Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Пунктуационное оформление сложносочиненных предложений» (урок изучения нового с использованием исследовательского метода)

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Пунктуационное оформление сложносочиненных предложений» (урок изучения нового с использованием исследовательского метода)

В конспекте предложен вариант знакомства с первой частью темы "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" в процессе самостоятельного исследования, проводимого обучающимися под руководством учителя. Урок разработан в русле исследовательской технологии, позволяет формировать базовые исследовательские умения: обнаружение противоречия, выдвижение гипотезы, ее проверка, умение делать выводы. На уроке уделяется внимание также процессу подготовки к ГИА-9 по русскому языку.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Пунктуационное оформление сложносочиненных предложений» (урок изучения нового с использованием исследовательского метода)

Тип урока: Урок изучения нового.

Цели:Познакомить с правилами употребления запятой между частями сложносочиненных предложений, условиями ее отсутствия; создать условия для осмысления семантических оснований данного правила; формировать исследовательские умения учащихся, умение работать в паре, представлять результаты собственной деятельности.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о грамматических и семантических особенностях сложносочиненных предложений, умение выполнять графический анализ, составлять схемы ССП.

  2. Актуализировать знания о структуре и содержании сочинения 13.1 ОГЭ по русскому языку, учить комментарию лингвистического высказывания, формировать умение создавать вступление к сочинению 13.1.

  3. Организовать деятельность по самостоятельному наблюдению за семантическими и

грамматическими особенностями ССП, требующих и не требующих запятой между предикативными частями.

  1. Организовать обобщение и первичное закрепление материала через практическое применение теоретического знания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:учащиеся закрепят знания о ССП, смысловых отношениях между частями ССП, умение выполнять графический анализ сложного предложения, составлять схемы ССП; сделают выводы о семантической наполненности пунктуационных правил; познакомятся с условиями, при которых между частями ССП не ставится запятая, закрепят умение правильно расставлять знаки в ССП.

Метапредметные:умение формулировать цели и задачи собственной деятельности, формулировать проблемные вопросы,давать оценку уровню владения материалом,выдвигать гипотезы на основе имеющегося знания и проверять их достоверность, осуществлять самопроверку.

Личностные:способность к самообучению, умение работать в паре и микрогруппе.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предполагаемые ответы

1.Осмысление темы урока.

Через фронтальную беседу организует осмысление темы урока и целеполагание:

- Мы продолжаем знакомство с сложносочиненнымипредложениями.Уточните тему. О чем пойдет речь на уроке?

-Является ли эта тема для вас новой?Оцените по шкале от 1 до 10 уровень своего владения темой.

1Shape1 10

- Что находится в зоне вашего «знания»? Предположите, что может относиться к «незнанию».

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

- О знаках препинания между частями ССП, условиях их постановки.

- Нет, она изучалась в 5 классе.

Варианты ответов:

1Shape2 I 10

- Мы знаем, что между частями ССП всегда ставится запятая.

- Возможно, между частями ССП могут употребляться другие знаки.

Оформляют записи в тетради (число, тема урока).

2. Мобилизацион-ный этап. Целеполагание

Создает для учеников проблемную ситуацию через обнаружение противоречия между знанием и практическим опытом, побуждает к формулировке проблемных вопросов:

- Предлагает выполнить задание, подобное которому будет дано на контрольной точке (см. приложение 1)

- Какую часть этого задания вы можете выполнить? Постановка знаков в каких предложениях вам понятна?

- А что вам неизвестно? Почему вы не можете проанализировать остальные предложения?

Предлагает изменить расположение метки на шкале и обосновать это изменение.

- Обозначьте для себя зону предела на уроке. Что вы под ней подразумеваете?

- Таким образом каждый из вас сформулировалзадачу для себя на уроке.

РАБОТА В ПАРАХ.

Составляют схемы предложений, понятных им (переписывают на доску), рассказывают правило, которое они применили.

Отмечают, что расстановка знаков в отдельных предложениях не соответствует известному правилу.

В ответах детей будет наблюдаться тенденция к передвижению метки ближе к «1», обоснование – множество новых условий постановки знаков.

Варианты ответов детей:

1Shape3 I 10

-Я знаю, что между предикативными основами требуется запятая. Хочу понять, когда и почему она может не ставиться.

- Я знаю, что между предикативными основами требуется запятая. Хочу понять, когда требуются другие знаки препинания – тире, точка с запятой.

3. Актуализация имеющихся знаний.

- Добиваться решения этой задачи вы будете самостоятельно, а чтобы вам было легче это сделать, вспомним тесмысловые, содержательные основы, на которых держатся пунктуационные правила вообще. Для этого прокомментируйте высказывание лингвиста Генриетты Григорьевны Граник:

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства».

- О чем размышляет автор? Что он сообщает о теме?

Предлагает в течение 2 минут обсудить в паре и записать понимание смысла этого высказывания. Оформить ответ в виде вступления к сочинению 13.1 ОГЭ по русскому языку.

- Докажем верность этого суждения примерами из известных вам пунктуационных правил.

-Какие пунктуационные правила демонстрируют следующие схемы?

[ О и О ]

[ О, О ]

[ и О, и О ]

- Как вы думаете, какие особенности интонации рядов однородных членов отражены в их пунктуационном оформлении?

- Как вы думаете, почему базовое правило для ССП требует запятой перед соединительным союзом?

Отвечают на вопросы учителя.

В ПАРАХ выполняют задание, зачитывают ответы, корректируют их с помощью учителя.

