Возраст |
Старшие классы, Средние классы |
Предметы |
Русский язык |
Категория |
Русский язык |
Формат | Текстовые документы |
Методические рекомендации
к изучению темы «Эссе»
на уроках русского языка в 9 классе
(на материале литературного наследия художника М.М. Потапова)
Клепикова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия «Солнечная радуга»
г. Соликамска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из основных задач курса русского языка в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Поясним, что это предполагает, во-первых, знакомство с текстами разных жанров и стилей, их анализ (литературоведческий, лингвистический, жанровый, стилистический), а во-вторых, активное (т.е. с включением в собственную речевую практику) освоение учащимися разных жанров и стилей речи. Отметим и то, что новые стандарты требуют практико-ориентированного подхода к изучению школьных предметов, ориентации на формирование метапредметных умений и на личностное развитие учащихся.
Разработанные нами материалы представляют собой методические рекомендации к изучению темы «Речевые жанры публицистического стиля. Эссе» на уроках русского языка в 9 классе (программа по русскому языку под ред. М.М. Разумовской; учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта). Предлагаем систему работы над темой «Эссе» в 9 классе с использованием литературного наследия художника М.М. Потапова. Архив М.М. Потапова, хранящийся в квартире-музее художника в г. Соликамске, включает в себя большое количество писем, эссе, статей, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве регионального компонента школьного курса.
Литературное наследие М.М. Потапова достаточно разнообразно, но нам представляется возможным изучение авторских текстов Потапова на уроках русского языка как образцов публицистических и художественных жанров (таких как художественный очерк, статья, эссе и его разновидности: письмо, дневниковая запись), поскольку они отличаются четко выраженными жанровыми приметами и чертами идеостиля. Т.е. изучение литературного наследия Потапова в школе не является самоцелью, это способ познакомить детей с отдельными публицистическими жанрами и показать, как личность автора может проявить себя в содержании и стилистике текста. Более того, обращение к материалам из литературного наследия М. Потапова (человека, чья «близость» (временная и географическая) более ощутима учащимися, чем авторов текстов в учебнике) позволяет учителю «оживить» для ребят мало востребованные сегодня изучаемые в школе жанровые формы (такие, например, как письмо, дневниковая запись). Предлагаемая система работы основана не только на обновлении содержания материала, но и на активном внедрении изучаемого материала в повседневную практику учащихся.
Отметим важность подобной работы на уроках русского языка. Конечно, как таковые жанры письма и дневниковой записи сегодня не востребованы молодежью, однако говорить об их полном исчезновении из нашей жизни невозможно. Традиционные жанры преобразовались в формы интернет-дневников, блоговых записей, которые тем популярнее среди пользователей сети Интернет, чем больше в них явлена личность их автора. Так что знакомство с образцами эпистолярного жанра сегодня актуально.
Цельработы над темой – подготовить учащихся к созданию собственных эссе разных жанров.
Задачи изучения темы: 1) познакомить с эссе как одним из жанров публицистики, дать представление об основных признаках жанра;
2) организовать работу по анализу (жанровому, стилистическому) образцов эссе;
3) познакомить с видами эссе (дневниковая запись, письмо) и с близкими к нему жанрами (художественный очерк), их отличительными свойствами; организовать работу по анализу подобных текстов;
4) подготовить учащихся к созданию собственных текстов в жанре эссе.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ЭССЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 9 КЛАССЕ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
М.М. ПОТАПОВА
Первый этап работы над темой предполагает знакомство с определением жанра эссе, которое может быть построено либо как знакомство с материалом параграфа учебника и его анализ, либо как выявление жанровых особенностей предложенного для анализа небольшого текста эссе (материал для работы может быть взят из упражнений учебника). Напомним основные положения теории эссе, с которыми необходимо познакомить учащихся.
Эссе (с франц. еssay – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Обратим внимание учащихся на следующие особенности жанра:
- Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.
- Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику; из многочисленного арсенала образных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. [2;194-195]
Обращаем внимание учащихся на основную цель эссе: «… Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». [1; 215] .
Далее отмечаем, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, проблемам искусства и многому другому. Таким образом знакомим учащихся с разновидностями эссе, которые выражаются в различных литературных формах: это может быть моральная проповедь, статья, дневниковая запись, исповедь, очерк, письмо и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.
Подводя итоги первого этапа работы над темой, еще раз отметим, что жанр эссе предполагает личностное самовыражение автора, именно поэтому на материале эссе уместно говорить о ЛИЧНОСТИ АВТОРА, выраженной в СЛОВЕ.
Второй этап подготовки учащихся предполагает анализ образцов эссе. Основной вид работы на этом этапе – комплексный анализ текстов (на материале упражнений 280, 282, 283, 285 учебника [3;190 -195]).
Натретьем этапе знакомства с темой «Эссе» возможно обращение к отдельным произведениям, записям М.М. Потапова. На их примере мы можем показать, как в эссе разных видов через тематику, необычные образы-ассоциации, через языковое оформление проявляется глубина личности АВТОРА, его духовность, мир его душевных переживаний. Знакомство с личностью художника и эссеиста желательно организовать через экскурсию в музей-квартиру М. Потапова.
Непосредственно предметная цель этого этапа – закрепить умение учащихся видеть содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных формах; расширить представления школьников о многообразии риторических жанров (в частности, письма, дневниковой записи), их особенностях, языковом оформлении. Основной вид работы на занятиях – комплексный анализ текстов.
Знакомство с текстами предваряем рассказом о жизненном пути художника, что поможет учащимся составить целостное представление о его личности, а значит, поможет проникнуть в мир его переживаний, отразившихся в дневнике и письмах, ведь одна из главных задач этого этапа – показать взаимосвязанность содержания текста и способов его выражения (в частности, жанровой формы). Будем помнить и о том, что личность автора проявляет себя и в языковом оформлении текста, анализу которого тоже необходимо уделить особое внимание.
В качестве примера текста дневниковой записи возьмем размышления из «Дневника-тетради», названные М.М. Потаповым «Трамвай и слезы». См. Приложение 1.
Беседа об этой зарисовке может опираться на следующие вопросы:
- Отметьте характерные для этого текста приметы жанра дневниковой записи. Докажите, что для текста характерны эмоциональность, нацеленность на выражение личности автора, его внутреннего мира.
- Какова тема этой зарисовки и почему она раскрывается именно в этой жанровой форме?
- Покажите, как в тексте сочетаются черты дневниковой записи и эссе.
- Проанализируйте композицию текста. Выделите его вступительную и заключительную части. Какую роль играет каждая из них в выражении основной эссеистической идеи текста?
- Как помогает передать эмоциональное состояние автора описание пейзажа? Какую роль в создании эмоционального фона текста играет описание города?
- Выделите лексические, синтаксические средства передачи эмоционального состояния героев.
- В чем особенность повествовательной манеры автора? Выделите языковые формулы, синтаксические конструкции, составляющие его идеостиль. Как они раскрывают личность автора эссе?
Еще один жанр, образцы которого представлены в литературном наследии М. Потапова, -жанр письма. При знакомстве с этим жанром обратимся к текстам, представляющим собой письма с элементами эссе, поскольку именно они позволяют говорить о возможности самовыражения в жанре письма. Образцов подобных текстов в архиве М.М. Потапова достаточно, учитель может выбрать несколько для работы в классе.
Например, предлагаем учащимся письма М.М. Потапова из его архива. См. Приложение 2.
Работу с учащимися строим по следующим вопросам:
- Докажите, что перед нами образцы эпистолярного жанра, определив особенности содержания текстов, проанализировав их композицию и выделив характерные для эпистолярного жанра языковые формулы.
- Черты каких жанров соединяются в этих текстах: письмо, лирическое размышление автора, воспоминание и др.?
