МБУ ДО «Сивинская ДМШ»
Межтерриториальный конкурс
«Педагогическое мастерство»
среди преподавателей сельских ДМШ Пермского края
номинация
«Методическая разработка»
открытого урока по классу фортепиано
«Творческое музицирование
в классе фортепиано»
преподавателя по классу фортепиано
МБУ ДО «Сивинская ДМШ»
Поносовой Ольги Васильевны
Сива
30.03.2023 год
Дата проведения: 2 четверть учебного года, МБУ ДО «Сивинская ДМШ».
Преподаватель ВКК по классу фортепиано: Поносова Ольга Васильевна.
Участники: 2 учащиеся 1 класса фортепиано (программа ДПП).
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: урок-сказка.
Методические приемы:
- словесный, наглядный, практический;
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученицы;
- Развитие мышления, творческой инициативы;
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, слушать преподавателя при игре в ансамбле, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Тема урока:«Творческое музицирование
в классе фортепиано»
Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме урока продолжить работу над развитием интереса и расширением творческих возможностей учащихся в процессе обучения на инструменте.
1. Образовательные:
закрепление изученных теоретических знаний (лад, ритм, октава, темп) и продолжить формирование практических навыков (игра штрихом нон легато, работа с динамическими оттенками, исполнение произведений в заданном темпе).
2. Развивающие:
Развитие образного музыкального мышления, ритмического слуха, координации движения, творческой активности через различные виды деятельности.
3. Воспитывающие:
Воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, самостоятельности и трудолюбия учащихся.
4. Здоровьесберегающие:
Постановка пианистического аппарата, снятие мышечного напряжения учащихся.
Снятие мышечных зажимов.
Чередование различных видов деятельности.
Средства обучения:
Театральная сцена (игрушечная), книга «Колобок», ноутбук, репродукции картин «Золотая осень» И.Левитан, «Золотая осень» В.Поленов, «Осень» И.Шишкин, нотные пособия (марш, танец, песня).
Ход урока:
Организационный момент.
Настрой учащихся на урок.
Посадка за инструментом.
- Здравствуйте, дети!
- Какое у вас настроение? (отличное). С замечательным настроением мы начинаем сегодня наш урок специальности.
- Настраивайтесь, пожалуйста, на урок. Чувствуйте себя уверенно, раскрепощенно.
Итак, Тема урока:«Творческое музицирование
в классе фортепиано»
Цель урока – формирование практических навыков игры на инструменте с использованием творческих видов заданий на начальном этапе обучения.
Задачами урокаявляются:
Общая задача - развитие интереса и расширение творческих возможностей учащейся в процессе обучения на инструменте в интересной для ребенка форме урока.
1. Образовательные:
- развитие творческих навыков игры на фортепиано с использованием различных приемов игры на инструменте,
- закрепление изученных теоретических знаний (лад, ритм, октава, темп) и работа над формированием практических навыков (игра штрихом нон легато, легато, стаккато, работа с динамическими оттенками, исполнение произведений в заданном темпе и характере).
2. Развивающие:
- развитие образного музыкального мышления, мелодического, ритмического слуха, координации движения, развитие навыка игры по нотам, развитие навыка игры в ансамбле, развитие умения осознания «непрерывности звучания» при исполнении, творческой активности через различные виды деятельности.
3. Воспитывающие:
- воспитание устойчивого интереса к занятиям по фортепиано, музицированию, потребности познавать новое,
- воспитание эстетического вкуса, самостоятельности и трудолюбия учащейся в применении полученных навыков,
- обогащение музыкального репертуара.
4. Здоровьесберегающие:
- снятие мышечного напряжения ученицы,
-рациональная организация урока,чередование различных видов учебной деятельности,
- применение физкультминуток и пауз,
- создание благоприятного режима двигательной активности обучающейся.
Постановка учебной задачи.
Методический комментарий:
Что дают занятия творчеством, почему так важно заниматься этим в младших классах?
Прежде всего, ребенок имеет возможность самореализоваться.
В процессе собственной творческой деятельности активно развиваются самостоятельность, вариативность, гибкость музыкального мышления.
Развиваются и все музыкальные способности: слух, память, ритм.
Формируется комплекс исполнительских приемов и навыков юного музыканта, что тоже не маловажно, ведь в существующей сегодня системе музыкального образования доминирует установка на воспитание пианиста-исполнителя. А исполнительское искусство, искусство интерпретации – достаточно сложный вид деятельности и для взрослого «сложившегося» музыканта, тем более для ребенка. И именно в процессе собственного творчества ребенок познает, из чего складывается музыкальный образ, какими средствами, приемами он создается.
Самое главное, эти занятия способствуют ускорению процесса обучения, повышению его качества.
Необходим учет психолого-возрастных особенностей учащихся (для младшего школьного возраста желательны игровые формы освоения материала).
Занятие творческим музицированием представляет собой интерактивную технологию обучения. Учащийся обучается в процессе активного музыкального общения со своим преподавателем, т.е. ученик-преподаватель – две личности (два субъекта образовательного процесса), которые «разговаривают» и «понимают» друг друга на «музыкальном языке». Фрагмент такого общения мы и хотим предложить вашему вниманию.
- Дети, скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках специальности?
(Разучиваем на инструменте различные песенки, пьесы, учимся играть на фортепиано)
- Хорошо. Сегодня мы должны показать с тобой, чтО мы умеем, чему учимся на уроках специальности, вспомнить все наши знания.
