Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Методические рекомендации к изучению темы «Эссе» на уроках русского языка в 9 классе (на материале литературного наследия художника М.М. Потапова)

Методические рекомендации к изучению темы «Эссе» на уроках русского языка в 9 классе (на материале литературного наследия художника М.М. Потапова)

В методических рекомендациях представлен опыт системного изучения речеведческой темы "Эссе" на уроках русского языка в 9 классе. Знакомство с жанрами эссе осуществляется на материале литературного наследия члена творческого союза художников России и Международной федерации художников, почетного жителя г. Соликамска Михаила Михайловича Потапова. Материал разработки ориентирован на учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, однако может быть использован при работе с другими учебниками или в рамках элективного курса. Методические рекомендации содержат описание системы работы, а также приложения (тексты дневника, писем, эссе М.М. Потапова).

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методические рекомендации

к изучению темы «Эссе»

на уроках русского языка в 9 классе

(на материале литературного наследия художника М.М. Потапова)

Клепикова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия «Солнечная радуга»
г. Соликамска

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из основных задач курса русского языка в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Поясним, что это предполагает, во-первых, знакомство с текстами разных жанров и стилей, их анализ (литературоведческий, лингвистический, жанровый, стилистический), а во-вторых, активное (т.е. с включением в собственную речевую практику) освоение учащимися разных жанров и стилей речи. Отметим и то, что новые стандарты требуют практико-ориентированного подхода к изучению школьных предметов, ориентации на формирование метапредметных умений и на личностное развитие учащихся.

Разработанные нами материалы представляют собой методические рекомендации к изучению темы «Речевые жанры публицистического стиля. Эссе» на уроках русского языка в 9 классе (программа по русскому языку под ред. М.М. Разумовской; учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). Предлагаем систему работы над темой «Эссе» в 9 классе с использованием литературного наследия художника М.М. Потапова. Архив М.М. Потапова, хранящийся в квартире-музее художника в г. Соликамске, включает в себя большое количество писем, эссе, статей, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве регионального компонента школьного курса.

Литературное наследие М.М. Потапова достаточно разнообразно, но нам представляется возможным изучение авторских текстов Потапова на уроках русского языка как образцов публицистических и художественных жанров (таких как художественный очерк, статья, эссе и его разновидности: письмо, дневниковая запись), поскольку они отличаются четко выраженными жанровыми приметами и чертами идеостиля. Т.е. изучение литературного наследия Потапова в школе не является самоцелью, это способ познакомить детей с отдельными публицистическими жанрами и показать, как личность автора может проявить себя в содержании и стилистике текста. Более того, обращение к материалам из литературного наследия М. Потапова (человека, чья «близость» (временная и географическая) более ощутима учащимися, чем авторов текстов в учебнике) позволяет учителю «оживить» для ребят мало востребованные сегодня изучаемые в школе жанровые формы (такие, например, как письмо, дневниковая запись). Предлагаемая система работы основана не только на обновлении содержания материала, но и на активном внедрении изучаемого материала в повседневную практику учащихся.

Отметим важность подобной работы на уроках русского языка. Конечно, как таковые жанры письма и дневниковой записи сегодня не востребованы молодежью, однако говорить об их полном исчезновении из нашей жизни невозможно. Традиционные жанры преобразовались в формы интернет-дневников, блоговых записей, которые тем популярнее среди пользователей сети Интернет, чем больше в них явлена личность их автора. Так что знакомство с образцами эпистолярного жанра сегодня актуально.

Цельработы над темой – подготовить учащихся к созданию собственных эссе разных жанров.

