Сценарий
литературной гостиной
«Я в гости к Пушкину спешу»
Автор – составитель:
Гриняева Т.В.
педагог – организатор
подросткового клуба «Земляне»
Саратов, 2023
Время: 17. 00 час.
Место: п / клуб «Земляне»
Мероприятие рассчитано на детей младшего и среднего возраста.
Продолжительность мероприятия:1час.
Цель:
расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути классика
русской литературы А.С. Пушкина, формировать интерес детей к
классическому искусству.
Задачи:
1. Образовательная: обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы, устную речь;
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к литературному наследию; любовь к поэтическому слову.
Художественное оформление:
На заднике портрет А.С.Пушкина, название мероприятия. Сцена стилизована под гостиную – столики накрыты белыми кружевными скатертями, на столиках свечи в подсвечниках, чернильница с пером.
Оборудование:
Демонстрационная доска, оборудование для театрального освещения, ноутбук, видео-фото камеры.
Музыкальное оформление:
адажио к фильму «Руслан и Людмила» Тихона Хренникова;
музыка Свиридова «Метель»;
классическая оркестровая музыка;
русская народная музыка;
музыка Римского – Корсакова к сказке о золотом петушке;
Е.Терёхина тема любви из спектакля "Сказка о мёртвой Царевне и семи Богатырях";
музыка Михаила Мееровича к сказке о царе Салтане;
музыкальные заставки.
Реквизит:
зеркало, дерево, фигурки сказочных героев из произведений А.С.Пушкина,
Действующие лица:
Ведущие;
Чтецы;
Крестьянки;
Кот учёный
Ход мероприятия:
/На сцене два стилизованных столика. На заднем плане большое дерево, на ветвях которого «кот учёный» и «русалка».Звучитмузыка Тихона Хренникова адажио к фильму «Руслан и Людмила».Появляются участники гостиной/
Чтец.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
/Звучит музыка Тихона Хренникова адажио к фильму «Руслан и Людмила/
Ведущий1: Добрый вечер! Горит свеча, звучат стихи, а это значит, что мы открываем нашу литературную гостиную. «Литературная гостиная» - это прекрасная возможность познакомиться с книгой, раскрыть для себя богатства, собранные в мировой литературе; научиться вдумываться в прочитанное; искать ответы на вопросы; знакомиться с глубиной и мощью русского языка! Как вы думаете кому сегодня посвящается наша «литературная гостиная»? Вы правы - русскому поэту, «солнцу русской поэзии», Александру Сергеевичу Пушкину.
Основная часть.
Ведущий 2. 6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр Пушкин. Отец Пушкина -отставной военный, был старинного, но обедневшего дворянского рода, страстный любитель поэзии и острослов. Сергей Львович собрал большую библиотеку, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал.
Любопытна родословная его матери Надежды Осиповны. Она была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала, арапа Петра Великого.
Ведущий1. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей, имевших достаток и живших в Петербурге или в Москве. Родители читали детям французские книги и разговаривали с детьми только по-французски. И детям дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернеров.
Ведущий 2: В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Воспитывала маленького Александра, развивала его бурную фантазию бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал.
Ведущий 1: Его первыми учителями родного языка были бабушка Мария Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им, да общению с крепостными, Пушкин выучился русской грамоте, усвоил дух и склад живой родной речи.
Ведущий 2: В 12 лет родители определили мальчика в Царскосельский Лицей. Пушкин впервые покидал Москву, детство кончилось. Впереди - лицей, учеба, друзья и стихи, стихи, стихи…
Ведущий1: Одним из дорогих людей для Пушкина была его няня, Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ и вынянчившая их детей.
«Она единственная моя подруга – и с ней только мне не скучно», - писал Пушкин. В ссылке, в Михайловском, она была рядом.
Ведущий 2: «Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… я буду вас ожидать и молить Бога, чтобы он дал нам свидеться, остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родивоновна.»
