Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Методическая разработка открытого урока по классу фортепиано «Творческое музицирование в классе фортепиано»

Методическая разработка открытого урока по классу фортепиано «Творческое музицирование в классе фортепиано»

Творческое музицирование в классе фортепиано в ДМШ - основа пед.деятельности преподавателя. Важно дать учащемуся возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации и сочинения слов и музыки. Главная составляющая творческой деятельности ребенка - умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли. Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МБУ ДО «Сивинская ДМШ»

Межтерриториальный конкурс

«Педагогическое мастерство»

среди преподавателей сельских ДМШ Пермского края

номинация

«Методическая разработка»

открытого урока по классу фортепиано

«Творческое музицирование

в классе фортепиано»

преподавателя по классу фортепиано

МБУ ДО «Сивинская ДМШ»

Поносовой Ольги Васильевны

Сива

30.03.2023 год

Дата проведения: 2 четверть учебного года, МБУ ДО «Сивинская ДМШ».

Преподаватель ВКК по классу фортепиано: Поносова Ольга Васильевна.

Участники: 2 учащиеся 1 класса фортепиано (программа ДПП).

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: урок-сказка.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический;

- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученицы;

- Развитие мышления, творческой инициативы;

- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, слушать преподавателя при игре в ансамбле, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке:

Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Тема урока:«Творческое музицирование

в классе фортепиано»

Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

В интересной для ребенка форме урока продолжить работу над развитием интереса и расширением творческих возможностей учащихся в процессе обучения на инструменте.

1. Образовательные:

закрепление изученных теоретических знаний (лад, ритм, октава, темп) и продолжить формирование практических навыков (игра штрихом нон легато, работа с динамическими оттенками, исполнение произведений в заданном темпе).

2. Развивающие:

Развитие образного музыкального мышления, ритмического слуха, координации движения, творческой активности через различные виды деятельности.

3. Воспитывающие:

Воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, самостоятельности и трудолюбия учащихся.

4. Здоровьесберегающие:

Постановка пианистического аппарата, снятие мышечного напряжения учащихся.

Снятие мышечных зажимов.

         Чередование различных видов деятельности.

Средства обучения:

Театральная сцена (игрушечная), книга «Колобок», ноутбук, репродукции картин «Золотая осень» И.Левитан, «Золотая осень» В.Поленов, «Осень» И.Шишкин, нотные пособия (марш, танец, песня).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Настрой учащихся на урок.

Посадка за инструментом.

- Здравствуйте, дети!

- Какое у вас настроение? (отличное). С замечательным настроением мы начинаем сегодня наш урок специальности.

- Настраивайтесь, пожалуйста, на урок. Чувствуйте себя уверенно, раскрепощенно.

Итак, Тема урока:«Творческое музицирование

в классе фортепиано»

Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.

Задачами урокаявляются:

Общая задача - развитие интереса и расширение творческих возможностей учащейся в процессе обучения на инструменте в интересной для ребенка форме урока.

1. Образовательные:

- развитие творческих навыков игры на фортепиано с использованием различных приемов игры на инструменте,

- закрепление изученных теоретических знаний (лад, ритм, октава, темп) и работа над формированием практических навыков (игра штрихом нон легато, легато, стаккато, работа с динамическими оттенками, исполнение произведений в заданном темпе и характере).

2. Развивающие:

- развитие образного музыкального мышления, мелодического, ритмического слуха, координации движения, развитие навыка игры по нотам, развитие навыка игры в ансамбле, развитие умения осознания «непрерывности звучания» при исполнении, творческой активности через различные виды деятельности.

3. Воспитывающие:

- воспитание устойчивого интереса к занятиям по фортепиано, музицированию, потребности познавать новое,

- воспитание эстетического вкуса, самостоятельности и трудолюбия учащейся в применении полученных навыков,

- обогащение музыкального репертуара.

4. Здоровьесберегающие:

- снятие мышечного напряжения ученицы,

-рациональная организация урока,чередование различных видов учебной деятельности,

- применение физкультминуток и пауз,

- создание благоприятного режима двигательной активности обучающейся.

  1. Постановка учебной задачи.

Методический комментарий:

Что дают занятия творчеством, почему так важно заниматься этим в младших классах?

  1. Прежде всего, ребенок имеет возможность самореализоваться.

В процессе собственной творческой деятельности активно развиваются самостоятельность, вариативность, гибкость музыкального мышления.

  1. Развиваются и все музыкальные способности: слух, память, ритм.