Задачи изучения темы: 1) познакомить с эссе как одним из жанров публицистики, дать представление об основных признаках жанра;

2) организовать работу по анализу (жанровому, стилистическому) образцов эссе;

3) познакомить с видами эссе (дневниковая запись, письмо) и с близкими к нему жанрами (художественный очерк), их отличительными свойствами; организовать работу по анализу подобных текстов;

4) подготовить учащихся к созданию собственных текстов в жанре эссе.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЭССЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

М.М. ПОТАПОВА

Первый этап работы над темой предполагает знакомство с определением жанра эссе, которое может быть построено либо как знакомство с материалом параграфа учебника и его анализ, либо как выявление жанровых особенностей предложенного для анализа небольшого текста эссе (материал для работы может быть взят из упражнений учебника). Напомним основные положения теории эссе, с которыми необходимо познакомить учащихся.

Эссе (с франц. еssay – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Обратим внимание учащихся на следующие особенности жанра:

- Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.

- Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику; из многочисленного арсенала образных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. [2;194-195]

Обращаем внимание учащихся на основную цель эссе: «… Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». [1; 215] .

Далее отмечаем, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, проблемам искусства и многому другому. Таким образом знакомим учащихся с разновидностями эссе, которые выражаются в различных литературных формах: это может быть моральная проповедь, статья, дневниковая запись, исповедь, очерк, письмо и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.

Подводя итоги первого этапа работы над темой, еще раз отметим, что жанр эссе предполагает личностное самовыражение автора, именно поэтому на материале эссе уместно говорить о ЛИЧНОСТИ АВТОРА, выраженной в СЛОВЕ.

Второй этап подготовки учащихся предполагает анализ образцов эссе. Основной вид работы на этом этапе – комплексный анализ текстов (на материале упражнений 280, 282, 283, 285 учебника [3;190 -195]).

Натретьем этапе знакомства с темой «Эссе» возможно обращение к отдельным произведениям, записям М.М. Потапова. На их примере мы можем показать, как в эссе разных видов через тематику, необычные образы-ассоциации, через языковое оформление проявляется глубина личности АВТОРА, его духовность, мир его душевных переживаний. Знакомство с личностью художника и эссеиста желательно организовать через экскурсию в музей-квартиру М. Потапова.

Непосредственно предметная цель этого этапа – закрепить умение учащихся видеть содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных формах; расширить представления школьников о многообразии риторических жанров (в частности, письма, дневниковой записи), их особенностях, языковом оформлении. Основной вид работы на занятиях – комплексный анализ текстов.

Знакомство с текстами предваряем рассказом о жизненном пути художника, что поможет учащимся составить целостное представление о его личности, а значит, поможет проникнуть в мир его переживаний, отразившихся в дневнике и письмах, ведь одна из главных задач этого этапа – показать взаимосвязанность содержания текста и способов его выражения (в частности, жанровой формы). Будем помнить и о том, что личность автора проявляет себя и в языковом оформлении текста, анализу которого тоже необходимо уделить особое внимание.

В качестве примера текста дневниковой записи возьмем размышления из «Дневника-тетради», названные М.М. Потаповым «Трамвай и слезы». См. Приложение 1.

Беседа об этой зарисовке может опираться на следующие вопросы:

- Отметьте характерные для этого текста приметы жанра дневниковой записи. Докажите, что для текста характерны эмоциональность, нацеленность на выражение личности автора, его внутреннего мира.

- Какова тема этой зарисовки и почему она раскрывается именно в этой жанровой форме?

- Покажите, как в тексте сочетаются черты дневниковой записи и эссе.

- Проанализируйте композицию текста. Выделите его вступительную и заключительную части. Какую роль играет каждая из них в выражении основной эссеистической идеи текста?

- Как помогает передать эмоциональное состояние автора описание пейзажа? Какую роль в создании эмоционального фона текста играет описание города?

- Выделите лексические, синтаксические средства передачи эмоционального состояния героев.

- В чем особенность повествовательной манеры автора? Выделите языковые формулы, синтаксические конструкции, составляющие его идеостиль. Как они раскрывают личность автора эссе?

Еще один жанр, образцы которого представлены в литературном наследии М. Потапова, -жанр письма. При знакомстве с этим жанром обратимся к текстам, представляющим собой письма с элементами эссе, поскольку именно они позволяют говорить о возможности самовыражения в жанре письма. Образцов подобных текстов в архиве М.М. Потапова достаточно, учитель может выбрать несколько для работы в классе.

