРОВА: Камчатка, Корея. ПРОЛИВЫ: Магеллана, Дрейка, Берингов. ЗАЛИВЫ: Аляска, Калифорнийский. | 1 группа отмечает все, 2 группа – половину, 3 группа – то, что найдет | |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
7. Подведение итогов и выставление оценок. | - Какую тему мы с вами изучали сегодня? (Тихий океан). - Почему этот океан называют Великим океаном? Комментированное выставлении е оценок. | Все 3 группы 1 группа |
8. Домашнее задание. | Подготовить рассказ о Тихом океане. | 1 и 2 группы 3 группа – ответы на вопросы |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, очертанием берегов,
рельефом дна, взаимодействием Индийского океана с атмосферой и сушей.
- Сформировать представление об океане как одном из компонентов окружающей среды.
- Показать хозяйственное воздействие океана на человека.
- Показать воздействие человека на океан.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы учителя связными полными ответами.
- Формировать умение анализировать зависимость цвета океана на карте от глубины океана.
- Развивать умение анализировать при рассмотрении вопроса «Воздействие океана на человека» и «Воздействие человека на океан».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Раздаточный материал с географическими объектами; карта Индийского океана; физическая карта полушарий; карточки для словарной работы
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение. | - Какие океаны мы уже изучили с вами? Атлантический, Северный Ледовитый океаны, Тихий океан).. | |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Какой океан мы изучали на прошлом уроке? - Почему этот океан называют самым – самым, Великим? - Сколько морей являются окраинными морями океана? - Покажите океан на карте. - Какие острова есть в Тихом океане? - Что дает океан людям? - Что делают люди для того, чтобы океан жил? | 1 и 2 группы 1 и 2 группы 3 группа | |
3. Изложение нового материала. | Сегодня мы будем изучать последний, самый теплый океан Мирового океана. О каком океане идет речь? Учитель знакомит учащихся с географическим положение Индийского океана На доску вывешивается ПЛАН описания географического положения океана. - Какими материками ограничен океан? - Как океан расположен относительно экватора, тропиков и полярных кругов? - С какими океанами сообщается Индийский океан? (Смотрите на карту полушарий). Учитель: Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном. Индийский океан расположен между Африкой, Азией, Австралией и Антарктидой. Учитель выписывает на доске основные параметры, характеристики этого океана. - Общая площадь океана – 76,2 млн. кв. км. - Средняя глубина -0 3711 м: - Наибольшая глубина – 7729 м (Зондский желоб). | 1 и 2 группы |
4. Первичное закрепление. | - Какими материками ограничен океан? - Как проходит по океану экватор? - Какими тропиками ограничен океан с двух сторон? - Какова наибольшая глубина океана? - Каким по размеру стоит океан среди других океанов. | Работают все 3 группы. |
Знакомлю учащихся с климатическими условиями Индийского океана. | ||
Основными видами хозяйственной деятельности | ||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
являются:
циркон, олово, нефть. Работа с контурной картой. Обозначить географические объекты: МОРЯ: Красное, Аравийское. ЗАЛИВЫ: Персидский, Бенгальский, Большой Австралийский. ПОЛУОСТРОВА: Аравийский, Индостан, Сомали. ОСТРОВА: Мадагаскар, Шри-Ланка, Мальдивские, Сейшельские. ПРОЛИВЫ: Мозамбикский. | 1 группа отмечает все, 2 группа – половину, 3 группа – то, что найдет |
5. Первичное закрепление. | - Что дает океан человеку? - Что получают из соленой воды? - Какую рыбу отлавливают? | |
6. Подведение итогов работы. | - Какую тему мы с вами изучали? - Какой океан изучали? Комментированное выставление оценок. | |
8. Домашнее задание. | Подготовить рассказ об Индийском океане. | 1 и 2 группы 3 группа – ответы на вопросы |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ АФРИКИ. РЕКИ.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Африки.
- Сформировать представление об основных чертах рек и озер Африки.
- Продолжить формирование умений работать с картой и контурными картами.
Коррекционно-развивающие:
- Научить показывать реки и озера Африки по карте.
- Нанести реки и озера Африки на контурные карты.
- Показать зависимость рек и озер Африки от климатических условий материка.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и внимательность при работе с атласами и контурными картами, а также при работе в тетради.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Физическая карта материков и океанов; карточка с терминами и понятиями; таблицы.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение пройденного (фронтальный опрос) | - Назовите климатические пояса Африки? (экваториальный, субэкваториальный, тропический). - Как называется климатический пояс, где жарко и сухо в течение всего года? (тропический). - Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом? (субэкваториальный). | 1, 2, 3 группы |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Тепло, дождливо в течение всего года? (экваториальный). - Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты (тропический). - Летом влажные воздушные массы, зимой сухие (субэкваториальный). - Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С (тропический). - Одно время года. (экваториальный). - Почему Африку называют самым жарким материком? | ||
3. Изложение нового материала. | - Вспомните виды внутренних вод. - Вспомните понятия: водораздел, бассейн, речная долина. На доске висят перевернутые карточки. По мере того, как ученики называют эти воды, учитель открывает их и получается схема.
|
Учащиеся переносят схему в тетради. - Бассейны каких океанов представлены на материке? (Атлантического, Индийского). - Откройте свои атласы и посмотрите, какие репки являются представителями каких океанов.
