Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Пунктуационное оформление сложносочиненных предложений» (урок изучения нового с использованием исследовательского метода)
Тип урока: Урок изучения нового.
Цели:Познакомить с правилами употребления запятой между частями сложносочиненных предложений, условиями ее отсутствия; создать условия для осмысления семантических оснований данного правила; формировать исследовательские умения учащихся, умение работать в паре, представлять результаты собственной деятельности.
Задачи:
Актуализировать знания о грамматических и семантических особенностях сложносочиненных предложений, умение выполнять графический анализ, составлять схемы ССП.
Актуализировать знания о структуре и содержании сочинения 13.1 ОГЭ по русскому языку, учить комментарию лингвистического высказывания, формировать умение создавать вступление к сочинению 13.1.
Организовать деятельность по самостоятельному наблюдению за семантическими и
грамматическими особенностями ССП, требующих и не требующих запятой между предикативными частями.
Организовать обобщение и первичное закрепление материала через практическое применение теоретического знания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:учащиеся закрепят знания о ССП, смысловых отношениях между частями ССП, умение выполнять графический анализ сложного предложения, составлять схемы ССП; сделают выводы о семантической наполненности пунктуационных правил; познакомятся с условиями, при которых между частями ССП не ставится запятая, закрепят умение правильно расставлять знаки в ССП.
Метапредметные:умение формулировать цели и задачи собственной деятельности, формулировать проблемные вопросы,давать оценку уровню владения материалом,выдвигать гипотезы на основе имеющегося знания и проверять их достоверность, осуществлять самопроверку.
Личностные:способность к самообучению, умение работать в паре и микрогруппе.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, предполагаемые ответы |
1.Осмысление темы урока. | Через фронтальную беседу организует осмысление темы урока и целеполагание: - Мы продолжаем знакомство с сложносочиненнымипредложениями.Уточните тему. О чем пойдет речь на уроке? -Является ли эта тема для вас новой?Оцените по шкале от 1 до 10 уровень своего владения темой. 1 10 - Что находится в зоне вашего «знания»? Предположите, что может относиться к «незнанию». | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. - О знаках препинания между частями ССП, условиях их постановки. - Нет, она изучалась в 5 классе. Варианты ответов: 1 I 10 - Мы знаем, что между частями ССП всегда ставится запятая. - Возможно, между частями ССП могут употребляться другие знаки. Оформляют записи в тетради (число, тема урока). |
2. Мобилизацион-ный этап. Целеполагание | Создает для учеников проблемную ситуацию через обнаружение противоречия между знанием и практическим опытом, побуждает к формулировке проблемных вопросов: - Предлагает выполнить задание, подобное которому будет дано на контрольной точке (см. приложение 1) - Какую часть этого задания вы можете выполнить? Постановка знаков в каких предложениях вам понятна? - А что вам неизвестно? Почему вы не можете проанализировать остальные предложения? Предлагает изменить расположение метки на шкале и обосновать это изменение. - Обозначьте для себя зону предела на уроке. Что вы под ней подразумеваете? - Таким образом каждый из вас сформулировалзадачу для себя на уроке. | РАБОТА В ПАРАХ. Составляют схемы предложений, понятных им (переписывают на доску), рассказывают правило, которое они применили. Отмечают, что расстановка знаков в отдельных предложениях не соответствует известному правилу. В ответах детей будет наблюдаться тенденция к передвижению метки ближе к «1», обоснование – множество новых условий постановки знаков. Варианты ответов детей: 1 I 10 -Я знаю, что между предикативными основами требуется запятая. Хочу понять, когда и почему она может не ставиться. - Я знаю, что между предикативными основами требуется запятая. Хочу понять, когда требуются другие знаки препинания – тире, точка с запятой. |
