Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Творчество
  3. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Планета мастеров"

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Планета мастеров"

Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе. Бесспорная актуальность данной программы заключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Предметы

Творчество

Категория

Творчество
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА

ПринятаназаседанииУтверждаю

Shape1педагогическогосоветаДиректор МАОУ ДОДТ

от«»2024г.Протокол №

М.П.

/Беленко Л.О./

« »2024 г.

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной

НАПРАВЛЕННОСТИ

«Планета мастеров»__________________________________

(Указывается наименование программы)

Уровеньпрограммы: ознакомительная

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срокреализации программы: 26 ч

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 5до10лет

Форма обучения: очная

Видпрограммы:модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

ID-номер Программы в Навигаторе: 8731

Программа реализуется на бюджетной основе

Автор-составитель:

Кобец Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

ст. Кущевская, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Нормативно – правовая база………………………………………………

  1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

2.1 Пояснительная записка……………………………………………..............

2.2 Цель и задачи программы…………………………………………............

2.3 Учебный план программы ………………………………………………...

2.4 Планируемые результаты ………………………………………………......

  1. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации …………………………………………..

3.1 Календарный учебный график …………………………………………………………

3.2 Раздел воспитания ………………………………………………………………………..….

3.3Условия реализации программы ………………………………...……….

3.4 Формы аттестации …………………………………………………………

3.5Оценка планируемых результатов……………………..……………......

3.6 Методические материалы ………………………………………………….

3.7Список литературы…………………………………...…………………......





1.Нормативно-правовая база.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной Думой 21.12.2013;

  2. Приказ МинпросвещенияРоссийской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. Концепцияразвития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

  1. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018г.;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;

  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;

  4. Рекомендации по реализациивнеурочной деятельности, программы воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;

  5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;

  6. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  7. Приказ МинпросвещенияРоссийской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  8. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016);

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл.VI);

  10. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.;

  11. Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества.

2.Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты.

2.1 Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Планета мастеров» имеет естественно-научную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка 6-8 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Программа доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность

В последние годы проблема формирования экологической культуры, как части общей культуры личности ребёнка, была и есть актуальна под влиянием следующих причин:

  • обучающиеся хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение без включения учащихся в активный процесс познания природы с каждым годом снижает интерес к учёбе;

  • педагог ориентирован на то, чтобы передать детям определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить. Изначально требуемое взаимодействие обучающегося и педагога как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира;

  • возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования обучающегося.

Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе.

Бесспорная актуальность данной программы заключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.Новизна

Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Педагогическая целесообразность

Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.

Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 6-10 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

Отличительная особенность программы

Особенностью данной программы является реализация у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих. На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям, индивидуальные задания повышенной сложности дляодарённых детей и выбор модулей и уровня сложности длядетей с ограниченными особенностями здоровья.

Краткая характеристика психофизиологических особенностей детей

Программа адресована детям младшего школьного возраста. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, и мире в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Адресат программы:

Программа разработана для учащихся 6-10 лет.

      В данный период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем  самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

     Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Рекомендуемый максимальный состав группы: 12 человек.

Форма обучения: очная и заочная, с использованием дистанционных форм и методов деятельности в условиях дистанционного обучения.

Уровень освоения программы

1 год обучения - ознакомительный основной. Форма: очная.

Срок реализации программы

С 1 июня 2024 года по 12 июля 2024 года - 26 часов.

Режим занятий

2 занятия в неделю по 2 часа (7 недель).

(Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности 2 раза в неделю – 2 часа, 4 часа в неделю. Продолжительность учебного часа 40 минут 10 минут времени на отдых, физ.минутки, релаксацию.)

Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы: постоянный

Занятия: групповые

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать очные и дистанционные формы занятий: лекции, мастер-классы и мн.др.

Условия приёма детей: запись на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» https://p23.навигатор. дети/.

Уровень содержания программы –краткосрочный.

Объём программы- часов.

2.2 Цель программы:

Цель: формирование экологического сознания, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру.

Создание условий для творческого самовыражения обучающихся, стимулирующего дальнейшее совершенствование мастерства в области художественных ремесел и определяющего выбор будущей профессии.

