Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Конспект урока по биологии "Крестоцветные. Капуста"".

Конспект урока по биологии "Крестоцветные. Капуста"".

Конспект урока по биологии "Крестоцветные. Капуста" для 7 класса специальной коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конспект создан по требованиям ФГОС. Конспект могут использовать учителя специальной коррекционно школы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автор: Тихонова Татьяна Анатольевна,

Учитель биологии, географии, истории

ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА: «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ. КАПУСТА».

ЦЕЛЬ: Сформировать представление о представителе семейства крестоцветных – капусте.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Сформировать понятие «крестоцветные». Дать представление о семействе крестоцветных. Познакомить учащихся с основными представителями семейства крестоцветных, используя картины и иллюстрации и практические знания учащихся.

Показать, что капуста – двулетнее растение. Познакомить учащихся с сортами капусты, опираясь на текст учебника и опыт учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание учащихся, наблюдательность, рассматривая таблицы и иллюстрации. Показать, как она растет и какова польза капусты, прокомментировать это, слушая рассказ учителя и читая параграф учебника.

Воспитательные:

Прививать интерес к предмету, осуществляя практическую направленность урока. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Оборудование:

Кочан капусты, иллюстрации с изображением капусты, гербарий листьев капусты, семена капусты, таблицы «Крестоцветные». Карточки с названием сортов капусты.

Х О Д У Р О К А.

  1. ОРГМОМЕНТ. (проверка готовности к уроку).

  2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  2. Назовите овощные растения?

  3. На какие группы их можно разделить?

  4. Назовите однолетние растения.

- 2 -

  1. Назовите двулетние растения.

  2. В чем главное отличие однолетних растений от двулетних?

  3. Как получить семена огурца? А моркови?

ЗАГАДКА: Завернули дочку в 33 платочка. Вышла в поле дочка толстая как бочка. Скачет серый зайка: «Мне платочек дай-ка!» Убежал зайчишка – осталась кочерыжка. (отгадывают загадку).

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЕЕ ЗАПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ: - Что у меня в руках? (кочан капусты).

- Какой это орган растения? (отвечают).

КОЧАН от слова «КАПУТ» - голова (латинское).

УЧИТЕЛЬ: родина капусты – берега Средиземного моря.

УЧИТЕЛЬ: Осень. На полях уже срезали кочаны капусты. Разрежем вдоль кочана капусты. Мы увидим множество листьев. Наружные листья у кочана капусты зеленые, внутри кочана листья белые. Они плотно прижаты один к другому. Попробуем листья. Какие они на вкус? А сочные или сухие?

Они сочные, вкусные. Понюхаем – капуста имеет запах. Теперь срежем все листья кочана.

- Что мы видим? (Листья растут на толстом коротком стебле. Этот укороченный побег называетсякочерыгой.

/

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:КОЧЕРЫГА.

/

На кочерыге между листьями находятся ПОЧКИ.

УЧИТЕЛЬ: Капуста – двулетнее растение.

1-й год жизни – из семян капусты вырастает растение, у которого

образуется кочан (короткий побег с листьями). Капуста

не цветет, семян не образует.

2-й год жизни - весной кочерыгу капусты с почками высаживают на грядку.

Из почек вырастают удлиненные побеги. На верхушке

побегов вырастают желтые цветки. Цветки собраны в

соцветия (как у дикой редьки). Из цветков образуются

сухие плоды – стручки с семенами (рис.39 стр 76)

Кочанная капуста растет 4-5 месяцев, поэтому в средней полосе капусту выращивают рассадой. Еще капуста очень любит воду, поэтому выращивать ее лучше всего у водоемов или строят дождевальную установку.

- 3 -

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

- Почему капусту называют двулетним растением?

- Что образуется в первый год?

- А что во второй?

- Как называют сухой плод капусты? (стручок).

- Почему капусту выращивают рассадой? (Диафильм «Биологические особенности выращивания капусты»).

УЧИТЕЛЬ: капуста полезна и питательна. Можно есть ее в вареном, тушеном и свежем виде. Существует несколько сортов капусты, наиболее известные:

- БЕЛОКОЧАННАЯ – в пищу употребляют все.

- КРАСНОКОЧАННАЯ – употребляют листья в сыром виде, маринуют

- САВОЙСКАЯ– крупный плоский кочан и гофрированные листья - салаты

- БРЮССЕЛЬСКАЯ – кочанчики отваривают с маслом

- КОЛЬРАБИ – едят молодой утолщенный стебель, похожий на шар в свежем и вареном виде

- ЦВЕТНАЯ– в пищу идут белые соцветия с недоразвитыми цветками.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Как разные народы относятся к капусте?

- Где находится родина капусты?

- Какие сорта капусты вы знаете?

- Почему капусту высаживают у водоемов?

УЧИТЕЛЬ: листья капусты богаты витаминами C,B,PP,K и минеральными солями. Кочан может весить до 16 килограммов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

  1. Что изучали на уроке?

  2. Чем полезна капуста?

  3. Что можно приготовить из капусты?

  4. Как выращивают капусту? (условия выращивания).

  5. Как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводы).

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА и комментированное выставление

оценок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: «КЛИМАТ АФРИКИ. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.»

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Дать представлении е о природных зонах в Африке; показать их зависимость от расположения климатических поясов. Продолжить знакомство учащихся с понятиями «экватор», «тропики», «субтропики».

Коррекционно-развивающие:

Формировать умение анализировать при изучении климата различных природных зон (опора на имеющиеся знания о положении солнца над экватором, жарком климате). Развивать речь учащихся и работу с картами материков и океанов и атласами.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе в тетради и контурных картах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебники, тетради, карта «Физическая карта материков и океанов», комплект атласов и контурных карт, иллюстрации, таблицы «Африка».

ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ. (Проверка готовности к уроку).

  2. СРАВНЕНИЕ ПОГОДЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ И ВЧЕРАШНЕГО.

  3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Какая поверхность в Африке? (по карте).

  2. В каких поясах освещенности расположен материк?

  3. Расскажите о реке Нил (самая длинная).

  4. Перечислить и показать на карте реки и озера Африки.

  5. Виктория – что это?

  6. Суэцкий канал (путешествие через канал).

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- 2 -

УЧИТЕЛЬ: климат любой местности зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность (высота солнца над горизонтом – географическая широта). Близость к экватору.

Средняя годовая температура + 25+ 26 градусов Цельсия.

Осадков выпадает мало у северных и южных тропиков (высокая температура).

Давление атмосферное – у экватора – низкое давление, у полюсов – высокое (низкая температура, воздух охлаждается, тяжелеет и опускается).

Благодаря своему географическому положению Африка – самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. Солнце в течение всего года между тропиками стоит высоко над горизонтом, а два раза в год в любой точке бывает в зените.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА АФРИКИ.

Вследствие того, что экватор пересекает Африку почти посередине, климатические пояса (за исключением экваториального) повторяются дважды.

