Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока русского языка в 6 класс по теме «Жаргонизмы»

Конспект урока русского языка в 6 класс по теме «Жаргонизмы»

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы. Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи; метапредметные: определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; личностные: воспитывать любовь к родному языку. Тип урока: урок открытия нового знания.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: «Жаргонизмы»

Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы.

Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;

метапредметные:определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека.

личностные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Актуализация опорных знаний

Записать на доске слова:

земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы:

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

  1. Как называется словарный состав языка?

(лексика)

  1. Как называются слова русского языка известные всему народу?

  2. Обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные?

(общеупотребительные)

(земля, идти, говорить, синий, небо)

  1. Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Найдите профессионализмы?

(профессионализмы)

(аккорд, акварель, наждак)

  1. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? Назовите диалектизмы?

  2. Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу?

  3. Что это за слова?

Это жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.

(диалектизмы)

(парнище, ступай, вестимо(конечно, разумеется))

(баксы, кент, клёво)

  1. Мотивация УД.

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей.

К.И.Чуковский.

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.

Читают, анализируют, осмысливают.

(Ответы: уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи), (чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим).).

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой.

Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

(синонимы-слова одной и той-же части речи , которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Сленг - лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В отличие от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

А вы используете в своей речи жаргонизмы?

А для чего?

Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры.

(Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).

(чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга).

Записать определение

  1. Физкультминутка

Потуситься нам пора, Встанем дружно все братва, Наши клешни разомнём И опять строчить начнем.

Поразмяться нам пора, Все потянемся друзья, Наши ручки разомнем, И опять писать начнем. Тихо сядем и ответим,

Какой текст здесь, ближе детям?

Какое из этих четверостиший вам понравилось больше?

Делают разминку.

Отвечают

(Первое четверостишие можно употреблять в общении среди сверстников, но когда слова жаргонизмы употребляет в своей речи учитель, это является не совсем уместным и режет слух. Поэтому второй вариант нам нравится больше).

  1. Работа над темой.

Работа с учебником – прочитать материал учебника.

Что называют жаргонизмами?

Жаргонизмы – слова, употребляющиеся определенной социальной или возрастной группой)

Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов?

Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?

Легко ли вам переходить в живой речи от жаргонизмов к общеупотребительной лексике?

(все они относятся к необщеупотре-бительной лексике)

  1. Закрепление материала.

А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.

Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать, машина, наехать(гл), слинять(гл), уйти, круто(прил), общежитие, хорошо, оттянулась(гл), телик(сущ), видеодвойка, телевизор.

Задание: учитель читает слова – учащиеся:- первый ряд выпишет существительные, второй ряд глаголы и третий ряд наречия. (наречие - неизменяемая часть речи, обозначающая признаки действия, качества, свойства предмета. Обычно отвечает на вопросы как? Где? Когда? Почему? Пр.быстро, внимательно, сегодня, вдали, можно, нельзя)

Существительные: чувак, чел, прикид, базар, понты, тело, копец, халява, крышка.

Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь.

Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно.

Коллективная работа.

Выписывают слова, определяют принадлежность.

Работа по рядам

Работа по рядам

Записывают только литературные слова

Слово учителя

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

Задание: выявите тематические группы жаргонизмов: Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Задание: предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан – друг, приятель.
Кент – модный парень.
Гон – враньё.
Стрёмный – плохой.
Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо.

Училка – учительница.

Домашка – домашняя работа.

Тыква – голова.

Оттянуться, оторваться – отдохнуть.

Тащиться – восхищаться.

Потрещать – поговорить.

Тормоз – отсталый.

Балдёж – удовольствие.

Слинять – сбежать.
Трындеть    разговаривать
Кемарить    дремать (спать, отдыхать)
Наехать       Угрожать (вымогать, преследовать)

Задание: Замените сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

2 вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:

Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?

Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь.

Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей).

Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему?

Но все - таки жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.
Заключительное слово

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...

(Я считаю, что в кругу своих друзей можно иногда употреблять некоторые из них).

(жаргонизмы всегда были и будут в языке. В их создании проявляется речетворческое начало народа.)

Слушают, осмысливают.

  1. Домашнее задание

№23, упр.179-180

Запись в дневник.

Приложение к уроку

Происхождение жаргонизмов.

1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка);

3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) –парень;

4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);

5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.

6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся, направленную закрепление изученной орфограммы на практической основе. Формы: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы: системно-деятельностный, словесный, наглядный, практический. Оборудование: экран, компьютер, проектор. Наглядный материал: учебник, раздаточный материал с заданиями (приложение).
0 ₽
Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы. Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи; метапредметные: определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; личностные: воспитывать любовь к родному языку. Тип урока: урок открытия нового знания.
0 ₽
Материал удобен для проведения контрольной работы. Представлен в виде тестовых заданий и заданий с кратким ответом. Включены все вопросы, изученные в этой теме. Работа рассчитана не на весь урок, что удобно для экономии времени и возможности выполнить еще какую-то работу.
0 ₽