ИГРА НА ФОРТЕПИАНО - КАК ФОРМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Т.В.БАХАЕВА
г.Скопин
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, обучение и развитие.
В статье рассматриваются вопросы инклюзивного обучения в школах дополнительного образования, даются рекомендации по форме и содержанию проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями.
Во многих развитых странах мира, уже давно используется индивидуальный подход и интеграция детей с ограниченными возможностями в систему «общественного» образования. В нашей стране такой опыт отсутствовал, так как обучение осуществлялось в специализированных школах, что приводило в дальнейшем к определенным трудностям в момент адаптации ребенка в современном обществе.
В музыкальном образовании такие дети не рассматривались вообще.И только сейчас наше мы приходим к осознанию того, что всестороннее развитие ребенка – инвалида, существенно облегчает и украшает жизнь не только его самого, но и окружающих. Среди таких детей много, по– настоящему, способных и даже талантливых, так как они с большим воодушевлением и усердием относятся к обучению, открыты для всего нового, радуются каждому полученному умению.А школы дополнительного образования, как раз могут предложить гибкую систему образования и индивидуальный подход, в зависимости от возраста и проблем здоровья и развития ребенка.Он не должен подстраиваться под существующую систему, так как система сделана для него и подчинена только ему. Преимущества индивидуального учебного плана очевидны:в нем отражены все новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы. В полной мере осуществляется «инклюзия» – как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся, с возможностью реализации своей индивидуальности. Инклюзия предполагает создание таких условий, в которых заинтересованы все стороны происходящего процесса: родители, преподаватели, дети. Все они должны постараться понять, услышать и принять друг друга с целью плодотворного взаимодействия. Основная задача учителя - установление доверительных отношений с родителями ребенка. Он должен внимательно изучить взгляды родителей на образование, договориться о совместных действиях, которые окажут нужную поддержку в нужное время.
Главной целью школ дополнительного образования, при реализации инклюзивной программы, является обеспечение условий для обучения и разработка новых методик, которые будут индивидуальными в каждом отдельном случае, в связи с той или иной степенью заболевания обучаемого.Все это требует от преподавателя и руководителя правильного, компетентного подхода.Не каждый преподаватель сможет перестроиться сам и перестроить свой, уже сложившийся подход к образованию и обучению, нельзя требовать от педагога невозможного. Но направлять на тематические курсы повышения квалификации можно и нужно, это поможет в формировании новых педагогических взглядов и обогатит опыт.
До начала обучения необходима очень подробная беседа с родителями и близкими ребенка. Нужно узнать его историю болезни и развития.Родители должны поделиться всеми достижениями и неудачами, обозначить круг интересов ребенка: что он любит, а что нет, как он реагирует на замечания и похвалу, каковы его сильные и слабые стороны, каков уровень его психоэмоционального и умственного развития, особенности поведения и т.д.
Музыкальные занятия должны проводиться по особенному плану. Нельзя ставить задачи, достижение которых дается с большим трудом и вызывает перенапряжение ученика. Постепенно, не форсируя события, внимательно наблюдая за состоянием ребенка, учитель должен инстинктивно чувствовать, сколько материала на данном уроке может освоить обучаемый.
В процессе работы с ребенком – инвалидом, часто возникает проблема с техническим аппаратом, то есть с руками. Так как у таких детей практически всегда понижен или повышен мышечный тонус, имеются неврологические проблемы и нарушение мелкой моторики. В этом случае необходимо добавить к занятиям гимнастику для пальцев, которая существенно улучшает взаимодействие с инструментом. Упражнения могут быть разнообразные, такие как:
1.Подтягивание всех пальцев поочередно к середине ладони, возвращая на место гладящим движением.
2.Сгибание всех пальцев по - одному от 2 сустава под прямым углом по направлению к ладони.
3.Сгибание всех пальцев по - одному от 3 сустава под прямым углом к ладони.
4.Руки на столе. Поднимать поочередно все пальцы как можно выше.
5. «Шагать» на столе разными парами пальцев.2 – 3, 3 – 4, 4 – 5 и т.д.
6.Вращение кистями рук начала в одну, затем в другую сторону.
Не менее важно развитие метро – ритмических и слуховых навыков, которые закрепляются с помощью движений под музыку. Ребенок ходит, марширует, хлопает, выполняет различные задания, в соответствии с характером исполняемого произведения. Все это позволяет включить « всего» ученика в процесс, задействовать как можно больше зон обучаемости, использовать любой навык для развития.
Инклюзивное образование – процесс сложный и длительный, но он признает ценность различий всех детей и их способность к обучению, помогая поверить в себя и окружающих.
Литература:
1.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,
2. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Ярс., 1996 г.
«Учим детей общению».
3. Социально – воспитательные технологии. Педагогические технологии.
Г. К. Селевко . Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2,
М., 2006 г.