- Какова тема общения адресатов? Какие чувства и переживания автора хранят его послания?
- Как в размышлениях художника о своей судьбе выражено его представление о творчестве и творце?
- В чем особенность языкового оформления писем? Выделите языковые формулы, синтаксические конструкции, составляющие его идеостиль. Как они раскрывают личность автора, круг его интересов?
К жанру эссе и его разновидностям близок и представленный в творчестве М.М. Потапова художественный очерк, беседой о котором предлагаем продолжить знакомство с литературным наследием художника.
Материал параграфа 33 учебника познакомит учащихся с теорией путевого очерка как жанра художественной публицистики. При анализе представленных в упражнениях учебника образцов жанра обращаем внимание на предмет описания (новое, необычное, интересное, что поразило во время путешествия), его субъективность (в путевых заметках и путевом очерке раскрывается личность автора и содержится его оценка увиденного), преобладание в текстах описательных фрагментов, художественность, изобразительность речи.
Далее можно обратиться к произведениям М.М. Потапова, близким по содержанию, структуре и языковому оформлению к путевому очерку. Это очерки «Ялта» и «Севастополь».См. Приложения 3, 4. Их анализ в классе поможет дополнить и представление учащихся о жанре художественного очерка, и представление о личности их автора.
Знакомство с разновидностями жанра эссе, представленными в литературном наследии М.Потапова, завершим творческим заданием обобщающего плана, задача которого –проверить, насколько прочувствована детьми связь между личностью автора и способами его самовыражения в эссе и очерках. Предлагаем некоторые из них:
- Создайте свою работу в эпистолярном жанре - обращение к художнику. Продумайте содержание, композицию, стиль письма.
- Создайте страничку из дневника, в которой поделитесь своими впечатлениями от знакомства с письмами и произведениями М.М. Потапова или от посещения выставки его картин.
- На основе изученного создайте очерк, посвященный личности М.М. Потапова, его жизни и творчеству. Отразите в нем свое отношение к творчеству художника.
Литература
1. Ванштейн, О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба, 1985, №2. С. 215-217
2. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. / Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. – 317 с.
3. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 1999. – 272 с.
Приложение 1.
М.М. Потапов
ТРАМВАЙ И СЛЕЗЫ
Сегодня я рано проснулся, что бывает редко, потому что с вечера я очень долго не могу уснуть. Не могу уснуть от чувства горького, безнадежного одиночества; от сознания тяготеющего над моей неудачной жизнью злого и беспощадного рока, безжалостно разбивающего все мои лучшие мечты стремления, с холодной жестокостью отнимающего у меня все, что мне мило и дорого…
Итак, сегодня я рано проснулся. Мне захотелось пройтись по городу, в котором я живу уже около трех месяцев, но которого я почти не знаю. Днем я не могу себе позволить такой роскоши: напряженная работа художника, честно и с увлечением вырабатывающего норму, даже в ущерб своему здоровью, целый день держит меня в плену.
Утро было задумчивое, облачное, с просветами далекого, отчужденного от земли неба. Бесцельно идя по улице, я увидел трамвай с надписью: «Мойнаки», - и, вспомнив, что ни разу не был еще там, у лимана, быстро вскочил в уже готовый отойти трамвай. Несмотря на очень ранний час, трамвай был переполнен – курортный сезон в разгаре.
С интересом рассматривая проплывающие мимо величественные и красивые фасады санаториев и домов отдыха, я вдруг услышал возле себя очень тихие, но совершенно явственные всхлипывания. При царившей на площадке трамвая тесноте я мог повернуть только голову и увидел совсем возле себя лицо женщины средних лет, прилично одетой, - лицо, с тоскливой безнадежностью полуопущенное, залитое слезами. Она стояла, держась рукою за колонку, отделяющую площадку от самого трамвая, и во всей ее позе, в наклоне головы, в выражении глаз, невидящих, погруженных в свое горе, было столько человеческого достоинства и красоты, что сердце мое, огрубевшее и очерствевшее от собственных страданий, болезненно сжалось, и мне стоило большого труда удержаться от желания обратиться к ней со словами сочувствия и утешения, которые так и рвались из моего сердца.
