Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. "Кузбасс - жемчужина Сибири"

"Кузбасс - жемчужина Сибири"

Вашему вниманию представляется программа внеурочной деятельности учащихся «Кузбасс-«Жемчужина Сибири»» («Край родной»), актуальность, которой заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития профессионально ориентированного, патриотического, творческого гражданина родного края. В программе систематизированы средства и методы внеурочной деятельности учащихся, используются разные виды детской творческой и поисково-исследовательской деятельности в процессе взаимосвязи изучения профессиональных основ и истории родного края, города. Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов образовательных учреждений Кузбасса.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта


Название ОО:Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1 имени Б.В. Волынова».

Номинация:«300-летию Кузбасса посвящается».

Название программы: «Кузбасс – «Жемчужина Сибири»»

(«Край родной»).

Возраст: 3-7–е классы/ категория: учащиеся общеобразовательной школы.

ФИО участника, должность: Екимов Андрей Владимирович,

педагог дополнительного образования.

Прокопьевск,

2020

Содержание

Вступительное слово3

1. Программа внеурочной деятельности учащихся «Кузбасс –«Жемчужина Сибири» («Край родной»)5

1.1Пояснительная записка…………………………………………………………………………….5

1.2Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………6

1.3 Содержание курса внеурочной деятельности………………………………….…….8

1.4Тематическое планирование………………………………………………………….………18

1.5 Литература для учащихся…………………………………………….…………………………21

Вступительное слово

Профориентационное и патриотическое воспитание взаимосвязаны.

В современных условиях гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подростков и молодежи к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, реализации прав и обязанностей, а также процесс укрепления ответственности за свой политический, нравственный, правовой и профессиональный выбор, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного и профессионального успеха.

В концепции сопровождения профессионального самоопределения,

отмечается, что воспитание, обучение и сопровождение самоопределения одинаково важны в профориентационной работе. Целью процесса воспитания выступает передача ценностей, формирование нормативных рамок и «нормативных коридоров» поведения, деятельности, мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе, профессиональной деятельности.

Поэтому, вашему вниманию представляется программа внеурочной деятельности учащихся «Кузбасс-«Жемчужина Сибири»» («Край родной»), актуальность, которой заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития профессионально ориентированного, патриотического, творческого гражданина родного края.

В программе систематизированы средства и методы внеурочной деятельности учащихся, используются разные виды детской творческой и поисково-исследовательской деятельности в процессе взаимосвязи изучения профессиональных основ и истории родного края, города.

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов образовательных учреждений Кузбасса.

Профессиональное воспитание учащихся неразрывно связано с краеведением, это не только познание родного края, города; это соприкосновение истории и географии, которое устанавливает связь времён, поколений, их преемственность.

В данном понятии профессиональное краеведение объединяет все эти направления, понимается от ближнего к далёкому, от малой родины к Родине-Отчизне, наш край готовится к празднованию 300-летия Кузбасса.

Есть множество различных городов: города-герои, курорты, столичные мегаполисы и малые провинциальные городки. Наш орденоносный город шахтёрской славы, город-труженик, готовится к своему юбилею – в 2021 году ему исполнится 90 лет!

Изучая историю своего города, микрорайона, улиц, предприятий мы узнаём много нового, постигаем свои корни. С этими задачами прекрасно справляется и школьный музей.

Стержнем любого музея является история: история становления края, рождения основных профессий региона, история семьи, школы, выпускников и педагогов. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Использование исторических, общечеловеческих ценностей способствует привитию у учащихся любви к родному краю и городу, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

  1. Программа внеурочной деятельности учащихся«Кузбасс – «Жемчужина Сибири»» («Край родной»)

    1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», на основе СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кузбасс – «Жемчужина Сибири»»» («Край родной») направлена на изучение основных профессий, истории родного края, города, а также на развитие творческих способностей детей.

Данная программа имеет цель: формирование у школьников основных профессиональных качеств личности через изучение истории, географии Кузбасса, и города Прокопьевска.

Программа предусматривает решение ряда следующихзадач:

  • обучающие: активно использовать навыки самостоятельной работы учащихся в поисковой, учебно-исследовательской деятельности, открытие новых, ещё не известных страниц истории края и города, организация творческого досуга детей, привлечение их к участию в конкурсах городского и школьного уровней.

