5
Тема урока: Масса. Килограмм.
Цель: познакомить с величиной - масса и её единицей измерения килограмм.
Задачи:
• Создать условия для знакомства с величиной масса и её единицей измерения.
• Научить взвешивать и сравнивать предметы по весу.
• Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти,
коммуникативных навыков.
• Прививать интерес к математике.
Оборудование : чашечные весы ,электронные, напольные весы ,соль 1кг, гиря1кг. безмен, компьютер, проектор, словарь, К. И. Чуковский «Телефон»
ХОД УРОКА
Какое сегодня прекрасное утро.
Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми .
Эти цветы и музыка в подарок.(слайд)
I. Организационный момент.
Признайтесь: вам давно хотелось заняться чем - то интересным, проявить свои способности и узнать новое? Тогда считайте, что вам повезло.
II. Актуализация знаний.
Посмотрите на девиз нашего урока «Учитесь…… открывать!»Слайд 1
а) Какое слово нужно вставить?
Слайд 2 Задание из устного счета поможет нам. Найди ошибки в примерах и расположи их в порядке возрастания и узнаешь слово.(тайны)Слайд3-4
9-6-1 й
8-5+1 ы
9-8-1 т
6-4+1 н
7-3-1 а
б) Даны слова: слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, масса.
вычитаемое, разность.
Сгруппируй слова.
Какие группу слов получились ?
Какое слово оказалось лишним?
Что обозначает это слово? (масса-это величина предмета)
Где можно узнать значение этого слова?
( словарь)
III. Введение в тему урока.
1.Возьмите, пожалуйста, в одну руку учебник, а в другую тетрадь и сравните их: что легче, а что тяжелее?
Вот сейчас мы и говорим о массе предметов.
Определите тему урока. Масса. Килограмм. Слайд 5
Что должны узнать?
Чему мы будем учиться?
Где наши знания пригодятся в жизни?
2. Открытие нового знания.
Предлагается для сравнения две одинаковые коробки от чая(одинаковой формы, размера, цвета), но при этом одна пустая, другая – заполненная чаем.
Вначале демонстрируется на расстоянии.
Найдите отличие в коробках.
Можно ли на расстоянии определить какая коробочка тяжелее?
Затем дети берут в руки и обнаруживают отличия: одна коробка легче, а другая тяжелее.
Какая коробка легче? Какая тяжелее?
Отличие ли это – быть легче или тяжелее другого предмета или признак? (Да, это признак).
Что можно сказать за наши руки? (Руки наши весы)
С помощью чего можно определить, какой предмет тяжелее? (весы)
Знакомство с чашечными весами.
Обе коробки помещаются на чашечки весов, уравновешенные перед этим и чашечки перемещаются.
Почему одна чашечка опустилась, а другая поднялась? (Потому что одна коробка тяжелее, а другая легче).
Вывод: чтобы узнать какой предмет тяжелее, нужно воспользоваться весами.
Наши руки могут определить, какой предмет тяжелее.
Давайте проверим руками , чей портфель тяжелее Саши или Артура?
Почему нельзя носить портфель в одной руке? Почему вы одеваете его на плечи?
Слайд6 У подроста еще не окреп позвоночник и он очень легко поддается искривлению, если постоянно носить в одной руки тяжелый портфель или не правильно сидеть за партой, низко наклоняться или горбатиться это будет вредить вашему здоровью.
в) Задание 1.Слайд7
Мама дала Пете яблоко, Вове грушу, Кате – лимон, а Лене – клубнику. Они никак не могут решить: чей плод самый тяжелый.
Что нужно сделать, чтобы узнать, чей плод самый тяжелый? (Ответы детей: взвесить).
Правильно, их надо взвесить и тогда мы узнаем, какой предмет тяжелый.
Что нам для этого понадобится? (Весы).
Слайд 8 Взвешиваем яблоко и лимон.
У Пети или у Кати самый тяжелый плод? (Они одинаково весят).
Слайд 9 Скажите, пожалуйста, у Пети или у Вовы самый тяжелый предмет? (Самый тяжелый плод у Вовы).
Слайд 10 Сейчас мы взвесим яблоко Пети и клубнику Лены.
Одинаковы ли по весу яблоко Пети и клубника Лены?
Чей предмет тяжелее? (Они разные. Яблоко Пети тяжелее, чем клубника Лены).
Легче - тяжелее - это отличие или свойство (признак) предметов? (Это свойство).
Слайд 11Вывод: каждый предмет имеет свойство, которое называется масса.
Её можно измерить, исчислить значит это величина. Вл. Даль Слайд12
3. Глазная гимнастика.Слайд13-18
4.Продолжение работы по теме урока.
Какую тайны мы уже открыли? ( Предметы имеют массу и её можно взвесить весами.)
Вы хорошо разобрались в этом понятии и теперь попытаемся открыть следующие тайны самостоятельно в группах .
Настя напомнит правила работы в группе.
(Группируются ребята по указанию учителя.)
1гр. Рассматривают слайд 19 с весами и думают, что можно взвешивать на них (Напольные весы ). Узнай свой вес.
2гр. Познакомьтесь это безмен. Подумайте, что на них можно взвешивать. Взвести свои портфели и узнай чей самый легкий.
3гр. Как узнать массу крупы на пакете?(рассматривают пакет и узнают массу нетто продукта) Знакомятся с гирей 1 кг. Мера массы 1 кг.
Надо сказать, что сейчас редко увидите весы с гирями. Легче и удобнее, и точнее пользоваться электронными весами .
Вспомните, на каком уроке мы недавно вспоминали о старинной мерке продуктов? ( чтение: Чуковский «Телефон»)
Презентация своей работы в группах.
V. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником.
1. Посмотрите новый материал с.34 и скажите, о чем еще нам сообщает автор учебника?
2. Дидактическая игра со здоровьесберегающим компонентом.
Поиграем в «Трамвайчик». Сожмите пальцы в кулак – большой палец должен быть сверху. Напоминаю, вам нужно внимательно меня слушать и отгибать те пальцы, которые я назову. Номера пальцев – перед вами на экране. Давайте вместе. Итак, поехали. Пальчики-зайчики ехали в трамвайчике. На первой остановке вышел пятый палец (палец отгибается). На следующей вышел первый палец. На следующей – второй палец. На следующей - четвертый палец. А последний вышел третий пальчик-зайчик. Молодцы, всех зайчиков выпустили!
3.Логическая задача:
Будет ли 1 кг муки = 1кг сахара?
(да так как используется одна мерка – 1 кг) Слайд 21
4.Работа по карточкам ( в паре) индивидуальные карточки. Слайд 22
Какие числа нужно вставить в первых весах? (1, 2).
Какое число нужно вставить во вторых весах? (4)
Какое число нужно вставить в третьих весах? (8).
V. Итог урока. Слайд 23
Я узнал …….
Я могу
Я умею….
- Спасибо всем за урок. Молодцы! Слайд 24