Тема «Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»
По концепции ФГОС второго поколения к выпускникам школ предъявляют высокие требования — необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и, скорее всего, им не столько нужен объём полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в повседневной жизни. Выпускники должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Добиться хороших успехов в обучении можно только путём повышения интереса к учёбе, то есть развития познавательной самостоятельности учащихся.
Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически. Мы привыкли думать, что нужно только заставить внимательно слушать ученика и дело тут же пойдёт на лад. Однако ученик, как любая личность, наделён свободой мысли, с которой мы не можем не считаться. Необходимо сделать из ученика не «вольного слушателя», а активного и думающего соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. На сегодняшний день ученик, в основном, заинтересован только в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учёбе, и в жизни.
Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем 95%.
Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Важнейшим принципом дидактики является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знания ученик не получает в готовом виде, а создает их сам в результате умело организованной учителем определённой познавательной деятельности. Самостоятельное открытие малейшего знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет почувствовать свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а, что более ценно, к самому процессу познания — познавательный интерес.
Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модернизации образования, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление; у учащихся не сформирована методика работы с текстом и учебной литературой в целом в контексте продуктивного чтения; вызывает затруднение оформление больших обьемов учебного материала в виде наглядного и компактного планшета, отсутствуют навыки критического мышления.
Отчётливо видно, что легче всего воспринимается наглядное обучение. Учебная модель — это особая форма наглядности, которая рождается на глазах учеников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более чётко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. При проектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая память, что значительно повышает интеллектуальную активность. Решающим преимуществом модели является наличие объёма, массы, фактуры, рисунка и цвета.
При подготовке к урокам возникает вопрос: «Как достичь осмысления большого объёма учебного материала, обеспечить его эффективное усвоение в условиях информационной перенасыщенности, связанной с перегруженностью учебников излишней информацией, с недостаточно последовательно и конкретно изложенным материалом в параграфах?» Поиск ответов на эти вопросы привёл нас к технологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) представления и анализа знаний, предложенной профессором БГПУ имени Акмуллы В. Э. Штейнбергом.
Установлено, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие — если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних — аудиальный (лучше усваивают на слух), у других — визуальный (доминирует зрение), у третьих — кинестетический (запоминают при помощи движений), поэтому в преподавании общественных дисциплин невозможно обойтись без использования таблиц, опорных схем. Но если их предоставляют в готовом виде (без участия учащихся), то они превращаются в «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.
ЛСМ можно использовать на уроках любого типа: и усвоения нового материала, и обобщения пройденного, причём на всех этапах урока.
Использование ЛСМ на этапе целеполагания позволяет научить учащихся:
-кратко и чётко формулировать цели (задачи) урока;
-устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями;
-делать самостоятельный выбор.
Учителю ЛСМ позволяют наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать время на данном этапе урока. На этапах урока «актуализация знаний», «изучение нового материала» моделируем ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определённой последовательности, позволяющей установить логические связи между ними. Это обеспечивает целостность, логичность и обозримость информации. Основным достоинством моделирования является организация и систематизация основного учебного материала. ЛСМ составляется одновременно на доске и в тетрадях учеников при изучении данного вопроса на уроке. На этапе обобщения и систематизации ставлю цель: «Используя ЛСМ, расскажите друг другу изученный материал». ЛСМ также помогает на этапе рефлексии и подведения итогов и позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученного материала, а учителю провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику.
Сами действия по плану для составления логико-смысловой модели уже формируют у учащихся такие умения, как продуктивное чтение (определить круг изучаемых вопросов, разбить тему на подтемы, сформировать смысловые группы), умение выделять главное и выявить смысловые связи между объектами знаний.
На начальном этапе ЛСМ полностью составлял учитель и в готовом виде подавал их учащимся. Затем мы стали составлять их вместе с учащимися на уроке:
-выбирать «каркас» (как правило, из восьми координатных лучей ;
-определять круг изучаемых вопросов (тему, раздел знаний);
-разбивать тему на подтемы, т. е. формировать смысловые группы;
-формулировать названия смысловых групп, расставлять смысловые группы (координаты);
-формулировать названия опорных узлов и расставлять их на координатных лучах;
-выявлять смысловые связи между объектами знаний
Это позволяет охватить большой объём материала, систематизировать его. У учащихся формируется умение логически выстраивать речь, расширяется понятийный аппарат.
Таким образом, логико-смысловые модели позволяют получить целостное представление об изучаемом объекте;
-осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;
-вычленять из общих понятий частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;
-компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
-организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
-избавить учащихся от механического запоминания, снять стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;
-сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.
Всё это повышает интерес учащихся к предмету, расширяет кругозор детей, а также помогает формировать универсальные учебные действия и межпредметные знания у учащихся.
Логико-смысловое моделирование является не только эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления у учащихся, но и способом повышения познавательной самостоятельности
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ЛСМ создаёт условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, развития познавательной самостоятельности, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать. Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность учащихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряжённости в отношениях.
Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.
Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?
ЛСМ – это способ обработки информации. В основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.
Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на координатных лучах, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.
Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?
Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме.
Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?
Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мысль, надо размышлять. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Сегодня мы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации - это построение логико-смысловой модели.