Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций» - это обобщающий урок, нацеленный, во-первых, на систематизацию знаний о грамматических особенностях ССК, во-вторых, на знакомство с семантическими особенностями предложений данного вида. В рамках урока также повторяются знания о тексте, закрепляются умения формулировать тему, основную мысль, анализировать структурные особенности текста. Урок позволяет осуществлять подготовку к ГИА по русскому языку. Урок создан в русле проблемной технологии.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций»

Тип урока: Урок обобщения изученного.

Цели:Обобщить представление о грамматических и семантических особенностях сложных синтаксических конструкций, формировать исследовательские умения учащихся, умение работать в группе, представлять результаты собственной деятельности.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о сложных синтаксических конструкциях, умение выполнять графический анализ, составлять схемы ССК.

  2. Организовать деятельность по самостоятельному наблюдению за семантическими особенностями ССК.

  3. Актуализировать умение выполнять текстоведческий анализ.

  4. Организовать первичное закрепление материала через практическое применение теоретического знания.

  5. Учить комментарию лингвистического высказывания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:учащиеся закрепят знания о ССК, видах синтаксической связи, ее средствах, умение выполнять графический анализ, составлять схемы ССК, умение выполнять текстоведческий анализ; сделают выводы о семантической наполненности грамматических категорий.

Метапредметные:умение формулировать цели собственной деятельности, формулировать проблемные вопросы,осуществлять самопроверку.

Личностные:способность к самообучению, умение работать в микрогруппе

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

1.Актуализация имеющихся знаний. Осмысление темы урока, целеполагание

Через фронтальную беседу организует осмысление темы урока и целеполагание:

- Мы продолжаем наше знакомство с особенностями сложных предложений. Прочитайте тему сегодняшнего урока.

- Что является объектом изучения на уроке? Что это?

- Что является предметом изучения на уроке? Как вы понимаете это выражение?

- Какие теоретические выводы вы сможете сделать в конце этого урока?

Отвечают на вопросы учителя.

- Объект изучения – сложные синтаксические конструкции. Это сложные предложения, части которых соединены разными видами синтаксической связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной

- Предмет изучения – экспрессивные возможности ССК, т.е. выразительные возможности.

- Выводы о том, какие выразительные возможности содержит такая синтаксическая единица, как ССК.

Оформляют записи в тетради (число, тема урока).

2. Мобилизацион-ный этап. Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуациючерез обнаружение противоречия между знанием и практическим опытом, побуждает в формулировке проблемных вопросов.

- Сегодня мы будем работать с такими сложными синтаксическими конструкциями, как следующая:

«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения; она необходима прежде всего для выражения смысла». И. Милославский.

-Перед вами предложение или текст?

- Как вы думаете, обладает ли это предложение какими-то признаками текста? Приведите аргументы в защиту обеих точек зрения.

- Опираясь на содержание нашей беседы, предложите ваши варианты проблемных вопросов к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

- Это не текст, т.к. состоит из 1 предложения. Это предложение, представляющее собой сложную синтаксическую конструкцию.

- Это предложение, а не текст, т.к. только в конце этой фразы стоит точка. Оно выражает одну законченную мысль.

- С текстом его объединяет то, что в этом предложении мы наблюдаем развитие мысли, его можно поделить на 2 самостоятельных предложения.

Варианты проблемных вопросов:

- Чем ССК напоминают тексты?
- Зачем автор ССК объединяет несколько предложений текста, образуя одно сложное предложение?
- Чем с точки зрения содержания ССК отличаются от текста?

3. Актуализация имеющихся знаний и умений

Раздает задания парам обучающихся.

- Для работы обратимся к нескольким предложениям и выполним их всесторонний анализ. Весь необходимый для работы материал, а также задания у вас на столах.

См. приложение 1. Задания дифференцированные (в соответствии с уровнем подготовки учащихся).

Консультирует учащихся.

Учащиеся в парах выполняют задания, готовят презентацию результатов. Представляют свой вариант разбора предложения, затем соотносят его с бланком ответа, самостоятельно анализируя ошибки.См. приложение 2.

4. Применение знаний в нестандартной ситуации.