Например, предлагаем учащимся письма М.М. Потапова из его архива. См. Приложение 2.

Работу с учащимися строим по следующим вопросам:

- Докажите, что перед нами образцы эпистолярного жанра, определив особенности содержания текстов, проанализировав их композицию и выделив характерные для эпистолярного жанра языковые формулы.

- Черты каких жанров соединяются в этих текстах: письмо, лирическое размышление автора, воспоминание и др.?

- Какова тема общения адресатов? Какие чувства и переживания автора хранят его послания?

- Как в размышлениях художника о своей судьбе выражено его представление о творчестве и творце?

- В чем особенность языкового оформления писем? Выделите языковые формулы, синтаксические конструкции, составляющие его идеостиль. Как они раскрывают личность автора, круг его интересов?

К жанру эссе и его разновидностям близок и представленный в творчестве М.М. Потапова художественный очерк, беседой о котором предлагаем продолжить знакомство с литературным наследием художника.

Материал параграфа 33 учебника познакомит учащихся с теорией путевого очерка как жанра художественной публицистики. При анализе представленных в упражнениях учебника образцов жанра обращаем внимание на предмет описания (новое, необычное, интересное, что поразило во время путешествия), его субъективность (в путевых заметках и путевом очерке раскрывается личность автора и содержится его оценка увиденного), преобладание в текстах описательных фрагментов, художественность, изобразительность речи.

Далее можно обратиться к произведениям М.М. Потапова, близким по содержанию, структуре и языковому оформлению к путевому очерку. Это очерки «Ялта» и «Севастополь».См. Приложения 3, 4. Их анализ в классе поможет дополнить и представление учащихся о жанре художественного очерка, и представление о личности их автора.

Знакомство с разновидностями жанра эссе, представленными в литературном наследии М.Потапова, завершим творческим заданием обобщающего плана, задача которого проверить, насколько прочувствована детьми связь между личностью автора и способами его самовыражения в эссе и очерках. Предлагаем некоторые из них:

- Создайте свою работу в эпистолярном жанре - обращение к художнику. Продумайте содержание, композицию, стиль письма.

- Создайте страничку из дневника, в которой поделитесь своими впечатлениями от знакомства с письмами и произведениями М.М. Потапова или от посещения выставки его картин.

- На основе изученного создайте очерк, посвященный личности М.М. Потапова, его жизни и творчеству. Отразите в нем свое отношение к творчеству художника.

Литература

1. Ванштейн, О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба, 1985, №2. С. 215-217

2. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. – 317 с.

3. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 1999. – 272 с.

Приложение 1.

М.М. Потапов

ТРАМВАЙ И СЛЕЗЫ

Сегодня я рано проснулся, что бывает редко, потому что с вечера я очень долго не могу уснуть. Не могу уснуть от чувства горького, безнадежного одиночества; от сознания тяготеющего над моей неудачной жизнью злого и беспощадного рока, безжалостно разбивающего все мои лучшие мечты стремления, с холодной жестокостью отнимающего у меня все, что мне мило и дорого…

Итак, сегодня я рано проснулся. Мне захотелось пройтись по городу, в котором я живу уже около трех месяцев, но которого я почти не знаю. Днем я не могу себе позволить такой роскоши: напряженная работа художника, честно и с увлечением вырабатывающего норму, даже в ущерб своему здоровью, целый день держит меня в плену.

Утро было задумчивое, облачное, с просветами далекого, отчужденного от земли неба. Бесцельно идя по улице, я увидел трамвай с надписью: «Мойнаки», - и, вспомнив, что ни разу не был еще там, у лимана, быстро вскочил в уже готовый отойти трамвай. Несмотря на очень ранний час, трамвай был переполнен – курортный сезон в разгаре.

