Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями группы (для детей с ЗПР)

Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями группы (для детей с ЗПР)

Практические рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей разновозрастной коррекционной группы (для детей с ЗПР). Данные рекомендации дефектолог разрабатывает и предоставляет воспитателям в печатном и электронном виде, чтобы педагоги включали эту работу в свой план, использовали в режимных моментах. В рекомендациях учитываются особенности развития детей с ЗПР, создаётся система работы педагогов, работающих на группе. В результате командной работы педагогов и родителей (часть аналогичных заданий предлагается родителям для закрепления дома) к концу каждой недели дети знают одну пальчиковую гимнастику, одну разминку (речь с движениями) и несколько подвижных игр. Также проводится подготовительная работа (наблюдения, чтение художественной литературы и т.п.) Индивидуальная работа прописывается ежедневно в тетради взаимосвязи.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями

разновозрастной коррекционной группы (ЗПР)

Сентябрь.

(Воспитатели включают рекомендации дефектолога в режимные моменты в течение недели в соответствии с лексической темой. Условные обозначения: (1) – первый год обучения, (2) – второй год обучения. Индивидуальная работа прописывается дефектологом в тетради взаимосвязи ежедневно. К концу каждой недели дети должны знать наизусть пальчиковую гимнастику и разминку, знать правила подвижной игры)

3 неделя. Тема: «Огород. Овощи. Труд людей на полях и огородах»

Рассмотреть с детьми натуральные (и/или муляжи) овощи и иллюстрации: моркови, капусты, чеснока, лука, помидора, огурца, перца, картофеля и др. Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением орудий труда, инструментов, сюжетные картины по теме.

  1. Лексико-грамматические упражнения и игры.

1.1.«Один – много» Им.п. (1). Р.п. (2)

Слова: огурец, помидор, баклажан, свёкла, репа, редиска, перец, тыква.

1.2.«Назови ласково» (1,2). Слова: огурец, помидор и др.

1.3.«Подбери признак к предмету» (1,2).

Огурец какой? Сочный, вкусный, полезный, овальный, шероховатый, зелёный.

1.4. «Подбери действие к предмету» (1,2).

Огурец (что делает?) растёт, зреет, пахнет, созревает, увеличивается, лежит, висит, желтеет.

1.5.«Подбери родственные слова» (2).

Например: «Назови огурец ласково. Как называется салат из огурцов?»

1.6.«Подбери предмет к признаку» (1,2).

Томатный (что?) Сок. Томатная (что?) Паста. Томатное (что?) Пюре.

1.7.«Назови сок» (1, 2).

Сок из капусты (какой?) капустный. И др.

1.8.«Из чего какой?» (1,2)

Пюре из картофеля (какое?) - …картофельное;

Запеканка из моркови (какая?) - …морковная;

Салат из овощей (какой?) - …овощной;

Сок из помидоров (томатов) какой? - …томатный;

Икра из кабачка (какая?) - …кабачковая.

1.9.«Ответь на вопросы» (1,2)

- Про какой овощ можно сказать твёрдый? (Сочный, мягкий, гладкий, шероховатый).

1.10.«Закрепить употребление предлогов» (1,2).

- Где растёт свёкла? В земле.

- Где растёт перец? На земле. И др.

1.11.«Закрепить употребление мн.ч. сущ-х в Тв.п.»

Если на грядке растут огурцы, то эта грядка с чем? – С огурцами. И др.

1.12.«Сосчитать овощи» 1 – 5 (1); 1 – 10 (2).

Перец (1).

Сладкий перец. (2).

  1. Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

2.1.«Подними картинку» (1,2). Каждый ребёнок получает картинку с изображением овоща (муляж). Взрослый просит поднять картинку с изображением овоща, про который можно сказать, что он красный (сочный, спелый, круглый, твёрдый, растёт в земле, на земле). Поднимают картинку те дети, у которых изображение на картинке соответствует ответу.

2.2.«Испорченный телефон» Дети друг другу поочерёдно шёпотом называют какой-либо овощ (например, огурец) (1); овощ с признаком (например, зелёный огурец) (2).