- Рассуждая об особенностях сложных синтаксических конструкций, мы заметили, что они обладают некоторыми признаками текстов. Давайте убедимся в правильности вашего предположения.

Задание: продолжая работу в парах, сформулируйте и запишите тему, основную мысль и тип речи данной вам ССК.

Организует представление и обсуждение результатов работы групп.

Учащиеся в парах выполняют задания, готовят презентацию результатов. Заслушивая ответы друг друга, корректируют их.

Вариантов ответов пар:

1. Тема – «Главное свойство великого дела».
Основная мысль – «Великие дела должны быть незаметны, просты, скромны».
Тип речи – рассуждение (тезис – аргумент – вывод).

2. Тема – «Чужбина».
Основная мысль – «Какой бы прекрасной ни казалась чужая сторона, ты не сможешь ее полюбить так, как родную».
Тип речи – рассуждение (тезис – аргумент – пример).

3. Тема – «Истоки величия».
Основная мысль – «Величие формируется условиями, в которых оно взрастает».
Тип речи – рассуждение (вступление – тезис – аргумент).

6. Этап теоретического обобщения и практического применения знания

Организует обобщающую беседу, побуждает к созданию теоретических выводов по теме:

- Сделайте выводы: почему отдельные предложения могут быть приравнены к текстам?

- Готовы ли вы согласиться с тем, что именно сочетание разных видов связи в ССК обеспечивает способность подобных предложений выражать богатство, сложность мысли? Сформулируйте теоретические выводы по теме урока.

- Вернемся к той ССК, с которой начали занятие. Как это высказывание связано с содержанием урока? Запишите комментарий к этому высказыванию в виде ССК.

Отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа)

- Перед нами сложные конструкции, выражающие несколько мыслей, идей в их тесной связи друг с другом, так что по содержанию они могут быть самодостаточны и не требовать дальнейшего развития мысли.

- Сочинительная и бессоюзная связь позволяют отделить вступление и вывод от основной части рассуждения; придаточные причины, условия оформляют аргументы. Сочетание разных видов синтаксической связи позволяет построить законченное рассуждение, в котором в лаконичной форме выражена авторская мысль. Именно в этом состоят экспрессивные возможности ССК.

Вариант ответа:

Правила синтаксиса обеспечивают грамотное соединение частей предложения в единое целое, но это не единственная их функция: устанавливая отношения между частями предложения, они дополняют его смысловое содержание.

Приложения

Приложение №1. Задания для парной работы (* - наименее сложные, *** - наиболее сложные)

* Задание 1.Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Докажите, что это сложная синтаксическая конструкция, при помощи графического анализа и составленной схемы предложения. Определите вид ССК.

Всякое величайшее дело делается в условиях незаметности, скромности, простоты, ведь ни пахать, ни строить, ни пасти скот, ни мыслить даже нельзя при освещении, громе и блеске; великие, истинные дела – всегда просты, скромны. (Лев Николаевич Толстой, русский писатель)

  • Спишите предложение. Выполнив графический анализ, составив схему, определите вид этого сложного предложения.

  • План устного ответа:

- Из какого количества простых частей состоит это сложное предложение?

- К какому виду сложных синтаксических конструкций оно относится? Каким видом связи (сочинительной, подчинительной или бессоюзной) связаны части между собой? Какие виды союзов выступают средствами связи?

** Задание 2.Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Докажите, что это сложная синтаксическая конструкция, при помощи графического анализа и составленной схемы предложения. Определите вид ССК.

Говорят, на чужбине и звёзды из олова, и это правда: хороша природа за морем, да она не наша и кажется нам бездушной, искусственной, и нужно упорно вглядываться, чтобы ее прочувствовать и полюбить. (Владимир Набоков, русский и американский писатель)

  • Спишите предложение. Выполнив графический анализ, составив схему, определите вид этого сложного предложения.

  • План устного ответа:

- Из какого количества простых частей состоит это сложное предложение?

- К какому виду сложных синтаксических конструкций оно относится? Каким видом связи (сочинительной, подчинительной или бессоюзной) связаны части между собой? Какие виды союзов выступают средствами связи?