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ПОЯС – часть бассейна реки Конго, побережье Гвинейского залива. Климат здесь постоянный. Обычно утром бывает ясная погода. Днем в связи с сильным нагреванием поверхности Земли солнцем экваториальный воздух, насыщенный влагой, устремляется вверх. Образуются кучевые облака. После полудня разражается ливень, часто сопровождаемый сильнейшей бурей и грозой. С наступлением бури деревья, так спокойно стоявшие ранее, бешено кидаются из стороны в сторону: в ужасе они как будто хотят сорваться с места, но крепкие корни деревьев держат их мощные стволы. Молнии бороздят клубящиеся тучи, которые, сгустившись до черноты, в последний раз обдают окрестность белым светом, дождь разражается с тропической яростью, все превращается в хаос. Но через несколько минут ливень словно тушит всю эту огненную бурю, и когда он кончился, лес уже снова стоит тихо и величаво. К вечеру опять наступает ясная погода.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. В каких поясах освещенности расположена Африка?

  2. Чем вызвано насыщение воздуха влагой?

  3. Что такое тропический ливень?

СУБЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ПОЯС –до 15-20 градусов к северу и югу от экватора. Здесь сухая зима и влажное лето. Когда солнце в зените, наступает дождливое время (начинается сразу, внезапно, 3 недели саванна заливается огромными потоками воды. Вода занимает все расщелины, впадины и

- 2 -

насыщает иссохшую землю. Болота наполняются водой, низины превращаются в озера. Как по волшебному мановению, саванна покрывается роскошной травой. По направлению к тропикам количество летних осадков и продолжительность сезона дождей убывает

ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА. В поясах высокого давления преобладают нисходящие воздушные токи. Холодный воздух, опускаясь, содержит мало влаги. При опускании он сжимается и нагревается, становится суше.

Наиболее сухо в северной Африке (Сахара). Здесь находится самая жаркая и сухая область не только Африки, но и всей Земли – пустыня Сахара. Лето в Сахаре жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 градусов Цельсия, температура воздуха поднимается до 40 градусов и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие. Днем раскаленным сухим воздухом трудно дышать. Все живое прячется в расщелины камней, в корнях высохших трав, и пустыня кажется мертвой.

Летом часто дует сильнейший ветер – САМУМ, несущий тучи песка. Дюны на глазах оживают, горизонт меркнет, пыль закрывает солнце, среди красноватой мглы оно кажется огненным шаром. Становится нестерпимо душно, люди и животные задыхаются. Рот, нос и глаза забивает песком. Беда тому, кто не укроется вовремя от бури.

Зимой воздух прохладнее, дождь – редкое явление.

В ЮЖНОЙ АФРИКЕ – тропический климатический пояс распространен на меньшей площади. Из-за меньшей протяженности с запада на восток осадков здесь выпадает больше, чем в Сахаре, особенно много на восточных склонах Драконовых гор, на востоке острова Мадагаскар, где осадки приносят с океана юго-восточные ветры. На побережье Атлантического океана дождей почти не бывает. Холодные течения Атлантического океана, проходящие у юго-западных берегов, понижает температуру воздуха в прибрежной части материка и не благоприятствуют выпадению дождей. Холодный воздух, как известно, становится тяжелее, плотнее, не может подниматься, образовывать облака и давать осадки. Но есть роса, которая образуется при понижении температуры.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  1. Какие времена года бывают в саванне? (сухое и дождливое).

  2. Что происходит в сухое время года?

  3. А в дождливое?

  4. Как влияет Атлантический океан на климат Африки?

  5. Чем отличается климат Северной Африки от Южной?

- 3 -

СУБТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Расположены на крайнем севере и юге материка. Лето здесь жаркое и сухое, +27+28 градусов, зима – теплая +10+12 градусов Цельсия.

Благоприятны для жизни человека и его хозяйственной деятельности. Лето – как климат тропического пояса, зима – как климат умеренного.

УЧАЩИЕСЯ ВЫЧЕРЧИВАЮТ ТАБЛИЦУ:

Большая часть материка расположена в жарком поясе, где солнце бывает в зените.

Среднемесячная температура не опускается ниже + 8 градусов Цельсия.

Отмечена самая высокая температура в Африке + 58 градусов Цельсия.

Нет холодных зим.


АФРИКА –

самый жаркий

материк на

Земле



СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС

Название

Температура

Влажность

Экваториальные

Высокая

Высокая

Тропические

Высокая

Низкая

Умеренные

- 4 -

ТИПЫ КЛИМАТОВ.

Пояса

Влажность

ЗИМА

ЛЕТО

1. Экваториальный

Утром – ясная погода;

После полудня – ливень;

К вечеру – ясная погода

+ 24

+ 24

2. Субэкваториальный

сухая

влажное

3. Тропический

Северная Африка – Сахара – дожди – редкое явление.

Южная Африка – осадков выпадает больше (Драконовы горы, о. Мадагаскар).

прохладная

Жаркое

+ 40

4. Субтропический

Теплая + 10+12

(как в умеренном поясе)

Жаркое + 27+28 (как в тропиках).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  1. Какую тему мы изучали?

  2. Что оказывает влияние на климат Африки?

  3. Какие пояса климатические есть в Африке?

  4. Чем отличается климат Северной и Южной Африки?

V1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА с комментированным выставлением оценок.

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ

ТЕМА: МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания детей о географическом положении России;

- дать представление о машиностроительном комплексе;

- дать представление об отраслях, входящих в комплекс.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция зрительного восприятия при показе границ России, используя карту;

- активизировать произвольное внимание при нахождении на карте центров промышленности;

- коррекция мыслительных процессов при нахождении ответов на вопросы;

- коррекция мелкой моторики при записывании в тетради ответов на пункты плана.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к изученным межотраслевым комплексам для повышения адаптивных возможностей учащихся;

- воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей;

- воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Индивид.

работа

1. Организационный

момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группы

1 группа

2. Повторение.

- Географию какой страны мы изучаем? (России).

- покажите на карте территорию, которую занимает Россия.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

(Металлургический комплекс).

- Назовите отрасли, которые входят в металлургический комплекс (Черная и цветная металлургия).

- Назовите основную продукцию комплекса (металлы).

- Какие металлы вы знаете?

- Связан ли металлургический комплекс с другими комплексами? (Да).

- Какую продукцию поставляет металлургический комплекс в эти комплексы?

- Что получает от них?

- Каково значение этого комплекса для хозяйства страны?

3. Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем изучать еще один комплекс.

Тема нашего урока: Машиностроительный комплекс. Тему записываем в тетрадь.

4. Изучение нового материала.

Учитель вывешивает план изучения комплекса.

ПЛАН:

  1. Название комплекса.

2. Отрасли, входящие в комплекс.

3. Крупнейшие промышленные центры комплекса.

4. Основная продукция.

5. Взаимосвязи между отраслями промышленности.

6. Экологические проблемы.