Примеры: примеры: примеры: …………. ……………. ……………. ………….. ……………. ……………. - Давайте рассмотрим, как влияет климат на реки, влияние рельеф на реки. | Задание для 1 группы. | ||||||||||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | |||||||||
Влияние внешних факторов на реки
| 1 и 2 группы | ||||||||||
4. Первичное закрепление. | - Как влияет рельеф на реки Африки? - Как влияет климат на реки Африки? | 1 и 2 группы 3 группа | |||||||||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | |||||||||
5. Закрепление нового материала. | - Какую тему мы с вами изучали? - Почему бассейны рек Индийского океана меньше Атлантического? - Почему говорят «бассейн рек Индийского океана»? - Какие реки к нему относятся? | 3 группа 2 группа | |||||||||
6. Подведение итогов урока. | Подведение итогов урока и комментированное выставление оценок. | ||||||||||
7. Домашнее задание. | Читать параграф. Отвечать на вопросы в конце параграфа. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ..
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
- Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира Австралии.
- Показать зависимость растительного мира от климата материка, а уникальность животного мира – от удаленности материка от других материков и климата.
- Познакомить с основными представителями растительного и животного мира.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция внимания при работе с физической картой Австралии и материков.
- Научить различать животный и растительный мир Австралии и показать особенности этого мира.
- Показать, как охраняется уникальный мир этого материка.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность и умение делать выводы, изучая растительный и животный мир Австралии.
- Воспитывать аккуратность при заполнении таблицы в тетрадях.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта полушарий, учебник, атласы, тетради, таблицы № 41, 42, карточки для словарной работы., видеофильм.
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Повторение пройденного материала | - Что мы изучали на прошлом уроке? (путешествие Н.Н.Миклухо-Маклая). - Для чего была организована экспедиция? | |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
- Как называли коренные жители Миклухо-Маклая? («Человек с Луны»). - Что хотел доказать своими исследованиями Миклухо-Маклай? - Как сумел добиться результатов русский ученый? - Почему он возвращался на остров снова и снова? | 1,2,3 группы 1 и 2 группы | |
3. Изложение нового материала. | Учитель начинает рассказ о своеобразии растительного и животного мира материка. Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и животных в Австралии являются эндемиками (травоядными). Сумчатых в Австралии – 162 вида, но нет обезьян и копытных, а также растений с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Здесь же растет самое высокое дерево, и оно является одним из быстрорастущих растений – эвкалипт. Леса в Австралии нет, он занимает лишь 2%% территории, лишь на юге и на востоке континента, и на Тасмании. Растут в лесах эвкалипты (более 500 видов), высота которых более 15 м. стволы у них прямые, крона редкая. У старых деревьев стволы искривлены. В дуплах деревьев живут опоссумы и устраивают гнезда птицы. Листья эвкалиптов длинные и узкие, что защищает их от испарения и палящего солнца эвкалипты цветут необычайно красиво, цветы белые или красные, оранжевые и желтые. В период цветения они привлекают птиц и насекомых, питающихся нектаром. Растут бутылочные деревья. | |
4. Первичное закрепление. | - Есть ли леса в Австралии? - Какие растения растут в лесах? - Какими свойствами обладает эвкалипт? - Сколько видов сумчатых животных живут в Австралии? - Водятся ли в Австралии обезьяны? | 1 – 2 – 3 группы |
- На юге Австралии и на острове Тасмания растут царственные эвкалипты – это прекрасные деревья с белыми стволами высотой до 100 м и толщиной до нескольких метров у основания. Бывают эвкалипты и голубые. - эвкалипты – лекарственные растения, из них получают эфирное масло и дубильные вещества. - Растут казуарины и скипидарное дерево, акации. Растут кустарники и многочисленные травы. - В тропических лесах Австралии растут орхидеи. Обитают казуары, бабочки, древесные кенгуру и кускусы. Деревья |
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
Высотой до 40-50 метров и растут близко друг к другу, образуя сплошной плотный полог, не пропускающий солнечный свет. Лианы обвивают деревья. В лесу гниют листья и валяются ветки. Много папоротников, орхидей, водорослей и лишайников, деревья окутаны мохом как шерстяным покровом. Влажность высока. Растут сосны, араукарии, красный кедр, клен, австралийский орех и др. Баньян – дерево, которое разбрасывает семена, и они прорастают прямо на стволах деревьев, корни воздушные, оплетают дерево. Высота его 25 м. | ||
