Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Логопедическая работа в ДОУ с детьми с ЗПР

Логопедическая работа в ДОУ с детьми с ЗПР

В ДОУ в коррекционных группах для детей с ЗПР не предусматривается ставка учителя-логопеда (в программе С.Г. Шевченко прописана работа логопеда во второй половине дня), что негативно отражается на речевом развитии детей. Не все родители хотят или могут подключить логопеда, поэтому учитель-дефектолог частично, по мере возможности, ведёт логопедическую работу. Предлагаю опыт логопедической работы в разновозрастной группе с детьми с ЗПР.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Слайд 1.

Логопедическая работа с детьми при задержке психического развития.

В ДОУ в коррекционных группах для детей с ЗПР не предусматривается ставка учителя-логопеда (в программе С.Г. Шевченко прописана работа логопеда во второй половине дня), что негативно отражается на речевом развитии детей. Учитель-дефектолог частично, по мере возможности, ведёт логопедическую работу.

Слайд 2.

Логопедическая работа с детьми при задержке психического развития

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

В настоящее время под термином«задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). (Татьяна Борисовна Филичева)

Слайд 3.

Причины. Механизмы. Симптоматика.

Задержки развития могут быть вызваны разнымипричинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжёлыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями; неблагоприятными социальными факторами.

Недоразвитие познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью лобных и теменных отделов коры головного мозга. Не сформировано специализированное участие различных структур мозга в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.

Для психической сферы детей с ЗПР типичным является сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранными. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления, речи.

Слайд 4

Учёные.

Изучение детей с ЗПР насчитывает уже более ста лет. Наиболее активно ЗПР стали заниматься во второй половине ХХ века. В 70 х годах ХХ века дети с задержкой психического развития начинают изучаться такими учеными как: Лебединской Кларой Самойловной, Шевченко Светланой Гавриловной, Лубовским Владимиром Ивановичем и др. Именно тогда вводится определение ЗПР, основные особенности и этиологическая классификация.

Слайд 5

Классификации задержек психического развития:

В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:

  1. ЗПР конституционального происхождения: на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости (инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения);

  2. ЗПР соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями – сердца, почек, эндокринной системы и т.д. характерна физическая и психическая астения. Воспитание часто по типу гиперопеки.

  3. ЗПР психогенного генеза. Нарушения в эмоционально-волевой сфере выступают на первый план, как следствие длительного воздействия психотравмирующих факторов.

  4. ЗПР церебрально-органического генеза. Первичное нарушение познавательной деятельности, является наиболее тяжёлой и стойкой формой. Пограничное состояние с умственной отсталостью.

Слайд 6.

Программы и УМК:

Первые серьёзные опыты экспериментального обучения школьников с ЗПР были проведены в конце 60-х г.г. 20 века, и только с 1981 г. стали открываться специальные школы для таких детей. Детские сады и коррекционные группы для этой категории детей получили официальный статус в 1990 г.

Программа «Подготовка к школе детей с ЗПР под ред. Светланы Гавриловны Шевченко была разработана по заказу Министерства образования РФ коллективом учёных Института коррекционной педагогики г. Москвы. Содержание программы прошло широкую и многолетнюю апробацию в дошкольных учреждениях различных регионов, действует с 1982 года.

В 2022 г. подписан приказ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, в соответствии с которой организации разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования. (Есть другие программы: Борякова «Ступеньки развития», Баряева и др.)

Слайд 7

Особенности речи детей с ЗПР

Нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР ведут к замедленному темпу речевого развития в целом, к его качественному своеобразию. Отечественные психологи и дефектологи, например, Наталья Юрьевна Борякова, Раиса Ивановна Лалаева и др. отмечают, что речевые нарушения входят в структуру дефекта и чаще всего имеют системный характер. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Симптоматика и механизмы речевых нарушений являются неоднородными; структура речевого дефекта весьма вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов.

Слайд 8

Диагностика дошкольников с ЗПР

Каждого ребёнка, поступающего в специализированное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям.

Ранее логопедическое обследования проводилось по методикам для изучения детей с ОНР в упрощённой форме, без учёта особенностей детей с ЗПР (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, несформированности регулирующей функции речи).

Разработка диагностических материалов И.Д. Коненковой осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных ещё Львом Семёновичем Выготским и развитых другими исследователями.

Также для детей с ЗПР есть методики С.Ю. Кондратьевой и И.Н. Лебедевой; О.А. Романович и Е.П. Кольцовой; для неговорящих детей Д.Л.Лейзеровой.