О чем она плакала, эта немолодая женщина, красиво одетая и причесанная? Какое горе сломило ее гордость и стыдливость, заставив так детски-трогательно плакать в этом переполненном равнодушными, безучастными людьми трамвае? .. Не все ли равно?! Она плакала, она страдала, и этого было довольно!
Я даже не знаю, была ли она красива, потому что в страдании своем она казалась прекрасной, вызывающей чувство глубокого уважения и сочувствия.
И в ее лице хотелось поклониться всем человеческим страданиям и слезам.
Евпатория, 6 августа 1957 г.
Приложение 2.
19 июня 1985г.
Уважаемая Ольга Николаевна!
Откликаясь на Ваше письмо, я, откровенно говоря, не знаю, о чем писать Вам, потому что не знаю, что Вас интересует вообще и во мне в частности. А пока что хочу внести некоторую ясность: я не увлекаюсь древнеегипетским искусством, а я люблю Древний Египет, и любовью совершенно необычайною, с самого детства, с девятилетнего возраста; и, как видите, любовь эту пронес я через всю свою жизнь, невзирая на всяческие преграды и препятствия. Объяснить любовь эту невозможно ничем иным, кроме веры в перевоплощения душ. А преград и препятствий было более чем достаточно: всеобщее непонимание этой моей любви и насмешки над нею, во-первых; во-вторых, прямая ненависть моей матери к этой моей любви, а из-за нее и к Древнему Египту; в-третьих, невозможность поступления в «вуз» (так назывались во дни моей юности университеты и институты) для изучения египтологии и посвящения себя этой науке; в-четвертых, ненахождение ни одного человека, способного понять эту мою любовь и разделить ее вместе со мною; в-пятых, абсолютное душевное одиночество вследствие этого. Вот через какие страдания пронес я до сего дня мою удивительную любовь к Древнему Египту!.. Что же дало мне силы перенести все эти страдания и сохранить эту мою любовь? Только вера в перевоплощения душ, в связанный с нею закон причин и следствий, закон кармы по-индусски.
А веру эту и закон открыла мне одна теософка тогда же, когда во мне, девятилетнем мальчике, вспыхнула эта ничем неугасимая любовь к Древнему Египту. А вспыхнула она вот как: в первом классе гимназии попал мне в руки учебник истории Древнего Востока, и когда я увидел в нем иллюстрации по Древнему Египту, то был ими всецело захвачен; мне казалось, что все это я уже видел когда-то, и не в книжке, а в жизни; все это было мне бесконечно близко, мило и дорого; все это было мое, родное.
В детской душе моей прошла настоящая буря и чувств, и мыслей: где же я мог все это видеть? и когда?! Мне казалось, что я схожу с ума…
Вот тут-то и спасла меня знакомая моей матери, теософка. Она сказала: «Мишенька, не бойся, ты не сумасшедший, а это значит то, что когда-то, тысячи лет тому назад, твоя душа жила в Древнем Египте, и у тебя тогда были настолько сильные, трагические переживания, так глубоко врезавшиеся в твою душу, что достаточно было теперь тебе увидеть в учебнике иллюстрации по Древнему Египту, чтобы из глубины твоего подсознания всплыло вот это смутное воспоминание о твоей жизни в Древнем Египте». Это меня успокоило и, естественно, возбудило во мне интерес к учению о перевоплощении душ. Вот почему я с детских лет начал поглощать литературу по теософии, оккультизму, индийской религиозной философии. А когда во втором классе гимназии учитель истории, видя мою любовь к Древнему Египту, дал мне прочитать только что вышедшую тогда на русском языке двухтомную «Историю Египта» американского египтолога Брэстэда, во втором томе которой две главы посвящены гениальному мыслителю, религиозному революционеру, солнцепоклоннику и поэту фараону Эхнатону, то для меня стало очевидным, что именно при нем я и жил в Древнем Египте. И не только жил, но и был ему очень близок. В молодости моей я был явно похож на Эхнатона. Если приедете ко мне, сами убедитесь в этом, увидев портретные статуи и гипсовые маски Эхнатона и сравнив их с моим лицом в молодости, - и то и другое, разумеется, в фотографиях. А по поводу моих акварелей из жизни Эхнатона, исполненных в археологически точном древнеегипетском стиле, покойный глава ленинградских египтологов, академик В.В. Струве, сказал, что только древнеегипетский мастер смог бы создать подобные вещи. И назвал меня воскресшим из мертвых древнеегипетским художником.