5. Первичное закрепление. | - Какие растения растут в тропических лесах Австралии? - Какие виды эвкалиптов вам запомнились? - Какова высота эвкалипта царственного? | |
Учитель рассказывает о животном мире Австралии. Кенгуру(от 23 см до2-х м, вес до 20 кг, скорость передвижения – 20 км в час. Детеныш один, весом менее 1 г и длиной менее 2-х см. в сумке он живет 6 месяцев. Средняя продолжительность жизни 20 лет, но в природе не более 7. Кенгуру изображен на гербе Австралии. Коала –сумчатое животное, с ценным мехом. Сейчас около 250 тыс. животных. питаются только эвкалиптовыми листьями, живут на деревьях. Дикая собака динго – среднее между волком и собакой. Охотятся на сумчатых, птиц, пресмыкающихся. Ее можно приручить. Ехидна – обитает только в Австралии. С одной стороны, это зверь, покрытый мехом, кормит детенышей молоком, имеет 4 ноги, а с другой стороны, несут яйца, как птицы. У них не нос, а клюв, как у водоплавающих птиц. Зубов нет. На животе сумка, в которой ехидна носит яйцо. | ||
6.Закрепление материала. | - Природу какого материка мы с вами изучали? - Отличается ли растительный и животный мир Австралии от ранее изученных материков? - Чем? - Назовите представителей растительного мира? - Назовите представителей животного мира Австралии? - Какие из животных вам больше всего понравились и запомнились? | 3 группа 1 и 2 группа все группы |
7. Подведение итогов урока. | Подвести итоги урока и выставить комментированные оценки. | |
8. Домашнее задание. | Прочитать параграф и попробовать составить таблицу по аналогии с прошлыми материками. | 2 и 3 группы 1 группа |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА. ПЧЕЛОВОДСТВО.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении пчелы, о пчелиной семье, ее составе и жизни: роении, танцах пчел, зимовке и размножении.
Показать роль пчел в природе и хозяйственной жизни человека.
Сформировать представление о пчеле как об одомашненном насекомом.
Коррекционно-развивающие:
Показать, что инстинкты – основа поведения животных.
Раскрыть понятие термина «пчеловодство».
Коррекция внимания, речи при рассмотрении таблиц и при работе с коллекцией.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать внимание и аккуратность при работе в тетради и с коллекцией насекомых.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник, тетради, таблицы № 8,9, коллекция «Насекомые».
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||
1. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа | ||
2. Повторение пройденного. | - Что мы изучали на прошлом уроке? - С каким насекомым мы сравнивали комнатную муху? - Каково внешнее строение мухи? - Почему муха может ползать одинаково хорошо по стене и по потолку, и по стеклу? - Почему мы называем муху переносчиком возбудителей опасных заболеваний? | 3 группа 1 и 2 группа | ||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | ||
3. Изложение нового материала. | Учитель на доске вывешивает план изучения насекомых. - Где обитают пчелы? (на пасеках либо в лесу). - Какой образ жизни они ведут? (дневной). - Как передвигаются пчелы? Давайте составим таблицу, в которой отобразим все стороны от внешнего строения до состава пчелиной семьи. | |||
Признаки сравнения | Матка | Трутень | Рабочая пчела | |
Отделы тела | Округлая голова Грудь из 4-х сегментов. Брюшко из 6 колец. | Голова, грудь из 4-х сегментов. Брюшко из 7 колец. | Голова, грудь из 4-х сегментов, брюшко из 6 колец. | |
Особенности строение | Крупная пчела, длинное заостренное брюшко; связано с ее воспроизводительной функцией. | Пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, Брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета и спаривания. | На задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода – медовый зобик, на конце брюшка – жало. | |
Выполняемые функции | Спаривание и откладывание яиц | Оплодотворение самки | Чистка ячеек; кормление матки и личинок; строительство сот; разведка, сбор пищи, защита улья. | |
Тип глаз и их количество | 1 пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых. | 1 пара сложных (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых | 1 пара сложных (5 тысяч простых глазков) и 3 простых. | |
Сроки жизни | До 5 лет | 1 сезон (лето-осень) | 5 – 6 недель летом (35 – 45 дней) 6 – 9 месяцев зимой | |
Время развития | 16 дней | 24 дня | 22 дня | |
Кормление | Зобным молочком | 3-4 дня молочком, затем пергой | 3-4 дня молочком, затем пергой |
Из каких яиц развиваются | оплодотворенных | неоплодотворенных | оплодотворенных | |
Количество особей в семье | 1 | Несколько сотен | 70 000 | |
Размеры тела | Длина = 18 – 20 мм М = 0,25 г | Длина = 15 – 16 мм М = 0,2 г | Длина = 12 – 14 мм М = 0,1 г | |
3. Первичное закрепление. | Проводится первичное закрепление по содержанию таблицы. | 1 – 3 группы | ||