Слайд 9

Логопедическая помощь в системе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Многочисленные исследования последних лет позволяют утверждать, что основным фактором, обусловливающим развитие психики ребёнка с ЗПР, его социальную адаптацию, является организованное в сензитивный (дошкольный) период коррекционное воздействие. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР строится по принципу замещающего онтогенеза, т. е. учитываются онтогенетические закономерности речевого развития, и с ребёнком проходят те «ступеньки», которые он не освоил самостоятельно.

Слайд 10

Этапы логопедической работы:

Этапы работы над речью также определяются последовательностью её развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных моделей к менее продуктивным, от семантики более противопоставленных значений к менее противопоставленным).

На подготовительном этапе проводится работа по развитию сенсорно-перцептивной деятельности; общей, ручной, артикуляционной моторики; развитию слухового, зрительного восприятия; внимания; зрительной и слухоречевой памяти; чувства ритма.

На основном этапе происходит целенаправленное воздействие на развитие когнитивных функций во взаимосвязи с формированием всех компонентов языковой системы по основным направлениям.

Слайд 11

Основные направления логопедической работы:

Система логопедической работы выстраивается с традиционных позиций и осуществляется с учётом общедидактических принципов и принципов специальной коррекционной педагогики. (Принцип системного подхода к диагностике и коррекции; принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств; принцип деятельностного подхода)

Специфика касается выбора методов, приёмов, средств логопедического воздействия. Нарушения речи у детей с ЗПР вариативны по своим проявлениям, механизмам, степени выраженности и требуют дифференцированного подхода к их коррекции.

Слайд 12

1.Стимуляция коммуникативной и речевой активности(с использованием вербальных и невербальных средств).

На начальных этапах работы ребёнка побуждают к коммуникативной и речевой активности. Важно создать ситуацию успеха для каждого, вызвать заинтересованность, желание включиться в различные виды деятельности:

  1. Использование развивающего пособия «Сложи узор» даёт возможность создавать задания различного уровня сложности (схемы из 4-х, 9-ти и 16 частей по одной лексической теме);

  2. Блоки Дьенеша дают массу возможностей для создания интересной проблемной ситуации (Баба Яга разрушила постройки ребят, но Карлсон сфотографировал их, пролетая над д/садом. Давайте поможем…) или «Поможем доставить посылки героям, используя письма с маршрутом…»

  3. Пособие «Математический планшет» (принцип геоконта Воскобовича) также является многофункциональным, помогает решать различные задачи и прекрасно стимулирует речевую активность: «На чём сегодня отправимся путешествовать?», «Отгадай загадку, выложи из резиночек отгадку… А далее речевые игры «Что у него есть?», «Один много» и т.д.

  4. Практически к каждой лексической теме можно подобрать схемы для выкладывания предмета из палочек; в процессе включаем ребёнка в речевое взаимодействие.

  5. Всевозможные постройки всегда можно обыграть так, что ребёнок вступит в коммуникацию.

Слайд 13

2. Развитие понимания обращённой речи с опорой на различные виды деятельности и сотрудничество со взрослым.

Организуя совместную деятельность детей, взрослый моделирует и создаёт ситуации общения, требующие различных форм социального поведения и типов высказывания.

Учитывая возраст и особенности ребёнка с ЗПР, работу над пониманием обращённой речи необходимо строить через различные виды деятельности и сотрудничество со взрослым; включением различных анализаторов. Это и обыгрывание простых сюжетов в кукольном уголке, и демонстрация образца действия на вертикальной поверхности; например, «путешествия по стране Математики» с использованием фетровых фигур на магнитах.

Широкие возможности дают Игровизоры: всевозможные вкладки легко сделать по уровням сложности, ошибку легко исправить (что очень важно для детей с ЗПР).

Главное условие – оречевление действий.

Слайд 14

2. Развитие понимания обращённой речи

Например, понимание отрицательных конструкций легко донести через игру с блоками Дьенеша: найди фигуру не маленькую, значит какую? Не красную; не круглую… значит, есть варианты. Постепенно усложняем и передаём речевую инициативу ребёнку. Например, приклеим насекомых на блоки: «Жук спрятался под толстую, не красную, не маленькую круглую фигуру».

Использование магнитного конструктора поможет понять расположение предметов на вертикальной поверхности, значение предлогов и т.д. Театр на магнитах великолепно демонстрирует ребёнку понятие «ряд», «последовательность» и т.п.

