Конспект урока по музыке: «Родной обычай старины. Светлый праздник». 4 класс.
Цель урока: способствовать формированию восприятия музыки через претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов
Задачи:
образовательные:
познакомить с колокольными звонами, как ярким явлением русской православной культуры
развивающие:
развивать образное мышление;
совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;
воспитательные:
развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
Звучит колокольный звон (дети входят в класс).
- Ребята, скажите, что за звуки открыли наш урок?
- Правильно, а где можно услышать колокола?
- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению - колокольному звону.
- Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?
- Правильно, когда звонят колокола можно услышать в их звоне мелодию. А как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?
- Многие предания утверждают, что церковные колокола имеют душу, живут и мыслят... Колокол был задуман, чтобы отгонять злых духов, которые особо активизируются в важные моменты жизни человека. Звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, этот мир звуков был столь же естественным, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Звучание колоколов – это очень мощное лечебное средство.
- А почему мы заговорили о колоколах именно сегодня?
- Верно, скоро праздник Пасхи! В этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.
Видеофрагмент: “Пасхальный колокольный звон”
- Колокольные звоны в пасхальные дни на Руси усиливали праздничный настрой людей, способствовали единению верующих друг с другом.
Не случайно первое воскресение после Пасхи в народе стали называть “Красной горкой”. В этот день гуляли всем миром свадьбы, выходили на улицы и организовывали весенние массовые гулянья на свежем воздухе. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:
Еще звонят Руси колокола,
То переливами, то перезвонами.
То грянут так, что задрожит земля,
То зазвучат поочередно переборами.
Зазвонный колокол, вы слышите, звонит
И к Богу души наши зазывает:
Очнитесь, люди, - нам он говорит
И к вере человека призывает.
- Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте с вами послушаем фрагмент из увертюры П.И. Чайковского “1812год”.
- Послушайте внимательно, каким вы услышите звон, о чём он вам расскажет?
Звучит фрагмент Увертюра “1812год” П.И. Чайковского с колокольным звоном
Анализ прослушанного фрагмента
А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно, и подумайте, что же здесь звучит?
Звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”
- Звучали не колокола. Это была имитация звона инструментами симфонического оркестра.
ИМИТАЦИЯ - Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать - шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки.
Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях.
- А сейчас я предлагаю вам воспользоваться таким приёмом, играя на музыкальных инструментах (колокольчики)
Игра на музыкальных инструментах:
Дети делятся на три группы, у каждой группы свои музыкальный инструмент и ритмический рисунок.
Разучивание отдельно с каждой группой своего ритма, под счёт учителя.
Все группы играют вместе
Создание музыкальной композиции.
- МОЛОДЦЫ
- Ребята, о чём вы рассказывали, играя на музыкальных инструментах?
- Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.
- Послушайте песню, и подумайте о чем она?
Слушание и разучивание песни.
“Христос Воскрес” сл. А. Майкова, муз. В. Кулакова.
- Композитор С.В. Рахманинов сочинил Сюиту (Сюита - франц. suite, букв. - ряд, последовательность - состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом) одну из частей которой он назвал “Светлый праздник”.
- Рахманинов писал в своих воспоминаниях: “Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися Большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня с собой в город по праздничным дням. Звонари были артистами, четыре ноты складывались вновь и вновь в повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные, непрестанно меняющимся аккомпанементом...”
- Давайте теперь послушаем, как композитор С.В. Рахманинов изобразил звучание колоколов? Постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон?
Слушание фрагмента.
Обсуждение услышанного фрагмента.
Итог урока
- Что же нового мы сегодня узнали?
- Звуки, какого инструмента открывали наш урок?
- Вспомните, музыку, каких композиторов мы с вами слушали?
- Какие инструменты подражали звучанию колоколов?
- Какому празднику была посвящена песня, которую мы учили?
- Молодцы! Урок окончен, до свидания!