- Трудиться рабочие пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщики ячеек, затем у них вырабатывается молочко, которым кормит матку и ее потомство. Затем восковая железа вырабатывает воск и пчелы начинают строить соты. На 20 – 21 день формируется жалоносный аппарат, пчела начинает охранять улей, а затем ищет корм. Среди них появляются разведчицы, которые ищут новые корма. Рой – это семья пчел, образующих во главе с маткой обособленную группу, а роение – это процесс образования роя. Пчела – это пример насекомого, обладающего сложными инстинктами, т.е. наследственными приспособлениями к условиям существования. МЕД – содержит 60 различных веществ, главным образом, глюкозу и фруктозу., а также: - ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме; минеральные вещества: кальций, натрий, магний, фосфор, железо, йод, селен, хлор, - микроэлементы: марганец, алюминий, барий, хром, медь, литий, свинец. - органические кислоты: - витамины; - фитонциды, обладающие противомикробным, противогнилостным, противогрибковым действием. | ||||
4. Первичное закрепление. | - Что такое рой? - Что такое роение? - Как появляется новая семья пчел? - Чем полезен мед и продукты жизнедеятельности пчел? | 1 – 2 группы 3 группа | ||
- Разведение пчел - это ПЧЕЛОВОДСТВО. |
5. Подведение итогов урока | Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки. | |
6. Домашнее задание. | Прочитать о пчелах и пчелиной семье. Учебник, стр. 31 – 35. Ответить на вопросы. |
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА «ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД. ШЕЛКОВОДСТВО»
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
Раскрыть особенности строения и развития тутового шелкопряда.
Показать его практическое значение.
Коррекционно-развивающие:
Продолжить работу по формированию умений работать с учебником и материалами диафильма.
Учить различать насекомых: пчелу и тутового шелкопряда.
Коррекционно-воспитательные:
Коррекция памяти и внимания при рассмотрении насекомых на таблице.
Прививать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, таблица № 11, коллекция «Насекомые», диафильм «Тутовый шелкопряд».
ХОД УРОКА.
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа |
1. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. - Какое сегодня число? - К какому уроку вы подготовились? - Какой урок по счету? - Какой сегодня день недели? - Расскажите о погоде сегодня. - Какая температура воздуха? - Есть ли ветер? Какой? - Есть ли облачность? - Есть ли осадки? Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего. | 1 – 3 группа 1 группа |
2. Проверка пройденного материала | АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, медовый зобик, перга, роение, инстинкт. Работа по карточкам-заданиям. Вызываются 3 ученика. | 1 – 2 группы | |||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | |||
| Карточки для учащихся 1 и 2 группы, 3 группа дополняет и выполняет работу в тетради | ||||
3. Изложение нового материала. | - Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь таракан и моль живут в домах человека, а пчелы – на пасеках? Процесс одомашнивания диких животных идет длительное время. В ходе этого процесса животные приобретают признаки, отличающие их от диких предков. Кроме медоносной пчелы человеком одомашнены тутовый и китайский дубовый шелкопряд. О тутовом шелкопряде и пойдет сегодня речь на уроке. О чем говорит нам название этого насекомого? Именно для получения натурального шелка было одомашнено это насекомое. Записываем тему урока. - Родиной шелковичного червя, тутового шелкопряда считают Китай, где уже 4500 лет до наших дней занимались | ||||
Этапы урока | Содержание урока | Индивид. работа | |||
шелководством. Сейчас им занимаются в индии, Японии, в Италии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане. | |||||
4. Просмотр диафильма. | ВОПРОСЫ:
| 3 группа 1 группа 1 и 2 группа | |||
Знание биологических особенностей тутового шелкопряда (размножение, развитие) – ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ШЕЛКА. Основные звенья производства шелка:
| |||||
5. Первичное закрепление. | - Что такое шелководство? - Какие условия необходимы для разведения тутового шелкопряда? - Какое значение имеет шелк в жизни человека? | 3 группа 1 группа 2 группа |
6. Повторение и закрепление. | - Питается ли взрослая бабочка тутового шелкопряда? (не питается, у нее не развиты ротовые органы). - Опишите внешнее строение бабочки и личинки тутового шелкопряда. - Это дневная или ночная бабочка? - Почему тутовый шелкопряд может быть назван домашним животным? | 1 и 2 группа |
7. Подведение итогов урока. | Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки. | |
8. Домашнее задание. | Учебник: стр. , ответы на вопросы. | |