Подготовка к сочинению-описанию
по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
(Урок русского языка в 5 классе)
Цели урока:
дать понятие натюрморта;
научить видеть картину, отбирать рабочий материал;
продолжить эстетическое воспитание учащихся;
Оборудование:
Презентация с репродукциями картин П.Кончаловского, музыка П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».
Ход урока:
Слово учителя. Сегодняшний урок я хочу начать стихотворением Красикова С.
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Нас влекут за собой в недоступные выси.
Итак, сегодня мы готовимся к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Красота никого не может оставить равнодушными. О сирени писали многие поэты и прозаики. Сирень изображали на картинах разные художники: Михаил Врубель «Сирень», Левитан, Панов, Иванова «Сирень обыкновенная», Мане Эдуард - натюрморт «Сирень и розы».
Кончаловский П.П. (сообщение о художнике).
Знакомство с понятием «натюрморт»
Скажите, что же такое натюрморт?(От франц. «натюр» - природа + «морт» - мёртвый. Буквально «мёртвая природа»). Это один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба, посуда.(покажем несколько натюрмортов Кончаловского).
Просмотр картин художника.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину художника «Сирень в корзине» и подумайте, какие чувства вызвала картина? Звучит прекрасная пьеса П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица» (под музыку показать несколько слайдов с репродукций Кончаловского с изображением сирени).
(Кажется, что воздух наполнен ароматом только что срезанной сирени, она свежа, пышна.)
Созвучно ли настроение музыки и картины? (Музыка помогает почувствовать красоту природы, композитор языком музыки передаёт восхищение сиренью).
Какие оттенки сирени мы видим? (белая, тёмно-красная, розовая, лиловая, светло-фиолетовая, голубоватая).
Какие прилагательные передают величину цветов? (большие, крупные, маленькие, крошечные).
Опишите гроздья сирени, используя сравнение (как гроздья винограда, цветы-звёздочки, огромное разноцветное облако).
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?
Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?
5.А сейчас мы послушаем легенду о сирени.
Легенда о происхождении сирени
Существует много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.
Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.
Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.
Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.
6.Давайте подберём эпитеты к предметам (работа по группам).
Сирень – чудесная, роскошная, очаровательная, восхитительная, обыкновенная…
Букет – пышный, роскошный, ароматный, душистый, свежий, огромный…
Корзина – плетёная, небольшая, вместительная…
Найдите слова с непроверяемыми гласными, подчеркните орфограммы.
7. Запишем тему и основную мысль картины, которую передал художник.
8. Словарный диктант (взаимопроверка, работа в парах)
Найдите слова с непроверяемыми гласными, подчеркните орфограммы.
9. Составление плана сочинения (работа в группах).
Кончаловский П.П. – мастер натюрморта.
Букет сирени.
А)Цвет, оттенки.
Б)Гроздья.
В)Листья.
Г)Корзина.
3. Какие чувства вызывает картина?
10.Закончить урок хочется стихотворением Всеволода Рождественского «Сирень»
Сирень
Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности. Сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского. Хочется, чтобы ваша письменная работа соответствовала работе художника.
Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материал.
Литература:
Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи.Репродукции картин 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие для общеобразовательных учебных заведений.М. «Дрофа» 1997г.
Дубинина Е.В. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию. РЯШ №1, 2001г.