Так вот с каким удивительным человеком желаете вы познакомиться. Судьбе моей угодно было в Соликамске дать мне возможность всецело отдаться воплощению давно задуманных мною композиций на древнеегипетские темы, и я превращаю свою квартиру в настоящий Древний Египет; и если Вы хотите его увидеть, то приезжайте ко мне в гости, не откладывая, - мне ведь минуло 80 лет, все может случиться…
Поезд из Ленинграда в Соликамск идет всего лишь двое суток, и Вы попадете в мой Египет, увидите воскресшего из мертвых древнего египтянина. Глубоко сожалею о том, что так поздно смог освободиться от своей иконописной деятельности, поглотившей мои лучшие силы!..
С наилучшими пожеланиями
М.М. Потапов
9 августа 1985г.
Уважаемая Ольга Николаевна!
Очень сочувствую Вам в вашей скорби об утрате близких Вам людей. За свою долгую жизнь я оплакивал столько смертей и родных, и близких, и необыкновенных, ценных людей, что уже и счет им потерял… Утешаюсь словами поэта Максимилиана Волошина:
Кому земля священный край изгнанья,
Кто видит сны и помнит имена,
Тому не радость встреч в любви дана,
А темные восторги расставанья…
Возможно, что и Ваша первая встреча со мной будет и последней, - мне ведь минул 81 год, а организм мой и изношен, и искалечен ужасно, надо удивляться, как я еще живу и работаю, это поистине какое -то чудо!.. Я ведь и родился под знаком смерти, полуживой, и если остался жить, так только благодаря тому, что отец мой, ученый врач, сделал все возможное, чтобы спасти меня. У моей матери было до меня 6 детей, потом была пауза в 10 лет; и на 11-ом году вдруг появился я. И всю жизнь, с раннего детства, болел и болею, - вот какова моя судьба!.. И врагу своему такой судьбы не пожелаю!.. ‹…›
Вы пишете, что я могу считать себя счастливым, потому что жизнь мою всегда озарял свет одной, но пламенной страсти. Но жизнь мою озарял свет двух пламенных страстей, к Древнему Египту и к искусству. Обе приносили мне и счастье, и страдание. В Египет я не попал и египтологом-профессионалом не смог сделаться, а талант мой не принес мне заслуженного положения в нашей атеистической стране из-за глубокой моей религиозности и связи с Церковью. Когда я жил в Одесском монастыре и расписывал в древневизантийском стиле главный храм монастыря, мои работы на древнеегипетские темы выставлялись по просьбе известного одесского коллекционера, А.В. Блещунова, на его квартире; их видели работники Археологического музея, картинной галереи, обкома партии, КГБ. Но когда Блещунов поднял вопрос об организации официальной выставки моих работ, то ему было сказано, что это невозможно из-за моей тесной связи с Церковью (я ведь с 1946 года имею сан диакона). И то, что Соликамск приобрел у меня коллекцию моих работ, посвященных Эхнатону, мою «Эхнатониану», а теперь предоставил мне благоустроенную двухкомнатную квартиру, зная о моей связи с Церковью, делает ему честь. Если работы мои со временем заинтересуют культурных людей в нашей стране и им воздадут должное, то воздадут должное и соликамскому горисполкому.