2.3.«Исправь ошибку» (1,2). Красный огурец, синий помидор, квадратная капуста, жёлтый баклажан, круглая морковь, зелёная свёкла.

2.4.«Четвёртый – лишний» (1,2)(с использованием предметных картинок или муляжей).

Картофель,баклажан, репа, морковь; огурец, помидор, тыква,редис.

2.5.«Вершки – корешки» (1,2). Ответить на вопрос: «Что съедобно, корень или плоды на стебле?» (словарь по теме)

2.6.«Узнай на вкус и/или по запаху» (1,2). По вкусу и запаху определить овощ.

2.7.«Что исчезло?» (1,2). Использовать картинки по теме или муляжи.

2.8.«Что изменилось?» Проводится аналогично игре «Что исчезло?» с разницей, что взрослый меняет местами картинки (муляжи или натуральные овощи).

2.9.«Овощи или фрукты» (2). Дети поднимают руки, если взрослый называет фрукт, приседают, если называет овощ (с увеличением темпа).

2.10.«Сад, огород» (2). Подбор слов по ситуативным цепочкам. Взрослый произносит слово «сад», ребёнок называет какой-либо фрукт. Взрослый произносит слово «огород», ребёнок называет какой-либо овощ. Игру можно проводить с мячом.

2.11.«Выложи по образцу» (1,2). Конструирование из палочек: морковь, лейка.

2.12.«Кто внимательный?»

- Брат сестру свою зовёт на прополку в огород.

Кто зовёт? Кого зовёт? Зачем зовёт?

- На столе две морковки и груша. Сколько всего овощей?

  1. Игры и упражнения по ФЭМП.

3.1.«Какой по форме?» (1,2). Детям раздают картинки с изображением овощей. На ковре, на полу раскладываются картинки с изображением геометрических фигур. По сигналу взрослого дети находят картинку с изображением геометрической фигуры, соответствующей по форме овощу.

3.2.«Разложи овощи» (1,2). Разложить картинки с изображением овощей в последовательности от самого маленького до самого большого по размеру; от самого тонкого до самого толстого по размеру.

3.3.«Чудесный мешочек» (1,2). Нащупать в мешочке овощ (муляж), определить форму в соответствии с геометрической фигурой и назвать овощ.

3.4.«Найти предмет» (1). Взрослый просит детей пройти по группе и найти высокие и низкие предметы.

3.5.«Измени цвет, форму, величину» (2). Перед ребёнком выкладывается геометрическая фигура. Ребёнка просят подобрать другую фигуру так, чтобы изменился только её цвет (обязательно обратить внимание, что форма и величина не меняются). Аналогично с изменением формы и величины. (Блоки Дьенеша)

  1. Развитие речи.

4.1.Составление описательных рассказов по плану. (1, 2)

Что это?

Где вырастает?

Описание внешнего вида.

Какой на вкус?

Что из этого готовят?

4.2.«Придумай загадку» по предложенному плану.

Учить описывать овощи, называя цвет, форму, величину, вкус.

4.3. Литература: сказки «Репка», «Пых» (слушание, рассказывание, инсценировка). Отгадывание загадок.

  1. Фонетика.

5.1.«Назови слово, которое начинается со звука [а] ([м], [о], [и])»(1,2)

5.2.«Определи первый звук» (2)

5.3.«Сосчитай и назови звуки» в слогах (1), в словах (2).

5.4.Артикуляционная гимнастика (1,2).

  1. Развитие мелкой моторики.

Обведение шаблонов, трафаретов с изображением овощей; закрашивание их и штриховка. Вырезание. Задания в тетради. (См. тетрадь взаимосвязи с учителем-дефектологом)

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. (Для заучивания наизусть до конца недели)

Мы капусту рубим, рубим.                   Ритмичные удары ребром ладоней
Мы морковку трем,                     Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим,                       Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
Мы капусту жмём, жмём.                    Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили,                 Ритмичные удары ребром ладоней по  
                                                                                столу.
Перетерли,                                       Трут ладони друг об друга.
Посолили,                                         Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
И набили плотно в кадку             Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке.        Отряхивают руками.