Задачи программы:

  • формирование экологической культуры учащихся;

  • развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека;

  • формирование патриотизма и гражданственности, воспитание любви к родному краю;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к природе, окружающей среде;

  • пробуждение чувства личной ответственности за малую Родину;

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

Образовательные:

  • расширение экологических знаний полученных детьми на занятиях в детском саду;

  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

  • передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах.

Воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения к природе;

  • формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;

  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;

  • воспитание доброжелательности и уважения к людям, бережного отношения к результатам их труда, желания посильно помогать им. 

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

  • развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;

  • развитие творческих и коммуникативных способностей у обучающихся.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

– принятие правил здорового образа жизни;

– развитие предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;

– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,

– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

– устанавливать правильную последовательность событий;

– группировать различные предметы по заданному признаку.

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире.

-ознакомление учащихся с широким спектром профессий и
специальностей, спецификой профессиональной деятельности,
связанных с
декоративно - прикладным творчеством.

Предметные результаты:

– имеют первичные представления о природном многообразии планеты Земля, о животном и растительном мире ;

– устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями; – имеют элементарные экологические представления, формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

– приводят примеры объектов живой и неживой природы;

– называют некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– испытывают  интерес к познанию мира природы;

– знают правила поведения в природе;

Виды занятий:

Теоретические, практические, комбинированные занятия, творческие мастерские, экскурсии.

Формы работы, используемые на занятиях:
- лекция;
- беседа;
- демонстрация;
- практика;
- творческая работа;
- проектная деятельность.


Ожидаемые результаты

Результаты изучения программы представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России,

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Способы проверки и формы подведения итогов

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами

  • Экологических сказок;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.д.

  • выставка;

  • готовое изделие: поделка, рисунок, коллаж, фотоальбом,

  • защита творческих работ;

  • конкурс;

  • праздник.




Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня.

За время обучения дети проходят входной, текущий, рубежный, итоговый контроль.

Входной контроль проводится в различных формах (беседа, игра, анкетирование) с целью коррекции программы с учетом индивидуальных особенностей детей («багаж» знаний, интересы, состояние здоровья, состав семьи и т.д.). Мониторинг результатов обучения по программе отслеживается различными способами и формами:

  • дневник наблюдений;

  • портфолио;

  • творческие работы: рисунки, фото, поделки и т.д.

  • свидетельство (сертификат);

Образовательные технологии

Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо- продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к изучению экологии. Педагогика сотрудничества, заложенная в программу, дает возможность интерактивно познавать с окружающим миром, общаться и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Групповые занятия

Форма аттестации контроля

в том числе

Групповые занятия

Всего

Воспитательный

компонент

Теория

Практика

Промеж

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

-

Промеж

2

Что такое экология?

1

1

-

Промеж

3

Что нас окружает.

1

1

-

Промеж

4

Влияние природы на эмоции человека.

1

1

-

Промеж

5

Викторина «По лесной тропе»

1

-

1

Промеж

6

Изготовление сувениров из шишек, жёлудей и каштанов

6

1

5

Промеж

7

Земля, на которой мы живем!

1

1

-

Промеж

8

Экология и мы

2

1

1

-

Промеж

9

Воздух и здоровье

1

1

-

Промеж

10

Вода – источник жизни

2

1

1

Промеж

11

В мире животных

1

1

-

Промеж

12

Домашние животные

2

1

1

Промеж

13

Просмотр тематических мультфильмов

2

1

-

1

Промеж

14

В мире растений

1

-

1

Промеж

15

Экспериментирование

1

-

1

Промеж

16

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

-

1

Промеж

17

Питание человека

1

1

-

Промеж

18

Профессии нашего региона

1

1

Творческий проект

Итоговый

Итого

Содержание программы

1. Вводное занятии (1ч.)

Теория-1 ч. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий, показ презентации. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

2. Что такое экология? (1 ч.)

Теория-1 ч. Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснением, что такое экология. Экология – это наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

3. Что нас окружает. (1 ч.)

Теория-1 ч. Мой дом. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе. Правила поведения в парке, сбор природного материала. Беседа, рассказы детей.

