Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова
Конспект
открытого занятия в
объединении «Школа актёрского мастерства «Экспромт»
«Освоение умений и навыков актерского мастерства
с помощью театральных этюдов»
Возраст учащихся: 7- 12 лет
Дата проведения: 01.03.2024 г. в 17 ч 10 мин
Место проведения: подростковый клуб «Земляне»
Разработала: Гриняева Т.В.
педагог дополнительного
образования
Саратов, 2024
Тема занятия: «Освоение умений и навыков актерского мастерства с помощью театральных этюдов»
Тип занятия: комбинированное.
Цель занятия: развитие творческих способностей детей через знакомство с
видами театральных этюдов.
Задачи
Образовательные:
- повторить основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
- познакомить с новыми видами театральных этюдов;
-учитьумениючувствовать партнера на сцене;
-учить оправдывать свои действия, анализировать и выстраивать в сценических условиях логику и последовательность поступков.
Развивающие:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать воображение;
- развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики
и дикционных упражнений;
- развивать физические возможности тела, посредством упражнений на
пластическую импровизацию;
- формировать способность к импровизации;
-способствовать развитию речевого аппарата, речевого дыхания, выразительности речи, эмоциональности и артистичности;
- развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами.
Воспитательные:
-воспитывать культуру поведения детей на сцене
-способствовать созданию атмосферы доброжелательности, и взаимного доверия;
- формировать навыки КТД;
- прививать навыки взаимодействия с партнером;
- мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством
Ожидаемый результат:
- развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.
Планируемые результаты.
Образовательные результаты:
Предметные:
знают несколько видов театральных этюдов;
владеют упражнениями разминки, артикуляционной гимнастики, пластическими тренингами
Метапредметные:
умеют принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать оценку педагога;
проявляют внимательность и организованность при выполнении заданий.
Технологии,элементы (приемы), используемые на занятии: технология личностно-ориентированного обучения, технология педагогической поддержки, информационно-коммуникативная технология.
Формы работы учащихся: групповая,индивидуальная.
Методы:объяснительные, репродуктивные, практические.
Дидактический материал, оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход занятия.
Этапы занятия | Описание |
Организационно-подготовительный | |
Вступление Формулирование темы и цели занятия | Сегодня в объединении «Школа актёрского мастерства» - первое открытое занятие. У нас на занятии присутствуют заведующая художественным отделом Центра детского творчества Татьяна Михайловна К. и пдо Игорь Петрович С. Упражнение-игра «Здравствуйте». Всем доброго дня! (педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояние: радость, печаль, удивление, обида, подозрительность, злорадство, доброжелательность.Учащиеся отвечают педагогу, повторяя его эмоции). Ответьте, пожалуйста, что же мы сегодня с вами будем делать на занятии, если мыначали с такого необычного приветствия друг друга? (ответы детей) Правильно, мы будем принимать на себя чью-то роль. Игра «Вообрази». Ответьте, в КОГО вы превратитесь, ЕСЛИ ... - придёте на приём к врачу? (В пациента.) - начнёте работать за компьютером? (В пользователя.) - включите радио или магнитофон на всю громкость после 23:00? (В нарушителя общественного порядка.) - пойдёте по улице? (В пешехода.) - поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае? (В пассажира.) - будете смотреть спектакль в театре? (В зрителя.) Педагог. Как вы уже поняли, сегодня мы с вами познакомимся с одной из основ актёрского мастерства –перевоплощением. Мы продолжим раскрывать для себя секреты актерского мастерства, постараемся использовать эти секреты так, чтобы нам поверили. Мастерство перевоплощения – искусство загадочное. И сегодня мы попробуем его разгадать.Обратите внимание, на картинке вы видите гусеницу. Сегодня мы будем наблюдать несколько превращений, которые произойдут с гусеницей, а самое главное превращение – это ваше. К концу нашего занятия каждый из вас узнает что – то новое о театре и превратится в самого настоящего артиста. А чтобы стать настоящим артистом. Что нужно уметь делать? Как вы думаете? (ответы детей) |