Подвижная игра «Урожай»

В огород пойдём, урожай соберём Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем Движения по тексту

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный

Луку мы нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

Разминка(выполняем в середине занятия, предлагая детям встать за стульчики)

Два хлопка над головой, (раз, два)

Два хлопка перед собой, (раз, два)

Две руки за спину прячем (раз, два)

И на двух ногах поскачем (раз, два)

Подвижные игры «Овощи»

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Останавливаются, крутят водящего.)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.

(Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

Был горох совсем неплох.

(Попеременно топают ногами на месте.)

Круглый, звонкий,

Желтый, гладкий,

Очень ровный, очень сладкий.

(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.

Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом.

(Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе!

На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

Н.В. Нищева

Артикуляционная гимнастика (выполняется ежедневно, добавляя к упр. прошлой недели)

5. «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

6. «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6 «Качели».

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

4 неделя. Тема «Сад. Фрукты. Труд людей в садах».

Рассмотреть с детьми натуральные фрукты и иллюстрации с их изображением.

Закрепить названия фруктов: абрикос, банан, персик, слива, яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон. Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты».

  1. Лексико-грамматические упражнения и игры.

1.1.«Один – много» Им.п. (1). Р.п. (2)

Слова: яблоко, слива, груша, персик, абрикос, вишня, банан, апельсин, мандарин…

1.2.«Назови ласково» (1,2). Слова: груша, слива и др.

1.3.«Подбери признак к предмету» (1,2).

Груша (какая?) сочная, ароматная, спелая, вкусная, сладкая, душистая, твёрдая, вытянутая, жёлтая.

1.4.«Подбери действие к предмету» (1,2).

Груша (что делает?) зреет, созревает, растёт, висит, падает, лежит, гниёт.

1.5.«Подбери родственные слова» (2).

Например: «Назови яблоко ласково. Назови дерево, на котором растут яблоки. Назови ласково яблоню. Как называется варенье из яблок?»

1.6.«Подбери предмет к признаку» (2).

Сливовый (что?) сок, джем, компот, напиток, конфитюр.

Сливовое (что?) пюре, варенье, повидло.

Сливовая (что?) пастила, начинка.

Сливовые (что?) пироги, соки.

1.7.«Назови сок, варенье» (1, 2).

Сок из яблок (какой?) яблочный.

Варенье из слив (какое?) сливовое.

1.8.«Составить предложения по образцу» (1, 2).

Лайм кислый, а груша сладкая. Лайм круглый, а груша вытянутая. Лайм зелёный, а груша жёлтая.

1.9.«Сосчитать фрукты» 1 – 5 (1); 1 – 10 (2).

Банан (1).

Полезный банан (2).

  1. Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

2.1.«Цепочка слов» Взрослый и дети (5 – 6 человек) стоят по кругу, держась за руки. Ребёнок называет какой-либо фрукт, следующий, стоящий слева от него, повторяет название фрукта и произносит название другого фрукта и т. д.

2.2.«Что исчезло?» На демонстрационной доске расположены 5 – 6 (1), 8 – 9 (2) картинок с изображениями фруктов (на столе муляжи или натуральные фрукты). По сигналу взрослого дети закрывают глаза. Взрослый убирает одну картинку. Затем просит детей открыть глаза и назвать исчезнувшую картинку (фрукт).

2.3.«Что изменилось?» Проводится аналогично игре «Что исчезло?» с разницей, что взрослый меняет местами картинки (фрукты).

2.4.«Четвёртый – лишний» (с использованием предметных картинок).

Яблоко, черешня, груша, апельсин; яблоко, банан, апельсин, мандарин;… (1, 2).

Апельсин, мандарин, капуста, слива; малина, клубника, гранат, крыжовник (2).

2.5.«Ответить на вопросы» (1, 2).

- Какой фрукт не бывает круглым?

- Какой фрукт не бывает твёрдым?

- Какой фрукт не бывает мягким?

- Какой фрукт не бывает синим?

- Какой фрукт не бывает вытянутым?

- Какой фрукт не бывает сладким?

2.6.«Узнай на вкус и по запаху» (1, 2).