7. Значение комплекса для хозяйства страны.

8. Профессии, необходимые для изучаемого комплекса.

- Прочитайте пункты плана, над которыми мы будем работать.

- Итак, записываем в тетради слово «План».

- Какой первый пункт нашего плана? (название).

- Запишем «Машиностроительный комплекс».

- Какой второй пункт плана?

- Как вы думаете, какие отрасли входят в машиностроительный комплекс?

- Итак, туда входят:

- тяжелое машиностроение;

- энергетическое машиностроение;

- станкостроение и инструменты;

- автомобилестроение;

- авиастроение;

- судостроение;

- тракторостроение.

- Записываем в своей тетради.

- А сейчас мы рассмотрим крупнейшие промышленные центры комплекса.

Осуществляется показ по карте:

- тяжелое машиностроение – Екатеринбург, Красноярск;

- энергетическое машиностроение – Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону;

- станкостроение – Москва, Воронеж;

- тракторостроение – Челябинск, Волгоград;

- автомобилестроение – Москва, Тольятти;

- авиастроение – Самара, Казань;

- судостроение – Санкт-Петербург.

Учитель устанавливает на карте пунсоны красного цвета.

Дети записывают в тетради.

- А теперь определите, какую продукцию выпускает каждая из этих отраслей (машины, станки, самолета и др.).

запись в тетради.

- Как вы думаете, машиностроительный комплекс сотрудничает с другими комплексами? (да).

- Что он поставляет в эти комплексы?

- Что получает от них?

Запись в тетради (сотрудничает со всеми комплексами, поставляет различные станки, машины, инструменты и т.д.).

- Как называется шестой пункт плана? (Экологические проблемы).

- Как вы думаете, загрязняет ли машиностроительный комплекс экологию страны? (да).

- Что загрязняет?

Запись в тетради: загрязняет атмосферу и воду.

- Как вы думаете, можно ли купаться в загрязненном водоеме? (нет).

- А почему?

2 группа

1 – 2 группы

- Какое значение для хозяйства страны имеет машиностроительный комплекс?

(обеспечивает хозяйство страны машинами, станками, оборудованием, инструментами).

Запись в тетради.

- Назовите последний пункт плана. (профессии, необходимые для работы в этом комплексе).

- Вы можете устроиться на машиностроительное предприятие? (да).

- А кем? (слесари, разнорабочие, маляры, плотники).

Запись в тетради.

1 – 2 группы

1 – 3 группы.

1 – 3 группы

3 группа

1- 3 группы

5. Закрепление.

- Итак, вспомните, какие отрасли входят в машиностроительный комплекс.

- Покажите и назовите крупнейшие промышленные центры.

- Назовите основную продукцию комплекса.

- Как машиностроительный комплекс взаимосвязан с другими отраслями промышленности?

- Что он поставляет в них?

- Что получает?

- Каково значение комплекса?

- Кем вы можете устроиться работать на машиностроительное предприятие?

- Попробуйте составить связный рассказ по плану.

2 группа

1 – 2 группы

2 группа

3-я группа повторяет

1 группа

2 группа

1 – 2 группа,

3 группа повторяет.

1 группа

6. Подведение итога урока.

- Какую тему изучали?

1 – 2 группа

7. Выставление оценок.

Оценивание ответов ребят с комментариями.

8. Домашнее задание.

Прочитать записи в тетради. Работа с картой и атласами.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА: МАСШТАБ. ВИДЫ МАСШТАБА.

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Создать у учащихся представление о масштабе и его видах. Научить детей

пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно.

- Научить измерять отдельные предметы и отображать их в масштабе.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение учащихся пользоваться сантиметровой лентой, линейкой и другими

измерительными приборами.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при работе в тетради при вычерчивании предметов

в масштабе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карты различных масштабов, карточки-лото, карточки для закрепления изученного,

учебники, тетради.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группы

1 группа

2. Повторение.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

Задания на знание определений.

- Что называется планом местности?

- Чем план местности отличается от аэрофотоснимка?

Задания на знание условных знаков.

- Что означают условные знаки?

Учитель показывает карточки с условными обозначениями,

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

а ученики записывают название знака на доске и в тетради.

А теперь поиграем с вами в лото. Играют двое или один ученик. игрокам выдается одна большая карточка и 6 маленьких. Большая карточка расчерчена на 6 полей, на каждой – условный знак, а на шести маленьких карточках – словесное описание условных обозначений. Необходимо найти соответствие.

Учащиеся записывают рассказ условными знаками в тетради.

1-2 группа

3 - повторяет

1 – 2 группы

3. Изучение нового материала.

Учитель предлагает детям выполнить невыполнимое проблемное задание – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая).

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь.)

- Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других – меньше).

- Но как выразить уменьшение? (Прочитайте в учебнике на стр.

учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.

Вычерчиваем схему «Виды масштабов».

Виды масштабов

Численный

Именованный

Линейный

Масштаб (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение – это численный масштаб.

Например,:

1: 50 – 1 см на карте соответствует 50 см на местности

1: 100 – 1 см на карте равен 100 см на местности

1: 1000 – 1 см на карте равен 1000 см на местности.

Давайте измерим длину и ширину стола и начертим его в масштабе 1 : 50.

1 групп

2 группа

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

Кроме численного есть именованный масштаб.

Он показывает, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте или плане.

Например, в 1 см – 1 м.

Задание: начертите в этом масштабе квадрат со сторонами 3 м.

- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1: 1000000см. что нужно сделать? (в правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км).

Третий вид масштаба - линейный.Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Он приводится наряду с численным и именным. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

1 и 2 группа

3 группа чертит на доске

4. Закрепление нового материала.

1. Учитель предлагает детям перевести численный масштаб в именованный и наоборот:

1: 10000в 1 см – 30 км

1: 250000в 1 см – 300 км

1: 5000000в 1 см – 1 км

  1. Определить масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.

  2. Определить расстояние по плану местности в сантиметрах и перевести его в метры с помощью заданного масштаба.

1 и 2 группы

3 группа

записывает с доски в тетрадь

5. Подведение итога урока.

- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

- Что показывает масштаб?

- Какие виды масштабов вы знаете?

6. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

7. Задание на дом.

Заданиие на дом – повторить все виды масштабов и начертить в масштабе план своего письменного стола.

1 и 2 группа, а третья измеряет длину и ширину стола.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА СУШИ. ГОРЫ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование знаний об основных формах рельефа (горах).

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

- Закрепить знания о равнинах, возвышенностях, плоскогорьях.

Вспомнить, какими цветами на карте обозначены эти формы рельефа.

- Сформировать понятие «горы», используя наглядные средства обучения, а именно,

таблицы, макет горы, иллюстрации.

- Выявить, как влияет высота гор на изменение климата, растительности.

