Особенности организации самостоятельной работы в учебном процессе начальной школы
В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной школы внимание учителей направлено на всестороннее развитие познавательной активности учащихся, привитие им интереса к обучению, формирование навыков самообразования. В распоряжении учителя для этого есть много методов, и среди них особую роль самостоятельная работа учеников. Проблема самостоятельной работы учащихся в процессе обучения является сейчас одной из наиболее актуальных. Решение ее в практике школ требует особого внимания, поскольку в повседневной деятельности учителя больше всего недостатков встречается именно в организации и проведении самостоятельной работы учащихся.
Опыт показывает, что в последнее время произошли положительные сдвиги в методике самостоятельной работы, в частности в расширении видов самостоятельных задач в пользу таких из них. которые не только тренируют умения и навыки, но и развивают познавательную активность. Значительно разнообразились способы постановки самостоятельных задач. Учитель проводит на уроках самостоятельные работы различного дидактического назначения: проверяющие, подготовительные, учебные. Так, проверяющие работы помогают педагогу контролировать знания учащихся; подготовительные – актуализируют опорные знания, которые необходимы для следующего воспринимаемого нового материала; учебные – при изучении новой темы, но лишь тогда, когда учитель убежден, что предварительные знания, на которых основывается изучение нового, хорошо усвоены школьниками. Самостоятельной работе на уроке свойственны не столько контрольные, сколько обучающие функции. Поэтому самостоятельную работу в школе, в зависимости от ее цели, можно проводить на разных этапах урока. Чаще всего учителя относят ее к закреплению и повторению и очень редко – к изучению нового материала, хотя оно происходит почти на каждом уроке. Следовательно, чтобы не нарушалась логика учебного процесса и полноценно развивались познавательные способности ребенка, следует практиковать и самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом. Каждый раз, готовясь к уроку, учитель решает принципиальный вопрос, как лучше организовать усвоение нового материала. Этому способствуют доступные и эффективные для учащихся начальных классов пять форм поисковой деятельности:
1.Система познавательных задач по приемам умственной деятельности.
2.Эвристические беседы.
3. Метод аналогии.
4. Самостоятельное ознакомление с новым материалом с опорой на вспомогательные средства и без них.
5. Элементарные исследовательские задачи.
Критериями отбора учебного материала, который планируется для организации поисковой деятельности младших школьников на уроке, являются следующие:
1. связь нового с усвоенным материалом;
2. возможность логического членения учебного материала на четкие шаги и элементарные задачи;
3. наличие противоречий между опорными и новыми знаниями;
4. готовность школьников к участию в поисковой деятельности.
Через систему познавательных заданий с помощью приемов умственной деятельности учащиеся совершенствуют умение анализировать, дифференцировать признаки, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать. Это тот исполнительный инструмент, без которого не осуществить никакой творческой работы. Развивающие функции самостоятельной работы во время ознакомления с новым материалом проявляются в том, что она предполагает самоорганизацию и выполнение учащимися во взаимосвязи многих учебных действий, которые направлены на один результат. Самостоятельно знакомясь с новым материалом по учебнику или другому источнику, школьник фактически выполняет несколько соподчиненных заданий: определяет цель, выделяет неизвестное, сосредотачивает внимание на главном, устанавливает последовательность действий, контролирует их.
Ориентиром учителя в определении материала для самостоятельной работы являются:
1) крепкое, сознательное владение учащимися знаниями, на которых основывается новый материал;
2) возможность актуализации опорных знаний выполнением подготовительных упражнений;
3) доступность, четкость изложения материала в учебнике;
4) уровень сформированности умений работать с учебником, карточками, достаточный темп письма и чтения.
