Тема урока: «О сострадании и любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, гуманистического содержания повести.
Воспитывать эмпатию, внимание к человеку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами исследования.
Оборудование: художественный текст, мультимедийные средства, демонстрационные слайды с заданиями, раздаточный материал для работы в группах.
Задачи урока:
Развитие нравственно-этических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; сообщения; выводы.
Эпиграф: … надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…
А. П. Чехов
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация темы. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы поговорим с вами о любви и сострадании, чувствах, знакомых каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о сострадании и любви, если в нем нет этих чувств и любовной линии.
Прочитайте эпиграф.
Чтение слов А. П. Чехова
… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.
Такими “молоточками” приходят к читателю произведения Н.М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.
Эгоизм и хладнокровие - вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам - явление беспрецедентное в истории России.
Ключи от Возрождения России - в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов... Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.
Реализация индивидуального домашнего задания:
Биография последней повести Н.В. Гоголя.
Формирование общеучебных умений и навыков.
О каком типе людей эта повесть?
Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек»
Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?
Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя.
Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.
Поисковая проблемная беседа с привлечением домашнего задания.
Часто ли вы проливаете слезы?
Кого обидели в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
Обидели ли Башмачкина?
Почему обижают именно его?
Почему герой Гоголя нуждается в защите?
О каком типе людей эта повесть?
Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек»
Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?
Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя.
Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.
5. Чтение эпизода «О службе Акакия Акакиевича в департаменте».
6.Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и заполните визитную карту из гоголевского текста:
Визитная карта Акакия Акакиевича.
Имя
Чин
Внешность
Речь
Способности
Отношение к работе
Вещь так могущественна, что способна изменить не только образ жизни и характер героя, но и определять общественное мнение.
Давайте попробуем доказать эту мысль.
Ответьте, на какие этапы можно разделить жизнь Башмачкина?
Почему?
Итак, жизнь «до новой шинели», «с шинелью», «без шинели».
Давайте начертим в тетрадях таблицу.
Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и в тетрадь выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды.
1 группа – жизнь «до шинели»
2 группа – «жизнь с шинелью»
3 группа - «жизнь без шинели»
До шинели | С шинелью | Без шинели |
Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья?
Мороз. Стихия холода в повести - главная сюжетная метафора. Какую роль в повести играют холода, их особая продолжительность? Что может спасти Акакия Акакиевича? Теплая одежда? Новая шинель? Как к Башмачкину относились сослуживцы и начальство? Гоголь нашел интересное определение такому отношению: холодно-деспотическое. Сослуживцы издеваются над коллегой, жестоко шутят. С каким насекомым сравнивает Гоголь своего героя? Для чего писатель повторяет сравнение Башмачкина с мухой? Чтобы продемонстрировать отношение к маленькому человеку в департаменте, где он служит. Перед нами конфликт в отношениях между людьми. От холодности и равнодушия могут спасти только понимание, любовь, чуткость.
Холод в природе Холод в отношениях людей
↓ ↓
Спасение в теплой одежде Спасение в любви, понимании, чуткости
Чтение по ролям фрагмента повести Акакия Акакиевича и значительного лица.
Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Разница между Башмачкиным и значительным лицом на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь. Несчастье Башмачкина постигает и генерала, тем самым уравнивая их перед лицом Всевышнего.
Что ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо? Бедствие. Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Одно значительное лицо недавно сделался значительным.
Вывод. Должность полностью порабощает душу значительного лица, лишает его человеческого облика.
Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? Беспокойный призрак, стаскивающий с чиновников шинели – это неспокойность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти. Фантастический финал – средоточие смысла повести. Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную, страшную и зловещую фигуру, тревожащую их совесть.
Итоговый вывод.
Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель».
Экспресс-викторина
1. В каком департаменте служил Акакиевич? (В одном департаменте)
«Наслаждение выражалось на лице его». Когда выражалось наслаждение на лице Акакия Акакиевича? (Когда он писал буквы-«фавориты».)
Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста рублей в годжалованья или около того. Кто этот враг? («...наш северный мороз»)
Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо неё выбрали. Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)
Как помогло «значительное лицо» Акакию Акакиевичу в поисках шинели («Значительное лицо» помогло ему умереть.)
«По Петербургу пронеслись вдруг слухи...». Какие слухи пронеслись по Петербургу? (У Калинкина моста стал появляться мертвец, сдирающий со всех плеч» шинели.)
С кого последнего сдёрнул шинель призрак Акакия Акакиевича? (Со «значительного лица»)
Выразительное чтение эпизода «Акакия Акакиевича не стало».
Обобщение изученного на уроке.
А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?
Почему обижали именно Башмачникова?
Какой человек нуждается в защите?
Защищает ли Гоголь своего героя?
К чему призывает нас писатель?
Рефлексия с использованием интерактивного приема. Составление синквейна.
Домашнее задание: сочинение
«О чем заставил меня задуматься Гоголь?»