  • Развивающие: выявление и дальнейшее развитие интереса к основным профессиям и истории Кузбасса, Прокопьевска, творческих способностей и навыков учащихся.

  • Воспитательные:раскрыть сущность основных профессий и исторического развития Кузнецкого края.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю.

Особое место уделяется работе с одарёнными детьми, для них предусмотрен индивидуальный подход, выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно-научно-исследовательскую деятельность, привлечение их к участию в конкурсном движении, выступлениях на краеведческих чтениях, городской научно-практической конференции.

При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ необходимо использовать занимательный материал, который развивает познавательную активность и наблюдательность, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.

Методы обучения: словесный (беседы, диспуты, занятие-диалог), наглядный (презентации, видеофильмы), исследовательский (уроки-исследования, работа с документами, анализ документов, проекты).

    1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

У учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к профессиям родного края;

  • широкая мотивационная основа профессиональной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в профессиональной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности в исследовательской деятельности.

В области познавательных УУД учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве,

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • устанавливать причинно - следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, проект;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;

  • понимать значение ключевых слов: крепость, острог, история, край, и др.

В области коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

  • владеть монологической и диалогической формами речи учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

В области регулятивных УУД учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • ориентироваться в историческом времени;

  • планировать рассказ о своем крае и городе;

  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

  • уважительно относиться к защитникам Отечества;

  • различать художественную и научно популярную литературу;

  • анализировать ответы других учащихся.

    1. Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные (кружковая, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, дискуссии, практические занятия, проект, экскурсии).

Виды деятельности: игровая, познавательная,проблемно-ценностное общение.

3, 4 класс

Тема № 1. Вводная беседа. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год. Интеллектуальная игра «Знаете ли вы?».

Тема № 2.Название городов Кузбасса

Происхождение название сел, острогов и первых городов Кузбасса. Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск. Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка.

Тема № 3. Первые предприятия и профессии родного края.

Первые железоделательные заводы Кузбасса: Томский железоделательный завод, Гурьевский сереброплавильный завод, Гавриловский железоделательный завод.

Тема № 4. Профессия «рудознатец».

Из истории открытия каменного угля в Кузбассе Уголь-главное богатство шахтёрского края. Михайло Волков – рудознатец, первооткрыватель каменного угля. Первые штольни на территории края.

Тема № 5. «В гостях у каменного угля».

Виртуальная экскурсия в музей шахтёрской славы МБОУ «Школа №25».

Тема № 6. Имени святого Прокопия

Происхождение названия «Прокопьевск». Село Прокопьевское. Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской, способы их добычи.

Тема № 7. Первые поселения и профессии Прокопьевска.

Из истории старейшего села Зеньково. Первые профессии жителей, их быт. Виртуальная экскурсия в музей школы №18. Первые поселения на территории города: Усяты. Возникновение села. Из истории названия. Станция Усяты. Волости на территории края.

Тема № 8. Строительство первой железной дороги.

«Кольчугино – Прокопьевск»: строительство железной дороги, трудности и быт строителей.

Тема № 9. «Прокопьевск: начало пути» (2 часа).

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Тема № 10. Профессия учителя и педагога.

Школа - светлая гавань детства.

Главные эпохи в истории родной школы: фабрично-заводская, образцовая, мужская средняя, средняя, средняя политехническая.

Тема № 11. Становление образцовой школы №1.

Эпоха 1930-х годов. Строительство школы. Учителя школы. Жизнь школьного коллектива. Первые предприятия – шефы школы. Экскурсия в школьном музее.

Тема № 12. Школа военной поры (2 часа).

Жизнь школы. Бурцев Сергей Иванович, Веремей Георгий Иванович, Колесников Иван Илларионович, и другие учителя-участники войны. Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны, их подвиги. Экскурсия в школьном музее.

Тема № 13. Мужская средняя школа (2 часа).

Тема № 14. Из истории школы 1950-1990-х. годов.

Тема № 15. Школа №1 в ХХI веке.

