Тема: Согласные буквы Г, г. Звуки [г], [г`]
Тип: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.
Технология: на ситуативной (игровой) основе
Цель: Сформировать способность обучающихся к новому способу действия.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с буквами Г, г, звуками [г], [г.’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: касса букв, рисунки грибов, карточки со словами
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, ручка, звуковые схемы.
II. Актуализация знаний
- А начнём мы наш урок с разминки
1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Свеча», «Озябшие руки»
2. Чистоговорка
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
3. Повторение изученного материала
На доске 2 группы букв:
А, У, Е, Б, И
М, Н, Я, Л, К
- Посмотрите на эти 2 группы букв и найдите лишнюю в каждом ряду. Почему лишняя? (Убрать лишнюю)
- По какому принципу разделены буквы на группы? (гласные, согласные)
- Какие гласные являются «хитрыми»? (е, я)
- Почему мы их так называем? (может обозначать два звука)
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)
1. Просмотр мультфильма (интерактивное пособие)
- Какой звук повторяется в словах? Чем будем заниматься на уроке?
Вывод темы урока (проблемы урока)
IV. Реализация построенного проекта
1. Знакомство со звуками [г] и [г`]
1.1 Работа с картинками гусли и герб (интерактивное пособие)
Гусли – музыкальный инструмент
Герб – эмблема, отличительный знак государства
Дети, самостоятельно работая в парах, составляют схемы к словам.
Проверка выполненных работ (интерактивное пособие).
Анализ выполненных работ.
- Сколько слогов? Какой слог ударный? Какие звуки слышим в начале слов? Дадим характеристику звукам. Какой звук? (согласный, твердый, мягкий)
1.2 Игра «Тим – Том» (определение мягкости, твердости звука)
- Определите место звука в слове:
Гном, гитара, грелка, сапоги, игрушка, гости, круги, снеговик, гиря, генерал, гречка, огород, гигант.
2. Знакомство с буквой Г, г(слайд 1)
- На что похожа буква Г?
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г. (А. Шибаев)
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит. (Я.Козловский)
2.1 Определим место в ленте букв. В какой ряд поставим? Почему? Что вы заметили? (звук парный, звонкий)
2.2 Работа по иллюстрации учебника на с.118
- Какую сказку вы вспомнили?
- В форме чего построены дома?
- Какие грибы вы можете назвать? (белый, мухомор, груздь)
- Чем занимаются жители города? (Копают землю на грядках. Гуляют с малышами. Выращивают землянику, ромашки.)
- Можно ли сказать, что они трудолюбивы?
2.3 Работа над пословицами под картинкой
V. Физкультминутка
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз, два, раз, два –
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
VI. Продолжение работы по теме урока
Словарная работа (слова записаны печатными буквами на доске)
Галя Гена грибы поганки боровик | набрали корзина корзинка снеговик снегири |
1.2 Найди слово, соответствующее схеме (с. 119)
1.3 Чтение и анализ текста
- Сколько слов с буквой Г? (8)
- Назовите их
- Сколько грибов набрали дети?
- Какие грибы в корзине у Гали?
- А у Гены?
- Чем опасны поганки?
- Каким грибом восхищаются дети?
- Кто знает, почему он так называется?
- Прочитаем текст и озаглавим его. (Грибники)
1.4 Пересказ текста
1.5 Игра «Опытный грибник» (на доске картинки грибов)
- Какие грибы вы знаете?
- Распределите грибы на группы. По какому принципу распределяли?
1.6 Повторение знания о предложении (работа в группе)
Пяти группам учеников раздаются карточки со словами. Дети составляют предложения и зачитывают их.
Пришла морозная зима. (слайд)
Пушистый снег укрыл землю.
Снегири клюют ягоды на рябине.
Дети катаются на санках с горки.
У дороги ребята слепили снеговика.
- Что такое предложение?
- Как связаны слова в предложении?
Чтение правила с. 120
VII. Рефлексия. Оценивание.(Слайд)
-Какую проблему решали на уроке?
-Что можете рассказать о звуке и букве?
-Для кого проблема урока решена полностью? (зеленый сигнал)
-Кто испытывал затруднение? (желтый сигнал)
-Кому нужна моя помощь? (красный сигнал)
Оценивание.
Самооценка учеников друг другом и учителем
-Понравился ли вам урок?
-Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?
-Кто очень старался?
-Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
-Что расскажите дома о нашем уроке?
Резерв. Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Есть одна игра у нас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно, хором отвечайте.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а … (гусь).
Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох).
Тает снег, течет ручей.
На ветвях полно … (грачей).