Примерный вариант ответа:

Знаки препинания делят предложения на смысловые части. Кроме того, являясь знаком интонации, каждый знак препинания помогает дополнить содержание предложения.

Участвуют в эвристической беседе.

Озвучивают правила постановки знаков. Приходят к выводу о разной интонации предложений, где однородные члены соединены одиночным союзом И, и предложений, в которых между однородными членами ставится запятая.

Высказывают предположение о перечислительном характере событий, названных в ССП, их автономности.

4. Этап исследования

- Вспомните, что и однородные члены, и части ССП связаны сочинительной синтаксической связью. Вы уже заметили, что в некоторых случаях между частями ССП, как и между однородными членами, запятая не ставится. Выдвиньте гипотезу:

- Почему это оказывается возможным?

- В каких случаях это оказывается возможным?

Предлагает провести наблюдения над предложениями, в которых отсутствует знак препинания на границе частей ССП (предложения №3, 4, 5, 6):

-Перепишите предложения №3, 4, 5, 6, выполните их полный графический анализ. Работая в микрогруппах, проверьте гипотезу: можно ли утверждать, что в данных предложениях устанавливается тесная смысловая связь между событиями? Если да, то как она устанавливается?

Предлагает (в том числе в случае затруднений) познакомиться с формулировкой правила в учебнике, оценить верность и полноту сделанных самостоятельно выводов.

Участвуют в эвристической беседе.

Предлагают свои гипотезы.

Возможный ответ:

Отсутствие запятой между частями ССП может указывать на тесную смысловую связь событий, названных в частях ССП.

Исследовательская работа в микрогруппах.

Учащиеся в парах выполняют задания, готовят презентацию результатов. Представляют свой вариант разбора предложений, делятся полученными выводами. Затем соотносят его с бланком ответа, самостоятельно анализируя ошибки. См. приложение 2.

5. Этап теоретического обобщения и практического применения знания

Организует обобщающую беседу, побуждает к созданию теоретических выводов по теме:

- Сделайте выводы: почему между частями ССП может отсутствовать запятая?

- Какие из сочинительных союзов могут не требовать запятой в ССП? Почему именно они (вспомните правила для однородных членов и значения, выражаемые сочинительными союзами)?

- Какие условия не позволяют поставить запятую?

Организует запись теоретического материала в тетрадь для теории.

Предлагает закрепить умение отличать ССП, требующие запятой между частями, от ССП без знаков препинания выполнением упражнений учебника.

Отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа)

Делают теоретические записи.

Выполняют упражнения из учебника под наблюдением учителя.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вернемся к тому лингвистическому высказыванию, с которого мы начали урок. Подтвердилась ли мысль, выраженная лингвистом? Сформулируйте ответ, опираясь на выводы сегодняшнего урока.

- Дайте оценку тому, как изменилось расположение вашей метки на шкале знания новой темы.

- Сформулируйте задачи (теоретические и практические) на следующие уроки.

Устно / письменно выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя

Варианты ответов:

- Закрепить умение отличать предложения, где не требуется запятая, от предложений, где она требуется. Познакомиться с условиями употребления тире и точки с запятой между частями ССП.

Приложения

Приложение №1. Задания для парной работы

Задание 1. Работая в паре, докажите, что данные предложения являются сложносочиненными, и объясните постановку / отсутствие знаков препинания между частями ССП (выполняется на карточке).

Предложение(выполните его графический анализ)

Схема

1) Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

2) То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу.

3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

4) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

5) Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

6) Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

7) Снотворной сыростью повеяло на нас; и, погруженные в свои мысли, мы шли рядом, словно родные.

8) Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту.

Приложение №2. Бланк проверки задания

3) Вскоре после восхода [набежала туча] и [брызнул короткий дождь].

4) По словам охотниковвв, [зверь в этих лесах вывелся]и [птица исчезла].

5) [Вы придёте ко мне] или [я должен зайти к вам]?

6) [Как у вас хорошо]и [как мне всё нравится]!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В конспекте предложен вариант знакомства с первой частью темы "Знаки препинания в сложносочиненном предложении" в процессе самостоятельного исследования, проводимого обучающимися под руководством учителя. Урок разработан в русле исследовательской технологии, позволяет формировать базовые исследовательские умения: обнаружение противоречия, выдвижение гипотезы, ее проверка, умение делать выводы. На уроке уделяется внимание также процессу подготовки к ГИА-9 по русскому языку.
0 ₽
Урок русского языка в 9 классе по теме «Экспрессивные возможности сложных синтаксических конструкций» - это обобщающий урок, нацеленный, во-первых, на систематизацию знаний о грамматических особенностях ССК, во-вторых, на знакомство с семантическими особенностями предложений данного вида. В рамках урока также повторяются знания о тексте, закрепляются умения формулировать тему, основную мысль, анализировать структурные особенности текста. Урок позволяет осуществлять подготовку к ГИА по русскому языку. Урок создан в русле проблемной технологии.
0 ₽
В методических рекомендациях представлен опыт системного изучения речеведческой темы "Эссе" на уроках русского языка в 9 классе. Знакомство с жанрами эссе осуществляется на материале литературного наследия члена творческого союза художников России и Международной федерации художников, почетного жителя г. Соликамска Михаила Михайловича Потапова. Материал разработки ориентирован на учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, однако может быть использован при работе с другими учебниками или в рамках элективного курса. Методические рекомендации содержат описание системы работы, а также приложения (тексты дневника, писем, эссе М.М. Потапова).
0 ₽