*** Задание 3.Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Докажите, что это сложная синтаксическая конструкция, при помощи графического анализа и составленной схемы предложения. Определите вид ССК.

В лесу можно встретить дуб-великан, но это его величие зависит не от дуба самого по себе, а от той благодатной почвы, на которой он рос, ибо, если бы он рос на скалистой, каменистой или другой негодной почве, он был бы хилым и слабым. (Хачатур Абовян, армянский писатель)

  • Спишите предложение. Выполнив графический анализ, составив схему, определите вид этого сложного предложения.

  • План устного ответа:

- Из какого количества простых частей состоит это сложное предложение?

- К какому виду сложных синтаксических конструкций оно относится? Каким видом связи (сочинительной, подчинительной или бессоюзной) связаны части между собой? Какие виды союзов выступают средствами связи?

Приложение №2. Бланк проверки задания, вариант устного ответа

* Задание 1.

[Всякоевеличайшее делоделается в условиях незаметности, скромности, простоты], (ведь ни пахать, ни строить, ни пасти скот, ни мыслить даже нельзя при освещении, громе и блеске); [великие,истинные дела – всегда просты,скромны]. (Лев Николаевич Толстой, русский писатель)

Ответ:

Предложение является сложной синтаксической конструкцией, т.к. состоит из 3-х простых частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью. Средством связи придаточного причины и первой главной части является подчинительный союз причины ведь. Бессоюзная связь оформлена при помощи точки с запятой.

** Задание 2.

[Говорят, на чужбине и звёздыиз олова],и[этоправда]: [хорошаприрода за морем], да[онане наша и кажется нам бездушной,искусственной], и[нужно упорно вглядываться], (чтобы ее прочувствовать и полюбить). (Владимир Набоков, русский и американский писатель)

Ответ:

Предложение является сложной синтаксической конструкцией, т.к. состоит из 5-и простых частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью. Средствами сочинительной связи являются сочинительный соединительный союз ии сочинительный противительный союз да. Бессоюзная связь оформлена при помощи двоеточия.

*** Задание 3.

[В лесу можно встретить дуб-великан], но[это его величиезависит не от дуба самого по себе, а от той благодатной почвы], (на которойонрос), (ибо, (еслибыонрос на скалистой, каменистой или другой негодной почве), онбыл бы хилым и слабым). (Хачатур Абовян, армянский писатель)

Ответ:

Предложение является сложной синтаксической конструкцией, т.к. состоит из 5-и простых частей, связанных подчинительной и сочинительной связью. Средством сочинительной связи является противительный союз но, средствами подчинительной связи являются союзное слово на которой и подчинительные союзы причины ибо, условия если.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В конспекте предложен вариант знакомства с первой частью темы "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" в процессе самостоятельного исследования, проводимого обучающимися под руководством учителя. Урок разработан в русле исследовательской технологии, позволяет формировать базовые исследовательские умения: обнаружение противоречия, выдвижение гипотезы, ее проверка, умение делать выводы. На уроке уделяется внимание также процессу подготовки к ГИА-9 по русскому языку.
0 ₽
Урок русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций» - это обобщающий урок, нацеленный, во-первых, на систематизацию знаний о грамматических особенностях ССК, во-вторых, на знакомство с семантическими особенностями предложений данного вида. В рамках урока также повторяются знания о тексте, закрепляются умения формулировать тему, основную мысль, анализировать структурные особенности текста. Урок позволяет осуществлять подготовку к ГИА по русскому языку. Урок создан в русле проблемной технологии.
0 ₽
В методических рекомендациях представлен опыт системного изучения речеведческой темы "Эссе" на уроках русского языка в 9 классе. Знакомство с жанрами эссе осуществляется на материале литературного наследия члена творческого союза художников России и Международной федерации художников, почетного жителя г. Соликамска Михаила Михайловича Потапова. Материал разработки ориентирован на учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, однако может быть использован при работе с другими учебниками или в рамках элективного курса. Методические рекомендации содержат описание системы работы, а также приложения (тексты дневника, писем, эссе М.М. Потапова).
0 ₽