Мой двор. Техника безопасности, уборка территории, беседа, игры.

Возможности природного материала.

Практика.. Экскурсия в природу. Экскурсия на пришкольный участок. Составление детьми рассказа о своем доме, рисунки.

Изготовление поделок и аппликаций из природного материала:

«Ёжик», «Рыбка» . Беседа о разнообразии рыб. Составление осеннего букета.

Изготовление поделок и аппликаций из природного материала:

«Бабочка», «Цветы» . Беседа о разнообразии бабочек.

4. Влияние природы на эмоции человека. (1 ч.)

Теория-1 ч. Беседа «Влияние природы на эмоции человека», прослушивание записи «Звуки леса» Беседа, просмотр зарисовок и картин великих художников.

5. Викторина «По лесной тропе» (1 ч)

Практика- 1 ч. Вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников.

6.Изготовление сувениров из шишек, желудей и каштанов (6 ч.)

Практика-6 ч.

7. Земля, на которой мы живем! (1 ч)

Теория-1 ч. Знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет. Беседа «Как появилось солнце?».  Беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры. Знакомство детей с размерами земли, с глобусом. Растительный мир Земли. Беседа о многообразии растительного мира.

8. Экология и мы (1 ч)

Теория-1 ч. Беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России. Беседа: «Зимний сад» Сахалинской области. Просмотр фотографий. Теплицы, парники. Их значение.

9. Воздух и здоровье (1 ч)

Теория-1 ч. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

10. Вода – источник жизни (1ч)

Теория-1 ч. Вода, её признаки и свойства. Знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды.

Берегите воду! Беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения.

Реки. Беседа «Какие бывают реки». Обсуждение экологических проблем в разные сезоны.

Водоемы. Беседа «Что такое водоемы, водохранилище». Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках. Птицы водоемов. Беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц. 

Вода – источник жизни. Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой.

Практика-1 ч. Рисование рек, ручейков. Рисование экологических знаков , сохраняющих качество воды. Лепка своего участка с водоемом. Раскрашивание цапли, утки


10. В мире животных. (1 ч.)

Теория-1 ч. Разнообразие животных. Беседа «Заповедники».   Беседа о питании лесных животных.

Беседа по созданию проекта о животных. Распределение обязанностей. Просмотр литературы, картинок. Составление плана работы.

Практика-1ч. Викторина о животных, диких и домашних. Рисование животных «Медведь, заяц». Лепка лисы, зайца. Защита проектов «Животный мир родного края». Выставка проектов, защита проектов каждой группы. Проект «Животный мир родного края».

11. Домашние животные. (1 ч)

Теория-1 ч. Беседа о домашних животных и их пользе. Мой любимец. Беседа о животных, которые живут в квартире человека.

Практика-1 ч. Рассказы детей о своих питомцах, рисование своих питомцев. Рисование свиньи.

12. Просмотр тематических мультфильмов. (2 ч)

Практика-2ч. Мультфильмы: «Мальчик и Земля», «Это совсем не про это», «Клад», «Паровозик из Ромашково», «Сказка о белой льдинке», «Сказка старого дуба».

13. В мире растений. (1 ч.)

Теория -1 ч. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. Травы. Роль растений в жизни людей и животных. Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Травники. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Беседа о разнообразии растений, от куда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях. Беседа о красоте и разнообразии растений.

Практика -1 ч. Создание альбома «Зелёная аптека». Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях. Рисуем зелёные листья. Рисование листьев, раскрашенные красками. Составление из крашеных листочков узоров. Рисование растений с натуры: фиалка, герань. КВН «Знаешь ли ты растения?»

14. Экспериментирование (1 ч)

Практика – 6 ч.- Экспериментирование с песком, глиной, почвой. Экспериментирование с водой. Экспериментирование с воздухом. Наблюдение за жизнью растений

15. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» (1 ч.)

Практика -2 ч. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха

16. Питание человека. (1 ч.)

Теория -1 ч. Вредные продукты, пищевые добавки. Что значит экологически чистые продукты. Система очистки воды. Что такое нитраты и нитриты, чем они опасны. Как они попадают в пищу.

