Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Краеведение
  3. "Загадки истории"

"Загадки истории"

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Загадки истории» создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Постановления «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Краеведение

Категория

Краеведение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В. Волынова»

Рассмотрена

на заседании школьного м/о

Протокол № _ от__ «__»2017 г

Принята решением

педагогического совета

Протокол № _ от__ «__»2017 г

Утверждена

Директор МБОУ «Школа № 1»
 ___________/Е.М. Пронякина/


Приказ № _ от__ «__»2017 г

Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся

«Загадки истории»

6-8 классы

Составитель

Екимов А.В.,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Прокопьевск

2017

Содержание

  1. Пояснительная записка_________________________________________ 3

  2. Содержание программы ________________________________________ 6

  3. Тематическое планирование_____________________________________ 9

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Загадки истории»создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Постановления «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Загадки истории» направлена на изучение истории, родного края, а также на развитие творческих способностей детей.

Данная программа имеет цель: формирование у школьников основных духовно - нравственных качеств личности через изучение истории родной страны, края, города.

Программа предусматривает решение ряда следующихзадач:

Обучающие:активно использовать навыки самостоятельной работы учащихся в поисковой, учебно-исследовательской деятельности, открытие новых, ещё не известных страниц истории края и города, организация творческого досуга детей, привлечение их к участию в конкурсах городского, школьного уровней.

Развивающие: выявление и дальнейшее развитие интереса к истории Сибири, Кузбасса, Прокопьевска, творческих способностей и навыков учащихся.

Воспитательные:раскрыть сущность исторического развития Кузнецкого края.

Основными формами внеурочной деятельности учащихся являются теоретические и практические дела: беседы, уроки-исследования,диспуты, занятие – диалог, экскурсии в музее, конкурсы,викторины, тестирование, работа с документами, анализ документов, создание и защита проектов. Предусматривается посещение Городского музея истории народного образования. Научно-исследовательской продукцией по итогам занятий могут быть публикации на сайте исторического музея школы №1,

Сроки реализации программы: программа рассчитана на год обучения.

В 6 классе – 34 часа, в 7,8 классах – 68 часов (всего 102 часа). Занятия проводятся 3 раз в неделю.

Особое место уделяется работе с одарёнными детьми, для них предусмотрен индивидуальный подход, привлечение их к участию в конкурсном движении, выступлениях на краеведческих чтениях, городской научно-практической конференции.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Учащиеся должны:

  • знать содержательные линии курса, хронологию и периодизацию процессов и событий в истории Сибири, Кузбасса, Прокопьевска.

  • иметьпредставления об основных важнейших событиях, ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

  • владеть методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками; владеть информацией об исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями региона;

  • уметьслушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, читать историческую литературу и использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае с целью поиска и извлечения познавательной информации; формулировать выводы.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений обеспечивает высокую эффективность возможности саморазвития учащихся.

Личностные, метапредметные результаты

Учащиеся получат возможность научиться систематизировать информацию. Приобретут умения анализировать основные понятия, использовать полученные знания на практике.

Личностные результаты: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной мысли осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе  творческой, игровой и  образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные -  умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;

коммуникативные: умение слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния; умение работать в группе;

познавательные:  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, выявлять закономерности; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач.

Результаты освоения курса «Загадки истории»

  • создание образовательного пространства, способствующего самопознанию мира, самовоспитания личности;

  • проникновение уважением к истории родного края и города;

  • получение представления о многообразии народов;

  • приобретение ими социально - значимых умений и навыков.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают: умение писать заметки, рассказы, составлять кроссворды, брать интервью и делать другие материалы для учебно - исследовательской работы;

участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на краеведческих чтениях, научно-практических конференциях школьников.

Формы проверки результатов: самостоятельные работы, викторины, тесты, выполнение кроссворда.

  1. Содержание программы

(6 класс)

Вводное занятие.

Вводная беседа. Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год, 1 час.

Раздел №1 «Загадки и тайны Прокопьевской земли», 12 час.