По вкусу и по запаху определить фрукт.

2.7.«Что растёт в саду?» (2). Взрослыйназывает фрукты и бросает поочерёдно детям мяч (мягкую игрушку). Ребёнок, поймавший мяч, отвечает, где растёт этот плод и возвращает мяч.

2.8.«Магазин»(1, 2). Дети – покупатели, взрослый – продавец. «Покупатель» может приобрести любой фрукт, назвав его величину, цвет, форму, вкус, сказав, какой он на ощупь.

2.9.«Свари компот» (2). Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают последовательность приготовления компота. Например: Я налью в кастрюлю воды. Я вымою яблоки, ягоды. Я нарежу яблоки» И т.д.

  1. Игры и упражнения по ФЭМП.

3.1.«Выбери фрукты» (1, 2). Детям предлагается выбрать из предложенных муляжей фруктов(предметных картинок)сначала фрукты круглой формы, затем овальной и вытянутой.

3.2.«Разложи по цвету, форме» (1, 2). Взрослый предлагает разложить муляжи (настоящие фрукты) сначала по цвету, потом – по форме. Затем задаёт вопросы: Какие фрукты круглой формы? Какие фрукты зелёного цвета? Какие фрукты овальной формы? Какие фрукты красного цвета? Какие фрукты вытянутой формы?

3.3.«Сравни фрукты» (1, 2). Взрослый, бросая поочерёдно мяч детям, задаёт вопрос: «Что меньше, персик или вишня?» «Что больше, яблоко или ананас?» и т. п.

3.4.«Чего больше? Чего меньше?» (2). Детям предлагается рассмотреть карточку с изображениями фруктов группами (3 апельсина, 4 банана, 5 яблок, 1 груша, 6 гранатов). Затем взрослый задаёт детям вопросы: «Чего на рисунке больше, апельсинов или яблок? Чего меньше – груш или бананов?» и т.д.

3.5.«Соедини правильно» (1). Детям предлагается рассмотреть карточку с изображениями большой груши и большого яблока, маленькой груши и маленького яблока. Затем взрослый просит соединить линией большое яблоко с маленьким яблоком; большую грушу с маленькой грушей. Закрасить большие фрукты красным, маленькие жёлтым (с обязательным проговариванием: «Это большое красное яблоко»). И т.д.

  1. Развитие речи.

4.1.Составление описательных рассказов по плану. (1, 2)

Что это?

Где вырастает?

Описание внешнего вида.

Какой на вкус?

Что из этого готовят?

4.2.Придумывание загадок.

4.3. Литературное чтение: М. Пришвин «Ёж»; Л. Н. Толстой «Старик и яблони»; М. Исаковский «Вишня»; А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…».

  1. Фонетика.

5.1.«Звук – слово» (1, 2). Взрослый вперемешку называет коротко звуки и разные слова, дети определяют, что назвал взрослый – звук или слово.

5.2.«Назови слово» (1, 2). Дети, передавая мяч по кругу, называют слова, которые начинаются со звука [а] ([у]. [о]. [и]).

5.3. Игра с мячом. Воспитатель бросает детям мяч, называя слова по лексической теме «Фрукты – овощи». Если в слове есть заданный звук, ребёнок должен поймать мяч, если нет этого звука – отбить мяч. (слова простые, короткие)

  1. Развитие мелкой моторики. Обведение трафаретов, шаблонов фруктов раскрашивание их, штриховка. Вырезывание картинок. Работа в тетради.

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке,                                Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,                                     Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю                                 Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю.                                  Катают мячик между ладонями.
                             Н. Нищева

Динамическая пауза «Собираем фрукты»

Я не бью баклуши -

Собираю груши!

(Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».)

Яблоки сорву – друга позову

(Смена рук.)

Чищу я банан -

(Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)

Другу тоже дам!

(Протянуть руку вперед с бананом.)

О.И. Крупенчук

Подвижная игра «Ежик и барабан»

С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум.

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались, Бум-бум-бум.

(Прыжки.)

Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

Н.В. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(Идут по кругу взявшись за руки.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра.

(Останавливаются лицом в круг.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура.

(Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда!!!

(Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайся, кто куда!

(Разбегаются.)

Н.В. Нищева

Артикуляционная гимнастика

7. «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

8. «Бульдог» Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5сек.

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

За что их только дали...

Подвижные игры

Яблонька в моём саду (Движения по тексту)

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснёт.

Мы сегодня в сад пойдём,

Фрукты разные найдём.

5 неделя. Тема: «Лес. Грибы и лесные ягоды»

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением леса, грибов, ягод.

Рассмотреть на прогулке разные виды деревьев и кустарников. Отметить особенности строения: ствол (стволы), ветви, листья (иглы), плоды и т.д. Закрепить названия деревьев и кустарников: берёза, дуб, ель, сосна, рябина, клён, тополь, малина, смородина. Названия грибов: белый гриб (боровик), подосиновик, подберёзовик, мухомор, поганка, лисичка. Ягод: малина, смородина, брусника, клюква, черника.

  1. Лексико-грамматические упражнения и игры.

1.1.«Один – много» Им.п. (1). Р.п. (2)

Слова: дуб, берёза, ель, сосна, рябина, клён; боровик (белый гриб), подосиновик, подберёзовик, лисичка, опёнок, груздь, мухомор, бледная поганка.

1.2.«Назови ласково» (1,2).Слова: дуб, берёза, сосна, тополь, ёлка, рябина, лист, ветка, шишка, куст, дерево и др.

- Смородина – смородинка

- Брусника – брусничка

- Черника – черничка

- Малина – малинка

1.3.«Подбери признак к предмету» (1,2).

Лист (какой?) зелёный, круглый, овальный, резной, гладкий, шероховатый.

Лес (какой?) хвойный, смешанный, лиственный, зелёный, молодой, старый.

Слова: ствол, крона, корни.

1.4. «Подбери предмет к признаку» (2).

Берёзовый (что?) сок, лист, ствол.

Берёзовая (что?) ветка, крона.

Берёзовые (что?) корни, листья.

1.5.«Сосчитать»1 – 5 (1); 1 – 10 (2).

Берёза, дуб, тополь (1). Стройная берёза, могучий дуб, серебристый тополь (2).

1.6.«Какой лист?» (1,2) на образование относительных прилагательных от существительных. Лист берёзы (какой?)берёзовый.

Слова: клён, дуб, рябина, тополь, иголки ели, иголки сосны.

1.7.«Согласование существительного с прилагательным»(1)

Стол из дерева (какой?) деревянный.

Слова: стул, скамейка, игрушки, мебель, карандаш, матрёшка, ложки, окно.

1.8.«Скажи наоборот» (1,2).

Высокое дерево – низкое дерево.

Толстый ствол; длинная ветка; широкий лист; большая ель…;

Старый боровик большой, а молодой боровичок…маленький. У белого гриба ножка толстая, а у подосиновика… тонкая.Подберёзовик – съедобный гриб, а мухомор…несъедобный (ядовитый).

1.9. «Жадина» (1,2). Представь, что это твои грибы. Ответь на вопросы: Чей это боровик? – Мой боровик! – Чья волнушка? – Моя волнушка. – Чьи опята? – Мои опята?...

  1. Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

2.1.«С чьей ветки детка?» (1,2). Подобрать предметные картинки с изображениями листьев и плодов к соответствующим изображениям деревьев.

2.2.«Подбери крону к стволу» (1). Берёза, дуб, тополь, сосна.

2.3.«Цепочка слов». Взрослый и дети, 5-6 человек, стоят по кругу, держась за руки. Ребёнок называет какое-либо дерево, следующий, стоящий слева от него, повторяет название дерева и произносит название другого дерева и т.д. Цепочка из 3 – 5 слов (1). Цепочка из 5 – 7 слов (2).

2.4.«Чем похожи, чем отличаются?» (1,2). Сравнение деревьев по стволам, кронам, листьям. Сравнение грибов и ягод со зрительной опорой.

2.5.«Чего не стало?» Используются 5 – 7 предметных картинок с изображениями деревьев, грибов или ягод. (1). Используются 6 – 7 предметных картинок с изображениями листьев (2).

