Личностно-индивидуальная компетентность педагога.
Потребность общества и экономики в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями, профессиональными навыками, но и определенными личностными качествами влечет изменения в системе образования.
Принято различать профессиональные компетенции и личностные, или поведенческие, не связанные напрямую со специальными знаниями и навыками. Есть десять личностных компетенций, без которых работа педагога вряд ли будет успешной. Большая часть из них была актуальна и пятьдесят, и двести лет назад.
Знаний и навыков, которые дает вуз, молодому специалисту недостаточно. Но и педагогам с опытом учиться необходимо: мир и школа вместе с ним меняются слишком быстро. Для настоящего педагога потребность в саморазвитии – это прежде всего именно собственная потребность, а не навязанная сверху необходимость. И он находит средства ее удовлетворить.
В эпоху интернета, когда практически любую информацию можно найти за считанные секунды. Учитель должен понимать, чем живут его ученики, как они общаются. Редкие специалисты сегодня могут обойтись без использования информационных технологий, а самые востребованные профессии непосредственно с ними связаны. И именно учитель должен объяснить, что доступность информации не означает, что учиться больше не нужно (ведь всегда можно «посмотреть в интернете»), а напротив, требует от современного человека новых, иногда более сложных умений.
Творчество в работе педагога заключается уже в том, чтоб взять все, созданное другими: методики, календарные планы, поурочные разработки, учебники и так далее – и каждый раз использовать это по-новому, исходя из потребностей конкретных учеников на конкретном уроке. Все классы разные и дети в них разные: сильные и слабые, шумные и спокойные, гуманитарии и технари.
Это одно из самых важных качеств педагога с точки зрения самих школьников, если не самое важное. Хороший учитель никого не выделяет, у него нет любимчиков, и оценки он ставит без оглядки на личные симпатии – это, наверное, главный критерий. Сохранять объективность и остаться справедливым непросто, поэтому хорошему педагогу надо следить за тем, чтобы сохранять объективность даже в мелочах.
Действительно, терпение необходимо всем, кто занимается преподаванием, и всем, кто работает с детьми, а тем, кто преподает в школе, – вдвойне. Как сохранить спокойствие, в сотый раз повторяя одно и то же? Как подстроиться под темп класса, не раздражаясь ни на медлительных, ни на тех, кто торопится и забегает вперед? Как не сорваться и не накричать, когда тебя «доводят»? Без этих умений работа педагога точно не будет успешной.
Быть неравнодушным – значит ставить своей целью благо детей, а не что-то иное, будь то рейтинг школы, надбавки к зарплате или даже собственное душевное равновесие.
Любовь к детям, к своему предмету, к преподаванию для наших педагогов не роскошь, а необходимость.
В педагогической практике юмор может помочь снять психологическое напряжение, разрешить конфликт, а еще – наладить эмоциональный контакт с учениками. К тому же специалистами по ораторскому мастерству давно замечено, что вовремя вставленная шутка помогает удержать внимание аудитории во время выступления.
Профессии учителя часто бывает связана с серьезным эмоциональным и физическим напряжением. Именно к представителям этой профессий обычно применяют термин «выгорание». Чтобы не допустить выгорания, педагог должен уметь заботиться о самом себе: следить за здоровьем, находить время для отдыха и общения с близкими, не забывать о правильном питании и физической активности. Кто-то скажет, что это невозможно: нет времени, нет сил, нет денег. Отчасти это справедливо, и все же жизнь учителя не должна превращаться в выживание.
Как правило, выгорания проще избежать, если жизнь педагога не ограничивается одними уроками. Дополнительные возможности для самореализации можно найти как в школе, так и вне ее. Это может быть научная, методическая, общественная работа или просто хобби – главное, чтобы оно по-настоящему увлекало.
Личность учителя играет ключевую роль в процессе обучения и воспитания. Методы и техники обучения, конечно, важны, но они несравнимы с влиянием и вниманием, которые проистекают из личности педагога. Каждый шаг учителя, каждое слово ипоступок оказывают воздействие на учеников, именно поэтому так важно вести обучение с любовью к детям, энтузиазмом и вдохновением.
Личность учителя состоит из слаженного единства черт и качеств, которые непрерывно развиваются и меняются в процессе работы:
•терпимость и открытость — проявлять толерантность к различным мнениям, культурам и традициям, создавая дружественную и поддерживающую образовательную атмосферу;
•эмоциональная интеллектуальность — понимать свои эмоции и эмоции учеников, эффективно реагировать на них и поддерживать позитивный климат в классе;
•авторитетность — авторитетный учитель становится главным источником вдохновения и поддержки для учеников;
•энтузиазм — учитель, который искренне любит свою профессию и радуется новым знаниям, может передать энергию и интерес к учебе своим ученикам;
•коммуникабельность — быть открытым к диалогу с учениками, слушать их мнения и потребности, чтобы создать доверительные отношения;
•оптимизм и позитивное мышление — видеть позитивные стороны и перспективы, чтобы вдохновлять учеников и дарить им веру в свои возможности и успехи;
•самосовершенствование — стремиться к непрерывному обучению и профессиональному росту, чтобы быть в курсе последних научных достижений и передовых педагогических методов.
Учитель, обладающий неповторимым характером, мастерством и творческим подходом, создает уникальную образовательную среду, в которой каждый ученик может расцвести и развить свой потенциал.