Почему мы так Названы? Происхождение название сел, острогов и первых городов Кузбасса. Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск. Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка. Первые поселения на территории Прокопьевска: Зеньково, Прокопьевское. Происхождение названия «Прокопьевск». Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Томский железоделательный завод. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской. Начало добычи угля для нужд Томского железоделательного завода. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения территории в 1704 – 1911 годах. Создание АО «Копикуз». Исследование месторождений угля в 1915 -16 годах, Лутугин Л.И., Яворский В.И.

Основание Прокопьевского рудника 12 октября 1917 года.

Практическое занятие «Загадки тайны земли Кузнецкой». Экскурсии в МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей».

Установление советской власти в селе Прокопьевском. Гражданская война в 1918 -19 годах. Восстановление советской власти: основание партийной ячейки, избрание сельского и волостного Советов. Рождение первой комсомольской ячейки и пионерского отряда. Рождение народного образования в 1920 г. Первые штольни в Прокопьевске. Объявление «ударной стройкой» в РСФСР железной дороги Кольчугино - Прокопьевский рудник. Преобразование села в рабочий посёлок, избрание поселкового Совета. Перевод Прокопьевского рудника в ведение АИК «Кузбасс». Введение в строй первой шахты №2. Начало строительства шахты №3 и «Поварниха». Первая в поселке «Белая больница». Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. Сталина».

Постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город.Соратники В.И. Ленина в Прокопьевске Орджоникидзе Г. К., Калинин М. И. в 1933 – 1934 годах. Введение в строй новых шахт в 1935 – 1940 годах.

Прокопьевск в годы великой Отечественной войны. Практическое занятие. Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск фронту».

Экскурсия в МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей».

Раздел №2. «Мой проект…», 7 час. Работа над проектом. Защита проекта. Экскурсия в район бывшего моря девонского периода..

7-8 класс

Вводное занятие, 1 час.

Вводная беседа. Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год.

Раздел №1. «Тайны Кузнецкой земли», 60 час. Почему мы так названы? Тайны освоения Сибири. Первые землепроходцы и мореплаватели. Первые остроги и города в Сибири. Кто он Ермак Тимофеевич? Покоритель Сибири, казак, землепроходец. Факты из жизни Ермака.

Основание Томского острога в 1608 году, обстановка на южных рубежах Русского государства. Наш край в древности. Природа, население земель Приобья. Конфликты с Енисейскими киргизами и китайцами. Из истории заселения земли Кузнецкой. Верхотомский острог, первые остроги края.

Творческий конкурс «Седая старина земли Кузнецкой»

Первые города Кузнецкого края. Кузнецк 1618 год, Мариинск, 1856 год.

Почему мы так названы? Экскурсия в МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей». Загадки Томского железоделательного завода.

Тайны села Томского. Кузбасс в XIX веке. Гурьевский металлургический завод. Наш край в прошлом. Развитие Кузбасса в начале ХХ века, факты, события.

Создание АО «Копикуз» в 1912 году. Автономная Индустриальная колония «Кузбасс» 1921 года. Переход к плановому ведению хозяйства, созданием урало—кузбасского индустриального комплекса, развитием угольной, металлургической и химической отраслей промышленности Кузбасса: строится Кемеровский коксохимзавод, Кузнецкий металлургический комбинат, появляется множество новых шахт. Знакомые с детства названия.

В годы Великой Отечественной войны Кемеровская область - главный поставщик угля и металла. Из новокузнецкой стали было изготовлено более 50 тысяч танков и 45 тысяч самолётов. В Кузбасс из оккупированных районов было эвакуировано оборудование 71 предприятия, большинство из которых так и остались в Кузбассе. Война вдвое увеличила мощности Кузбасса.

В 1943 году Президиум Верховного Совета СССР указом от 26 января принял решение о выделении из Новосибирской области Кузбасса и о создании на его территории Кемеровской области с административным центром в городе Кемерово. В новую область вошли 17,5 % территории Новосибирской области, 9 из 12 городов областного подчинения, 17 из 20 рабочих посёлков, 23 из 75 районов. Население Кемеровской области составило 42 % от численности всего населения Новосибирской области.

Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.

Эвакуированные предприятия в городе. Кузбассовцы и прокопчане – Герои СССР. Практическое занятие. Работа с книгами «Победа была за нами», «Прокопьевск - фронту». «В годы суровых испытаний». Экскурсия в МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей».