Ребёнок с ЗПР часто не может пересказать текст. Но, если к каждому предложению выбрать картинку, раскрасить, вырезать, наклеить, то в результате каждый ребёнок в подгруппе справится с заданием.

Слайд 15

3. Формирование произносительной стороны речи:

На речевое развитие ребёнка влияют нарушения звукопроизношения, которые у дошкольников с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников с нормальным развитием.

Характерно сочетание произносительных нарушений, например, смешение одних и искажённое произнесение других звуков. Наиболее часто смешиваются звуки, имеющие сложную артикуляцию и требующие тонких акустических дифференцировок, свистящие и шипящие звуки (с – ш, з – ж, с – ч, с – щ; сонорные л – р.

Нередко наблюдается искажённое произношение звуков, что характерно для дизартрических расстройств.

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР являются дефекты строения артикуляционного аппарата; трудности дифференциации; страдает просодика.

Формирование произносительной стороны речи у детей с ЗПР требует длительного времени. Марина Анатольевна Полякова в своей книге подробно (пошагово) излагает многочисленные способы постановки звуков, описывает, как работать над звуками при дизартрии.

В пособии Надежны Жуковой представлено развёрнутое описание правильного произношения звуков речи, варианты дефектных артикулем и приёмы их исправления; интересный красочный материал.

Для дифференциации фонем должны быть разнообразные картотеки, альбомы с наглядностью, речевые игры.

Для коррекции звуко-слоговой структуры традиционно используется приём «Прохлопай» (стучи, топай, прыгай); можно дополнить эту работу наглядностью: сложи картинку, простучи по каждой части.

Дети обожают ряжение и драматизацию, поэтому работу над развитием просодики можно организовать ярко и весело.

Слайд 16

4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Развитие фонематического слуха и восприятия начинаем с неречевых звуков, используя всевозможные слуховые коробочки, баночки, музыкальные инструменты. (игра «Послушай тишину»)

У Татьяны Александровны Ткаченко вышла прекрасное пособие, как и все работы автора, где поэтапно расписана работа над развитием фонематического слуха.

Очень нравятся детям звуковые кнопки (нужно по очереди нажимать кнопки соответствующего цвета); или звонить в колокольчик, определяя, звук.

Многофункциональное пособие (бюджетный вариант) «Крышечки в мешочках»: на крышечках наклейки и альбом с описанием игр.

Слайд 17

5. Формирование лексического строя речи

Нарушение познавательной деятельности сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарём. В речи в основном используются существительные и глаголы, при этом предметный и глагольный словарь недостаточный. Дети не знают многих слов, имеющих высокую частотность. Из прилагательных чаще употребляют качественные. Не умеют выделять части предмета, цвет, форму, величину, пространственные отношения.

Слайд 18

5. Формирование лексического строя речи

Нарушение познавательной деятельности детей с ЗПР сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарём.

Для пополнения словаря прекрасные возможности даёт игра «Мемо» с карточками по различным лексическим темам.

Многие речевые игры хорошо проводить с использованием кольцеброса («Я знаю 5…», «Скажи наоборот», «Назови ласково» и т.д.).

Игра «Разрезные картинки» так же должна иметь речевое продолжение, особенно при работе в подгруппе; например, «Назови предмет»; «Часть и целое»; «Кто как голос подаёт?»; «Как детки называются?» и т.д. (Это относится и к танграмму, фигурам из палочек, картинкам из кубиков Никитина, конструированию из цветных палочек Кюизенера)

Обязательны игры на обобщение и исключение.

Слайд 19

6. Формирование словообразования и словоизменения

Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР. Страдает как морфологическая система языка (словообразование и словоизменение), так и синтаксический строй речи.

Корректировать ошибки в управлении и согласовании помогут игры с лупой (вижу кого? Что?; не стало кого? Чего?);

«Угощаем кого?; Угостили чем?»; «Дали кому?»; «Жадина» и др.

Трудности в словообразовании помогут преодолеть игры: «Чей хвост?»; Оречевление по демонстрации действий (глаголы движения: летит, идёт, едет, плывёт); ошибки употребления служебных слов (коробка и игрушка).

Палочки Кюизенера помогут отработать сравнительную форму прилагательных (длиннее, короче); блоки Дьенеша (тоньше, толще).

Фигуры из танграмма можно использовать в играх «Один – много», «Чего не стало?» и т.д.

