Автор: Тихонова Алена Петровна,
МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка», г. Нефтеюганск,
воспитатель
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как раньше на Руси жили»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (аппликация).
Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. Цель:формировать начальные представления детей о русской народной культуре.
Задачи:
- развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; развивать глазомер, мелкую моторику рук; -продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа: одеждой, жилищем, предметами обихода; - учить отгадывать описательные загадки о предметах обихода; - познакомить детей с женским русским народным костюмом; с его элементами; - формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; - закреплять умение выкладывать мозаичную аппликацию; - воспитывать уважение к истории русского народа, его традициям.
Методы и приёмы:игровой – игровая мотивация (приход Маши); наглядный – показ иллюстраций, рассматривание женского русского народного костюма; словесный – беседа, вопросы к детям, художественное слово, поощрение, рефлексия; практический – физминутка, продуктивная деятельность.
Материал и оборудование: кукла Маша, иллюстрации предметов русского быта, женский русский народный костюм: рубаха, сарафан, кокошник; лапти; листы бумаги жёлтого и белого цвета, кисти для клея, клеёнки, клей, салфетки, мольберт.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Машенька. Она так расстроена, что даже говорить не может. Что же такое могло с ней произойти? (Ответы детей).
Воспитатель: - На самом деле Маша учится в школе журналистов. Кто знает: кто такие журналисты? (Ответы детей).
А я вам сейчас расскажу. Журналисты сообщают людям все новости, которые происходят в городе, стране, во всем мире. В школе журналистов Машеньке дали задание: написать о том, как жили на Руси, как отмечали праздники, во что одевались. Но Маша так мало знает о прошлом русского народа, что не может справиться с заданием. Что делать, как быть?
Дети: - (Помочь Маше).
Воспитатель: - Как мы можем помочь Машеньке?
Дети: - Рассказать, показать картинки.
Воспитатель: - Вы хотите помочь Маше? А вы сможете?
Расскажите Машеньке, где жили в старину люди?
Дети: - В избе.
Воспитатель: - А что такое изба?
Дети: - Это дом, построенный из бревен.
Воспитатель: - Проходите в нашу избу – музей.
Дети проходят в избу, рассаживаются на лавках.
Воспитатель: - И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель. В старинной русской избе была всего одна комната. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей). Конечно, печь. Она занимала почти половину комнаты. Давайте подумаем, почему ее называли самой главной? Где в избе пищу приготовить? В печи. Чем избу обогреть? За окном снег, а у нас в детском саду тепло, что нас согревает?
Дети: - Батареи.
Воспитатель: - А раньше батарей не было, что тогда грело?
Дети: - Печка.
Воспитатель: - Печь людей и кормила, и грела. А для чего еще нужна была печь? На ней сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Воспитатель: - Ребятки, а что это за предметы стоят возле печки. Давайте их рассмотрим. Это кочерга - ею разгребали угли в печи. Это чугунок - в нем готовили еду, а это ухват - им ставили чугунок в печь . А это коромысло - при помощи него носили воду в вёдрах с реки. Запомнили, как называются эти предметы?(Дети называют все эти предметы). Воспитатель: - Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали! А ещё песни пели, загадки сочиняли, сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей) А загадок в нашей избе видимо-невидимо. Хотите послушать?
Он по комнате гуляет Пыль и мусор собирает?
(Веник).
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
(Самовар)
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка)
Воспитатель: - У нашей матрешки ноги сами в пляс так и просятся. Выходите.
Физминутка «Мы – веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Выставляют ноги на пятку)
В сарафанах наших пестрых (Руки к плечам, повороты вправо - влево)
Мы похожи словно сестры.
У нас розовые щечки, (Гладят щеки) У нас чистые ладошки. (Показывают ладони) У нас пестрые платочки. (Машут рукой над головой) Мы веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, какая красивая на вас одежда! Откуда она?
Дети: - Купили в магазине.
Воспитатель: - А вы знаете, где в старину брали одежду?(Ответы детей).Воспитатель: - Делали своими руками. Вот это женский русский народный костюм. Что это? Рубаха. У нее есть воротник, манжеты и все украшено различной тесьмой. Посмотрите.
(Дети рассматривают узоры, тесьму, воротник, манжеты, кокетку с вышивкой).
Воспитатель: - А это сарафан. А какого он цвета, знаете?
Дети: - Красного.
Воспитатель: - Почему красного, знаете?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Хотите, я вам расскажу?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Всё потому, что он нарядный, праздничный! На Руси слово красный означало красивый. На голову девочки и девушки повязывали ленты, а женщины надевали кокошник. Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки (она называлась так из-за ворота) и штанов, пояса. В теплое время все люди ходили босиком, а зимой?
Дети: - В валенках и сапогах.
Воспитатель: - Также плели лапти (показывает лапти)
Воспитатель: - Очень весело проходили на Руси праздники. Какие вы знаете?
Дети: - Новый год, Рождество, Осенины.
Воспитатель: - А какой праздник был вчера?
Дети: - Масленица.
Воспитатель: - Какое угощение является главным в этот праздник?
Дети: - Блины.
Воспитатель: - Вот и я предлагаю приготовить блины и украсить ими нашу избу. Из чего мы можем их сделать?
Дети: - Из цветной бумаги.
Воспитатель: - А как? (Ответы детей)
Воспитатель: - А помните, каким способом мы делали снег? Это мозаичная аппликация. На столах лежат шаблоны блинов, а работать сегодня мы будем по два человека. Как нужно наклеивать? (Ответы детей)
Аккуратно, оставлять промежутки между деталями мозаики.
Дети приступают к работе, педагог ходит между столами, следит за осанкой воспитанников, даёт советы, проводит индивидуальную работу, осуществляет дифференцированный подход
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, смогли мы помочь Машеньке? А как ей помогли? Дети: -Рассказали о жизни в старину.
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали?
Дети: -Какие костюмы носили на Руси.
Воспитатель: - Что для вас было трудным? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, дома вы можете спросить у своих мам и пап, бабушек и дедушек, что они знают о жизни на Руси. Может, они расскажут что-то новое. Или вы расскажете домашним, что знаете. Маша благодарит вас и прощается. Ей пора в школу журналистов.