Коррекционно-развивающие:

- Сравнить рельеф равнины, возвышенности, плоскогорья и гор через использование

таблицы

- Показать различие гор по высоте – низкие, средние, высокие.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при вычерчивании схем в тетрадях.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины с изображением гор, холмов; карточки со словами «рельеф», «равнины», «горы», «горный хребет», «горная система».

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение.

- Что такое рельеф местности?

- Какие виды рельефа вам известны?

- Что такое равнина?

- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

- Что такое холм?

- Какова его высота?

Этапы урока

Содержание урока

Индивидуальная

работа

- Почему одни равнины называют плоскими, а другие – холмистые?

- Из каких частей состоит холм? (вершина, склоны, подошва).

1 – 2 группы зарисовывают в тетради.

3. Изучение

нового

материала

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы не будем записывать тему урока в начале занятия, ее вы сформулируете сами в конце работы.

- Начнем мы урок с сеанса радиосвязи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар (в переводе – «ровный шар»).

Их космический корабль преодолел миллион световых лет. Наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача предложить им место приземления.

Дети предлагают ровный участок и произносят слово «равнина».

- Но инопланетяне не знают это слово. Объясните им. Откройте свои переговорные устройства – тетради. Попробуйте объяснить. Дети записывают.

- Кто самый смелый? Прочитайте, что вы записали. Выбираем самый верный ответ, сравнивая его с термином в учебнике.

- Предупредите инопланетян, куда нельзя приземляться. (горы).

- А знают ли гости это слово «Горы»? помогите им понять, что такое горы.

Учитель вывешивает на доске карточку «ГОРЫ».

- Ребята, кто нарисует на доске гору? (ребята рисуют).

- А теперь скажите, на что похожа гора. (отвечают, что на холм).

- Значит, у горы есть те же части, что и у холма. Подпишите эти части. (вершина, склоны, подошва).

вершина

склон

подошва

- Посмотрим, умеете ли вы работать по рядам.

1 ряд – думает, что такое вершина

2 ряд – что такое склон

3 ряд – что такое подошва.

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – переход склона горы в равнину.

1 и 2 группы

3 – из учебника.

1 и 2 группы

Работают все 3 группы

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Ребята, посмотрите на две картины – холма и горы. Вас ничего не удивило? (Это две формы рельефа, имеющие вершину, склон и подошву, но одна – гора, а другая – холм).

- что же нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом? Чем они отличаются? (высотой).

- Покажите, где мы определяем высоту горы или холма.

- Как вы думаете, чем отличаются «горный хребет» от «горной системы»?

- наши гости пошли на посадку и спустились на высоту 1000 м

и, сохраняя направление и высоту, продолжают двигаться вокруг Земли.

- Посмотрите на карту полушарий, сможет ли на этой высоте сделать полный оборот вокруг земли космический корабль?

(ученики затрудняются ответить).

- Вы не можете определить высоту гор, поэтому не можете справиться с задачей.

- Посмотрите в легенду карты, она находится внизу карты. Что там есть в помощь вам при выполнении этого задания?

(шкала высот).

- Каким цветом изображены территории выше 1000 м

(коричневым, темно-коричневым).

- Так сможет ли инопланетный корабль сделать полный оборот вокруг Земли по этой широте? (Нет, мешаются горы Кордильеры).

- Откройте учебники. Какие горы бывают по высоте?

Начертим схему в тетради «Различие гор по высоте».

Различие гор по

высоте

Высокие

Средние

Низкие

Учитель показывает на карте горы, а ученики отвечают, какие горы по высоте: Уральские, Алтай, Кордильеры, Тянь-Шань.

Учитель: Ребята, только что мы получили радостное известие: инопланетяне приземлились! Но у них новая неприятность. Им нужен ремонт, а у них нет материала, а получить его они могут только в Уральских горах. Давайте поможем найти их и

Определим, какие это горы по высоте, а для этого найдем самую высокую вершину. (гора Народная, 1892 м).

- Какая это гора?

Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и сейчас каждый из вас получит положительную оценку, но сначала мы закрепим новый материал.

1 группа

1 группа.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

4 .Закрепление

нового

материала

- Что мы изучали на уроке?

- Кто нуждался вашей помощи?

- Какие горы бывают по высоте?

- Что такое высокие горы?

- Каков основной признак этих гор?

- Чем отличаются горы друг от друга?

- Чем отличаются горный хребет и горная долина?

5. Выставление

оценок

Учитель комментирует работу каждого учащегося на уроке и выставляет оценки.

6. Домашнее

задание

Прочитать параграф «Горы». Ответить на вопросы в конце параграфа.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА: РАВНИНЫ СУШИ.

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Сформировать понятие «Равнина».

- Сформировать представление о равнине.

- Показать, что равнины – это формы поверхности суши с высотой не более 200 м.

- Показать, что равнины бывают не толь ко плоские, но и холмистые.

Коррекционно-развивающие:

- Сравнить равнины плоские и холмистые и показать особенности этих равнин.

- Показать, что равнины холмистые бывают более живописными, чем плогские.

Коррекционно-воспитательные:

- Учить детей бережно относиться к родной стране, к месту, где они живут.

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы в тетради.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картины с изображением плоской и холмистой равнин. Карта полушарий, атласы.

Карточки с названием равнин.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение.

- Вспомните, какие формы рельефа мы изучали?

- Как обозначают на карте различные формы рельефа?

- Какие цвета мы называем основными?

- Что обозначает зеленый цвет?

- От какого слова происходит слово «равнина»?

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

3. Изучение нового материала.

- Ребята, самым лучшим местом для выращивания пшеницы и многих других культур являются ровные поверхности, равнины.

- Попробуйте сами дать определение, что такое «равнина».

- А теперь давайте сравним его с определением, которое дает нам ваш учебник. (читают определение в учебнике).

- Сравните эти определения.

- На что вы не обратили внимание, когда давали свое определение? (Вы говорили, что равнина – плоская, без перепадов высот).

- Но равнины бывают не только плоские, но и холмистые.

Учитель вывешивает картины с изображением плоской и холмистой равнины.

- Ребята, посмотрите на эти картины, сравните их и сделайте сравнение, какие равнины называют плоскими, а какие холмистыми.

Давайте вычертим схему в тетради.

РАВНИНЫ

плоские

(без перепада высот)

холмистые

(с перепадом высот менее 200 м

1 группа

1 – 2 группа

1 и 2 группа

4. Первичное закрепление.

- Итак, что такое равнина?

- Какие бывают равнины?

- Какой перепад высот возможен у равнин?

Как будет выглядеть горизонт на этих территориях?

(на плоских – прямая линия, на холмистых – извилистая линия).

- ребята, попробуйте составить рассказ о путешественнике, который путешествует по плоской равнине.

- а теперь – по холмистой равнине. (Молодцы!

- А еще равнины отличаются по высоте. Сейчас я буду читать определение, а вы скажите, о какой равнине идет речь: равнина с небольшими абсолютными высотами – до 200 м (низменность).

1 – 2 группы

1 – 2 группы

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Каким цветом низменности обозначаются на карте? (зеленым).