Практика -1 ч. Изучение состава пищевых продуктов на упа­ковке на предмет содержания в них витаминов. Составление альбома «Продукты полезные и вредные». Моделирование простейшей системы очистки воды. Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!»
17.Профессии нашего региона (1ч.)

Теория-1ч.Профессии Краснодарского края.

Практика-1ч.Игра « Профессия – это..». Проект «Атлас профессий»

3.1 Календарный учебный график (4 часа в неделю)

п/п

Дата

Темы и разделы

Воспита-

тельный компо-нент

Кол-во ча- сов

Время прове-дения

Фор-ма заня-тия

Фор- мы конт-роля

Место прове-дения

план

факт

1.

Вводное занятие.

Введение. (Организация рабочего места. Техника безопасности).

1

1

2ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

2.

Что такое экология?

1

1

2ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

3.

Что нас окружает?

1

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

4.

Влияние природы на эмоции человека

1

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

5.

Викторина

«По лесной тропе»

1

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

6.

Изготовление сувениров из шишек, жёлудей и каштанов

3

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

7.

Земля, на которой мы живём!

1

1ч. по 40 мин.

очная

Ито-говый

МАОУ ДО ДТ

8.

Экология и мы

1

1ч. по 40 мин.

МАОУ ДО ДТ

9.

Воздух и здоровье

1

1

2 ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

10.

Вода-источник жизни

1

1

2ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

11.

В мире животных

1

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

12.

Домашние животные

1

1ч. по 40 мин.

очная

Теку-щий

МАОУ ДО ДТ

13.

Просмотр тематических мультфильмов

1

1ч. по 40 мин.

очная

14.

В мире растений

1

1ч. по 40 мин.

очная

15.

Экспериментирование

1

1ч. по 40 мин.

очная

16.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

1ч. по 40 мин.

очная

17.

Питание человека

1

1ч. по 40 мин.

очная

19.

Профессии нашего региона

1

1ч. по 40 мин.

очная

Ито-говый

МАОУ ДО ДТ

ИТОГО

4

20

3.2 Раздел воспитания.

Цельвоспитания - гармоничное развитие личности ребёнка, формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное самоопределения в соответствии с личностными возрастными особенностями у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи:

- воспитывать у детей интерес к прикладным видам творчества;

- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;

- развивать  социально-трудовую  компетенцию:  трудолюбие,

самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;

  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира;

  • формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами выбора профессии;

  • формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству.

Планируемые формы и методы воспитания:

-развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала;

создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

- закладываются нравственные основы личности (ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

- прививается культура чувств.

Организационные условия:

  • подбор тематического материала;

  • использование простых и сложных средств;

  • построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью материала.

  • Выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение поставленной цели

Проведение инструктажа по ТБ.

1 ч.

беседа

Знания о технике безопасности при работе с ножницами, иглами.

Беседа на тему:  «Правила дорожного движения».

1ч.

Беседа, презентация

Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Экскурсия в Дом ремёсел

1

Беседа, презентация

Ознакомиться с различными направлениями и техниками народного творчества

Развлекательно-игровое мероприятие ко Дню любви, семьи и верности.

1

Игротека

формировать у обучающихся понимание о семье, её ценностях и традициях

ИТОГО:

4 ч.

Оценочные материалы

Мониторинг результатов обучения по программе

Критерии и показатели результатов обучения

Методы отслеживания

1.Теоретическая подготовка

1.1. Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям (знания по основным разделам программы)

1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии (владение специальной терминологией)

наблюдение

контрольный

опрос

2. Практическая подготовка

2.1. Практические умения, навыки, предусмотренные программой

(соответствие практических умений и навыков программным требованиям)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением (отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения)

2.3. Творческие навыки креативность в выполнении творческих заданий.