  2. Формируется комплекс исполнительских приемов и навыков юного музыканта, что тоже не маловажно, ведь в существующей сегодня системе музыкального образования доминирует установка на воспитание пианиста-исполнителя. А исполнительское искусство, искусство интерпретации – достаточно сложный вид деятельности и для взрослого «сложившегося» музыканта, тем более для ребенка. И именно в процессе собственного творчества ребенок познает, из чего складывается музыкальный образ, какими средствами, приемами он создается.

  1. Самое главное, эти занятия способствуют ускорению процесса обучения, повышению его качества.

  2. Необходим учет психолого-возрастных особенностей учащихся (для младшего школьного возраста желательны игровые формы освоения материала).

Занятие творческим музицированием представляет собой интерактивную технологию обучения. Учащийся обучается в процессе активного музыкального общения со своим преподавателем, т.е. ученик-преподаватель – две личности (два субъекта образовательного процесса), которые «разговаривают» и «понимают» друг друга на «музыкальном языке». Фрагмент такого общения мы и хотим предложить вашему вниманию.

- Дети, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках специальности?

(Разучиваем на инструменте различные песенки, пьесы, учимся играть на фортепиано)

- Хорошо. Сегодня мы должны показать с тобой, чтО мы умеем, чему учимся на уроках специальности, вспомнить все наши знания.

- Для начала сделаемпальчиковую гимнастику, разомнем наши пальчики для успешной игры, чтобы были гибкие и подвижные.

1. УПРажнение "Качели". Представьте, пожалуйста, что вы качаетесь на качелях. Упражнение выполняем поочередно каждой рукой: опустить руку вдоль туловища и свободными движениями раскачивать ее вперед-назад, увеличивая амплитуду движения.

- Молодцы! Хорошо у вас получается!

2. УПРажнение «Бинокль» - соприкосновение 2, 3, 4 и 5 пальцев с первым, образуя колечко.

- Умницы! И с этим упражнением вы справились!

3. УПРажнение

Вышла мышка как-то раз

Пальцы обеих рук «бегут» по столу

Поглядеть, который час.

Поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Раз, два, три четыре

Сжимают пальцы в кулак

Мышка дернула за гири.

Выбрасывают пальцы из кулаков

Вдруг раздался

         страшный звон,

Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга

Убежала мышка вон.

Прячут руки за спину (руки-«хвостики»)

- Встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

- Молодцы! Отличная разминка получилась!

- Сегодня урок необычный – во-первых, к нам приехал театр юного зрителя (преподаватель выставляет театральную сцену на фортепиано), во-вторых, сегодня урок пройдет в форме конкурса (свои знания, умения, навыки вы должны продемонстрировать в лучшей степени).

- Вы были в театре? (варианты ответа – да, нет)

- В театре нам, зрителям, демонстрируют спектакли. А у нас театр юного зрителя – значит, спектакль детский. Какую же сказку нам хотят показать?..

(Учащиеся читают «Колобок на новый лад»)

- Всё верно. Вам наверняка знакома сказка «Колобок». (Да)

- Но у нашей сказки другое название – «…на новый лад»…А чтобы понять – почему название такое имеет сказка – мы должны поучаствовать в спектакле. Каким образом?! – узнаем дальше.

- Итак, сказка начинается… (Жили-были…)

- Колобок убежал от дедушки и бабушки. Первый, кто встретился ему на пути – …. Заяц!

(Открываем 1 страничку сказки)

- Чтобы Заяц не съел Колобка – Герой придумал Колобку задание. Поможем ему выполнить? Выручим? (Да!)

- Для начала посмотрите на картины.

(репродукции картин на ноутбуке про Осень)

  1. Исаак Левитан. Золотая осень. (Почему «золотая»? - яркие краски, преобладает желтый цвет)

  2. Василий Поленов.Золотая осень.

  3. Иван Шишкин. Осень. Парк в Павловске.

- Красивая наша русская природа! Понравились картины? (Да!)

- Как вы думаете, какую пьесу надо исполнить Зайчику? (Осень)

- Верно. Исполните, пожалуйста! А герой посмотрит – кто же лучше передаст характер осени (игра пьес учащихся)

- Умнички! Всё получилось? Так же красиво сыграли выразительно, как картины нарисованы? (Анализ исполнения)

Но это еще не всё – Попробуйте сыграть от звука «Си» (используя знак альтерации). (игра учениц, транспонирование пьесы)

- Молодцы! Справились с заданием! Зайцу очень понравилось твое исполнение. И наш Колобок катится дальше.

(Открываем 2 страницу)

- Кто же встретился теперь Колобку на пути? (Волк)

- У Волка для нашего героя также есть задание – он просто так Колобка не отпустит! Исполнить танец.

