Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Конспект урока по музыке: «Родной обычай старины. Светлый праздник». 4 класс.

Конспект урока по музыке: «Родной обычай старины. Светлый праздник». 4 класс.

У русских крестьян был обычай в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Приветствовать друг друга возгласом «Христос Воскресе» Устраивать пасхальный пир.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока по музыке: «Родной обычай старины. Светлый праздник». 4 класс.

Цель урока: способствовать формированию восприятия музыки через претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с колокольными звонами, как ярким явлением русской православной культуры

развивающие:

  • развивать образное мышление;

  • совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;

воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);

  • воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

Звучит колокольный звон (дети входят в класс).

- Ребята, скажите, что за звуки открыли наш урок?

- Правильно, а где можно услышать колокола?

- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению - колокольному звону.

- Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?

- Правильно, когда звонят колокола можно услышать в их звоне мелодию. А как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?

- Многие предания утверждают, что церковные колокола имеют душу, живут и мыслят... Колокол был задуман, чтобы отгонять злых духов, которые особо активизируются в важные моменты жизни человека. Звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, этот мир звуков был столь же естественным, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Звучание колоколов – это очень мощное лечебное средство.

- А почему мы заговорили о колоколах именно сегодня?

- Верно, скоро праздник Пасхи! В этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.

Видеофрагмент: “Пасхальный колокольный звон” 

- Колокольные звоны в пасхальные дни на Руси усиливали праздничный настрой людей, способствовали единению верующих друг с другом. 

Не случайно первое воскресение после Пасхи в народе стали называть “Красной горкой”. В этот день гуляли всем миром свадьбы, выходили на улицы и организовывали весенние массовые гулянья на свежем воздухе. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах: 

Еще звонят Руси колокола,
То переливами, то перезвонами.
То грянут так, что задрожит земля,
То зазвучат поочередно переборами.

Зазвонный колокол, вы слышите, звонит
И к Богу души наши зазывает:
Очнитесь, люди, - нам он говорит
И к вере человека призывает.

- Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте с вами послушаем фрагмент из увертюры П.И. Чайковского “1812год”.

- Послушайте внимательно, каким вы услышите звон, о чём он вам расскажет?

Звучит фрагмент Увертюра “1812год” П.И. Чайковского с колокольным звоном 

Анализ прослушанного фрагмента

А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно, и подумайте, что же здесь звучит?

Звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов” 

- Звучали не колокола. Это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. 

ИМИТАЦИЯ - Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать - шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки.

Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях.

- А сейчас я предлагаю вам воспользоваться таким приёмом, играя на музыкальных инструментах (колокольчики)

Игра на музыкальных инструментах: 

Дети делятся на три группы, у каждой группы свои музыкальный инструмент и ритмический рисунок.

  1. Разучивание отдельно с каждой группой своего ритма, под счёт учителя.

  2. Все группы играют вместе

  3. Создание музыкальной композиции.

- МОЛОДЦЫ

- Ребята, о чём вы рассказывали, играя на музыкальных инструментах?

- Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

- Послушайте песню, и подумайте о чем она?

Слушание и разучивание песни.

“Христос Воскрес” сл. А. Майкова, муз. В. Кулакова. 

- Композитор С.В. Рахманинов сочинил Сюиту (Сюита - франц. suite, букв. - ряд, последовательность - состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом) одну из частей которой он назвал “Светлый праздник”.

- Рахманинов писал в своих воспоминаниях: “Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися Большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня с собой в город по праздничным дням. Звонари были артистами, четыре ноты складывались вновь и вновь в повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные, непрестанно меняющимся аккомпанементом...”

- Давайте теперь послушаем, как композитор С.В. Рахманинов изобразил звучание колоколов? Постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон?

Слушание фрагмента. 

Обсуждение услышанного фрагмента.

Итог урока

- Что же нового мы сегодня узнали?

- Звуки, какого инструмента открывали наш урок?

- Вспомните, музыку, каких композиторов мы с вами слушали?

- Какие инструменты подражали звучанию колоколов?

- Какому празднику была посвящена песня, которую мы учили?

- Молодцы! Урок окончен, до свидания! 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Прошло почти 200 лет, а история любви первого поэта России и главной красавицы высшего света до сих пор занимает умы историков, ученых, исследователей и поклонников творчества Пушкина. Существует множество легенд и толкований. О том, как развивались их отношения на самом деле, рассказывает Татьяна Рожнова, исследователь-пушкинист, член Союза писателей, автор книги «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки».
0 ₽
Мероприятие «Казачьи игрища» направлено на решение проблемы возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди обучающихся. Уже ставшие традиционными спортивные соревнования «Казачьи игрища» были приурочены к Дню защитника Отечества. Команды состязались друг с другом в ловкости, выносливости, силе и смекалке. На мероприятии звучали казачьи песни и стихи.
0 ₽
Традиционно у казаков Казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Казачий Круг, как народное правление, это учреждение чрезвычайно древнее и начало его теряется в глубине веков. Прототипы его мы видим в народных собраниях древнегреческих и итальянских республик: Афин, Спарты и др., в новгородском и псковском «вече», в общинном правлении славяно-руссов на берегах Днепра, и в запорожской «раде».
0 ₽