Педагог. Кошман Ирина Владимировна
Предмет. Математика. 1 «В» класс
Тема урока. Ломаная линия.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель:Познакомить с ломаной линией и ее компонентами.
Задачи урока:
1) Образовательные:
- познакомить учащихся с ломаной линией и её видами; усвоение понятий "ломаная",
"звено ломаной линии", "вершина ломаной";
- повторить: отрезки, линии;
- совершенствование вычислительных умений и навыков.
2) Развивающие:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
- совершенствовать уровень развития математической речи
- показать межпредметную связь математики и других предметов.
3) Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативные качества учащихся
- воспитывать гордость за свою отчизну, достижения в науке, технике, космонавтике.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация
Компьютер, проектор, экран
Спагетти, кусочек пластилина
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества; консультант, управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог);
- ИКТ-технология (презентация).
Ожидаемый результат:
- знать что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от отрезка, луча, прямой линии, кривой линии
- расширение знаний о геометрическом материале
- повышение активности учащихся на уроках
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности
- обогащение математического словарного запаса
Ход урока:
I. Организационный момент
-Ну-ка, посмотри дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все готовы отвечать?
Поработаем на …пять!
II.Устный счет:
(Слайд №1)
На доске: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8. 9, 10.
-Найдите это число и поставьте его на место. Обоснуйте свой ответ.
-Что вы можете сказать о числе 5?( В натуральном ряду стоит на 5-ом месте, последующее число – 6 предыдущее-4, соседи этого числа 4 и 6).
- Придумайте числовые выражения значения которых равны 5.
(Слайд №2)
III. Актуализация
– На какие части можно разбить все фигуры на доске? (по цвету, по форме, по размеру.
На компьютере появляются геометрические фигуры и ученики дают их название, объясняя формулировки
Предполагаемые ответы учеников:
Отрезок - это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон
Прямая линия – это множество точек. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону
Луч – прямая, которая имеет начало, но не имеет конца, т. е. может длиться только в одну сторону и бесконечно.
IV. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
-Какая фигура на ваш взгляд изменилась? Что изменилось? - Есть ли какое сходство у неё с отрезками? - Это и есть наша тема урока. |
- Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы. |
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
1, 2, 3, 4, 5 –
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем
VI. Работа над новым материалом.
- Мы продолжаем путешествие в страну Геометрию. Посмотрите, что у меня в руках? (Вермишель спагетти). Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию).
- Возьмите в руки спагетти, которые раздал вам дежурный. Переломите в середине, а затем каждую часть ещё раз переломите пополам.
- Какие геометрические фигуры вам напоминают? (Отрезки, их стало 4)
- Соедините их кусочками пластилина между собой. Можно ли теперь назвать полученную фигуру прямой линией? (Нет)
- Как бы вы назвали такую геометрическую фигуру? (Поломанная линия)
Я должна немного поправить вас, она называется "ломаная" линия.
- Посмотрите, из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков)
- Каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков - звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? (Четыре)
- Звенья ломаной не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной.
- Сколько вершин у данной ломаной линии? (Три)
- Кроме того, у ломаной линии есть 2 конца.
VII. Первичное закрепление с. учебника 43.
Работа в тетрадях с.16.
-Сколько звеньев имеет ваша ломаная линия?
-Какое наименьшее количество звеньев может иметь ломаная линия?
-Уберите 1 звено, ещё 1, ещё 1…
Вывод: наименьшее количество звеньев -2
- А как вы думаете, ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми?
Учитель открывает на доске таблицу № 1:
- Какие фигуры изображены в таблице? (ломаные линии)
- У какой ломаной больше всего звеньев? (№ 4)
- У какой ломаной меньше всего звеньев? (№ 1)
- Какая ломаная имеет три вершины? (№ 2)
- Какая ломаная имеет пять вершин? (№ 4)
Учитель открывает на доске таблицу №2:
- Это тоже ломаные линии. Чем они отличаются от ломаных линий на первой таблице? (Все звенья соединены между собой)
- Такие ломаные линии называют "замкнутыми", а линии на первой таблице - "незамкнутыми" линиями.
- Назовите замкнутую ломаную линию, которая имеет меньше всего звеньев. (№1)
VIII.Вывод:
- С какой геометрической фигурой познакомились? (Ломаной линией)
- Из каких элементов состоит ломаная линия? (Из звеньев и вершин)
- Какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые)
– Какие задания вы выполнили с удовольствием.
-На следующем уроке мы…