Кузбасс в первые послевоенные годы. Социально-экономическое и политическое развитие Кузбасса в 1950-1990-х годах. Бурный рост региона в послевоенные и последующие годы привел к появлению на карте Кузбасса новых городов: ПолысаевоМеждуреченскОсинникиТайга. Рост социальной напряженности. Сельское хозяйство кемеровской области. Тайны шахтерских забастовок.

В 1990—е годы экономика региона пришла в упадок, однако уже к концу десятилетия наметились положительные сдвиги, в первую очередь - развитию угольной промышленности; внимание уделялось развитию угледобычи открытым способом, как более эффективным и безопасным. Только в 1999 году было введено в эксплуатацию 15 угледобывающих предприятий, всего же за последние 21 год было введено в эксплуатацию 11 новых шахт и 16 угольных разрезов. Кузбасс сегодня. Это мой край родной!

Раздел №2. «Мой проект…», 7 час. Создание проекта. Проблема, новизна и актуальность проекта учащихся.

Подготовка и защита творческих проектов

Тайны Девонского периода. Экскурсия в 10 микрорайон.

Приёмы и методы:

● словесные – рассказ, объяснение нового материала;

● наглядные – демонстрация иллюстративного материала;

●практические – выполнение заданий по написанию учебно-исследовательских материалов и оформления проектов.

Дидактические материалы:

в качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • пособия по истории родного города, края,

  • иллюстративный материал, методическая литература,

  • Интернет – ресурсы.

3.Тематическое планирование, 6 класс

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

учеб

ных часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1

Игра «Знаете ли вы…»

«Загадки и тайны Прокопьевской земли», 12 час

2

Почему мы так названы?

1

Беседа с учащимися

3

Загадки Томского железоделательного завода.

1

Урок-путешествие

4

Тайны села Томского.

1

Беседа с учащимися

5

Из истории села Зеньково.

1

Беседа с учащимися

6

Из истории села Прокопьевского.

1

Беседа с учащимися

7

Загадки села Усяты.

1

Беседа с учащимися

8

Прокопьевск до 1917 года

1

Составление кроссворда

9

Рождение Прокопьевского рудника

1

Урок-исследование

10, 11

Творческий конкурс «Загадки и тайны земли Прокопьевской»

2

Практическое занятие конкурс рисунков и сочинений

12,

13

Преданья старины глубокой

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

«Из истории города Прокопьевска», 14 час

14

Рождение шахтёрского города

1

Дискуссия

15

Первые шахты Прокопьевска

1

Беседа с учащимися

16

Из истории шахты «3-3 Бис»

1

Беседа с учащимися

17

Угольный гигант Кузбасса

1

Беседа с учащимися

18

Шахта в истории города

1

Творческая работа

19

Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.

1

Диалог с учащимися

20, 21

Эвакуированные предприятия в городе

2

Практическое занятие,

работа с источником

22, 23

Прокопчане – герои СССР

2

Практическое занятие, работа с источником

24,

25

«В годы суровых испытаний»

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

26

Прокопьевск в послевоенные годы

1

Беседа с учащимися

27

Знакомые с детства названия

1

Творческая работа, составление кроссворда

«Мой проект…» , 7 час

28

Я хочу создать проект.

Какую проблему я решу?

1

творческая работа,

работа в парах.

29

Новизна и актуальность моего проекта

1

Дискуссии

30-32

Подготовка к защите творческих проектов

3

Практическая работа над выбранной темой

33

Мой творческий проект …

1

Защита творческих работ

34

Тайны Девонского периода

1

Экскурсия в 10 микрорайон

Тематическое планирование 7,8 класс

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

учеб

ных часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1

Игра «Знаете ли вы…»

«Из истории Кузнецкой земли», 60 час.

2

Тайны освоения Сибири

1

Урок-путешествие

3

Кто он Ермак Тимофеевич?

