ТРИЗ-игра «Функциональные домики»
Автор: Тихонова Алена Петровна,
воспитатель
«МБДОУ «Детский сад № 25 Ромашка»,
г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Цель игры: развитие функционального мышления, речемышления; закрепление навыка формулирования функций (главной и дополнительной); активизация и обогащение словарного запаса детей.
Вид игры: настольная.
Оборудование:
карточки с рукотворными и природными объектами;
листы с домиками.
Игра предназначена для детей с 5 лет, семейных игр. В «Функциональные домики» можно играть индивидуально и группой. Игру можно использовать как часть занятия по ТРИЗ на закрепление понятий «главная полезная функция, дополнительная функция», для повторения темы для изучающих ТРИЗ не первый год, на мастер-классах с родителями и педагогами
Правила проведения игры
Вариант 1. Игроки выбирают или получают от ведущего лист с домиком, где находится карточка с определенным объектом. Затем игроки определяют ГПФ (главную полезную функцию)этого объекта (хозяина домика). По функции, которую выполняет объект, дети подбирают емужильцов-друзей. Когда все игроки заполнят домики, следует назвать функции объектов и при необходимости объяснить, как объекты могут выполнять названные функции.
Например, в домике находится карточка с объектом «Скалка». Игрок выделяет ГПФ скалки: скалка деформирует тесто, затем раскладывает в домик карточки с объектами, которые могут выполнять это же действие. Это снежколеп, руки, стул, нож…. Игрок поясняет: - Нож деформирует руку (кожу руки, когда порежешься).
Вариант 2. Игра проходит по аналогии с вариантом 1, но в домике находятся две карточки с разными объектами.
Например, в домике находятся карточка с объектом «Стул» и карточка с объектом «Автомобиль». ГПФ стула: стул удерживает человека (в сидячем положении), ГПФ автомобиля: автомобиль перемещает пассажира. Задача участников – поместить в домик карточки с объектами, которые могут выполнять обе эти функции.
Вариант 3.У каждого игрока находится домик с карточкой с изображением определенного объекта. Игроки определяют ГПФ объекта. Карточки с рукотворными и природными объектами лежат стопкой посредине стола тыльной стороной вверх. Игроки по очереди берут себе по одной карточке, называют изображённый объект. Участники игры объясняют, как этот объект может выполнять «функциональное» действие, находящегося в домике объекта (хозяина домика).
Например, игроку попадает домик с объектом «Рельсы». ГПФ рельсов: рельсы направляют поезд. А на карточке из стопки изображён клубок. Игрок говорит: клубок направляет кота (кот видит клубок и бежит за ним).
Тот, кто не может сформулировать функцию, пропускает ход. Выигрывает игрок, быстрее заполнивший домик жильцами (друзьями).