Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. «Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

«Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

Данный доклад был приготовлен мною на районный семинар. Работа содержит важный материал, который пригодится всем учителям,работающим в 11 классе. Материал собран в процессе кропотливой работы при подготовке к написанию итогового сочинения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема «Логико-смысловое моделирование как метапредметный способ работы с информацией в рамках подготовки к итоговому сочинению»

По концепции ФГОС второго поколения к вы­пускникам школ предъявляют высокие требова­ния — необходимо адаптироваться в сложном со­временном мире, и, скорее всего, им не столько нужен объём полученных знаний, сколько умение их находить самим, возможность использовать их в повседневной жизни. Выпускники должны ощущать себя компетентными людьми в любой об­ласти, творчески мыслящими, чтобы успешно ут­вердиться в жизни. Добиться хороших успехов в об­учении можно только путём повышения интереса к учёбе, то есть развития познавательной самосто­ятельности учащихся.

Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически. Мы привыкли думать, что нужно только заставить внимательно слушать уче­ника и дело тут же пойдёт на лад. Однако ученик, как любая личность, наделён свободой мысли, с ко­торой мы не можем не считаться. Необходимо сделать из ученика не «вольного слушателя», а активного и думающего со­участника учебного процесса. Ученик может усво­ить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. На сегодняш­ний день ученик, в основном, заинтересован толь­ко в тех предметах, по которым собирается сдавать ЕГЭ, не осознавая, что из остальных предметов можно взять много сопутствующей информации, нужной и в учёбе, и в жизни.

Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем 95%.

Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной дея­тельности. Важнейшим принципом дидактики яв­ляется принцип самостоятельного созидания зна­ний, который заключается в том, что знания уче­ник не получает в готовом виде, а создает их сам в результате умело организованной учителем определён­ной познавательной деятельности. Самостоятельное открытие малейшего знания учеником до­ставляет ему огромное удовольствие, позволяет по­чувствовать свои возможности, возвышает его в соб­ственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить ещё и ещё раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а, что более ценно, к самому процессу познания — познавательный интерес.

Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик в условиях модерни­зации образования, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление; у учащихся не сформирована методика работы с текстом и учеб­ной литературой в целом в контексте продуктивного чтения; вызывает затруднение оформление боль­ших обьемов учебного материала в виде наглядно­го и компактного планшета, отсутствуют навыки критического мышления.

Отчётливо видно, что легче всего воспринимает­ся наглядное обучение. Учебная модель — это особая форма наглядности, которая рождается на глазах уче­ников в момент объяснения и оформляется в тетрадях и позволяет представить более чётко те свойства из­учаемого явления, которые нас интересуют. При про­ектировании моделей, схем у ученика включаются в работу и слуховая, и зрительная, и смысловая па­мять, что значительно повышает интеллектуальную активность. Решающим преимуществом модели яв­ляется наличие объёма, массы, фактуры, рисунка и цвета.

При подготовке к урокам возникает вопрос: «Как достичь осмысления большого объёма учеб­ного материала, обеспечить его эффективное усво­ение в условиях информационной перенасыщен­ности, связанной с перегруженностью учебников излишней информацией, с недостаточно последова­тельно и конкретно изложенным материалом в па­раграфах?» Поиск ответов на эти вопросы привёл нас к технологии проектирования логико-смысловых моделей (ЛСМ) представления и анализа знаний, предложенной профессором БГПУ имени Акмуллы В. Э. Штейнбергом.

Установлено, что одни учащиеся лучше усва­ивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие — если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сде­лать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал вос­приятия может быть различным: у одних — ауди­альный (лучше усваивают на слух), у других — ви­зуальный (доминирует зрение), у третьих — кине­стетический (запоминают при помощи движений), поэтому в преподавании общественных дисциплин невозможно обойтись без использования таблиц, опорных схем. Но если их предоставляют в готовом виде (без участия учащихся), то они превращаются в «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.

ЛСМ можно использовать на уроках любого типа: и усвоения нового материала, и обобщения пройденного, причём на всех этапах урока.

Использование ЛСМ на этапе целепо­лагания позволяет научить учащихся:

-кратко и чётко формулировать цели (задачи) урока;

-устанавливать взаимосвязь между знаниями и умениями;

-делать самостоятельный выбор.