С интересом рассматривая проплывающие мимо величественные и красивые фасады санаториев и домов отдыха, я вдруг услышал возле себя очень тихие, но совершенно явственные всхлипывания. При царившей на площадке трамвая тесноте я мог повернуть только голову и увидел совсем возле себя лицо женщины средних лет, прилично одетой, - лицо, с тоскливой безнадежностью полуопущенное, залитое слезами. Она стояла, держась рукою за колонку, отделяющую площадку от самого трамвая, и во всей ее позе, в наклоне головы, в выражении глаз, невидящих, погруженных в свое горе, было столько человеческого достоинства и красоты, что сердце мое, огрубевшее и очерствевшее от собственных страданий, болезненно сжалось, и мне стоило большого труда удержаться от желания обратиться к ней со словами сочувствия и утешения, которые так и рвались из моего сердца.

О чем она плакала, эта немолодая женщина, красиво одетая и причесанная? Какое горе сломило ее гордость и стыдливость, заставив так детски-трогательно плакать в этом переполненном равнодушными, безучастными людьми трамвае? .. Не все ли равно?! Она плакала, она страдала, и этого было довольно!

Я даже не знаю, была ли она красива, потому что в страдании своем она казалась прекрасной, вызывающей чувство глубокого уважения и сочувствия.

И в ее лице хотелось поклониться всем человеческим страданиям и слезам.

Евпатория, 6 августа 1957 г.

Приложение 2.

19 июня 1985г.

Уважаемая Ольга Николаевна!

Откликаясь на Ваше письмо, я, откровенно говоря, не знаю, о чем писать Вам, потому что не знаю, что Вас интересует вообще и во мне в частности. А пока что хочу внести некоторую ясность: я не увлекаюсь древнеегипетским искусством, а я люблю Древний Египет, и любовью совершенно необычайною, с самого детства, с девятилетнего возраста; и, как видите, любовь эту пронес я через всю свою жизнь, невзирая на всяческие преграды и препятствия. Объяснить любовь эту невозможно ничем иным, кроме веры в перевоплощения душ. А преград и препятствий было более чем достаточно: всеобщее непонимание этой моей любви и насмешки над нею, во-первых; во-вторых, прямая ненависть моей матери к этой моей любви, а из-за нее и к Древнему Египту; в-третьих, невозможность поступления в «вуз» (так назывались во дни моей юности университеты и институты) для изучения египтологии и посвящения себя этой науке; в-четвертых, ненахождение ни одного человека, способного понять эту мою любовь и разделить ее вместе со мною; в-пятых, абсолютное душевное одиночество вследствие этого. Вот через какие страдания пронес я до сего дня мою удивительную любовь к Древнему Египту!.. Что же дало мне силы перенести все эти страдания и сохранить эту мою любовь? Только вера в перевоплощения душ, в связанный с нею закон причин и следствий, закон кармы по-индусски.

А веру эту и закон открыла мне одна теософка тогда же, когда во мне, девятилетнем мальчике, вспыхнула эта ничем неугасимая любовь к Древнему Египту. А вспыхнула она вот как: в первом классе гимназии попал мне в руки учебник истории Древнего Востока, и когда я увидел в нем иллюстрации по Древнему Египту, то был ими всецело захвачен; мне казалось, что все это я уже видел когда-то, и не в книжке, а в жизни; все это было мне бесконечно близко, мило и дорого; все это было мое, родное.

В детской душе моей прошла настоящая буря и чувств, и мыслей: где же я мог все это видеть? и когда?! Мне казалось, что я схожу с ума…

