Автор: Тихонова Татьяна Анатольевна,
Учитель биологии, географии, истории
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ».
ЦЕЛЬ: Дать представление учащимся о главных составляющих Великой Победы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Формировать у учащихся представление о мероприятиях Советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.
Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа
над Германией; показать морально-психологическое состояние советского
общества в годы войны; дать знания о вкладе науки в дело разгрома врага,
используя учебник, таблицы и дополнительную литературу.
Коррекционно-развивающие:
Закреплять умения составлять полные и развернутые ответы; развивать умения слушать, приводя в качестве примера сведения из текста учебника, художественной литературы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, народу (народу-бойцу, народу-труженику); показать мужество, высокое чувство долга и ответственность каждого гражданина СССР за судьбу своей страны в самый острый момент ее истории на конкретных примерах.
Основные знания:
Эвакуация промышленных предприятий; вклад ученых и инженеров, помощь колхозников.
Основные термины и понятия:
Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.
Оборудование и материалы:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ. (проверка готовности к уроку).
- 2 –
II. ПОВТОРЕНИЕ: ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Вспоминают тему и содержание
предыдущего урока).
- Показать на карте, где проходила битва за Москву. (показ на карте).
- В чем заключалась главная задача Гитлера?
- Как называлась операция по захвату Москвы?
- Как москвичи защищали Москву? (можно обратиться к тексту учебника).
- Приведите примеры героического сопротивления советских солдат на подступах к Москве.
- Чем закончилась битва за Москву?
- Какое значение имела победа под Москвой?
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Вводное слово учителя о том, что в первые месяцы войны были созданы городские комитеты обороны, люди трудились днем и ночью. Работа проходила под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!»
СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: «ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА!» ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!» Тема урока записывается в тетрадь.
УЧИТЕЛЬ рассказывает об эвакуации промышленных предприятий.
(учащиеся слушают рассказ учителя и по ходу рассказа отвечают на поставленные вопросы).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ТЫЛ
- Как осуществлялась установка заводов на новых местах?
- В каких условиях приходилось работать людям?
- Что делали с заводами и другими промышленными объектами, если их не успевали эвакуировать?
- Какую помощь оказывали ученые и инженеры? (находят ответы в учебнике)..
- Какие советские танки считаются лучшими?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:БРОНЯ.
Учащиеся зачитывают рассказ в учебнике «Авиаконструктор Ильюшин».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО.
- Какие самолеты создал Ильюшин?
- 3 –
- Какое главное достоинство самолетов «ИЛ»?
УЧИТЕЛЬ продолжает рассказ, а учащиеся отвечают по ходу рассказа на вопросы.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: АВТОМАТЫ.
- Какое оружие создали советские инженеры?
- Какие трудности приходилось переживать людям в тылу?
Демонстрация фотодокументов.
Чтение рассказа в учебнике вслух – 1 ученик, остальные слушают, рассматривают фотодокументы.
- Какие трудности испытывало население?
- Что предпринимало население, чтобы прокормиться?
УЧИТЕЛЬ делает вывод по теме.
IV.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Фронтальная беседа.
Что было создано в начале войны по руководству страной? (ответ).
Кто руководил Государственным Комитетом Обороны? (полный ответ).
Почему нужно было эвакуировать промышленные предприятия? (аргументированный ответ).
Куда эвакуировались заводы? (Показать на карте).
Какие виды оружия были созданы учеными, инженерами? (дают развернутый ответ)
Какую помощь оказывал тыл фронту? (дают развернутый ответ).
Почему так самоотверженно работали люди? (дают аргументированный ответ).
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Комментированное объявлени е оценок за работу.
Дополнительные материалы: население по нормам снабжения продовольствием делилось на 4 категории: рабочие получали по 800 граммов хлеба в день, служащие – по 500 граммов, старики и дети до 12 лет – по 400 гшраммов в день.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: “БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ”.
ЦЕЛИ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
Дать учащимся общее представление о борьбе советских людей в тылу врагша во время Великой Отечественной войны. Разъяснить особенности и формы народной войны в тылу врага; привести примеры борьбы партизан и подпольщиков на оккупированной территории; подчеркнуть вклад партизан и подпольщиков в общую победу над врагами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать порзнавательные способности, использовать дополнительные материалы при ответах, беседе; закреплять умение составлять связный и развернутый ответ.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства.
Основные знания:
Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории.