Об Эхнатоне я написал целую повесть, первую часть задуманной мной трилогии. Написал и две статьи, к нему относящиеся; одну искусствоведческую, другую философскую, в которой провожу сравнение между монотеизмом Эхнатона и Моисея. Но разве могут быть напечатаны в нашей стране литературные труды «служителя культа», уважаемая Ольга Николаевна?! Совсем иное дело было бы за границей: там моя связь с Церковью не только никого не смутила бы, а наоборот, повысила бы интерес ко мне. Но заграница так же закрыта для меня, как и Египет. Скажу Вам более: когда я жил и работал в Одесском монастыре, то одесский митрополит советовал мне воздерживаться от контактов с посещавшими монастырь иностранцами и не создавать рекламы своим египетским работам за рубежом!.. Ясно?! Может быть потому-то и приютил Соликамск и мою «Эхнатониану», и меня, что город этот закрыт для интуристов!.. И я, и мои египетские работы надежно здесь упрятаны от иностранцев. А Одесса открыта для них, вот почему там и оказалась-то невозможной официальная моя выставка.
Сердечно благодарю Вас за великолепные египетские марки! Их у меня нет, но я мечтал о них.
С наилучшими пожеланиями
М.М.П.
Приложение 3.
Я Л Т А
"ЯЛОС! ЯЛОС!". .
Ялос - слово греческое, значит: берег.
Эти слова крымская легенда влагает в уста древних мореходов – греков, занесённых некогда штормом к тому месту, где ныне живописно раскинулась красавица Ялта.
Впервые увидел я её в 1925 году.
В знойный и пыльный июльский полдень отплыл я из Севастополя.
В ночной прохладе, овеянной дыханием моря, тихо журчавшего у пароходного борта, увидел я ожерелье огней, дрожащими столбиками отражавшихся в лёгкой морской зыби: Ялта! . . До берега оставалось, вероятно, более километра, но тёплые волны веявшего с берега ветерка донесли незнакомый мне, нежный, волнующий аромат.
Заметив движение по набережной толпы, я наивно спросил (тогда мне было 18 лет): неужели ялтинцы так злоупотребляют парфюмерией?.. Надо мною добродушно посмеялись. Это цвела египетская мимоза, раскинувшая вдоль набережной свои ажурные кроны.
Утром увидел я их нежную зелень, усеянную розовыми пушочками, издававшими этот сладостно-волнующий аромат. Увидел крупные, душистые ялтинские розы. Увидел блистающие белизной, опьяняющие крепким апельсинно-лимонным запахом магнолии.
Увидел изящные бледно-лиловые, тонко пахнущие кисти глицинии. Услышал торжественный шелест колеблемых ветром пальм и задумчивый шум стройных, величавых кипарисов, издающих свой особый, строгий и немножко грустный запах.
А море!.. Впервые видел я такую, на всю жизнь запомнившуюся, лазурь, чистую и яркую, как бирюза.
А горы!.. Волнистой стеною, мягко сквозящей в голубовато-розовой дымке, встали они над Ялтой, защищая её от сурового дыхания Севера.
Но больше всего поразил меня воздух – лёгкий, бодрящий, насыщенный ароматом.
В Ялте всё пахнет, всё благоухает?
Купите весной букет фиалок, внесите в комнату ветвь цветущего миндаля - и дом ваш наполнится благоуханием. Подержите, покупая на базаре, помидор, и ладонь ваша долго будет приятно пахнуть. Ах, ялтинский воздух!.. В нём смешались все запахи, все ароматы: и йодистая свежесть моря, и бодрящая крепость окружающих её хвойных лесов, и терпкий дух кипарисов, и пряный аромат лавров. Этот ялтинский воздух приобретает оттенки в разные времена года -- вливаются ли в него тонкие запахи фиалок, миндаля, глициний, мимоз, или же пьянящее благоухание магнолий, роз и олеандров.