- Какой танец есть в вашем репертуаре? (Артоболевская А. «Вальс собачек»)

- Исполним?(ансамбль с преподавателем).

- А я предлагаю удивить Волка - попробуем сыграть Вальс волков. (Как???)

- В каком регистре «живут» у нас волки?

(на клавиатуре в малой и большой октаве).

- Верно. Я думаю, Волку понравится наш танец.

(ансамбль в малой октаве)

- Молодцы! ЗдОрово получилось!

Физкультминутка.

(Открываем 3 страницу - АНТРАКТ)

Антракт в театре – значит перерыв между действиями представления. И мы немного отдохнем.

- Сейчас послушаем несколько произведений и вы должны сказать – какой жанр музыки прозвучал. Вспомните, как они называются.

Музыкальная викторина:

1. Марш. (исполнение преподавателем)

- Что такое марш? – шествие, ходьба.

- Как можно понять, что звучит марш? (четкий ритм)

- Промаршируйте, пожалуйста.

2. Глинка М. Полька.(исполнение преподавателем)

3. Песня «От улыбки»(аудиозапись)

- Умницы! Верно определила жанры.

Поощрение- сюрприз - Конфетки не простые, а с сюрпризом. Посмотрим?

(с пожеланием дальнейших успехов, дети читают пожелания на этикетках)

- Продолжаемпутешествие вместе с Колобком.

(Открываем 4 страницу)

- Медведь попался навстречу нашему Колобку. Что же он приготовил нашему герою? (???....)

- Русская народная песня "По малину в сад пойдем". Медведи обожают эту ягоду. Попробуем исполнить пьесу.

(Исполнение учащимися рнп)

- Молодцы! Всё получилось в вашем исполнении? (Анализ исполнения)

- Вот слова песни "По малину в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Плясовую заведем, заведем, заведем". Предлагаю между 1 и 2 куплетом вставить свои слова про косолапого. Давайте вместе подумаем (не изменяя ритмический рисунок песни). Например, "Мы медведя позовем, позовем, позовем".(и т.д. другие варианты – на лучшую строчку песни)

- Замечательная песня получилась! Понравилась? (Да!)

- Как считаете, отпустит косолапый мишка Колобка после такого предложения полакомиться сладкой малиной?

(Отпустит)

- Я думаю, что нет препятствий для дальнейшего пути Колобку.

(Открываем 5 страницу)

- Нашему герою повстречалась хитрая рыжая Лиса. Ее-то точно сложно будет обойти.

- Я предлагаю не раздумывая исполнить пьеску про лису "Чудеса". Ей музыкальный сюрприз удивит. Неправда ли? (Постараемся!)

(Игра в ансамбле с преподавателем на лучшее исполнение дуэтом песни)

- Молодцы! Как вы думаете, после нашего исполнения произойдет в сказке чудо? Съест Колобка "рыжая артистка"? (Нет, после нашей игры пьесы Лиса отпустит главного героя).

- У нас ведь сказка называется "Колобок на новый лад". Что подразумевается под этим понятием? Как думаете? Каким ладом в музыке закончится сказка? (Мажором).

- Конечно, в отличие от традиционной сказки, в нашей сказке получился счастливый конец! Колобка ждут другие приключения.

- Вы - Большие умнички! У вас всё отлично получилось, показали свой первоначальный уровень игры на инструменте, свои теоретические знания и практические умения! Вы – молодцы! Кто же был лучшим сегодня? – зададим вопрос нашим гостям. (обе постарались)

- Отлично! Считаю, что вы успешно справились со сказочными заданиями, прошли препятствия вместе с нашим героем и по праву вы заслуживаете Звание «Юный первоКЛАССный пианист» (награждение Грамотами участников)

III.Домашнее задание.

1. Нарисовать лису-пианистку за инструментом.

2. Досочинить мелодию на предложенный текст.

IV.Итог урока.

- Итак, подведем итог нашей работы на уроке. Приняли участие в театрализованном представлении.

- Какой вид задания тебе больше понравился, запомнился?

- Вы очень постарались на уроке. Мы будем продолжать осваивать игру на фортепиано.

- Желаю Вам успехов в учебе, новых открытий в прекрасном мире музыки!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Современному преподавателю необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие. Напряжённая работа преподавателя с детьми, хроническая усталость, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье. Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной. Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Именно такой человек может воспитать здорового ребёнка на своем личном примере.
0 ₽
Творческое музицирование в классе фортепиано в ДМШ - основа пед.деятельности преподавателя. Важно дать учащемуся возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации и сочинения слов и музыки. Главная составляющая творческой деятельности ребенка - умение выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли. Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.
0 ₽