Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Конспект занятия внеурочной деятельности "Дарим людям красоту и радость"- Тряпичная народная кукла "Подорожница"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Дарим людям красоту и радость"- Тряпичная народная кукла "Подорожница"

Внеурочное занятие «Дарим людям красоту и радость» Тема: «Тряпичная народная кукла. Подорожница" Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством изучения традиций народной культуры через освоение технологии изготовления русской народной тряпичной куклы Задачи: - повторить знания о разнообразии русских народных кукол; -познакомить обучающихся с технологией изготовления русских народных тряпичных кукол; - развивать мелкую моторику, образное мышление, творческие способности, фантазию; - воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям, любовь к Родине, интерес к прикладному творчеству, культуру труда.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Внеурочное занятие «Дарим людям красоту и радость»

Тема: «Тряпичная народная кукла. Подорожница»

Вид занятия: комбинированное занятие

Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством изучения традиций народной культуры через освоение технологии изготовления русской народной тряпичной куклы

Задачи: - повторить знания о разнообразии русских народных кукол;

-познакомить обучающихся с технологией изготовления русских народных тряпичных кукол;

- развивать мелкую моторику, образное мышление, творческие способности, фантазию;

- воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям, любовь к Родине, интерес к прикладному творчеству, культуру труда.

Оборудование к занятию: лоскуты: 15X15 (для головы), 4X7 (для фартука), 15X7(для рук), 9X14 (для платья), тканевый треугольник(для косынки), синтепон, тесьма, наполнитель (крупы, горсть земли, нитка), красная нить, ложки для засыпания, обрядовая, обереговая, игровая куклы

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к занятию. Создает положительный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята-молодцы, озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг,

Слева – друг, и справа – друг.

Дня хорошего желаем

И занятие начинаем!

Подготовка учащихся к занятию.

2.Актуализация знаний.

Формулирование темы. Постановка задач занятия.

Организует беседу

Отгадайте загадку.

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице – пальто.

Догадались, это что?

Кукол любят все - и взрослые и дети. Для детей они – забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

С. выучил стихотворение. Давайте его послушаем.

О чем идет речь в стихотворении?

Показывает виды тряпичных кукол

-Так что же это такое - народная кукла? Просто игрушка или подружка, помощница? Зачем они нужны?

Отгадайте загадку.

Соберешься в дальний путь

Эту куклу не забудь.

Она в пути – помощница.

Кукла - …

(Предлагаю подсказку. Составить слово-пазл)

- А теперь сформулируем тему занятия, поставим задачи, выстроим план работы.

Отгадывают загадку

- Кукла.

С. читает стихотворение.

Русская, тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву – русская, значит нам родная.

В этих куклах доброта и грусть, они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки-

Оживают истории звуки.

Отвечают. Здесь говорится о русских народных тряпичных куклах.

Рассуждают, обобщают.

Делают вывод. Народные куклы изготавливались для обрядов, оберега, игры.

Работают в группе.

Отвечают. Подорожница.

Формулируют тему урока, ставят задачи, составляю план работы.

3. Подготовка обучающихся к практической работе. Рассказ педагога.

Рассказывает о куклах-подорожницах.

Тряпичные куколки-подорожницы, хранившие в себе горсточку земли предков, травы и всякие мелочи, помогали путникам преодолевать сложный путь. Эта обережная куколка могла изготавливаться только женщинами для сыновей, мужей и братьев. Но в то же время сами женщины никогда не использовали Подорожницу.

Кукла выполняла несколько задач:

·        напоминала ушедшему о том, что его любят и ждут дома;

·        помогала оставаться здоровым, полным сил;

·        способствовала поддержанию аппетита, успешному поиску еды.

Котомку Подорожницы традиционно наполняли:

·         Золой из домашнего очага. Делали это для того, чтобы путник не забыл свой дом, помнил о том, как там тепло и уютно.

·         Землей. Этот наполнитель выполнял ту же функцию, что и зола, а также придавал путешественнику силы родного края.

·         Зерном, крупой. Предки верили, что это помогает уберечь человека от голода.

·         Красной шерстяной нитью. Такой оберег отводит порчу-сглаз. Кроме того, по поверьям он помогал отыскать путь домой, когда человек заблудился.

·         Лекарственными травами. В основном это были лечебные растения, помогающие поддерживать здоровье. Например, зверобой, лаванда, ромашка или душица.

·         Монетками. Чтобы их мужья не только возвращались домой невредимыми, но и приносили в семью деньги

        В любой момент содержимое мешочка можно заменить на другое.

Организует повторение правил безопасной работы с различными инструментами.

-В берестяныхшкатулках для вас приготовлены все необходимые материалы для изготовления куколки.

-Рассмотрим технологическую карту изготовления куклы и критерии оценки работы.

Повторяют правила безопасной работы

Берут берестяные шкатулки.

Проверяют наличие материала

Рассматривают технологическую карту, критерии оценки работы.

4. Физминутка

Проводит физминутку.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели – встали.

Ванькой - встанькой словно стали.

Выполняют

5. Практическая работа.

-Приступаем к изготовлению куклы Подорожницы.

Оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Изготавливают куклу, используя технологическую карту/Приложение/

6. Рефлексия

Совместно с учащимися фиксирует степень соответствия поставленных задач и результатов деятельности, благодарит за активную работу, оценивает работу учащихся.

- М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: « Тряпичная кукла-кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов, традиций своего народа». Так давайте же бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее.

Самооценка учениками деятельности на уроке. Отвечают на предложенные вопросы.

Приложение.

Технологическая карта изготовления тряпичной куклы – «Подорожница»

  1. Скатайте наполнитель /синтепон/ в плотный шарик, положите его посредине лоскутка ткани для головы. Сделайте из него сверток, потянув все уголки материи вверх, а затем скрепите их красной нитью.

2.     Обвяжите вокруг головы тесемку, устремив ее концы вниз. Это будет повойник. Скрепляется он по той же схеме, что и в предыдущем пункте.

3.     Теперь можно принарядить куклу. Приложите к ней ткань для платья изнаночной стороной, чтобы подол оказался сверху. Затем нужно перевязать материю нитью в районе шеи, опустив ее вниз. Не забудьте добавить к платью ленту или тесемку, выполняющую роль фартука. Сделать это надо до закрепления юбок.

4.     После этого подготовьте котомку для Подорожницы. Положите на материю наполнитель и завяжите узелок – такой же, какой делали для головы. Скрепите его нитью.

5.     Сверните кусочек ткани для рук несколько раз по длине, приложив его к мешочку. Сложив будущие ручки куклы вдвое, прикрепите их к котомке с помощью тесемки. Место крепления должно находиться сзади, так, чтобы его не было видно.

 

6.     Оставшиеся края положите кукле на плечи, привязав их нитью. Получится, что Подорожница держит сумочку двумя руками перед собой. Торчащие уголки легко скроются с помощью косынки. Сложите материал для нее вдвое, обвязав так, чтобы выглядывал повойник. Края материи заведите за спину, а потом завяжите на узелок.

Вот и все, Подорожница сделана!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Внеурочное занятие «Дарим людям красоту и радость» Тема: «Тряпичная народная кукла. Подорожница" Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством изучения традиций народной культуры через освоение технологии изготовления русской народной тряпичной куклы Задачи: - повторить знания о разнообразии русских народных кукол; -познакомить обучающихся с технологией изготовления русских народных тряпичных кукол; - развивать мелкую моторику, образное мышление, творческие способности, фантазию; - воспитывать уважительное отношение к народным традициям и обычаям, любовь к Родине, интерес к прикладному творчеству, культуру труда.
0 ₽