Тема № 16. Выпускники – гордость школы (2 часа)

Выбор жизненного пути выпускников. Космонавт, учёный-геолог, учёные-математики и физики, строители, прокурор города, хоккеисты и др.

Тема № 17. Моя родная школа.

Практическая работа. Мини-сочинения, рисунки, рассуждения об истории школы.

Тема № 18. Становление шахтерского труда в Прокопьевске.

Становление Прокопьевского рудника. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения. Основание Прокопьевского рудника 12 октября 1917 года. Понятие «рудник», чем он отличается от села, города.

Тема № 19. Рождение шахтёрского города.

Постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город.

Тема 20. Угольные предприятия Прокопьевска.

Введение в строй первой шахты №2. Начало строительства шахты №3 и «Поварниха». Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. И.В. Сталина». Ход строительства, сдача в эксплуатацию в августе 1936 года. Введение в строй новых шахт в 1935-1940 годах.

Тема № 21. Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Первые госпитали. Работа медицинского персонала годы войны.

Тема № 22. Эвакуированные предприятия в городе

Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск фронту».

Тема № 23. Прокопчане – герои СССР (2 часа).

Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск фронту».

Тема № 24. Предприятия родного города.

Виртуальное путешествие по Прокопьевску, история предприятий города.

Тема № 25. Знакомые с детства названия.

Улицы микрорайона школы: Комсомольская, Сергея Лазо, Горняцкая и города Прокопьевска. История их возникновения и названия.

Тема № 26. Проект «Моя первая профессия».

Какую проблему я решу? Творческая работа. Выбор темы проекта, его названия. Новизна и актуальность моего проекта. Практическая работа с учащимися.

Тема № 27. Подготовка к защите проектов (2 часа)

Индивидуальная работа. Практическое занятие над выбранной темой.

Тема № 28. Мой «профессиональный» проект. Итоговое занятие

Защита творческих работ. Подведение итогов, награждение учащихся.

5, 6 классы

Тема № 1. Вводная беседа. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год. Интеллектуальная игра «Знаете ли вы?».

Тема № 2. Почему мы так названы?

Происхождение название сел, острогов и первых городов Кузбасса. Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск. Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка. Связь с профессиями земли Кузнецкой.

Тема № 3. Первые заводы земли Кузнецкой.

Загадки Томского железоделательного завода. Знакомство с раскопками общества «Юный историк», под руководством учителя истории школы №1, основателя городского краеведческого музея М.Г. Елькина.

Тема № 4. Первые поселения и профессии Прокопьевска (2 часа).

Из истории села Зеньково.

Первое поселение на территории Прокопьевска: Зеньково 1648 год.

Из истории села Прокопьевского. Второе поселение на территории Прокопьевска: село Прокопьевское. Происхождение названия «Прокопьевск». Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской. Профессии и быт жителей.

Тема № 5. Загадки села Усяты.

Третье поселение на территории Прокопьевска 1789 год. Сельское хозяйство.

Тема № 6. Строительство первой железной дороги.

Поселения, села на территории Прокопьевска. Профессии и быт жителей. Профессии и быт первых строителей.

Тема № 7. Становление шахтёрского руда на руднике.

Начало добычи угля для нужд Томского железоделательного завода. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения территории в 1704-1911 годах. Создание АО «Копикуз». Исследование месторождений угля в 1915 -16 годах, Лутугин Л.И., Яворский В.И. Основание Прокопьевского рудника 12 октября 1917 года.

Тема № 8. «Загадки и тайны земли Прокопьевской»

Творческий конкурс. Индивидуальная работа.

Тема № 9. «Прокопьевск: начало пути» (2 часа).

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Тема № 10. Рождение шахтёрского города.

Постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город.

Тема № 11. Первые шахты Прокопьевска.

Первые штольни в Прокопьевске. Объявление «ударной» стройкой в РСФСР железной дороги Кольчугино - Прокопьевский рудник. Преобразование села в рабочий посёлок. Перевод Прокопьевского рудника в ведение АИК «Кузбасс». Введение в строй первой шахты №2. Начало строительства шахты №3 и «Поварниха». Первая в поселке «Белая больница».

Тема № 12. Из истории шахты «3-3 Бис».

Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. История развития шахты, шахта «Центральная».