- Слушайте следующее определение: обширный участок суши, приподнятый над окружающей территорией, с плоскими или волнистыми пространствами (плоскогорье).

- Каким цветом показывают на карте? (оранжевым).

- Участок земной поверхности, приподнятый над окружающей территорией от 200 до 500 м. (возвышенность).

- Каким цветом обозначена на карте? (желтым).

- откройте атласы и приведите конкретные примеры низменностей и возвышенностей.

НИЗМЕННОСТИ: Прикаспийская, ЗападноСибирская,

Амазонская.

ПЛОСКОГОРЬЯ:

Среднесибирское, Бразильское.

ВОЗВЫШЕННОСТИ:

Среднерусская, Приволжская, Валдайская.

5. Первичное закрепление.

- Как узнать, плоская или холмистая равнина? (по цвету).

- Какие это цвета? (зеленый, желтый, оранжевый).

Все группы

- Учитель: Составим еще одну схему.

РАВНИНЫ

(по высоте)

Низменности (менее 200 м)

Амазонская низменность

Возвышенности

(200 – 500 м,

Валдайская возвышенность

Плоскогорья

(500 – 1000м)

Среднесибирское плоскогорье

6. Повторение и закрепление нового материала.

- Что мы изучали на уроке?

- Что такое равнины?

- Какие бывают равнины?

- Как различают равнины?

- Равнина до 200 м – это….

- Равнина от 200 до 500 м – это ……

- Равнина от 500 до 1000 м – это ……

1, 2, 3 группы

1 и 2 группы

7. Подведение итогов и выставление оценок

Учитель комментировано выставляет оценки.

Найти в атласах низменности, плоскогорья и возвышенности.

8. Домашнее задание.

1 и 2 группы

3 – читает.

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА: «ТИХИЙ ОКЕАН. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ».

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, очертанием берегов,

рельефом дна, взаимодействием Тихого океана с атмосферой и сушей.

- сформировать представление об океане как одном из компонентов окружающей среды.

- Показать хозяйственное воздействие океана на человека.

- Показать воздействие человека на океан.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение отвечать на вопросы учителя связными полными ответами.

- Формировать умение анализировать зависимость цвета океана на карте от глубины океана.

- Развивать умении е анализировать при рассмотрении вопроса «Воздействие океана на человека» и «Воздействие человека на океан».

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал с географическими объектами; карта Тихого океана; физическая карта полушарий; карточки для словарной работы

ХОД УРОКА..

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение.

- Какие океаны мы уже изучили с вами? Атлантический и Северный Ледовитый океаны).

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Какой океан мы изучали на прошлом уроке?

- Почему этот океан называют самым холодным океаном?

- Сколько морей являются окраинными морями океана?

- Покажите, по каким морям проходит Северный морской путь? (Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море).

- Сколько месяцев в году осуществляется навигация на океане?

- Как проходят во льдах корабли?

- Что дает океан людям?

1 и 2 группы

1 и 2 группы

3 группа

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Сегодня мы поговорим о Тихом океане.

Представление о Тихом океане связываются со словами «самый», и это не случайно. Действительно, это самый большой, самый глубокий, самый изобилующий островами и глубоководными вулканами, с самым густонаселенным побережьем океан.

В нем самые сильные ветры, самые высокие и длинные ветровые волны, самые разрушительные волны цунами.

Поговорим о географическом положении океана.

Тихий океан омывает берега Евразии, Антарктиды, Северной и Южной Америки, Австралии.

Площадь Тихого океана – 178,6 млн. кв. км, объем – 710 млн. кв. км, средняя глубина – 3980 м, наибольшая глубина – 11022 м (Марианская впадина). Тихий океан занимает 49% площади Мирового океана.

1 и 2 группы отмечают эти материки на контурных картах.

4. Первичное закрепление.

- Почему Тихий океан называют самым-самым?

- Какие материки омывает океан?

- Какова наибольшая глубина океана?

- О чем это говорит?

3 группа

1 и 2 группа

- Познакомиться с климатическими условиями Тихого океана я предлагаю по учебнику, самостоятельно, с помощью карт атласа.

- Посмотрим, какова температура океана в различных местах.

- Соленость.

- Течения.

.

5. Первичное закрепление.

- Что можно сказать о солености воды океана?

- Какие есть течения в океане?

1 и 2 группы

- Богаты и разнообразны природные ресурсыТихого океана

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Используется морская вода для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. Промышленное использование морской воды в Японии выросло с 13% до 31% за 15 лет.

- воду применяют в сельском хозяйстве, ее опресняют.

- Из морской воды добывают поваренную соль (в Японии – 50%).

- Получают калийные удобрения, магний, бром, йод, уран.

- В Китае, Японии, России стоят энергетические станции, использующие энергию приливов и отливов.

- В Тихом океане добывается около 50 млн. тонн водных животных и растений в год: рыбы (минтай, иваси, треска, морской окунь, ценные лососевые, тихоокеанская сельдь); моллюски: (мидии, трепанги, кальмары); ракообразные (крабы, креветки); морские млекопитающие: тюлени, котики; различные водоросли.

Кроме того, вылавливают анчоусов, камбалу, скумбрию, сардинеллу, тунца, ставриду.

- В Тихом океане добывают полезные ископаемые: циркон, оловянные руды, магний и титан, золото, платина, фосфориты, нефть, газ и каменный уголь.

6. Первичное закрепление

- Что дает Тихий океан человеку?

- Какие виды рыб вылавливают в океане?

- Какие полезные ископаемые там добывают?

- Участвует ли в добыче Россия?

Все 3 группы

1 и 2 группа

- А сейчас мы поработаем в контурных картах.

Обозначим на контурной карте материки, которые омывает Тихий океан, затем острова Тихого океана.

Кроме того, я вам раздам карточки, на которых написаны географические объекты, которые необходимо нанести на карту.

КАРТОЧКИ:

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское,

Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена.

ОСТРОВА:

Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские.

ПОЛУОСТРОВА:

Камчатка, Корея.

ПРОЛИВЫ:

Магеллана, Дрейка, Берингов.

ЗАЛИВЫ: Аляска, Калифорнийский.

1 группа отмечает все, 2 группа – половину, 3 группа – то, что найдет

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

7. Подведение итогов и выставление оценок.

- Какую тему мы с вами изучали сегодня? (Тихий океан).

- Почему этот океан называют Великим океаном?

Комментированное выставлении е оценок.

Все 3 группы

1 группа

8. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о Тихом океане.

1 и 2 группы

3 группа – ответы на вопросы

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН.

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, очертанием берегов,

рельефом дна, взаимодействием Индийского океана с атмосферой и сушей.

- Сформировать представление об океане как одном из компонентов окружающей среды.

- Показать хозяйственное воздействие океана на человека.

- Показать воздействие человека на океан.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение отвечать на вопросы учителя связными полными ответами.

- Формировать умение анализировать зависимость цвета океана на карте от глубины океана.