Формы самостоятельных задач желательно разнообразить, чтобы привлекать к восприятию различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Важно избегать перегрузки какого-то одного вида восприятия. Результативность самостоятельной работы зависит и от того, сумеет ли учитель совместить задания: устные – с письменными, фронтальные – с индивидуальными, и от способа постановки задания (имеем в виду разработку учебных заданий, их формулировку, указания по последовательности проработки материала). Если указания носят общий характер (алгоритм решения задачи, схема морфологического и фонетического разбора и т.п.), желательно оформить их в виде памятки (настенной таблицы), которая в нужное время вывешивается на доске. Младшие школьники чаще всего испытывают потребность в руководстве, когда овладевают новым видом работы. В этом случае полезно в индивидуальных карточках или на доске записать рекомендуемый план рассуждения. Пример карточки с планом последовательности рассуждения для учеников 3-го класса, овладевающих новым видом задачи: 1. обозначаю искомое число ... 2.составляю выражение... 3.в задаче сказано, что... 4. Составляю уравнение ... 5. решаю уравнения ... 6.ответ... 7. проверяю ответ по условию задачи...
Для сбережения времени урока надо свести к минимуму те объяснения учителя, которые можно записать на доске или пометить в карточках для самостоятельной работы. Подбирая задания для самостоятельной работы, учитель придирчиво взвешивает возможности каждой формы задания в соответствии с целью урока. Так, когда ученикам предлагается работа с тренировочными упражнениями, целесообразно использовать учебник или карточки с дифференцированными заданиями; когда же речь идет о подготовке к восприятию нового материала по чтению, пригодится звукопись, картина, подготовительные упражнения с доски и тому подобное. Продолжительность самостоятельной работы предопределяется рядом факторов. Прежде всего сложностью и объемом задания: оно может быть и небольшим, но ученики только начали усваивать этот материал и, следовательно, техника выполнения упражнений проработана еще недостаточно. В таком случае на самостоятельную работу нужно отвести больше времени, чем на этапе повторения материала. Бывает, что работа несложная (например, прием вычисления, хорошо усвоенный учащимися), но, чтобы получить результат, приходится делать много записей. Это также следует учитывать при определении времени. Кроме того, продолжительность работы зависит от работоспособности учащихся, объем их внимания, темпа чтения и письма. Для поддержания внимания, расширения ее объема младшим школьникам следует предлагать задания, выполнение которых требует сочетания умственных действий с практическими. Например, не только прочитать, но и разделить текст на части. Не только повторить правило, но и записать в тетрадь собственные примеры и тому подобное. Часто учителя смутно представляют темп работы учеников. А от того, насколько быстро дети умеют писать, читать, считать, зависит эффективность всего учебного процесса. Относительно первоклассников в I полугодии можно предлагать им самостоятельную работу на уроке не менее чем на 3-5 и не более чем на 10 минут, а во II полугодии – до 15 минут. Такая продолжительность в основном соответствует их работоспособности. Самостоятельная работа требует разной наглядности: картин, схем, таблиц, карточек, перфокарт, раздаточного материала, которые учитель готовит сам. Зная пробелы в знаниях отдельных учеников, дает им в виде памяток дополнительные указания и таким образом предупреждает возможные ошибки.
Для эффективности самостоятельной работы как основы развития познавательной самостоятельности учитель использует самодельные карточки с дифференцированными заданиями по уровню готовности школьников к самостоятельной работе:
— задания с теоретической справкой;
— задания с элементами помощи;
— задания с образцом образа действия.
Разнообразные виды упражнений на этапе формирования практических умений, которые проводит учительница, позволяют ставить перед школьниками задачи различной сложности. Значительно повышает эффективность самостоятельности работы своевременная ее проверка. Иногда быстро нужно проверить результаты работы. Здесь пригодятся различные способы, скажем, демонстрирование школьниками ответа с помощью сигнальных карточек на уроках языка и математики, карточки с цифрами и знаками. Это позволяет своевременно выявлять пробелы в знаниях и предотвращать отставание. К вспомогательным формам организации учебной работы относятся разнообразные занятия, которые дополняют и развивают классно-урочную деятельность учащихся. Среди них выделяют: семинары, практикумы, консультации, конференции, кружки, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашние самостоятельные работы учащихся и другие формы.
Широкое применение самостоятельной работы учащихся на уроках позволяет успешно решать многие учебно-воспитательные задачи:
- повысить сознание и прочность усвоения знаний учащимися, выработать в них умения и навыки, которых требует учебная программа;
- научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде,
- развивать у учащихся познавательные способности, наблюдательность, любознательность. логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний;
- прививать им культуру умственного и физического труда, учить их самостоятельно продуктивно и с интересом работать;
- готовить учеников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься после окончания школы.