Слайд 20

7. Формирование умений морфолого-синтаксического оформления предложений:

Старшие дошкольники с ЗПР испытывают трудности не только в построении фразы, но и в понимании грамматических конструкций. Данный процесс невозможен без перешифровки логико-грамматических структур языка на единицы смысла. Дети испытывают большие трудности при перегруппировке материала и оперировании им, не умеют выделить главное слово в предложении, расставить в нужном порядке другие слова. Поэтому в работе обязательно использовать различные зрительные опоры.

По каждой лексической теме мнемотаблицы; схемы, картинный материал в бумажном и электронном варианте.

Слайд 21

8. Развитие связной речи, работа над всеми этапами порождения речевого высказывания

У детей с ЗПР возникают трудности на всех этапах порождения высказывания (мотив – замысел – внутреннее программирование – грамматическое структурирование – громкая речь). Особые трудности у них вызывает самостоятельное составление рассказа по сюжетной картинке, описание предмета, устное сочинение на заданную тему.

Слайд 22

9. Подготовка к обучению грамоте:

Готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, он должен осознавать речевой материал и подчинить его определённой цели, т.е. произвольно оперировать речью. Важнейшим компонентом является готовность к языковому анализу и синтезу.

У детей с ЗПР отмечается низкий уровень ориентировки в звучащем слове и трудности в овладении звукобуквенным анализом, поэтому у них медленно формируются навыки чтения и письма, велик риск дисграфии и дислексии.

Пособие Р.Д.Триггер «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» формирует умение выделять из слов звуки; учит различать гласные и согласные звуки при их произнесении; способствуют развитию чёткого произношения; знакомит с условно-графическим обозначением звуков речи и их последовательном расположении в слове; развивает умение соотносить звуки речи с обозначающими их буквами и др.

В соответствии с этими этапами работы подбираются игры и упражнения, учитывая уровень развития детей.

Слайд 23

9. Подготовка к обучению грамоте:

Некоторые дети с трудом запоминают символы, поэтому про каждую букву придумываем историю – ассоциацию; вырезаем, вылепливаем из пластилина, выкладываем из мелких предметов и т.д.

Сливать слоги интересно протягивая ленту с буквами в карточке, складывая кубики или магнитные буквы.

Слайд 24

Выводы:

Логопедическая работа должна быть построена с учётом особенностей нервно-психического здоровья, умственной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, личностного развития этой группы детей, их особых образовательных потребностей.

Задания целесообразно предлагать в совместной деятельности в игровой форме, создавать положительный эмоциональный фон деятельности, что повышает эффективность логопедического воздействия.

В живую и интересную для детей деятельность естественно и непринуждённо вплетать элементы обучения, закреплять усвоенный материал.

Актуальным становится поиск современных приёмов и средств коррекционно-логопедического воздействия в работе с детьми с ЗПР.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Календарно-тематическое планирование работы учителя-дефектолога в разновозрастной группе детей с ЗПР. первый этап с сентября по ноябрь. Понедельник - познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром и развитие речи). Вторник - речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Среда - познавательное развитие (ФЭМП). Четверг - речевое развитие (развитие речи). Пятница - ККРЗ (комплексное коррекционно-развивающее занятие).
0 ₽
В ДОУ в коррекционных группах для детей с ЗПР не предусматривается ставка учителя-логопеда (в программе С.Г. Шевченко прописана работа логопеда во второй половине дня), что негативно отражается на речевом развитии детей. Не все родители хотят или могут подключить логопеда, поэтому учитель-дефектолог частично, по мере возможности, ведёт логопедическую работу. Предлагаю опыт логопедической работы в разновозрастной группе с детьми с ЗПР.
0 ₽
Практические рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей разновозрастной коррекционной группы (для детей с ЗПР). Данные рекомендации дефектолог разрабатывает и предоставляет воспитателям в печатном и электронном виде, чтобы педагоги включали эту работу в свой план, использовали в режимных моментах. В рекомендациях учитываются особенности развития детей с ЗПР, создаётся система работы педагогов, работающих на группе. В результате командной работы педагогов и родителей (часть аналогичных заданий предлагается родителям для закрепления дома) к концу каждой недели дети знают одну пальчиковую гимнастику, одну разминку (речь с движениями) и несколько подвижных игр. Также проводится подготовительная работа (наблюдения, чтение художественной литературы и т.п.) Индивидуальная работа прописывается ежедневно в тетради взаимосвязи.
0 ₽