Вот тут-то и спасла меня знакомая моей матери, теософка. Она сказала: «Мишенька, не бойся, ты не сумасшедший, а это значит то, что когда-то, тысячи лет тому назад, твоя душа жила в Древнем Египте, и у тебя тогда были настолько сильные, трагические переживания, так глубоко врезавшиеся в твою душу, что достаточно было теперь тебе увидеть в учебнике иллюстрации по Древнему Египту, чтобы из глубины твоего подсознания всплыло вот это смутное воспоминание о твоей жизни в Древнем Египте». Это меня успокоило и, естественно, возбудило во мне интерес к учению о перевоплощении душ. Вот почему я с детских лет начал поглощать литературу по теософии, оккультизму, индийской религиозной философии. А когда во втором классе гимназии учитель истории, видя мою любовь к Древнему Египту, дал мне прочитать только что вышедшую тогда на русском языке двухтомную «Историю Египта» американского египтолога Брэстэда, во втором томе которой две главы посвящены гениальному мыслителю, религиозному революционеру, солнцепоклоннику и поэту фараону Эхнатону, то для меня стало очевидным, что именно при нем я и жил в Древнем Египте. И не только жил, но и был ему очень близок. В молодости моей я был явно похож на Эхнатона. Если приедете ко мне, сами убедитесь в этом, увидев портретные статуи и гипсовые маски Эхнатона и сравнив их с моим лицом в молодости, - и то и другое, разумеется, в фотографиях. А по поводу моих акварелей из жизни Эхнатона, исполненных в археологически точном древнеегипетском стиле, покойный глава ленинградских египтологов, академик В.В. Струве, сказал, что только древнеегипетский мастер смог бы создать подобные вещи. И назвал меня воскресшим из мертвых древнеегипетским художником.

Так вот с каким удивительным человеком желаете вы познакомиться. Судьбе моей угодно было в Соликамске дать мне возможность всецело отдаться воплощению давно задуманных мною композиций на древнеегипетские темы, и я превращаю свою квартиру в настоящий Древний Египет; и если Вы хотите его увидеть, то приезжайте ко мне в гости, не откладывая, - мне ведь минуло 80 лет, все может случиться…

Поезд из Ленинграда в Соликамск идет всего лишь двое суток, и Вы попадете в мой Египет, увидите воскресшего из мертвых древнего египтянина. Глубоко сожалею о том, что так поздно смог освободиться от своей иконописной деятельности, поглотившей мои лучшие силы!..

С наилучшими пожеланиями

М.М. Потапов

9 августа 1985г.

Уважаемая Ольга Николаевна!

Очень сочувствую Вам в вашей скорби об утрате близких Вам людей. За свою долгую жизнь я оплакивал столько смертей и родных, и близких, и необыкновенных, ценных людей, что уже и счет им потерял… Утешаюсь словами поэта Максимилиана Волошина:

Кому земля священный край изгнанья,

Кто видит сны и помнит имена,

Тому не радость встреч в любви дана,

А темные восторги расставанья…

Возможно, что и Ваша первая встреча со мной будет и последней, - мне ведь минул 81 год, а организм мой и изношен, и искалечен ужасно, надо удивляться, как я еще живу и работаю, это поистине какое -то чудо!.. Я ведь и родился под знаком смерти, полуживой, и если остался жить, так только благодаря тому, что отец мой, ученый врач, сделал все возможное, чтобы спасти меня. У моей матери было до меня 6 детей, потом была пауза в 10 лет; и на 11-ом году вдруг появился я. И всю жизнь, с раннего детства, болел и болею, - вот какова моя судьба!.. И врагу своему такой судьбы не пожелаю!.. ‹…›

Вы пишете, что я могу считать себя счастливым, потому что жизнь мою всегда озарял свет одной, но пламенной страсти. Но жизнь мою озарял свет двух пламенных страстей, к Древнему Египту и к искусству. Обе приносили мне и счастье, и страдание. В Египет я не попал и египтологом-профессионалом не смог сделаться, а талант мой не принес мне заслуженного положения в нашей атеистической стране из-за глубокой моей религиозности и связи с Церковью. Когда я жил в Одесском монастыре и расписывал в древневизантийском стиле главный храм монастыря, мои работы на древнеегипетские темы выставлялись по просьбе известного одесского коллекционера, А.В. Блещунова, на его квартире; их видели работники Археологического музея, картинной галереи, обкома партии, КГБ. Но когда Блещунов поднял вопрос об организации официальной выставки моих работ, то ему было сказано, что это невозможно из-за моей тесной связи с Церковью (я ведь с 1946 года имею сан диакона). И то, что Соликамск приобрел у меня коллекцию моих работ, посвященных Эхнатону, мою «Эхнатониану», а теперь предоставил мне благоустроенную двухкомнатную квартиру, зная о моей связи с Церковью, делает ему честь. Если работы мои со временем заинтересуют культурных людей в нашей стране и им воздадут должное, то воздадут должное и соликамскому горисполкому.