Учителю ЛСМ позволяют наглядно отразить уровни обучения, рационально использовать вре­мя на данном этапе урока. На этапах урока «акту­ализация знаний», «изучение нового материала» моделируем ЛСМ, которая включает содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определённой последовательности, позволяю­щей установить логические связи между ними. Это обеспечивает целостность, логичность и обо­зримость информации. Основным достоинством моделирования является организация и система­тизация основного учебного материала. ЛСМ со­ставляется одновременно на доске и в тетрадях учеников при изучении данного вопроса на уро­ке. На этапе обобщения и систематизации ставлю цель: «Используя ЛСМ, расскажите друг другу изученный материал». ЛСМ также помогает на этапе рефлексии и подведения итогов и позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученно­го материала, а учителю провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому ученику.

Сами действия по плану для составления логи­ко-смысловой модели уже формируют у учащихся такие умения, как продуктивное чтение (опреде­лить круг изучаемых вопросов, разбить тему на подтемы, сформировать смысловые группы), уме­ние выделять главное и выявить смысловые связи между объектами знаний.

На начальном этапе ЛСМ полностью составлял учитель и в готовом виде подавал их учащимся. Затем мы стали составлять их вместе с учащимися на уроке:

-выбирать «каркас» (как правило, из восьми координатных лучей ;

-определять круг изучаемых вопросов (тему, раз­дел знаний);

-разбивать тему на подтемы, т. е. формировать смысловые группы;

-формулировать названия смысловых групп, рас­ставлять смысловые группы (координаты);

-формулировать названия опорных узлов и рас­ставлять их на координатных лучах;

-выявлять смысловые связи между объектами знаний

Это позволяет охватить большой объём материала, систематизировать его. У учащихся формируется умение логически выстраивать речь, расширяется понятийный аппарат.

Таким образом, логико-смысловые модели по­зволяют получить целостное представление об изучаемом объекте;

-осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;

-вычленять из общих понятий частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

-компактно и системно обучать структурирова­нию знаний и логике;

-организовать самостоятельную работу учаще­гося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

-избавить учащихся от механического запомина­ния, снять стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

-сформировать новый взгляд на учебный пред­мет, на предметный курс, на жизнь в целом.

Всё это повышает интерес учащихся к предмету, расширяет кругозор детей, а также помогает фор­мировать универсальные учебные действия и меж­предметные знания у учащихся.

Логико-смысловое моделирование является не только эффективным способом борьбы с пре­обладанием репродуктивного мышления у уча­щихся, но и способом повышения познаватель­ной самостоятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что при­менение ЛСМ создаёт условия для развития раци­онального и абстрактно-логического мышления учащихся, развития познавательной самостоятель­ности, для развития умения работать с текстом, вы­делять главное, сворачивать информацию в «смыс­ловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, вы­делять сходства и различия, классифицировать. Результатами применения ЛСМ являются согласо­ванная деятельность учащихся и учителя, дости­жение единства содержания и обучения, снижение психологической напряжённости в отношениях.

Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.

Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?

ЛСМ – это способ обработки информации. В основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.

Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на координатных лучах, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.

Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?

Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме. 

Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?

Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мысль, надо размышлять. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

Сегодня мы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации - это построение логико-смысловой модели.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный доклад был приготовлен для выступления на районном семинаре.Он содержит практические советы учителям при исследовательской работе как на уроках,так и во внеурочной деятельности. Может использоваться преподавателями русского языка и литературы.
0 ₽
Данный проект разрабатывался и продумывался в течение двух лет: 10-го и 11-го классов.Я была куратором в течение данного времени .Был использован исследовательский метод изучения материала разных источников, Работа, кропотливая и вдумчивая, принесла свои плоды: проект заслуженно получил высшую оценку. Именно поэтому можно данный проект рекомендовать в качестве образца для выпускников.
0 ₽
Данное сочинение представлено на конкурс "Лучший урок письма". Работа отличается индивидуальностью стиля и языка.Отмечается авторский замысел.Работа заняла призовое место на конкурсе. Сочинение может быть рассмотрено в качестве образца эпистолярного жанра.
0 ₽