« Всё трудишься…Полно уж, Александра Сергеевич, поздно, миленький, отдохнуть тоже надо. Успеешь написать-то. Поспи-ко, поспи… Ложись, батюшка, молод ещё, время много впереди…ещё успеешь…спи…мой ангел, спи…
Ведущий1. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к няне трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения.
/Звучит музыка Свиридова «Метель»/
Чтец.
Наперстница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты, весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
/Звучит фоновая классическая оркестровая музыка/
Чтец.
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Ведущий1: Общение с окружавшими Пушкина с детства простыми людьми воспитало в нем чувство человечности. Александр Сергеевич не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах. Здоровался с крестьянами за руку, а на многолюдных ярмарках, нарядившись в крестьянскую одежду, любил петь со слепыми.
/Звучит русская народная музыка. Появляются девочки в крестьянской одежде/
Что вы можете рассказать об Александре Сергеевиче Пушкине?
Крестьянка 1: Был он в те поры к нам прислан. Под началом приходился. А он никого не боялси, с жандармом дерзко разговаривал.
Крестьянка 2: Любил гулять около крестьянских сялений, слушал крестьянские россказы, шутки, песни…
Крестьянка 1: С мужиками он больше любил знаться…
Крестьянка 2 Ходил эдак чудно: красная рубаха на ём, кушаком подвязанная, штаны широкия, белая шляпа на голове.
Крестьянка 1: Ежели когда выходил гулять, то всягда один, да обязательно пяшком.
Крестьянка 2: Жил он один, с господами не вязался, с соседями ня бражничал.
Крестьянка 1: Он мужицкие разговоры любил.
Крестьянка 2: И со всеми , бывало, ласково, по-хорошему обходился.
Крестьянка 1: Раз это иду я по дороге в Михайловское , а он мне навстречу, остановился вдруг ни с того ни с сего, словно на него столбняк нашёл, ажно я спужалася да в рожь и спряталася, и смотрю: он вдруг начал так громко разговаривать промеж себя на разные голоса, да руками всё так и разводит…
Крестьянка2: Да, так вот он часто и сочянял на ходу.
Крестьянка 1: Видали мы его и по деревням и на праздниках. Бывало придёт, встанет с девками в хоровод и всё слушает да слушает, какие это они песни спевают, и сам с ними пляшет и хоровод водит. И всё чяго-то пишет…
Крестьянка 2: А ящё любил ходить, где было более старцев нищих и записывать, чяго они поют.
Ведущий 2: Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя. Скажите, какие сказки Алескандра Сергеевича вам знакомы? К расцветутворчества Пушкинаотносятся сказки:
«Медведиха»;
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о попе и о его работнике Балде»;
«Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Эти творения Александра Сергеевича наполнены добром, светом, искренностью и поучительностью.
/Звучит музыка Римского – Корсакова к сказке о золотом петушке/
Чтец.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря... Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
“За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.
/Звучит музыка Е.Терёхиной тема любви из спектакля "Сказка о мёртвой Царевне и семи Богатырях" /
Чтец.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
/Звучит музыка Михаила Мееровича к сказке о царе Салтане/
Чтец.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."
Князь им вымолвил тогда:
"Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон".
(Появляется Кот Учёный)
Кот Учёный. Здравствуйте, дорогие любители поэзии. Позвольте мне задать вам несколько вопросов. Надеюсь, вы с лёгкостью ответите на них.
- Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая - ткачихой, а третья – кем?
(Поварихой в «Сказке о царе Салтане».)
- Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане.
(«Во саду ли, в огороде».)
- Сколько было братьев у Царевны-Лебедь?
(Тридцать три.)
- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года.)
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Звездочёт в «Сказке о золотом петушке».)
- Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».)
Кот Учёный. Молодцы. Приятно было пообщаться.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Ведущий1: К сожалению, настала пора нашего расставания. Но с Пушкиным мы не расстаемся. Его стихи, его проза, фильмы, поставленные по его произведениям, будут с нами. Дорогие ребята, если сегодня вам было интересно, вы считаете, что ваш багаж знаний пополнился, если вам понравились игра артистов, тогда – ваши аплодисменты. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами его стихи мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами. Дорогие ребята, любите Пушкина!