Подготовка учащихся к активному и усвоению знаний Разминка. Тренинг на снятие напряжения и зажимов мышц тела Тренинг на развитие внимания и реакции Тренинг на умение правильно дышать при активном движении Артикуляционная гимнастика | Начинаем наше занятие с разминки. для того, чтобы подготовить своё тело. Скажите, каким должно быть тело актёра? Правильно, тело должно быть живым, пластичным, выразительным, оно должно звучать, играть. Кто мне скажет, зачем нужна разминка тела? Дети: чтобы собраться, чтобы освободится от мышечных зажимов. Педагог: Молодцы, прошу всех на сценическую площадку. фоновая музыка Итак, начинаем разминку, сейчас у нас танцует лицо. Очень подвижно, активно. Танец головой. Ну и теперь танцует всё тело: руки, ноги, голова. Упражнение «Паутинка» (дети передают друг другу воображаемую паутинку). На занятиях мы с вами часто используем приём «переключения скоростей». Напомните мне, в чём суть этого приёма. Хорошо. А теперь в темпе первой-второй «скорости» очень пластично выполните, пожалуйста, Упражнение «Краб и водоросли». Продолжаем пластическую разминку. Вам нужно выбрать себе партнёра. Один будет «краб», другой «водоросли». Задача «краба» срезать «водоросли». Задача «водорослей» уклониться. «Краб» всё делает плавно, на «второй скорости», чтобы «водоросли» успели, так же плавно, уклониться. Можно пытаться срезать двумя «клешнями», можно одной. Продолжаем разминку. Чтобы подготовиться к работе над ролью, необходимо владеть вниманием и умением быстро реагировать. Внимание и реакция – это немаловажные инструменты, которыми мы с вами должны научиться пользоваться. Мы всегда отвлекаемся на то, что нам интереснее, ярче, красочнее. Часто внимание рассеянно и очень трудно сосредоточиться и собрать внимание тогда, когда это нужно. Поэтому будем учиться. Упражнение «Передай импульс» - передается бесконтактный импульс. Партнер ловит импульс, пропускает через себя и передает дальше. В дальнейшем можно к импульсу добавить настроение (радость, грусть и т. д.) Упражнение «Нос, пол, потолок». Упражнение «9-1» Тренинг «зиб, заб, зоб» - дети стоят в кругу, передают друг другу хлопок, затем по порядку называют зиб - заб - зоб по хлопку передавая слово товарищу. (Усложняется – зиб передается только слева стоящему, заб любому, зоб только стоящему справа. К игре подключается педагог, он становится ведущим. Дыхательная мышца диафрагма, расположенная под лёгкими, при вдохе производит расширение. И актёру нужно дышать не грудью, а животом, тогда активно работает диафрагма, у вас много воздуха. Задача тренинга дыхания заключается в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Только при этом условии дыхания хватит на любой вид речевого действия. Часто актерам требуется произносить текст пьесы, одновременно выполняя множество движений, зачастую в напряженном темпе. Поэтому нам нужно тренироваться в умении правильно дышать при активном движении. Упражнения на извлечение звуков а, о, у с физическим действием. Упражнение «Укол шпагой», выпад с уколом, сопровождаем звуком хэ. фоновая музыка Для того, чтобы подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела для дальнейшей работы, мы выполняем традиционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (гортань, язык, челюсть, мягкое и твёрдое нёбо, губы, щёки) необходимые для правильного звукопроизношения. Разогреваем артикуляционный аппарат. Упражнение «Фыркающая лошадка». Добиваемся фырканья губами. Упражнение «Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами». Упражнение «Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой». Упражнение«Хлопушка».Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Упражнение «Бегущая лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
Подведение итогов разминки | Педагог: отлично! Прошу всех садиться в творческий полукруг. (дети выстраивают полукруг из стульев на сцене и садятся) Оцените, пожалуйста, свою работу: справились-не справились, где возникли трудности, над чем стоит поработать. |
Повторение изученного материала. | Педагог: на прошлом занятии мы с вами говорили об известных режиссёрах и об устройстве сцены. |
Теоретическая часть мотивирование воспитанников к изучению нового материала | Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию. Тема нашего занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения». Ответьте на мой вопрос: «В каких театрах вы были, и какие театры вам знакомы?» (дети отвечают). - Правильно, драматический театр, музыкальный театр, театр кукол, театр пластики. Молодцы. Действительно, театральное искусство – искусство многогранное – оно соединяет в себе и музыку и изобразительное искусство и пластику и многое другое, и конечно это волшебное искусство, потому что оно способно превращать и превращаться! Скажите, а что вы уже знаете о театральных этюдах? Ответы учащихся Правильно, этюд – это маленькая история, мини-сценка на основе какого-либо текста или даже простого физического действия,разыгранная на сцене. Этюды бывают одиночные, парные и групповые. Этюды можно делать без слов, с минимальным количеством слов (или вовсе междометиями), этюды на основе какого-либо литературного текста. В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию. Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Чтобы стать настоящим артистом, что нужно уметь делать? Как вы думаете?(дети отвечают – надо уметь перевоплощаться в любого героя). Напомните мне построение этюда. Этюд состоит из: 1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями); 2. События; 3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда); 4. Развязки (исход, разрешение ситуации). Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы воспитанников: - на взаимодействие со сценическими объектами; - на память физических действий. На самом деле существует много видов этюдов:
|
Практическая часть «Работа над этюдами» | Педагог. Сегодня мы познакомимся с этюдами на артистическое перевоплощение. Исполнение таких этюдов (как и любых других) в предлагаемых обстоятельствах. Цель актёрского искусства - лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами. Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе —в традициях театра переживания. В актёрском перевоплощении большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика; Как вы думаете – первый, пожалуй, самый главный элемент мастерства перевоплощения – это что? Конечно, сценическая речь. Ведь каждый актёр работает над ролью и добивается чёткого произношения с помощью различных упражнений и тренингов. Я предлагаю вам попробовать выполнить несколько полезных упражнений. Упражнение «Держим звук» - ммм, мам, мом, ммм. Педагог. Давайте вспомним Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд» Дети. А– О – У –Э - Ы – И Педагог. игра «Вопросы-ответы» У – у? у – У О –о ? о – О, А – а ? а – А, Э – э? э – Э, Ы – ы? ы – Ы, И – и? и – И. А– о – у –э - ы – и? а– о – у –э - ы – И Упражнения на произношение букв и буквосочетаний: Цвум-цвом-цвам-цвем-цвим-цвым БГДУ, БГДО, БГДА, БГДЭ, БГДЫ, БГДИ. МНУ, МНО, МНА, МНЭ, МНЫ, МНИ. Ребята, а теперь скажите мне, что такое дикция – это чёткое, ясное произношение слов, фраз. Каждый актёр работает над дикцией всю свою жизнь, помните об этом и старайтесь проговаривать свои реплики правильно, добиваясь не только чёткости слов, фраз, но безукоризненного звучания каждого гласного и согласного звука. А чтобы добиться дикционной чёткости, мы потренируемся. Упражнение в движении. Дети в кругу, в центре коробка с мячами. Нужно особенными шагами (пританцовывая, крадучись, подпрыгивая, воображая) подойти к коробке, проговаривая скороговорку). Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорки. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа, была тупа. Мам, а мам, молока бы нам. А теперь поработаем самостоятельно Упражнение «Если это не яблоко…, то это…»Артикулируем каждый звук. Скороговорки-этюды в предлагаемых обстоятельствах. Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего тренинга, давайте вспомним, что такое предлагаемые обстоятельства. Предлагаемые обстоятельства - это стержень пьесы, основная история, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве». Сейчас я предлагаю вам показать маленькие этюды перевоплощения, с использованием скороговорок впредлагаемых обстоятельствах. Упражнение– этюд «Диалог скороговорками». - 1-й папа и вы отчитываете, ругаете дочь за полученную двойку и плохое поведение в школе. - 2-й. Дочь оправдывается, обещает исправиться. - 1-й Представьте, что вы экскурсовод. Вы проводите экскурсию по картинной галерее. - 2-й Вы восторженный любитель изобразительного искусства, вас переполняют эмоции, особенно вам понравилась картина. - 1-й Вам нужно перевоплотиться в очень старого человека. Вы рассказываете внучке о своей жизни.–Внучка устала слушать, время от времени она в смотрит в телефон, затем говорит, что ей срочно нужно по делам. - 1-й прихворнул, сидит в кресле, накрывшись пледом, просит согреть чай и принести варенье. – 2-й в ответ решил серьёзно поговорить, он кричит, угрожает. - Учитель, ходит по классу и читает текст диктанта. - Ты заблудился в лесу, кричишь, просишь помощи. |
Заключительная часть. | Рефлексия. Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности? Какие способы актёрского перевоплощения вам известны? Педагог. Ребята, помните, что правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ты ведёшь себя как король, говоришь, как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева. Упражнение « Аплодисменты! Мы замечательно поработали сегодня! По театральной традиции актеров награждают аплодисментами. И тем они сильнее, чем более, по вашему мнению, актер их заслужил. В заключение занятия мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее. Я начну аплодировать, глядя на одного из участников и подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому мы будем аплодировать вдвоем с ним. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику, таким образом, аплодирует вся группа. Только с помощью ваших усилий и веры в чудеса произошло это чудесное превращение. И в заключение я хочу сказать всем вам большое спасибо и подарить вам этих чудесных бабочек, которые позволят вам не забывать о нашей встрече, помнить о театре, верить в превращения и открывать для себя новые грани волшебного мира театра. |