2.6.«Четвёртый – лишний».

Деревья – цветы, грибы – ягоды (1). Деревья – плоды; хвойные – лиственные (2).

2.7.«Что прибавилось?» Используется 6 – 7 предметных картинок (1).

Используется 8 – 9 предметных картинок (2).

2.8.«Продолжи цепочку» (1). Игра с мячом. Взрослый поочерёдно каждому ребёнку называет деревья (грибы, ягоды) (2-3 названия). Ребёнок называет ещё одно.

2.9.«Запомни – повтори» Используются 5 – 6 слов (1); 7 – 8 слов (2). Взрослый поочерёдно детям проговаривает ряд слов из названий деревьев (грибов, ягод). Ребёнок запоминает и повторяет.

2.10.« Где звучало?» (2). Педагог берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами. Педагог звенит, например, слева, справа, впереди, сзади, над ним. Ребёнок, не открывая глаз, показывает и называет направление, откуда исходит звук.

2.11.«Поймай ошибку» (1,2)

Осенью на берёзах много желудей. Ветер дует, потому что листья осыпаются.

Осень приходит, потому что холодает. Дует холодный ветер, потому что дети тепло одеваются.

2.12.«Разложи листочки» Сравнение предметов по цвету (форме, размеру): находить одинаковые и разные по цвету(форме, размеру): предметы на основе практических действий; составлять группы предметов, одинаковых по цвету (форме, размеру).

  1. Игры и упражнения по ФЭМП.

3.1.«Найди и покажи» (проводится на прогулке) (1). Найти и показать дерево с самым толстым стволом; с самым тонким стволом и т.д.

3.2.«Сравни деревья» (проводится на прогулке) (1,2).

Сравнить деревья по высоте, по толщине стволов, длине веток, ширине листьев.

3.3.«Разложи верно» (1). Разложить картинки с изображением деревьев в последовательности от самого тонкого ствола до самого толстого и наоборот.

Разложить картинки с изображением грибов в последовательности от самого маленького до самого большого по размеру; от самого тонкого до самого толстого по размеру.

3.4.«Разложи бруски» По инструкции взрослого распределить бруски по форме на 2 группы (толстые и тонкие (1); с усложнением: справа маленькие и толстые, слева маленькие и тонкие. (2).

3.5.«Сделай поровну» (2). Уравнивание по количеству групп предметов (листьев деревьев) с сопровождением словами практических действий (прибавил, убавил, стало больше, стало меньше).

3.6.«Разложи листья» (2) ориентировка на листе бумаги.

Детям предлагаются лист бумаги и листья деревьев. Далее взрослый просит детей последовательно разложить листья деревьев на листе бумаги по словесной инструкции воспитателя. Например: «Лист берёзы положить в правый верхний угол. Лист тополя в левый нижний. Лист клёна в середину (центр) листа. Затем спросить: Куда ты положил лист тополя? И т.д.

3.7.«Продолжи ряд» (цветовой и видовой) (1).

Красный лист, жёлтый лист… Лист клёна, лист дуба…

3.8.«Толще – тоньше» (2). Рассмотреть картинку и составить предложение. Образец: Ствол берёзы тоньше, чем ствол дуба, а ствол дуба толще, чем ствол берёзы.

3.9.«Найти грибок» (1). Взрослый просит детей пройти по группе по инструкции и найти гриб.

  1. Развитие речи.

4.1.Составление описательных рассказов по плану. (1, 2)

Что это?

Какое это дерево, хвойное или лиственное?

Какой у дерева ствол?

Какие у дерева листья? Какие у дерева иголки?

Какие у дерева плоды?

4.2. Худ. литература: сказка «Маша и медведь»; рассказ Л.Н.Толстого «Дуб и орешник», М. Исаковский «Вишня»; Я. Тайц «Про ягоды»; Е. Трутнева «Грибы»; В. Катаев «Грибы»; А. Прокофьев «Боровик»; Я. Тайц «Про грибы».

  1. Фонетика.

5.1. «Сигнальщики». Закрепление понятий звуки гласные и согласные ( 2).