- Развивать умение анализировать при рассмотрении вопроса «Воздействие океана на человека» и «Воздействие человека на океан».

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал с географическими объектами; карта Индийского океана; физическая карта полушарий; карточки для словарной работы

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение.

- Какие океаны мы уже изучили с вами? Атлантический, Северный Ледовитый океаны, Тихий океан)..

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Какой океан мы изучали на прошлом уроке?

- Почему этот океан называют самым – самым, Великим?

- Сколько морей являются окраинными морями океана?

- Покажите океан на карте.

- Какие острова есть в Тихом океане?

- Что дает океан людям?

- Что делают люди для того, чтобы океан жил?

1 и 2 группы

1 и 2 группы

3 группа

3. Изложение нового материала.

Сегодня мы будем изучать последний, самый теплый океан Мирового океана. О каком океане идет речь?

Учитель знакомит учащихся с географическим положение Индийского океана

На доску вывешивается ПЛАН описания географического положения океана.

- Какими материками ограничен океан?

- Как океан расположен относительно экватора, тропиков и полярных кругов?

- С какими океанами сообщается Индийский океан? (Смотрите на карту полушарий).

Учитель: Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии.

Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.

Индийский океан расположен между Африкой, Азией,

Австралией и Антарктидой.

Учитель выписывает на доске основные параметры, характеристики этого океана.

- Общая площадь океана – 76,2 млн. кв. км.

- Средняя глубина -0 3711 м:

- Наибольшая глубина – 7729 м (Зондский желоб).

1 и 2 группы

4. Первичное закрепление.

- Какими материками ограничен океан?

- Как проходит по океану экватор?

- Какими тропиками ограничен океан с двух сторон?

- Какова наибольшая глубина океана?

- Каким по размеру стоит океан среди других океанов.

Работают все 3 группы.

Знакомлю учащихся с климатическими условиями Индийского океана.

Основными видами хозяйственной деятельности

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

являются:

  1. Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. (особенно страны Аравийского полуострова и Персидского залива).

  2. основные промысловые ресурсы располагаются в Аравийском море

  3. добывают окуневых, морских угрей, сардинеллу, креветку, лангустов, крабов, моллюсков.

  4. Добывают твердые полезные ископаемые:

циркон, олово, нефть.

Работа с контурной картой.

Обозначить географические объекты:

МОРЯ:

Красное, Аравийское.

ЗАЛИВЫ:

Персидский, Бенгальский, Большой Австралийский.

ПОЛУОСТРОВА:

Аравийский, Индостан, Сомали.

ОСТРОВА:

Мадагаскар, Шри-Ланка, Мальдивские, Сейшельские.

ПРОЛИВЫ:

Мозамбикский.

1 группа отмечает все, 2 группа – половину, 3 группа – то, что найдет

5. Первичное закрепление.

- Что дает океан человеку?

- Что получают из соленой воды?

- Какую рыбу отлавливают?

6. Подведение итогов работы.

- Какую тему мы с вами изучали?

- Какой океан изучали?

Комментированное выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об Индийском океане.

1 и 2 группы

3 группа – ответы на вопросы

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ АФРИКИ. РЕКИ.

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Африки.

- Сформировать представление об основных чертах рек и озер Африки.

- Продолжить формирование умений работать с картой и контурными картами.

Коррекционно-развивающие:

- Научить показывать реки и озера Африки по карте.

- Нанести реки и озера Африки на контурные карты.

- Показать зависимость рек и озер Африки от климатических условий материка.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать аккуратность и внимательность при работе с атласами и контурными картами, а также при работе в тетради.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Физическая карта материков и океанов; карточка с терминами и понятиями; таблицы.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение пройденного (фронтальный опрос)

- Назовите климатические пояса Африки? (экваториальный, субэкваториальный, тропический).

- Как называется климатический пояс, где жарко и сухо в течение всего года? (тропический).

- Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом? (субэкваториальный).

1, 2, 3 группы

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Тепло, дождливо в течение всего года? (экваториальный).

- Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты (тропический).

- Летом влажные воздушные массы, зимой сухие (субэкваториальный).

- Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С (тропический).

- Одно время года. (экваториальный).

- Почему Африку называют самым жарким материком?

3. Изложение нового материала.

- Вспомните виды внутренних вод.

- Вспомните понятия: водораздел, бассейн, речная долина.

На доске висят перевернутые карточки. По мере того, как ученики называют эти воды, учитель открывает их и получается схема.

Внутренние воды

Подземные

воды

Болота

Ледники

Озера

Реки

Учащиеся переносят схему в тетради.

- Бассейны каких океанов представлены на материке? (Атлантического, Индийского).

- Откройте свои атласы и посмотрите, какие репки являются представителями каких океанов.

Бассейны океанов

Индийский океан

Атлантический

океан

Бессточный

бассейн

Примеры: примеры: примеры:

…………. ……………. …………….

………….. ……………. …………….

- Давайте рассмотрим, как влияет климат на реки, влияние рельеф на реки.

Задание для 1 группы.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

Влияние внешних факторов на реки

Внешние

факторы

Воздействие внешних факторов

Примеры

Рельеф

Характер течения

Пороги и водопады

Работа рек

Направление

Большая часть рек порожиста, много водопадов. Преобладают реки, впадающие в Атлантический океан.

Климат

Многоводность

Питание

Режим

Ледостав

Многоводны реки, текущие в ЭКП. Преобладает питание дождевое. В ЭКП реки полноводны круглый год, в СУБЭКП половодье наступает в летние месяцы, а СУБТПК реки разливаются зимой. Ледостава нет.

1 и 2 группы

4. Первичное закрепление.

- Как влияет рельеф на реки Африки?

- Как влияет климат на реки Африки?

1 и 2 группы

3 группа

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

5. Закрепление нового материала.

- Какую тему мы с вами изучали?

- Почему бассейны рек Индийского океана меньше Атлантического?

- Почему говорят «бассейн рек Индийского океана»?

- Какие реки к нему относятся?

3 группа

2 группа

6. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока и комментированное выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Читать параграф. Отвечать на вопросы в конце параграфа.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ..

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

- Сформировать знания об особенностях растительного и животного мира Австралии.

- Показать зависимость растительного мира от климата материка, а уникальность животного мира – от удаленности материка от других материков и климата.

- Познакомить с основными представителями растительного и животного мира.

Коррекционно-развивающие:

- Коррекция внимания при работе с физической картой Австралии и материков.

- Научить различать животный и растительный мир Австралии и показать особенности этого мира.

- Показать, как охраняется уникальный мир этого материка.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать наблюдательность и умение делать выводы, изучая растительный и животный мир Австралии.

- Воспитывать аккуратность при заполнении таблицы в тетрадях.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта полушарий, учебник, атласы, тетради, таблицы № 41, 42, карточки для словарной работы., видеофильм.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение пройденного материала

- Что мы изучали на прошлом уроке? (путешествие Н.Н.Миклухо-Маклая).

