Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. «Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

«Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

Данный доклад был приготовлен мною на районный семинар. Работа содержит важный материал, который пригодится всем учителям,работающим в 11 классе. Материал собран в процессе кропотливой работы при подготовке к написанию итогового сочинения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема «Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

По концепции ФГОС второго поколения к вы­пускникам школ предъявляют высокие требова­ния — необходимо адаптироваться в сложном со­временном мире, и, скорее всего, им не столько нужен объём полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в повседневной жизни. Выпускники должны ощущать себя компетентными людьми в любой об­ласти, творчески мыслящими, чтобы успешно ут­вердиться в жизни. Добиться хороших успехов в об­учении можно только путём повышения интереса к учёбе, то есть развития познавательной самосто­ятельности учащихся.

Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически. Мы привыкли думать, что нужно только заставить внимательно слушать уче­ника и дело тут же пойдёт на лад. Однако ученик, как любая личность, наделён свободой мысли, с ко­торой мы не можем не считаться. Необходимо сделать из ученика не «вольного слушателя», а активного и думающего со­участника учебного процесса. Ученик может усво­ить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. На сегодняш­ний день ученик, в основном, заинтересован толь­ко в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учёбе, и в жизни.

Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем 95%.

Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной дея­тельности. Важнейшим принципом дидактики яв­ляется принцип самостоятельного созидания зна­ний, который заключается в том, что знания уче­ник не получает в готовом виде, а создает их сам в результате умело организованной учителем определён­ной познавательной деятельности. Самостоятельное открытие малейшего знания учеником до­ставляет ему огромное удовольствие, позволяет по­чувствовать свои возможности, возвышает его в соб­ственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а, что более ценно, к самому процессу познания — познавательный интерес.

Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модерни­зации образования, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление; у учащихся не сформирована методика работы с текстом и учеб­ной литературой в целом в контексте продуктивного чтения; вызывает затруднение оформление боль­ших обьемов учебного материала в виде наглядно­го и компактного планшета, отсутствуют навыки критического мышления.

Отчётливо видно, что легче всего воспринимает­ся наглядное обучение. Учебная модель — это особая форма наглядности, которая рождается на глазах уче­ников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более чётко те свойства из­учаемого явления, которые нас интересуют. При про­ектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая па­мять, что значительно повышает интеллектуальную активность. Решающим преимуществом модели яв­ляется наличие объёма, массы, фактуры, рисунка и цвета.

При подготовке к урокам возникает вопрос: «Как достичь осмысления большого объёма учеб­ного материала, обеспечить его эффективное усво­ение в условиях информационной перенасыщен­ности, связанной с перегруженностью учебников излишней информацией, с недостаточно последова­тельно и конкретно изложенным материалом в па­раграфах?» Поиск ответов на эти вопросы привёл нас к технологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) представления и анализа знаний, предложенной профессором БГПУ имени Акмуллы В. Э. Штейнбергом.

Установлено, что одни учащиеся лучше усва­ивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие — если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сде­лать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал вос­приятия может быть различным: у одних — ауди­альный (лучше усваивают на слух), у других — ви­зуальный (доминирует зрение), у третьих — кине­стетический (запоминают при помощи движений), поэтому в преподавании общественных дисциплин невозможно обойтись без использования таблиц, опорных схем. Но если их предоставляют в готовом виде (без участия учащихся), то они превращаются в «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.

ЛСМ можно использовать на уроках любого типа: и усвоения нового материала, и обобщения пройденного, причём на всех этапах урока.

Использование ЛСМ на этапе целепо­лагания позволяет научить учащихся:

-кратко и чётко формулировать цели (задачи) урока;

-устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями;

-делать самостоятельный выбор.

Учителю ЛСМ позволяют наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать вре­мя на данном этапе урока. На этапах урока «акту­ализация знаний», «изучение нового материала» моделируем ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определённой последовательности, позволяю­щей установить логические связи между ними. Это обеспечивает целостность, логичность и обо­зримость информации. Основным достоинством моделирования является организация и система­тизация основного учебного материала. ЛСМ со­ставляется одновременно на доске и в тетрадях учеников при изучении данного вопроса на уро­ке. На этапе обобщения и систематизации ставлю цель: «Используя ЛСМ, расскажите друг другу изученный материал». ЛСМ также помогает на этапе рефлексии и подведения итогов и позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученно­го материала, а учителю провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику.

Сами действия по плану для составления логи­ко-смысловой модели уже формируют у учащихся такие умения, как продуктивное чтение (опреде­лить круг изучаемых вопросов, разбить тему на подтемы, сформировать смысловые группы), уме­ние выделять главное и выявить смысловые связи между объектами знаний.

На начальном этапе ЛСМ полностью составлял учитель и в готовом виде подавал их учащимся. Затем мы стали составлять их вместе с учащимися на уроке:

-выбирать «каркас» (как правило, из восьми координатных лучей ;

-определять круг изучаемых вопросов (тему, раз­дел знаний);

-разбивать тему на подтемы, т. е. формировать смысловые группы;

-формулировать названия смысловых групп, рас­ставлять смысловые группы (координаты);

-формулировать названия опорных узлов и рас­ставлять их на координатных лучах;

-выявлять смысловые связи между объектами знаний

Это позволяет охватить большой объём материала, систематизировать его. У учащихся формируется умение логически выстраивать речь, расширяется понятийный аппарат.

Таким образом, логико-смысловые модели по­зволяют получить целостное представление об изучаемом объекте;

-осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;

-вычленять из общих понятий частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

-компактно и системно обучать структурирова­нию знаний и логике;

-организовать самостоятельную работу учаще­гося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

-избавить учащихся от механического запомина­ния, снять стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

-сформировать новый взгляд на учебный пред­мет, на предметный курс, на жизнь в целом.

Всё это повышает интерес учащихся к предмету, расширяет кругозор детей, а также помогает фор­мировать универсальные учебные действия и меж­предметные знания у учащихся.

Логико-смысловое моделирование является не только эффективным способом борьбы с пре­обладанием репродуктивного мышления у уча­щихся, но и способом повышения познаватель­ной самостоятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что при­менение ЛСМ создаёт условия для развития раци­онального и абстрактно-логического мышления учащихся, развития познавательной самостоятель­ности, для развития умения работать с текстом, вы­делять главное, сворачивать информацию в «смыс­ловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, вы­делять сходства и различия, классифицировать. Результатами применения ЛСМ являются согласо­ванная деятельность учащихся и учителя, дости­жение единства содержания и обучения, снижение психологической напряжённости в отношениях.

Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.

Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?

ЛСМ – это способ обработки информации. В основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.

Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на координатных лучах, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.

Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?

Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме. 

Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мысль, надо размышлять. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

Сегодня мы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации - это построение логико-смысловой модели.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный доклад был приготовлен для выступления на районном семинаре.Он содержит практические советы учителям при исследовательской работе как на уроках,так и во внеурочной деятельности. Может использоваться преподавателями русского языка и литературы.
0 ₽
Данный проект разрабатывался и продумывался в течение двух лет: 10-го и 11-го классов.Я была куратором в течение данного времени .Был использован исследовательский метод изучения материала разных источников, Работа, кропотливая и вдумчивая, принесла свои плоды: проект заслуженно получил высшую оценку. Именно поэтому можно данный проект рекомендовать в качестве образца для выпускников.
0 ₽
Данное сочинение представлено на конкурс "Лучший урок письма". Работа отличается индивидуальностью стиля и языка.Отмечается авторский замысел.Работа заняла призовое место на конкурсе. Сочинение может быть рассмотрено в качестве образца эпистолярного жанра.
0 ₽