Об Эхнатоне я написал целую повесть, первую часть задуманной мной трилогии. Написал и две статьи, к нему относящиеся; одну искусствоведческую, другую философскую, в которой провожу сравнение между монотеизмом Эхнатона и Моисея. Но разве могут быть напечатаны в нашей стране литературные труды «служителя культа», уважаемая Ольга Николаевна?! Совсем иное дело было бы за границей: там моя связь с Церковью не только никого не смутила бы, а наоборот, повысила бы интерес ко мне. Но заграница так же закрыта для меня, как и Египет. Скажу Вам более: когда я жил и работал в Одесском монастыре, то одесский митрополит советовал мне воздерживаться от контактов с посещавшими монастырь иностранцами и не создавать рекламы своим египетским работам за рубежом!.. Ясно?! Может быть потому-то и приютил Соликамск и мою «Эхнатониану», и меня, что город этот закрыт для интуристов!.. И я, и мои египетские работы надежно здесь упрятаны от иностранцев. А Одесса открыта для них, вот почему там и оказалась-то невозможной официальная моя выставка.

Сердечно благодарю Вас за великолепные египетские марки! Их у меня нет, но я мечтал о них.

С наилучшими пожеланиями

М.М.П.

Приложение 3.

Я Л Т А

"ЯЛОС! ЯЛОС!". .

Ялос - слово греческое, значит: берег.

Эти слова крымская легенда влагает в уста древних мореходов – греков, занесённых некогда штормом к тому месту, где ныне живописно раскинулась красавица Ялта.

Впервые увидел я её в 1925 году.

В знойный и пыльный июльский полдень отплыл я из Севастополя.

В ночной прохладе, овеянной дыханием моря, тихо журчавшего у пароходного борта, увидел я ожерелье огней, дрожащими столбиками отражавшихся в лёгкой морской зыби: Ялта! . . До берега оставалось, вероятно, более километра, но тёплые волны веявшего с берега ветерка донесли незнакомый мне, нежный, волнующий аромат.

Заметив движение по набережной толпы, я наивно спросил (тогда мне было 18 лет): неужели ялтинцы так злоупотребляют парфюмерией?.. Надо мною добродушно посмеялись. Это цвела египетская мимоза, раскинувшая вдоль набережной свои ажурные кроны.

Утром увидел я их нежную зелень, усеянную розовыми пушочками, издававшими этот сладостно-волнующий аромат. Увидел крупные, душистые ялтинские розы. Увидел блистающие белизной, опьяняющие крепким апельсинно-лимонным запахом магнолии.

Увидел изящные бледно-лиловые, тонко пахнущие кисти глицинии. Услышал торжественный шелест колеблемых ветром пальм и задумчивый шум стройных, величавых кипарисов, издающих свой особый, строгий и немножко грустный запах.

А море!.. Впервые видел я такую, на всю жизнь запомнившуюся, лазурь, чистую и яркую, как бирюза.

А горы!.. Волнистой стеною, мягко сквозящей в голубовато-розовой дымке, встали они над Ялтой, защищая её от сурового дыхания Севера.

Но больше всего поразил меня воздух – лёгкий, бодрящий, насыщенный ароматом.

В Ялте всё пахнет, всё благоухает?

Купите весной букет фиалок, внесите в комнату ветвь цветущего миндаля - и дом ваш наполнится благоуханием. Подержите, покупая на базаре, помидор, и ладонь ваша долго будет приятно пахнуть. Ах, ялтинский воздух!.. В нём смешались все запахи, все ароматы: и йодистая свежесть моря, и бодрящая крепость окружающих её хвойных лесов, и терпкий дух кипарисов, и пряный аромат лавров. Этот ялтинский воздух приобретает оттенки в разные времена года -- вливаются ли в него тонкие запахи фиалок, миндаля, глициний, мимоз, или же пьянящее благоухание магнолий, роз и олеандров.