3. Актуализация имеющихся знаний. | - Добиваться решения этой задачи вы будете самостоятельно, а чтобы вам было легче это сделать, вспомним тесмысловые, содержательные основы, на которых держатся пунктуационные правила вообще. Для этого прокомментируйте высказывание лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства». - О чем размышляет автор? Что он сообщает о теме? Предлагает в течение 2 минут обсудить в паре и записать понимание смысла этого высказывания. Оформить ответ в виде вступления к сочинению 13.1 ОГЭ по русскому языку. - Докажем верность этого суждения примерами из известных вам пунктуационных правил. -Какие пунктуационные правила демонстрируют следующие схемы? [ О и О ] [ О, О ] [ и О, и О ] - Как вы думаете, какие особенности интонации рядов однородных членов отражены в их пунктуационном оформлении? - Как вы думаете, почему базовое правило для ССП требует запятой перед соединительным союзом? | Отвечают на вопросы учителя. В ПАРАХ выполняют задание, зачитывают ответы, корректируют их с помощью учителя. Примерный вариант ответа: Знаки препинания делят предложения на смысловые части. Кроме того, являясь знаком интонации, каждый знак препинания помогает дополнить содержание предложения. Участвуют в эвристической беседе. Озвучивают правила постановки знаков. Приходят к выводу о разной интонации предложений, где однородные члены соединены одиночным союзом И, и предложений, в которых между однородными членами ставится запятая. Высказывают предположение о перечислительном характере событий, названных в ССП, их автономности. |
4. Этап исследования | - Вспомните, что и однородные члены, и части ССП связаны сочинительной синтаксической связью. Вы уже заметили, что в некоторых случаях между частями ССП, как и между однородными членами, запятая не ставится. Выдвиньте гипотезу: - Почему это оказывается возможным? - В каких случаях это оказывается возможным? Предлагает провести наблюдения над предложениями, в которых отсутствует знак препинания на границе частей ССП (предложения №3, 4, 5, 6): -Перепишите предложения №3, 4, 5, 6, выполните их полный графический анализ. Работая в микрогруппах, проверьте гипотезу: можно ли утверждать, что в данных предложениях устанавливается тесная смысловая связь между событиями? Если да, то как она устанавливается? Предлагает (в том числе в случае затруднений) познакомиться с формулировкой правила в учебнике, оценить верность и полноту сделанных самостоятельно выводов. | Участвуют в эвристической беседе. Предлагают свои гипотезы. Возможный ответ: Отсутствие запятой между частями ССП может указывать на тесную смысловую связь событий, названных в частях ССП. Исследовательская работа в микрогруппах. Учащиеся в парах выполняют задания, готовят презентацию результатов. Представляют свой вариант разбора предложений, делятся полученными выводами. Затем соотносят его с бланком ответа, самостоятельно анализируя ошибки. См. приложение 2. |
5. Этап теоретического обобщения и практического применения знания | Организует обобщающую беседу, побуждает к созданию теоретических выводов по теме: - Сделайте выводы: почему между частями ССП может отсутствовать запятая? - Какие из сочинительных союзов могут не требовать запятой в ССП? Почему именно они (вспомните правила для однородных членов и значения, выражаемые сочинительными союзами)? - Какие условия не позволяют поставить запятую? Организует запись теоретического материала в тетрадь для теории. Предлагает закрепить умение отличать ССП, требующие запятой между частями, от ССП без знаков препинания выполнением упражнений учебника. | Отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа) Делают теоретические записи. Выполняют упражнения из учебника под наблюдением учителя. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | - Вернемся к тому лингвистическому высказыванию, с которого мы начали урок. Подтвердилась ли мысль, выраженная лингвистом? Сформулируйте ответ, опираясь на выводы сегодняшнего урока. - Дайте оценку тому, как изменилось расположение вашей метки на шкале знания новой темы. - Сформулируйте задачи (теоретические и практические) на следующие уроки. | Устно / письменно выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя Варианты ответов: - Закрепить умение отличать предложения, где не требуется запятая, от предложений, где она требуется. Познакомиться с условиями употребления тире и точки с запятой между частями ССП. |
Приложения
Приложение №1. Задания для парной работы
Задание 1. Работая в паре, докажите, что данные предложения являются сложносочиненными, и объясните постановку / отсутствие знаков препинания между частями ССП (выполняется на карточке).
Предложение(выполните его графический анализ) | Схема |
1) Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело. | |
2) То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. | |
3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. | |
4) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. | |
5) Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам? | |
6) Как у вас хорошо и как мне всё нравится! | |
7) Снотворной сыростью повеяло на нас; и, погруженные в свои мысли, мы шли рядом, словно родные. | |
8) Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту. |
Приложение №2. Бланк проверки задания
3) Вскоре после восхода [набежала туча] и [брызнул короткий дождь].
4) По словам охотниковвв, [зверь в этих лесах вывелся]и [птица исчезла].
5) [Вы придёте ко мне] или [я должен зайти к вам]?
6) [Как у вас хорошо]и [как мне всё нравится]!