- Для чего была организована экспедиция?

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

- Как называли коренные жители Миклухо-Маклая? («Человек с Луны»).

- Что хотел доказать своими исследованиями Миклухо-Маклай?

- Как сумел добиться результатов русский ученый?

- Почему он возвращался на остров снова и снова?

1,2,3 группы

1 и 2 группы

3. Изложение нового материала.

Учитель начинает рассказ о своеобразии растительного и животного мира материка.

Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и животных в Австралии являются эндемиками (травоядными).

Сумчатых в Австралии – 162 вида, но нет обезьян и копытных, а также растений с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы.

Здесь же растет самое высокое дерево, и оно является одним из быстрорастущих растений – эвкалипт.

Леса в Австралии нет, он занимает лишь 2%% территории, лишь на юге и на востоке континента, и на Тасмании.

Растут в лесах эвкалипты (более 500 видов), высота которых более 15 м. стволы у них прямые, крона редкая. У старых деревьев стволы искривлены.

В дуплах деревьев живут опоссумы и устраивают гнезда птицы. Листья эвкалиптов длинные и узкие, что защищает их от испарения и палящего солнца эвкалипты цветут необычайно красиво, цветы белые или красные, оранжевые и желтые. В период цветения они привлекают птиц и насекомых, питающихся нектаром.

Растут бутылочные деревья.

4. Первичное закрепление.

- Есть ли леса в Австралии?

- Какие растения растут в лесах?

- Какими свойствами обладает эвкалипт?

- Сколько видов сумчатых животных живут в Австралии?

- Водятся ли в Австралии обезьяны?

1 – 2 – 3 группы

- На юге Австралии и на острове Тасмания растут царственные эвкалипты – это прекрасные деревья с белыми стволами высотой до 100 м и толщиной до нескольких метров у основания. Бывают эвкалипты и голубые.

- эвкалипты – лекарственные растения, из них получают эфирное масло и дубильные вещества.

- Растут казуарины и скипидарное дерево, акации.

Растут кустарники и многочисленные травы.

- В тропических лесах Австралии растут орхидеи. Обитают казуары, бабочки, древесные кенгуру и кускусы. Деревья

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

Высотой до 40-50 метров и растут близко друг к другу, образуя сплошной плотный полог, не пропускающий солнечный свет. Лианы обвивают деревья. В лесу гниют листья и валяются ветки. Много папоротников, орхидей, водорослей и лишайников, деревья окутаны мохом как шерстяным покровом. Влажность высока. Растут сосны, араукарии, красный кедр, клен, австралийский орех и др.

Баньян – дерево, которое разбрасывает семена, и они прорастают прямо на стволах деревьев, корни воздушные, оплетают дерево. Высота его 25 м.

5. Первичное закрепление.

- Какие растения растут в тропических лесах Австралии?

- Какие виды эвкалиптов вам запомнились?

- Какова высота эвкалипта царственного?

Учитель рассказывает о животном мире Австралии.

Кенгуру(от 23 см до2-х м, вес до 20 кг, скорость передвижения – 20 км в час. Детеныш один, весом менее 1 г и длиной менее 2-х см. в сумке он живет 6 месяцев. Средняя продолжительность жизни 20 лет, но в природе не более 7.

Кенгуру изображен на гербе Австралии.

Коала –сумчатое животное, с ценным мехом. Сейчас около 250 тыс. животных. питаются только эвкалиптовыми листьями, живут на деревьях.

Дикая собака динго – среднее между волком и собакой. Охотятся на сумчатых, птиц, пресмыкающихся.

Ее можно приручить.

Ехидна – обитает только в Австралии. С одной стороны, это зверь, покрытый мехом, кормит детенышей молоком, имеет 4 ноги, а с другой стороны, несут яйца, как птицы. У них не нос, а клюв, как у водоплавающих птиц. Зубов нет. На животе сумка, в которой ехидна носит яйцо.

6.Закрепление материала.

- Природу какого материка мы с вами изучали?

- Отличается ли растительный и животный мир Австралии от ранее изученных материков?

- Чем?

- Назовите представителей растительного мира?

- Назовите представителей животного мира Австралии?

- Какие из животных вам больше всего понравились и запомнились?

3 группа

1 и 2 группа

все группы

7. Подведение итогов урока.

Подвести итоги урока и выставить комментированные оценки.

8. Домашнее задание.

Прочитать параграф и попробовать составить таблицу по аналогии с прошлыми материками.

2 и 3 группы

1 группа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА. ПЧЕЛОВОДСТВО.

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

  1. Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении пчелы, о пчелиной семье, ее составе и жизни: роении, танцах пчел, зимовке и размножении.

  2. Показать роль пчел в природе и хозяйственной жизни человека.

  3. Сформировать представление о пчеле как об одомашненном насекомом.

Коррекционно-развивающие:

  1. Показать, что инстинкты – основа поведения животных.

  2. Раскрыть понятие термина «пчеловодство».

  3. Коррекция внимания, речи при рассмотрении таблиц и при работе с коллекцией.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать внимание и аккуратность при работе в тетради и с коллекцией насекомых.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник, тетради, таблицы № 8,9, коллекция «Насекомые».

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Повторение пройденного.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- С каким насекомым мы сравнивали комнатную муху?

- Каково внешнее строение мухи?

- Почему муха может ползать одинаково хорошо по стене и по потолку, и по стеклу?

- Почему мы называем муху переносчиком возбудителей опасных заболеваний?

3 группа

1 и 2 группа

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

3. Изложение нового материала.

Учитель на доске вывешивает план изучения насекомых.

- Где обитают пчелы? (на пасеках либо в лесу).

- Какой образ жизни они ведут? (дневной).

- Как передвигаются пчелы?

Давайте составим таблицу, в которой отобразим все стороны от внешнего строения до состава пчелиной семьи.

Признаки

сравнения

Матка

Трутень

Рабочая пчела

Отделы тела

Округлая голова

Грудь из 4-х сегментов.

Брюшко из 6 колец.

Голова, грудь из 4-х сегментов.

Брюшко из 7 колец.

Голова, грудь

из 4-х сегментов, брюшко из

6 колец.

Особенности строение

Крупная пчела, длинное заостренное брюшко; связано с ее воспроизводительной функцией.

Пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке,

Брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета и спаривания.

На задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода – медовый зобик, на конце брюшка – жало.

Выполняемые функции

Спаривание и откладывание яиц

Оплодотворение самки

Чистка ячеек; кормление матки и личинок; строительство сот; разведка, сбор пищи, защита улья.

Тип глаз и их количество

1 пара сложных глаз (3-4 тысячи простых глазков) и 3 простых.

1 пара сложных (7-8 тысяч простых глазков) и 3 простых

1 пара сложных (5 тысяч простых глазков) и 3 простых.