И что ещё радует в Ялте, - это полная гармония между её архитектурным обликом и природой.
Кажется, вместе с её горами, соснами и кипарисами выросли эти уютные, прячущиеся в зелени, дома с плоскими, далеко нависающими над стеною кровлями, с массой застеклённых веранд, балконов, открытых террас и лестниц, спускающихся в сады с клумбами, бассейнами и фонтанами, сады, так естественно переходящие в улицы безо всяких заборов или оград. И даже там, где каменные ограды вызваны рельефом города, амфитеатром подымающегося от моря к горам, -- они кажутся естественным дополнением природы.
Всё здесь -- и природа и искусство человека -- соединились, чтобы создать единое, гармоническое целое, пленящее своей оригинальной, неповторимой красотой.
Много раз я бывал в Ялте, И каждый раз она по-новому пленяла меня. Она не может надоесть, как не могут надоесть ни Пушкин, ни Чехов.
Видел я её и залитую горячим летним зноем. Видел и в ясном свете тёплой, золотой осени. Видел и зимою – то с нависшими ниже гор тучами, с бешено штурмующим её морем, то тихую, застывшую под случайно занесённым с гор и готовым от первых же лучей солнца растаять снегом - совсем спящая красавица, ждущая поцелуя своего жениха.
Довелось мне увидеть её и ранней весной, в феврале. Подъезжал я к ней вечером, в сумерках, когда она, вся в огнях, то показывалась, то скрывалась на поворотах шоссе, спускающегося с гор к морю.
Ярко блестела набережная, электрическим поясом обхватившая морской залив. Море огней, удаляясь от набережной, постепенно редело, таяло, а далеко по взгорьям редкие огоньки казались разбросанными в траве светлячками.
Ещё дальше и выше мягко, легко намечалась линия горной цепи, тающая в вечерней мгле, как короной увенчанная шпилями Ай-Петри.
Но ещё прекраснее была Ялта утром. На горах, окружающих её гигантскою стеною, кое-где по ущельям белел ещё снег. А она - вся в зелени кипарисов, лавров и мирт -- тёплая и нежная, прильнула к морю, любовно лобзавшему её лёгкою пеною набегающих волн.
Цвели фиалки. Цвёл миндаль. В душистых облаках его бело-розового цветения Ялта была как невеста в фате. Я зашёл в переулок-тупичок, насыщенный запахом лавра. И название его - Лавровый. Тихо-тихо было здесь, как в лесу.
В густой зелени мелодично звучал, повторяясь, красивый, как сама весна, напев какой-то птицы.
Где я?!
В садах Черномора?
Ялта, Ялта!..
Город волшебной сказки!…
Евпатория, 2 марта 1958 года.
Приложение 4.
С Е В А С Т О П О Л Ь
Севастополь - это слово греческое: по-русски - Славгород. Город Славы, город - герой. Дважды герой!! Огненными знаками светятся на гербе его Славы исторические даты: 1854 – 1855 и 1941 – 1944. Дважды обрушивалась на него вражья сила, высекая, как кресало из кремня искры, пламень непревзойдённого героизма его защитников. Дважды он превращался в груды дымящихся развалин, и дважды восставал из них, как сказочный феникс из пепла, с каждым разом становясь больше, сильнее, красивее. Когда говоришь: "Красивее", то невольно вспоминается жемчужина Крыма, красавица Ялта. Но Севастополь не мягкий жемчуг, а твердый алмаз, и его красота – не красота Ялты.