Собеседование

творческие работы

Контрольные задания

3. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно – интеллектуальные уменья:

3.1.1. Уменье подбирать и анализировать специальную литературу, пользоваться различными источниками информации, проводить исследовательскую работу (самостоятельность в подборе и анализе

литературы)

3.2.Учебно – коммуникативные уменья:

3.2.Уменье слушать педагога; выступать перед аудиторией, уменье вести полемику, участвовать в дискуссии (адекватность восприятия информации, идущей от педагога)

3.3. Учебно организационные умения и навыки:

3.3. Уменье организовать рабочее место, аккуратно выполнять работу (способность самостоятельно организовать и убрать свое рабочее место)

Контрольные творческие задания

Наблюдения

Анализ исследовательских работ

Наблюдения

Методические материалы

Дидактико-методическое обеспечение:

Процесс организации образовательного процесса проходит очно/заочно в условиях сетевого взаимодействия.

Методы обучения: исследование, словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, поисковый, игровой, проектный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: исследовательская деятельность, беседа, игровая деятельность, самостоятельная работа, практическая работа, экскурсия, поверочная работа, защита проектов, лабораторное занятие, мозговой штурм, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, праздник, концерт, презентация, конференция,, спектакль, ярмарка, акция, галерея, вернисаж, круглый стол.

Педагогические технологии: игровая, коммуникативная технология обучения, проблемное обучение, технология развития критического мышления, дифференцированный подход, моделирующая деятельность, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии.

Принципы построения обучения:

  • принцип деятельности: знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено; включение ребенка в деятельность активизирует его мышление, формирует у него готовность

к саморазвитию (В. В. Давыдов);

  • минимакса: эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу; решает проблему разно-уровневого преподавания, которое позволяет обеспечить продвижение в развитии всех детей – и сильных, и слабых (Л.В. Занков);

  • психологической комфортности: обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка, способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей (Л.В. Занков, А.А. Леонтьев).

  • вариативности: предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;

  • творчества (креативности): отражает необходимые условия успешной интеграции личности ребенка в современную общественную жизнь.

Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия: коллекции плодов и семян растений, гербарий культурных и дикорастущих растений; коллекции насекомых; изобразительные наглядные пособия – таблицы, папки «Растения», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», муляжи, набор карточек «Домашние животные».

Экранно-звуковые пособия: Презентации, аудиозаписи, видеофильмы, видеоролики.

Учебно-практические пособия: альбом, цветной картон, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, стаканчики, палитра.

Технические средства обучения: классная доска, мультимедийный проектор, компьютер, принтер.

Кадровое обеспечение программы

Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляет педагог дополнительного образования  с высшим образованием.

Литература

Для педагога:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.

  3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. –М.: Академия, 2005.

  4. Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с.

Для детей:

  1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом-природа»

  2. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет.

Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Ельцова И.А., Загуменнова Л.С., Немова Н.В., Селиванова О.В., Солопова Н.К., Филатова Е.Ю. Элективные курсы предпрофильной подготовки (экология) / Под редакцией Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, зав. Кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

Головастикова С.Ю. Возрастная физиология детей и подростков. Учеб.-метод. Пособие/ Под редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста-зав. Кабинетом биологии ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

Сборник контрольных измерительных материалов по курсу «Экология человека»./Авторы-сост.: Шутова С.В., Селиванова О.В., Черникова С.В., Кондакова И.А., Грачева Н.Ю., Александрова Н.В. – Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. Пособие для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Школьная энциклопедия. Экология. – Смоленск: Русич, 2003.

Электронные ресурсы

С«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.

Интернет ресурсы

  1. http://trasa.ru/region/tambovskaya_geo.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki

  3. https://multiurok.ru/files/gieoghrafichieskoie-kraieviedieniie-1.html

  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1775063

  5. http://cyberleninka.ru/article/n/geoekologicheskie-problemy-tambovskoy-oblasti-1







Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
0 ₽
Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольного возраста; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Я с водой всегда дружу, как и мамой дорожу» Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, дома. Почему была выбрана такая тема? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
0 ₽
Сегодня всё чаще мы слышим о возрождении казачества и это, конечно же хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.Познала Кубанская Земля много горестей. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. И главное-что бы ни делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои душу вкладывали. Сегодня в этот солнечный день мы собрались с вами, чтобы принять наших ребят 1 классов школ района в казачата.
0 ₽