И что ещё радует в Ялте, - это полная гармония между её архитектурным обликом и природой.

Кажется, вместе с её горами, соснами и кипарисами выросли эти уютные, прячущиеся в зелени, дома с плоскими, далеко нависающими над стеною кровлями, с массой застеклённых веранд, балконов, открытых террас и лестниц, спускающихся в сады с клумбами, бассейнами и фонтанами, сады, так естественно переходящие в улицы безо всяких заборов или оград. И даже там, где каменные ограды вызваны рельефом города, амфитеатром подымающегося от моря к горам, -- они кажутся естественным дополнением природы.

Всё здесь -- и природа и искусство человека -- соединились, чтобы создать единое, гармоническое целое, пленящее своей оригинальной, неповторимой красотой.

Много раз я бывал в Ялте, И каждый раз она по-новому пленяла меня. Она не может надоесть, как не могут надоесть ни Пушкин, ни Чехов.

Видел я её и залитую горячим летним зноем. Видел и в ясном свете тёплой, золотой осени. Видел и зимою – то с нависшими ниже гор тучами, с бешено штурмующим её морем, то тихую, застывшую под случайно занесённым с гор и готовым от первых же лучей солнца растаять снегом - совсем спящая красавица, ждущая поцелуя своего жениха.

Довелось мне увидеть её и ранней весной, в феврале. Подъезжал я к ней вечером, в сумерках, когда она, вся в огнях, то показывалась, то скрывалась на поворотах шоссе, спускающегося с гор к морю.

Ярко блестела набережная, электрическим поясом обхватившая морской залив. Море огней, удаляясь от набережной, постепенно редело, таяло, а далеко по взгорьям редкие огоньки казались разбросанными в траве светлячками.

Ещё дальше и выше мягко, легко намечалась линия горной цепи, тающая в вечерней мгле, как короной увенчанная шпилями Ай-Петри.

Но ещё прекраснее была Ялта утром. На горах, окружающих её гигантскою стеною, кое-где по ущельям белел ещё снег. А она - вся в зелени кипарисов, лавров и мирт -- тёплая и нежная, прильнула к морю, любовно лобзавшему её лёгкою пеною набегающих волн.

Цвели фиалки. Цвёл миндаль. В душистых облаках его бело-розового цветения Ялта была как невеста в фате. Я зашёл в переулок-тупичок, насыщенный запахом лавра. И название его - Лавровый. Тихо-тихо было здесь, как в лесу.

В густой зелени мелодично звучал, повторяясь, красивый, как сама весна, напев какой-то птицы.

Где я?!

В садах Черномора?

Ялта, Ялта!..

Город волшебной сказки!…

Евпатория, 2 марта 1958 года.

Приложение 4.

С Е В А С Т О П О Л Ь

Севастополь - это слово греческое: по-русски - Славгород. Город Славы, город - герой. Дважды герой!! Огненными знаками светятся на гербе его Славы исторические даты: 1854 – 1855 и 1941 – 1944. Дважды обрушивалась на него вражья сила, высекая, как кресало из кремня искры, пламень непревзойдённого героизма его защитников. Дважды он превращался в груды дымящихся развалин, и дважды восставал из них, как сказочный феникс из пепла, с каждым разом становясь больше, сильнее, красивее. Когда говоришь: "Красивее", то невольно вспоминается жемчужина Крыма, красавица Ялта. Но Севастополь не мягкий жемчуг, а твердый алмаз, и его красота – не красота Ялты.