Воспитатель называет слова по лексической теме, дети определяют первый звук и поднимают карточку соответствующего цвета (синюю или красную)

Например, орешник (слышим звук /а/) – красная карточка, дуб – звук /д/ - синяя карточка.

Слова: ива, клён, груша, орешник, дуб, ильм, акация, тополь, малина, …

5.2.Артикуляционная гимнастика. (1,2).

См. распечатку.

  1. Развитие мелкой моторики. Предложите детям написать в тетрадях, мелом на доске (на асфальте), вылепить из пластилина, выложить из ниток (мулине), из пуговиц, мелкой мозаики изученные буквы и цифры (1,2) См. тетрадь взаимосвязи.

  1. Выучить:

Пальчиковая гимнастика "Грибы"(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы, выполняем по два раза: на правой и левой руке)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. (потянуть, потереть большой палец)

Гимнастика для глаз (стихотворение читает педагог, дети только выполняют движения глазами)

Вот стоит большая елка –

Вот такой высоты (поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки)

У нее большие ветки –

Вот такой ширины (смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки)

Есть на елке даже шишки (смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки),

А внизу – берлога мишки (смотрит вниз),

Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается)

И сосет в берлоге лапу.

При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать.

Дыхательное упражнение «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ауууУ". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. «Аааау»; «Ааааауууу» Повторите пять-шесть раз.

Ребёнок катает мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: Играющие располагаются по одной стороне площадки, на другой – медведь (воспитатель с игрушкой). Дети идут к нему и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

После этого медведь догоняет детей, а они убегают в дом. Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончанию слов.

Подвижная игра «По тропинке леший шёл»

По тропинке Леший шёл, на полянке гриб нашёл (Ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок – Вот и полный кузовок! (Приседания)

Леший охает – устал, (далее по тексту)

Оттого что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся.

А потом вперёд нагнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся величаво. (Повороты туловища)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Артикуляционная гимнастика

9. «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 сек.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

10. «Кружок». «Футбол» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Подвижная игра «Сороконожка»

Шла сороконожка по лесной дорожке. (Дети идут, держась друг за друга, изображая сороконожку)

Вдруг закапал дождик: Кап! (Дети останавливаются)

Ой, промокнут сорок лап. (потрясли одной ногой, затем другой)

Насморк мне не нужен, обойду я лужи (Изображают, как обходят лужи)

Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу.

И потопаю потом (дети топают)

Ой, какой от лапок гром.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Календарно-тематическое планирование работы учителя-дефектолога в разновозрастной группе детей с ЗПР. первый этап с сентября по ноябрь. Понедельник - познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром и развитие речи). Вторник - речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Среда - познавательное развитие (ФЭМП). Четверг - речевое развитие (развитие речи). Пятница - ККРЗ (комплексное коррекционно-развивающее занятие).
0 ₽
В ДОУ в коррекционных группах для детей с ЗПР не предусматривается ставка учителя-логопеда (в программе С.Г. Шевченко прописана работа логопеда во второй половине дня), что негативно отражается на речевом развитии детей. Не все родители хотят или могут подключить логопеда, поэтому учитель-дефектолог частично, по мере возможности, ведёт логопедическую работу. Предлагаю опыт логопедической работы в разновозрастной группе с детьми с ЗПР.
0 ₽
Практические рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей разновозрастной коррекционной группы (для детей с ЗПР). Данные рекомендации дефектолог разрабатывает и предоставляет воспитателям в печатном и электронном виде, чтобы педагоги включали эту работу в свой план, использовали в режимных моментах. В рекомендациях учитываются особенности развития детей с ЗПР, создаётся система работы педагогов, работающих на группе. В результате командной работы педагогов и родителей (часть аналогичных заданий предлагается родителям для закрепления дома) к концу каждой недели дети знают одну пальчиковую гимнастику, одну разминку (речь с движениями) и несколько подвижных игр. Также проводится подготовительная работа (наблюдения, чтение художественной литературы и т.п.) Индивидуальная работа прописывается ежедневно в тетради взаимосвязи.
0 ₽