Тема № 13. Угольный гигант Кузбасса.

Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. И.В. Сталина». Ход строительства, сдача в эксплуатацию в августе 1936 года.

Тема № 14. Шахты в истории города.

Индивидуальная работа с источником. Соратники В.И. Ленина в Прокопьевске Орджоникидзе Г.К., Калинин М.И. в 1933-1934 годах. Введение в строй новых шахт в 1935-1940 годах.

Тема № 15. «В годы суровых испытаний».

Посещение МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей», проведение экскурсий.

Тема № 16. Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Первые госпитали. Работа медицинского персонала в годы войны.

Тема № 17. Эвакуированные предприятия в городе

Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск фронту».

Тема № 18. Прокопчане – герои СССР (2 часа).

Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск фронту».

Тема № 19. История предприятий Прокопьевска (2 часа).

Промышленное развитие Прокопьевска. Завод ПЗША, Продмаш, Подшипниковый завод, Фарфоровый завод, Табачная фабрика.

Изменение облика Прокопьевска. Прокопьевск современный.

Из истории города в наши дни. Развитие города в XXI веке.

Тема № 20. Предприятия родного города.

Виртуальное путешествие по современным предприятиям города.

Тема № 21. Знакомые с детства названия.

Завод «Электромашина», улицы микрорайона: Сергея Лазо, Горняцкая и города Прокопьевска. История их возникновения и названия.

Тема № 22. «В гостях у каменного угля».

Виртуальная экскурсия в музей шахтёрской славы МБОУ «Школа №25»

Тема № 23. Проект «Профессии в истории родного города».

Какую проблему я решу? Творческая работа. Работа с литературой.

Тема № 24. Новизна и актуальность моего проекта.

Практическая работа с учащимися.

Тема № 25. Подготовка к защите проектов (2 часа) Индивидуальная работа. Практическое занятие над выбранной темой.

Тема № 26. Мой профессиональный проект.

Защита творческих работ.

Тема № 27. Профессия палеонтолога и археолога (2 часа).

Тайны Девонского периода. Групповой поход в район бывшего моря девонского периода, экскурсия, сбор коллекций.

Тема № 28. Заключительное занятие. Подведение итогов, награждение учащихся.

7 класс

Тема №1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год. Интеллектуальная игра «Знаете ли вы?».

Тема №2. Профессии первых исследователей Сибири.

Тайны освоения Сибири. Первые землепроходцы и мореплаватели. Первые остроги и города в Сибири.

Тема №3. Кто он Ермак Тимофеевич?

Работа с источником. Покоритель Сибири, казак, землепроходец. Факты из жизни Ермака.

Тема №4. Строительство Томского острога.

Профессия «строитель», эволюция данной профессии. Урок-исследование, работа с источником. Основание Томского острога в 1608 году.

Тема №5. Древние земледельцы Кузнецкой земли.

Работа с источником. Природа, население земель Приобья. Роль сельского хозяйства в развитии быта жителей.

Тема № 6. Строительство острогов земли Кузнецкой (2 часа).

Из истории заселения земли Кузнецкой. Профессии и быт жителей. Работа с источником. Остроги Кузнецкой земли: Кузнецкой, Сосновский,Верхотомский,Мунгатский. Работа в парах. Составление кроссворда.

Индивидуальная работа. Практическое занятие.

Тема № 7. «Профессии Кузбасса: преданья старины глубокой» (2 часа).

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Тема № 8. Первые города Кузнецкого края.

Индивидуальная работа. Урок-исследование. Первые города Кузнецкого края. Кузнецк 1618 год, Мариинск, 1856 год.

Тема № 9. Развитие металлургии в истории края (2 часа).

Тайны города Кузнецка. Строительство Кузнецка. Название города и профессия. Кузнечное дело. Рост населения. Кузнецк в XIX веке.

Тайны села Томского. Знакомство с раскопками общества «Юный историк», под руководством учителя истории школы №1, основателя городского краеведческого музея М.Г. Елькина.

Тема № 10. Профессии Кузбасса в XIX веке (2 часа).

Индивидуальная работа с историческим источником. Металлургия, первые шахтеры, первые угольные копи. Факты, события социально-экономического развития края. Рост населения, первые угольные предприятия.