Там, в Ялте, всё дышит негою, экзотикой Юга, пленительным обаянием женственности. Здесь, в Севастополе, всё полно суровым мужеством, несокрушимой силой, героикой. Смуглой красавицей раскинулась Ялта по зелёным предгорьям Яйлы, любуясь своим отражением в зеркале моря. Загорелым воином твёрдо стоит Севастополь на скалистых берегах двух глубоких бухт, зорким оком Херсонесского маяка обозревая широкие морские просторы. Оба они, Севастополь и Ялта, составляют как бы супружескую чету, гармонически дополняя друг друга. И кажется, что именно от этой четы и родились и плодородие и красота Крыма. И в самом деле: что было бы со всей красотой и богатством Крыма, если бы на страже его не стоял суровый и могучий Севастополь?..

Как хорош он с моря, со стороны Южной бухты, когда ранним утром стройная колоннада Графской пристани, золотясь в лучах восходящего Солнца, струящимися бликами отражается в прохладных волнах, подёрнутых синеватою рябью.

Вправо виден красивый фасад водной станции с темнеющими за нею деревьями Приморского бульвара. Влево раскинулся по горе розовеющий в утреннем свете массив белокаменных зданий, как боевым шлёмом увенчанный куполом Владимирского собора, хранящего прах героев первой обороны - Нахимова, Корнилова, Лазарева, Истомина. Только что пришёл поезд, скрывшийся за высокими тополями вокзала, расположенного на берегу Южной бухты. Оттуда вверх, пологим подъёмом вдоль бухты, движутся к городу троллейбусы. А с Корабельной стороны доносится деловой, рабочий шум Морского завода. Бодро несётся над бухтой матросская песня. Величавыми силуэтами застыли в утренней дымке корпуса военных кораблей. По взгорью Северной стороны темнеет полоса зелени. Это деревья Братского кладбища, посреди которого крутой пирамидой высится храм-памятник тем, кто отдал жизнь свою за родной Севастополь.

Хорош Севастополь и летним полднем, когда красивые здания его из золотисто-белого инкерманского камня, раскалённые Солнцем, сияют подобно сплаву золота и серебра. А море и небо, охватившие город своими объятиями, соперничают с изумрудом и сапфиром яркою игрою своих красок. Добела расплавленным серебром светится известковая почва, заставляя жмуриться и молодые, здоровые очи. Всё полно света и зноя.

Но это не парниковый, не оранжерейный зной окружённой горами Ялты, - в Севастополе дышится легко и свободно. Ничем не задерживаемые морские ветры вольно веют над городом. Вечером хорошо любоваться широкой панорамой Севастополя с высот Исторического бульвара или с Малахова кургана. Тускло сияют в золотистой дымке заката Северная и Южная бухты. И чудится, что это не город, а гигантский линкор, стоящий на страже у берегов Крыма. Как две боевые башни вздымаются купола Панорамы и Владимирского собора. Тёплый, ласковый ветер доносит откуда-то звуки духового оркестра. Пахнет полынью и степными травами. В гаснущем небе зажигаются звёзды. Надвигается ночь. Строгим силуэтом темнеет на Малаховом Кургане бастион первой обороны. Стрелою вонзается в небо памятник героям-лётчикам второй обороны. И сами собой встают исторические имена:

Нахимов… Корнилов… Истомин… Лазарев… Хрулёв… Пирогов… Лев Толстой…

Матрос Кошка… Даша севастопольская…

И новые, достойные стоять рядом с ними:

Остряков… Коробков… Степаненко… Иван Голубец… Группа Фильченкова…

Бригада Потапова… Чикаренко… Батарея Пьянзина… Нина Онилова… Алла Оношко…

Всё здесь полно великих, незабываемых воспоминаний. Всё дышит несокрушимым мужеством. Всё овеяно героикой и легендарной славой.

Так славься же и красуйся в веках, дорогой моему сердцу город-Герой!.

Стой, непоколебимо стой на боевом посту!.

Тебя не украшает пышная природа Юга, голы и пустынны твои окрестности, они суровы и мужественны, как и ты.

Но и в суровом мужестве есть своя, покоряющая красота.

Старый севастополец,

Михаил Михайлович Потапов.

20

Close menu