Там, в Ялте, всё дышит негою, экзотикой Юга, пленительным обаянием женственности. Здесь, в Севастополе, всё полно суровым мужеством, несокрушимой силой, героикой. Смуглой красавицей раскинулась Ялта по зелёным предгорьям Яйлы, любуясь своим отражением в зеркале моря. Загорелым воином твёрдо стоит Севастополь на скалистых берегах двух глубоких бухт, зорким оком Херсонесского маяка обозревая широкие морские просторы. Оба они, Севастополь и Ялта, составляют как бы супружескую чету, гармонически дополняя друг друга. И кажется, что именно от этой четы и родились и плодородие и красота Крыма. И в самом деле: что было бы со всей красотой и богатством Крыма, если бы на страже его не стоял суровый и могучий Севастополь?..
Как хорош он с моря, со стороны Южной бухты, когда ранним утром стройная колоннада Графской пристани, золотясь в лучах восходящего Солнца, струящимися бликами отражается в прохладных волнах, подёрнутых синеватою рябью.
Вправо виден красивый фасад водной станции с темнеющими за нею деревьями Приморского бульвара. Влево раскинулся по горе розовеющий в утреннем свете массив белокаменных зданий, как боевым шлёмом увенчанный куполом Владимирского собора, хранящего прах героев первой обороны - Нахимова, Корнилова, Лазарева, Истомина. Только что пришёл поезд, скрывшийся за высокими тополями вокзала, расположенного на берегу Южной бухты. Оттуда вверх, пологим подъёмом вдоль бухты, движутся к городу троллейбусы. А с Корабельной стороны доносится деловой, рабочий шум Морского завода. Бодро несётся над бухтой матросская песня. Величавыми силуэтами застыли в утренней дымке корпуса военных кораблей. По взгорью Северной стороны темнеет полоса зелени. Это деревья Братского кладбища, посреди которого крутой пирамидой высится храм-памятник тем, кто отдал жизнь свою за родной Севастополь.
Хорош Севастополь и летним полднем, когда красивые здания его из золотисто-белого инкерманского камня, раскалённые Солнцем, сияют подобно сплаву золота и серебра. А море и небо, охватившие город своими объятиями, соперничают с изумрудом и сапфиром яркою игрою своих красок. Добела расплавленным серебром светится известковая почва, заставляя жмуриться и молодые, здоровые очи. Всё полно света и зноя.
Но это не парниковый, не оранжерейный зной окружённой горами Ялты, - в Севастополе дышится легко и свободно. Ничем не задерживаемые морские ветры вольно веют над городом. Вечером хорошо любоваться широкой панорамой Севастополя с высот Исторического бульвара или с Малахова кургана. Тускло сияют в золотистой дымке заката Северная и Южная бухты. И чудится, что это не город, а гигантский линкор, стоящий на страже у берегов Крыма. Как две боевые башни вздымаются купола Панорамы и Владимирского собора. Тёплый, ласковый ветер доносит откуда-то звуки духового оркестра. Пахнет полынью и степными травами. В гаснущем небе зажигаются звёзды. Надвигается ночь. Строгим силуэтом темнеет на Малаховом Кургане бастион первой обороны. Стрелою вонзается в небо памятник героям-лётчикам второй обороны. И сами собой встают исторические имена:
Нахимов… Корнилов… Истомин… Лазарев… Хрулёв… Пирогов… Лев Толстой…
Матрос Кошка… Даша севастопольская…
И новые, достойные стоять рядом с ними:
Остряков… Коробков… Степаненко… Иван Голубец… Группа Фильченкова…
Бригада Потапова… Чикаренко… Батарея Пьянзина… Нина Онилова… Алла Оношко…
Всё здесь полно великих, незабываемых воспоминаний. Всё дышит несокрушимым мужеством. Всё овеяно героикой и легендарной славой.
Так славься же и красуйся в веках, дорогой моему сердцу город-Герой!.
Стой, непоколебимо стой на боевом посту!.
Тебя не украшает пышная природа Юга, голы и пустынны твои окрестности, они суровы и мужественны, как и ты.
Но и в суровом мужестве есть своя, покоряющая красота.
Старый севастополец,
Михаил Михайлович Потапов.
20