Тема № 11. АО «Копикуз»: роль в промышленной истории края.

Индивидуально-групповаяработа с источником. Создание АО «Копикуз» в 1912 году.

Тема № 12. «Наш край в прошлом» (2 часа).

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Тема № 13. Автономная Индустриальная колония «Кузбасс».

Индивидуально-групповая работа с источником.

Тема № 14. Становление промышленной мощи Кузбасса.

Год 1921-й. Переход к плановому ведению хозяйства, создание урало-кузбасского индустриального комплекса, развитие угольной, металлургической и химической отраслей промышленности Кузбасса: строительство Кемеровского коксохимического завода,Кузнецкого металлургического комбината, множества новых шахт.

Тема № 15. Из истории городов Кузбасса 1930-х годов.

Индивидуальная работа с историческим источником. Города Кузбасса: Анжеро-Судженск, Белово, Новокузнецк и др.

Тема № 16. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.

«Всё для фронта, всё для Победы!» (2 часа).

В годы Великой Отечественной войны Кемеровская область-главный поставщик угля и металла. Прибытие в Кузбасс из оккупированных районов оборудование предприятий. Увеличение экономической мощи Кузбасса в годы ВОВ.

Тема № 17. Образование Кемеровской области.

Индивидуальная работа с историческим источником. Принятие решения Президиума Верховного Совета СССР о выделении из Новосибирской области Кузбасса и создании на его территории Кемеровской области с административным центром в городе Кемерово (указ от 26 января 1943 года).

Тема № 18. Кузбассовцы – Герои СССР.

Групповая работа с источником «Кузбасс фронту».

Тема № 19. Промышленное развитие Кузбасса (2 часа).

Профессии послевоенного Кузбасса. Возвращение к мирной жизни. Социально-экономическое и политическое развитие Кузбасса в 1950-х - 1980-х годах. Бурный рост региона в послевоенные и последующие годы привел к появлению на карте Кузбасса новых городов: Полысаево,Междуреченск,Осинники,Тайга.

Тема № 20. Профессии современного Кузбасса.

Роль профессии в развитии региона. Индивидуальная работа с источником. Социально-экономическое развитие края за последние годы.

Тема № 21. Проект «Новые профессии родного края» (2 часа).

Какую проблему я решу? Творческая работа, работа в парах. Выбор темы проекта, актуальности и новизны. Развитие моего проекта.

Дискуссии с учащимися.

Тема № 22. Подготовка к защите «профессиональных» проектов (2 часа). Индивидуальная работа. Практическое занятие над выбранной темой.

Тема № 23. Мой проект

Защита творческих работ.

Тема № 24. Профессия палеонтолога.

Тайны Девонского периода. Групповой поход в район бывшего моря девонского периода, экскурсия, сбор коллекций.

Тема № 25. Заключительное занятие.

Подведение итогов, награждение учащихся.

1.4.Тематическое планирование

3, 4 классы

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

2

Название городов Кузбасса

1

3

Первые предприятия и профессии Кузбасса

1

4

Профессия «рудознатец»

1

5

«В гостях у каменного угля»

1

6

Имени святого Прокопия

1

7

Первые поселения и профессии Прокопьевска

1

8

Строительство первой железной дороги

1

9,10

«Прокопьевск: начало пути»

2

11

Профессия учителя и педагога

1

12

Становление образцовой школы №1

1

13,14

Школа военной поры

2

15,16

Мужская средняя школа

2

17

Из истории школы 1950-1990-х. годов

1

18

Школа №1 в ХХI веке

1

19,20

Выпускники – гордость школы

2

21

Моя родная школа

1

22

Становление шахтёрского труда в Прокопьевске

1

23

Рождение шахтёрского города

1

24

Угольные предприятия Прокопьевска

1

25

Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны

1

26

Эвакуированные предприятия в городе

1

27,28

Прокопчане – герои СССР

2

29

Предприятия родного города

1

30

Знакомые с детства названия

1

31

Проект «Моя первая профессия»

1

32,33

Подготовка к защите проектов

2

34

Мой «профессиональный» проект. Итоговое занятие

1

5, 6 классы

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

2

Почему мы так названы?