1

Урок-исследование,

работа с источником

4

Из истории Томского острога

1

5

Наш край в древности

1

6

Из истории заселения земли Кузнецкой

1

7,8

Творческий конкурс «Седая старина земли Кузнецкой»

2

Практическое занятие подготовка исследования

9

Первые остроги Кузнецкого края

1

Составление кроссворда

10

Первые города Кузнецкого края

1

Урок-исследование

11

Тайны города Кузнецка

1

Дискуссия

12,

13

Почему мы так названы?

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

14,

15

Загадки Томского железоделательного завода.

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

16

Тайны села Томского.

1

Практическое занятие.

Составление презентации

17

Кузбасс в XIX веке

3

Работа с историческим источником

18

Наш край в прошлом

1

Составление кроссворда

19

Развитие Кузбасса в начале ХХ века

1

Беседа с учащимися

20,

21

Тайны АО «Копикуз»

2

Практическая работа с источником

22, 23

Автономная Индустриальная колония «Кузбасс»

2

Практическая работа с источником

24

Становление промышленной мощи Кузбасса

1

Творческая работа, составление презентации

25, 26

Из истории городов Кузбасса 1930- х годов

2

Практическая работа с источником

27

Знакомые с детства названия

1

Презентация города Кузбасса.

28 - 30

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны:

«Всё для фронта, всё для Победы!»

3

Диалог с учащимися

31, 32

Образование Кемеровской области

2

Творческая работа

33

Прокопьевск в годы Великой Отечественной войны 1941 - 45 гг.

1

Практическое занятие,

работа с источником

34, 35

Эвакуированные предприятия в городе

2

Практическое занятие,

работа с источником

36

Кузбассовцы – Герои СССР

1

Беседа с учащимися

37,

38

Прокопчане – герои СССР

2

Практическое занятие, работа с источником

39,

40

«В годы суровых испытаний»

2

Экскурсия в городской краеведческий музей

41

Кузбасс в первые послевоенные годы

1

Дискуссия

42, 43

Кузбасс в 1950-х. годах

2

Беседа с учащимися практическая работа

44,

45

Кузбасс в 1960-е годы

2

Беседа с учащимися практическая работа

46

Новые города Кемеровской области

1

Беседа с учащимися,

дискуссии

47,

48

Кузбасс в 1970-е годы

2

Беседа с учащимися практическая работа

49,

50

Кузбасс в 1980-е годы

1

Беседа с учащимися практическая работа

51,

52

Тайны кузбасского села

2

Беседа с учащимися практическая работа

53, 54

Тайны шахтерских забастовок

2

Презентация

55,

56

Кузбасс в 1990-е годы

2

Беседа с учащимися практическая работа

57,

58

Индустриальное сердце России

2

Урок-путешествие.

Практическая работа

59

Кузбасс в конце ХХ века

1

Работа с источником. Кроссворд

60

Кузбасс сегодня

1

Дискуссия

61

Это мой край родной!

1

Творческая работа, составление кроссворда

«Мой проект…», 7 час

62

Я хочу создать проект.

Какую проблему я решу?

1

Творческая работа,

работа в парах.

63

Новизна и актуальность моего проекта

1

Дискуссии

64-66

Подготовка к защите творческих проектов

3

Практическая работа над выбранной темой

67

Мой творческий проект …

1

Защита творческих работ

68

Тайны Девонского периода

1

Экскурсия в 10 микрорайон

12


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Край родной» направлена на изучение истории, этнографии родного края и города, а также на развитие творческих способностей детей. Данная программа имеет цель: формирование у школьников основных духовно - нравственных качеств личности через изучение истории, этнографии Кузбасса, и города Прокопьевска.
0 ₽
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Загадки истории» создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Постановления «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
0 ₽
В городе Прокопьевске, в старшейшем общеобразовательном учреждении – школе № 1, есть общественный музей, названный именем героя. В историческом музее действует актив, исторический клуб «Память», проходят занятия по внеурочной деятельности, на которых учащиеся получают дополнительные знания по истории и культуре родного края, города, улиц; знакомятся со школьными годами, жизненным путём прославленных выпускников разных лет: космонавта, докторов наук, профессоров, известных деятелей науки и техники, актёров, людей разных профессий. Изучая историю своего города, микрорайона, улицы, мы узнаём много нового, постигаем свои корни, духовно обогащаемся. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
0 ₽