Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, гуманистического содержания повести. Воспитывать эмпатию, внимание к человеку. Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами исследования.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, гуманистического содержания повести.

Воспитывать эмпатию, внимание к человеку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами исследования.

Оборудование: художественный текст, мультимедийные средства, демонстрационные слайды с заданиями, раздаточный материал для работы в группах.

Задачи урока:

Развитие нравственно-этических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения.

Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; сообщения; выводы.

Эпиграф: … надо, чтобы за дверью

каждого довольного, счастливого человека

стоял кто-нибудь с молоточком

и постоянно напоминал бы стуком,

что есть несчастные…

А. П. Чехов

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы поговорим с вами о любви и сострадании, чувствах, знакомых каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о сострадании и любви, если в нем нет этих чувств и любовной линии.

Прочитайте эпиграф.

Чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения Н.М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

Эгоизм и хладнокровие - вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам - явление беспрецедентное в истории России.

Ключи от Возрождения России - в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов... Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.

  1. Реализация индивидуального домашнего задания:

Биография последней повести Н.В. Гоголя.

  1. Формирование общеучебных умений и навыков.

О каком типе людей эта повесть?

Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек»

Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?

Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя.

Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.

  1. Поисковая проблемная беседа с привлечением домашнего задания.

Часто ли вы проливаете слезы?

Кого обидели в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Обидели ли Башмачкина?

Почему обижают именно его?

Почему герой Гоголя нуждается в защите?

О каком типе людей эта повесть?

Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек»

Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?

Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя.

Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.

5. Чтение эпизода «О службе Акакия Акакиевича в департаменте».

6.Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и заполните визитную карту из гоголевского текста:

Визитная карта Акакия Акакиевича.

Имя

Чин

Внешность

Речь

Способности

Отношение к работе

  1. Вещь так могущественна, что способна изменить не только образ жизни и характер героя, но и определять общественное мнение.

Давайте попробуем доказать эту мысль.

Ответьте, на какие этапы можно разделить жизнь Башмачкина?

Почему?

Итак, жизнь «до новой шинели», «с шинелью», «без шинели».

Давайте начертим в тетрадях таблицу.

Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и в тетрадь выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды.

1 группа – жизнь «до шинели»

2 группа – «жизнь с шинелью»

3 группа - «жизнь без шинели»

До шинели

С шинелью

Без шинели

  1. Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья?

Мороз. Стихия холода в повести - главная сюжетная метафора. Какую роль в повести играют холода, их особая продолжительность? Что может спасти Акакия Акакиевича? Теплая одежда? Новая шинель? Как к Башмачкину относились сослуживцы и начальство? Гоголь нашел интересное определение такому отношению: холодно-деспотическое. Сослуживцы издеваются над коллегой, жестоко шутят. С каким насекомым сравнивает Гоголь своего героя? Для чего писатель повторяет сравнение Башмачкина с мухой? Чтобы продемонстрировать отношение к маленькому человеку в департаменте, где он служит. Перед нами конфликт в отношениях между людьми. От холодности и равнодушия могут спасти только понимание, любовь, чуткость.

Холод в природе Холод в отношениях людей

↓ ↓

Спасение в теплой одежде Спасение в любви, понимании, чуткости

  1. Чтение по ролям фрагмента повести Акакия Акакиевича и значительного лица.

  2. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Разница между Башмачкиным и значительным лицом на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь. Несчастье Башмачкина постигает и генерала, тем самым уравнивая их перед лицом Всевышнего.

Что ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо? Бедствие. Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Одно значительное лицо недавно сделался значительным.

Вывод. Должность полностью порабощает душу значительного лица, лишает его человеческого облика.

Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? Беспокойный призрак, стаскивающий с чиновников шинели – это неспокойность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти. Фантастический финал – средоточие смысла повести. Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную, страшную и зловещую фигуру, тревожащую их совесть.

Итоговый вывод.

Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель».

  1. Экспресс-викторина

1. В каком департаменте служил Акакиевич? (В одном департаменте)

      1. «Наслаждение выражалось на лице его». Когда выражалось наслаждение на лице Акакия Акакиевича? (Когда он писал буквы-«фавориты».)

      2. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста рублей в годжалованья или около того. Кто этот враг? («...наш северный мороз»)

      3. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо неё выбрали. Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)

      4. Как помогло «значительное лицо» Акакию Акакиевичу в поисках шинели («Значительное лицо» помогло ему умереть.)

      5. «По Петербургу пронеслись вдруг слухи...». Какие слухи пронеслись по Петербургу? (У Калинкина моста стал появляться мертвец, сдирающий со всех плеч» шинели.)

      6. С кого последнего сдёрнул шинель призрак Акакия Акакиевича? (Со «значительного лица»)

  1. Выразительное чтение эпизода «Акакия Акакиевича не стало».

  2. Обобщение изученного на уроке.

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?

  1. Почему обижали именно Башмачникова?

  1. Какой человек нуждается в защите?

  2. Защищает ли Гоголь своего героя?

  3. К чему призывает нас писатель?

  1. Рефлексия с использованием интерактивного приема. Составление синквейна.

  2. Домашнее задание: сочинение

«О чем заставил меня задуматься Гоголь?»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Личностно-индивидуальная компетентность педагога. Потребность общества и экономики в специалистах, обладающих не только глубокими знаниями, профессиональными навыками, но и определенными личностными качествами влечет изменения в системе образования. Принято различать профессиональные компетенции и личностные, или поведенческие, не связанные напрямую со специальными знаниями и навыками. Есть десять личностных компетенций, без которых работа педагога вряд ли будет успешной. Большая часть из них была актуальна и пятьдесят, и двести лет назад.
0 ₽
Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Урок русского языка в 5 классе) Цели урока: 1. дать понятие натюрморта; 2. научить видеть картину, отбирать рабочий материал; 3. продолжить эстетическое воспитание учащихся; Оборудование: Презентация с репродукциями картин П.Кончаловского, музыка П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».
0 ₽
Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель». Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, гуманистического содержания повести. Воспитывать эмпатию, внимание к человеку. Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами исследования.
0 ₽