Сроки жизни

До 5 лет

1 сезон (лето-осень)

5 – 6 недель летом

(35 – 45 дней)

6 – 9 месяцев зимой

Время развития

16 дней

24 дня

22 дня

Кормление

Зобным молочком

3-4 дня молочком, затем пергой

3-4 дня молочком, затем пергой

Из каких яиц развиваются

оплодотворенных

неоплодотворенных

оплодотворенных

Количество особей в семье

1

Несколько сотен

70 000

Размеры тела

Длина = 18 – 20 мм

М = 0,25 г

Длина = 15 – 16 мм

М = 0,2 г

Длина = 12 – 14 мм

М = 0,1 г

3. Первичное закрепление.

Проводится первичное закрепление по содержанию таблицы.

1 – 3 группы

- Трудиться рабочие пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщики ячеек, затем у них вырабатывается молочко, которым кормит матку и ее потомство. Затем восковая железа вырабатывает воск и пчелы начинают строить соты. На 20 – 21 день формируется жалоносный аппарат, пчела начинает охранять улей, а затем ищет корм. Среди них появляются разведчицы, которые ищут новые корма.

Рой – это семья пчел, образующих во главе с маткой обособленную группу, а роение – это процесс образования роя.

Пчела – это пример насекомого, обладающего сложными инстинктами, т.е. наследственными приспособлениями к условиям существования.

МЕД – содержит 60 различных веществ, главным образом, глюкозу и фруктозу., а также:

- ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;

минеральные вещества: кальций, натрий, магний, фосфор, железо, йод, селен, хлор,

- микроэлементы: марганец, алюминий, барий, хром, медь, литий, свинец.

- органические кислоты:

- витамины;

- фитонциды, обладающие противомикробным, противогнилостным, противогрибковым действием.

4. Первичное закрепление.

- Что такое рой?

- Что такое роение?

- Как появляется новая семья пчел?

- Чем полезен мед и продукты жизнедеятельности пчел?

1 – 2 группы

3 группа

- Разведение пчел - это ПЧЕЛОВОДСТВО.

5. Подведение итогов урока

Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки.

6. Домашнее задание.

Прочитать о пчелах и пчелиной семье.

Учебник, стр. 31 – 35. Ответить на вопросы.

КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА «ТУТОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД. ШЕЛКОВОДСТВО»

ЦЕЛИ УРОКА:

Коррекционно-образовательные:

  1. Раскрыть особенности строения и развития тутового шелкопряда.

  2. Показать его практическое значение.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжить работу по формированию умений работать с учебником и материалами диафильма.

  2. Учить различать насекомых: пчелу и тутового шелкопряда.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция памяти и внимания при рассмотрении насекомых на таблице.

  2. Прививать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, таблица № 11, коллекция «Насекомые», диафильм «Тутовый шелкопряд».

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

- Какое сегодня число?

- К какому уроку вы подготовились?

- Какой урок по счету?

- Какой сегодня день недели?

- Расскажите о погоде сегодня.

- Какая температура воздуха?

- Есть ли ветер? Какой?

- Есть ли облачность?

- Есть ли осадки?

Сравните погоду сегодняшнего дня и дня вчерашнего.

1 – 3 группа

1 группа

2. Проверка пройденного материала

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  1. Работа с терминами. Объяснить термины:

Матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, медовый зобик, перга, роение, инстинкт.

Работа по карточкам-заданиям. Вызываются 3 ученика.

1 – 2 группы

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

  1. Какие органы имеются на голове пчелы?

  2. Чем покрыто тело пчелы и какое это имеет значение?

  3. Что имеется на конце пчелы?

  4. Что такое рой?

  5. Все ли пчелы одного роя выполняют одни функции?

  1. Как выглядит ротовой аппарат пчелы?

  2. Какие виды работ выполняет рабочая пчела?

  3. Кто такой трутень?

  4. Какую работу выполняет матка?

  5. Что откладывают пчелы в ячейки сот?

  1. Где обитают пчелы?

  2. Чем питаются пчелы?

  3. Что привлекает пчел в цветке?

  4. Назовите растения-медоносы. Почему их так называют?

  5. Сколько пчел живет в одной семье?

Карточки для учащихся 1 и 2 группы, 3 группа дополняет и выполняет работу в тетради

3. Изложение нового материала.

- Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь таракан и моль живут в домах человека, а пчелы – на пасеках?

Процесс одомашнивания диких животных идет длительное время. В ходе этого процесса животные приобретают признаки, отличающие их от диких предков. Кроме медоносной пчелы человеком одомашнены тутовый и китайский дубовый шелкопряд.

О тутовом шелкопряде и пойдет сегодня речь на уроке. О чем говорит нам название этого насекомого?

Именно для получения натурального шелка было одомашнено это насекомое.

Записываем тему урока.

- Родиной шелковичного червя, тутового шелкопряда считают Китай, где уже 4500 лет до наших дней занимались

Этапы урока

Содержание урока

Индивид. работа

шелководством. Сейчас им занимаются в индии, Японии, в Италии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане.

4. Просмотр диафильма.

ВОПРОСЫ:

  1. Опишите внешний вид бабочки.

  2. Назовите стадии развития тутового шелкопряда.

  3. Какие особенности появились у насекомого в связи с одомашниванием.

3 группа

1 группа

1 и 2 группа

Знание биологических особенностей тутового шелкопряда (размножение, развитие) – ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ШЕЛКА.

Основные звенья производства шелка:

  1. тутоводство – выращивание тутовых деревьев или шелковицы:

  2. гренажное производство – производство яиц, или грены;

  3. инкубация грены при низких температурах;

  4. выкормка гусениц листьями шелковицы;

  5. обработка коконов (запаривание и сушка).

5. Первичное закрепление.

- Что такое шелководство?

- Какие условия необходимы для разведения тутового шелкопряда?

- Какое значение имеет шелк в жизни человека?

3 группа

1 группа

2 группа

6. Повторение и закрепление.

- Питается ли взрослая бабочка тутового шелкопряда?

(не питается, у нее не развиты ротовые органы).

- Опишите внешнее строение бабочки и личинки тутового шелкопряда.

- Это дневная или ночная бабочка?

- Почему тутовый шелкопряд может быть назван домашним животным?

1 и 2 группа

7. Подведение итогов урока.

Учитель комментирует ответы учащихся и выставляет оценки.

8. Домашнее задание.

Учебник: стр. , ответы на вопросы.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока по географии "Австралия. Климат. Внутренние воды" создан для учителей, работающих в специальной коррекционной школе в 8 классе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Урок разработан в соответствии с ФГОС.
0 ₽
Конспект урока по биологии "Крестоцветные. Капуста" для 7 класса специальной коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конспект создан по требованиям ФГОС. Конспект могут использовать учителя специальной коррекционно школы.
0 ₽
Конспект урока для 9 класса по теме Всё для фронта! Всё для победы" разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в помощь учителю-предметнику (география) и с ориентировкой на ФГОС.
0 ₽