1

3

Первые заводы земли Кузнецкой

1

4,5

Первые поселения и профессии Прокопьевска

2

6

Загадки села Усяты

1

7

Строительство первой железной дороги

1

8

Становление шахтёрского труда на руднике

1

9

Загадки и тайны земли Прокопьевской

1

10,11

Прокопьевск: начало пути

2

12

Рождение шахтёрского города

1

13

Первые шахты Прокопьевска

1

14

Из истории шахты «3-3 Бис»

1

15

Угольный гигант Кузбасса

1

16

Шахты в истории города

1

17

В годы суровых испытаний

1

18

Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны

1

19

Эвакуированные предприятия в городе

1

20,21

Прокопчане – герои СССР

2

22,23

История предприятий Прокопьевска.

2

24

Предприятия родного города

1

25

Знакомые с детства названия

1

26

В гостях у каменного угля

1

27

Проект «Профессии в истории родного города»

1

28

Новизна и актуальность моего проекта

1

29,30

Подготовка к защите творческих проектов

2

31

Мой «профессиональный» проект

1

32,33

Профессии палеонтолога и археолога

2

34

Заключительное занятие

1

7 класс

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

2

Профессии первых исследователей Сибири

1

3

Кто он Ермак Тимофеевич?

1

4

Из истории Томского острога

1

5

Древние земледельцы земли Кузнецкой

1

6,7

Строительство острогов земли Кузнецкой

2

8,9

Профессии Кузбасса: преданья старины глубокой

2

10

Первые города Кузнецкого края

1

11,12

Развитие металлургии в истории края

1

13,14

Профессии Кузбасса в XIX веке

1

15

АО «Копикуз»: роль в промышленной истории края

1

16,17

Наш край в прошлом

2

18

Автономная Индустриальная колония «Кузбасс»

1

19

Становление промышленной мощи Кузбасса

1

20

Из истории городов Кузбасса 1930 – х. годов.

1

21

22

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны

«Всё для фронта, всё для Победы!»

2

23

Образование Кемеровской области

1

24,25

Кузбассовцы – Герои СССР

2

26

Промышленное развитие Кузбасса

1

27

Профессии современного Кузбасса

1

28,29

Проект «Новые профессии родного края»

2

30,31

Подготовка к защите «професиональных» проектов

2

32

Мой проект

1

33

Профессия палеонтолога

1

34

Заключительное занятие

1

1.5Литература для учащихся

Авторский коллектив. Победа была за нами. [Текст] / Авторский коллектив - Прокопьевск,1995.

Банкевич Г.В. Прокопьевский завод шахтной автоматики. [Текст] / Г.В. Банкевич – Кемерово,1984.

Давыдов В.Н. Шахта «Центральная». [Текст] / В.Н.Давыдов-Прокопьевск,1998.

Кацюба Д.В. История Кузбасса. [Текст] / Д.В. Кацюба – Кемерово,1983.

Медведев В.А. Прокопьевск на рубеже веков. [Текст]/В.А.Медведев – Новосибирск,2002.

Сорокин М. Земля Кузнецкая. [Текст] /М.Сорокин – Кемерово,1992.

Шуранов Н. Прокопьевск. [Текст]/ Н. Шуранов – Кемерово,1964.

20


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Край родной» направлена на изучение истории, этнографии родного края и города, а также на развитие творческих способностей детей. Данная программа имеет цель: формирование у школьников основных духовно - нравственных качеств личности через изучение истории, этнографии Кузбасса, и города Прокопьевска.
0 ₽
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Загадки истории» создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Постановления «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
0 ₽
В городе Прокопьевске, в старшейшем общеобразовательном учреждении – школе № 1, есть общественный музей, названный именем героя. В историческом музее действует актив, исторический клуб «Память», проходят занятия по внеурочной деятельности, на которых учащиеся получают дополнительные знания по истории и культуре родного края, города, улиц; знакомятся со школьными годами, жизненным путём прославленных выпускников разных лет: космонавта, докторов наук, профессоров, известных деятелей науки и техники, актёров, людей разных профессий. Изучая историю своего города, микрорайона, улицы, мы узнаём много нового, постигаем свои корни, духовно обогащаемся. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
0 ₽