Основные термины и понятия:
Концлагерь, рейды.
Оборудование и материалы:
Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”, картина “Мать партизана”, грамзаписи А.Н.Толстой “Зверства гитлеровцев в Харькове”.,
Н.Струтинского “Разведчик Николай Кузнецов”, таблицы и иллюстрации.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ. (проверка готовности к уроку).
- 2 –
ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Какую тему изучали на предыдущем уроке? (вспоминают тему и содержание прошлого урока).
- Когда проходила Сталинградская битва? (дают ответ).
ЗАДАНИЕ:
Показать на карте место, где проходила Сталинградская битва. (1 ученик показывает на настенной карте, остальные следят по атласам).
- Где проходила особенно ожесточенная битва? (ответ).
- Почему было так важно овладеть Мамаевым курганом? (дают аргументированный ответ).
- Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда? (дают ответ).
- Какое значение имела победа под Сталинградом? (дают ответ).
ОБЪЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Благодаря героизму и стойкости советских воинов в Сталинградской битве удалось переломить ход войны. Красная Армия перешла в наступление. Перед ней встала задача освободить оккупированную фашистами советскую территорию. Люди, которые оставались на захваченной немцами территории, тоже боролись с фашистскими захватчиками. (Слушают учителя).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
«БОРЬБА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ». (Записывают тему урока в тетрадь).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Рассказ об установлении режима управления.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:КОНЦЛАГЕРЬ.(Работа с грамзаписью «Зверства гитлеровцев в концлагере А.Н.Толстой).
Находят объяснение слова в учебнике и слушают грамзапись.
- Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории? (дают развернутый ответ).
- Кто боролся с фашистами в тылу врага? (дают ответ).
- 3 –
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Борьба советских людей на оккупированной территории». (таблицу заполняют по ходу изучения нового материала).
Контролируют заполнение таблицы.
ФОРМА БОРЬБЫ: подпольная работа, партизанская война.
РАЙОНЫ БОРЬБЫ: Смоленская, Брянская области и Белоруссия.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ: захват в плен офицеров, казнь предателей, подрыв железной дороги и поездов, освобождение советских людей, нападение на немцев.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА. ( 1 ученик читает вслух, остальные следят по учебнику). По ходу чтения дают ответы на вопросы.
- Где действовали партизанские отряды?
- Показывают на карте, следят за показом на карте этих мест.
- Какие методы борьбы были у партизан и подпольщиков?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:РЕЙДЫ.
РАБОТА С ГРАМЗАПИСЬЮ: «Разведчик Николай Кузнецов» Н. Струтинского. (слушают грамзапись).
УЧИТЕЛЬ комментирует.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: По материалам рассказа для дополнительного чтения «Подвиг генерала Д.Карбышева». (сообщение ученика или учителя).
- В каких войсках служил Д.М.Карбышев?
- Как Карбышев попал в плен?
- Как погиб Д.М.Карбышев?
Кратко проговорив изученный материал, учитель дает вывод (слушают вывод по теме).
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
(фронтальная беседа).
Кто боролся с фашистами?
Какие порядки установили фашисты на оккупированных территориях?
- 4 -
В каких районах особенно широко развернулась подпольная, партизанская война? (дают ответ, используя текст учебника, материалы грамзаписи).
Приведите примеры героической борьбы советских людей с фашистами в тылу врага. (дают развернутый ответ и сообщение о любом подвиге).
Какие методы борьбы использовали советские люди? (дают ответ, используя таблицу в тетради, текст учебника).
Докажите, что освобождение советских территорий есть заслуга подпольщиков и партизан. (дают развернутый аргументированный ответ).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Комментированное объявление оценок за работу. (слушают комментарии учителя).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА (сообщение индивидуального задания).
Прочитать указанные абзацы, дать ответа на 1-3 вопросы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: За время войны из оккупированных территорий немцы вывезли в Германию около 5 миллионов человек. На оккупированных территориях успешно действовали партизанские отряды С.А.Ковпака, А.Н.Сабурова, А.Ф.Федорова и других. С 1943 года партизаны стали приравниваться к военнослужащим, им присваивали воинские звания, их семьям в мирное время выплачивали пенсии и пособия. За убитого партизанами солдата рейха немцы расстреливали или отправляли в концлагеря до 100 заложников. Только в 1942 году по подозрению в помощи партизанскому движению было расстреляно около 80 тысяч советских людей.