Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 общеразвивающего вида» г. Ухта
Методическая разработка по опытно - экспериментальной деятельности
с использованием ИКТ
«Свойства воды»
Подготовил: Воспитатель Янкина Екатерина Анатольевна
2018 г.
Возрастная группа: старшая
Цель:
- познакомить детей со свойствами воды
Задачи:
- развивать исследовательские навыки ребенка
- в ходе экспериментальной деятельности доказать свойства воды
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов
- продолжать развивать наблюдательность ребенка
- совершенствовать умение самостоятельно поставить эксперимент
Материалы:
- Одноразовые прозрачные стаканчики
- Формы
- Ванилин
- Одноразовые столовые ложки
- Вода
- Пищевые красители
- Сахар
- Здравствуйте ребята. Мы с вами уже столько нового открыли, хотите еще кое с чем познакомиться?
- Да
- А как Вы думаете, что я сегодня вам приготовила, и что мы будем изучать?
- предполагаемые ответы детей.
- Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
- Воды
- Молодцы! А где нам встречается вода?
Ответы детей
Вода – это озера, реки, моря, океаны.
Ребята, а знаете ли вы, что вода занимает ¾ поверхности земного шара. Перед вами лежат кружки и карандаши. Сложите кружок пополам, а затем еще раз пополам. Разворачиваем, и три части у кружка заштриховываем. Вот столько занимает вода.
А как использует воду человек?
Ответы детей
- Вода существует в 3х агрегатных состояниях: жидкое, газообразное (не имеет объема и формы), твердое.
Мы сегодня с вами будем изучать свойства воды.
1. Форма
Проходите к столу, берите стаканчики, они пока у нас пустые, но мы сейчас это исправим. Наливаем в стаканчики воду. Заполнила вода станчик? А теперь попробуйте налить воду в формочки, они у нас разного размера. Что мы увидели?
- Вода не имеет определенной формы
- Правильно, вода принимает форму того предмета, в котором находится.
2.Запах
Понюхайте воду в стаканчике, пахнет ли она?
- Нет
- А всегда ли вода не имеет запаха?
- Из крана пахнет по другому
-Это потому, что воду очищают специальными средствами. Если в воду добавить ванилин, она тоже будет иметь запах. Попробуйте.
3.Вкус
Предлагаю вам попробовать воду (налить чистую воду). Какая она на вкус?
- Безвкусная
- Да, вода не имеет вкуса. Давайте попробуем добавить в один стаканчик с водой сахар, а в другой соль. Что получилось?
- Вода стала соленой и сладкой.
- Молодцы.
4.Цвет
- Мы обнаружили много свойств у воды, а кто-нибудь заметил какого вода цвета?
- Она прозрачная
-А как вы это определили?
- Через воду в стаканчике все видно
- Попробуем положить в стаканчик карандаш. Видно его?
-Да
- Это подтверждает ваши догадки что вода прозрачная. Но раз она не имеет цвета, как мы можем ее увидеть?
- Надо ее покрасить
- Конечно! Вот вам пищевые красители, выберете какой вы цвет хотите и попробуйте покрасить воду. Получилось?
- Да
- А сейчас мы с вами проведем интересный эксперимент. Для этого нам понадобятся 5 стаканчиков, сахар, столовые ложки и вода. Берем все необходимое. Я сейчас пронумерую вам стаканчики от одного, до пяти.
Берем ложку, и начинаем класть в стаканчики сахар. Будьте внимательны, не ошибитесь. В 1-й стакан - 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. 5 стакан остается у нас пока пустой. Справились?
Теперь в каждый стакан добавляем по 3 ст.л воды, и размешиваем. Если мы выльем все в один стакан мы что-то увидим?
- Нет
-Почему?
- Потому что вода и сахар прозрачные
- Значит нам нужно как в предыдущем эксперименте добавить краситель. В 1-й стакан добавляем красный краситель, во 2-й – желтый, в 3-й – зеленый, в 4-й – синий. Перемешиваем.
Какое у нас все красочное получилось. Посмотрите, везде ли сахар растворился?
- Нет
- Как думаете, почему?
- Потому что в первом мало сахара, а в последнем много.
- Молодцы. Теперь пододвигаем к себе 5й стакан и начинаем выливать нашу разноцветную сладкую воду. Внимательно слушайте в каком порядке будем это делать. Ложкой берем из 4 стакана жидкость с сахаром и аккуратно по стеночке переливаем ее в 5 стакан. Затем из 3го стакана, 2го, и 1го. Посмотрите какая разноцветная сладкая радуга у нас получилась.
- высказывания детей
- Давайте я расскажу почему так произошло. Мы добавили разное количество сахара в воду, и от этого у воды изменилась плотность. Чем больше сахара в стакане, тем выше плотность воды, тем она становится «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Какая вода у нас в стаканах оказалась самой тяжелой, с наибольшей плотностью?
- Синяя
- Правильно. Ну а вода, в которой было меньше всего сахара, стала иметь меньшую плотность, и стала «легкой». Поэтому она окажется на самом верху. У нас такая есть? Как вы это определили и какой у нее цвет?
-Да, это красная вода. Потому что она оказалась сверху.
- Молодцы. Всем ли понравились наши эксперименты сегодня? Предлагаю вам оценить занятие цветными кружочками. Синий в нашем эксперименте у нас снизу, поэтому это будет грустный кружок, которому не понравилось. А красный цвет у нас сверху, это будет довольный кружок, которому очень понравились эксперименты.