- Для начала сделаемпальчиковую гимнастику, разомнем наши пальчики для успешной игры, чтобы были гибкие и подвижные.
1. УПРажнение "Качели". Представьте, пожалуйста, что вы качаетесь на качелях. Упражнение выполняем поочередно каждой рукой: опустить руку вдоль туловища и свободными движениями раскачивать ее вперед-назад, увеличивая амплитуду движения.
- Молодцы! Хорошо у вас получается!
2. УПРажнение «Бинокль» - соприкосновение 2, 3, 4 и 5 пальцев с первым, образуя колечко.
- Умницы! И с этим упражнением вы справились!
3. УПРажнение
Вышла мышка как-то раз | Пальцы обеих рук «бегут» по столу |
Поглядеть, который час. | Поворачивают руки ладонями вверх-вниз |
Раз, два, три четыре | Сжимают пальцы в кулак |
Мышка дернула за гири. | Выбрасывают пальцы из кулаков |
Вдруг раздался страшный звон, | Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга |
Убежала мышка вон. | Прячут руки за спину (руки-«хвостики») |
- Встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.
- Молодцы! Отличная разминка получилась!
- Сегодня урок необычный – во-первых, к нам приехал театр юного зрителя (преподаватель выставляет театральную сцену на фортепиано), во-вторых, сегодня урок пройдет в форме конкурса (свои знания, умения, навыки вы должны продемонстрировать в лучшей степени).
- Вы были в театре? (варианты ответа – да, нет)
- В театре нам, зрителям, демонстрируют спектакли. А у нас театр юного зрителя – значит, спектакль детский. Какую же сказку нам хотят показать?..
(Учащиеся читают «Колобок на новый лад»)
- Всё верно. Вам наверняка знакома сказка «Колобок». (Да)
- Но у нашей сказки другое название – «…на новый лад»…А чтобы понять – почему название такое имеет сказка – мы должны поучаствовать в спектакле. Каким образом?! – узнаем дальше.
- Итак, сказка начинается… (Жили-были…)
- Колобок убежал от дедушки и бабушки. Первый, кто встретился ему на пути – …. Заяц!
(Открываем 1 страничку сказки)
- Чтобы Заяц не съел Колобка – Герой придумал Колобку задание. Поможем ему выполнить? Выручим? (Да!)
- Для начала посмотрите на картины.
(репродукции картин на ноутбуке про Осень)
Исаак Левитан. Золотая осень. (Почему «золотая»? - яркие краски, преобладает желтый цвет)
Василий Поленов.Золотая осень.
Иван Шишкин. Осень. Парк в Павловске.
- Красивая наша русская природа! Понравились картины? (Да!)
- Как вы думаете, какую пьесу надо исполнить Зайчику? (Осень)
- Верно. Исполните, пожалуйста! А герой посмотрит – кто же лучше передаст характер осени (игра пьес учащихся)
- Умнички! Всё получилось? Так же красиво сыграли выразительно, как картины нарисованы? (Анализ исполнения)
Но это еще не всё – Попробуйте сыграть от звука «Си» (используя знак альтерации). (игра учениц, транспонирование пьесы)
- Молодцы! Справились с заданием! Зайцу очень понравилось твое исполнение. И наш Колобок катится дальше.
(Открываем 2 страницу)
- Кто же встретился теперь Колобку на пути? (Волк)
- У Волка для нашего героя также есть задание – он просто так Колобка не отпустит! Исполнить танец.
- Какой танец есть в вашем репертуаре? (Артоболевская А. «Вальс собачек»)
- Исполним?(ансамбль с преподавателем).
- А я предлагаю удивить Волка - попробуем сыграть Вальс волков. (Как???)
- В каком регистре «живут» у нас волки?
(на клавиатуре в малой и большой октаве).
- Верно. Я думаю, Волку понравится наш танец.
(ансамбль в малой октаве)
- Молодцы! ЗдОрово получилось!
Физкультминутка.
(Открываем 3 страницу - АНТРАКТ)
Антракт в театре – значит перерыв между действиями представления. И мы немного отдохнем.
- Сейчас послушаем несколько произведений и вы должны сказать – какой жанр музыки прозвучал. Вспомните, как они называются.
Музыкальная викторина:
1. Марш. (исполнение преподавателем)
- Что такое марш? – шествие, ходьба.
- Как можно понять, что звучит марш? (четкий ритм)
- Промаршируйте, пожалуйста.
2. Глинка М. Полька.(исполнение преподавателем)
3. Песня «От улыбки»(аудиозапись)
- Умницы! Верно определила жанры.
Поощрение- сюрприз - Конфетки не простые, а с сюрпризом. Посмотрим?
(с пожеланием дальнейших успехов, дети читают пожелания на этикетках)
- Продолжаемпутешествие вместе с Колобком.
(Открываем 4 страницу)
- Медведь попался навстречу нашему Колобку. Что же он приготовил нашему герою? (???....)
- Русская народная песня "По малину в сад пойдем". Медведи обожают эту ягоду. Попробуем исполнить пьесу.
(Исполнение учащимися рнп)
- Молодцы! Всё получилось в вашем исполнении? (Анализ исполнения)
- Вот слова песни "По малину в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Плясовую заведем, заведем, заведем". Предлагаю между 1 и 2 куплетом вставить свои слова про косолапого. Давайте вместе подумаем (не изменяя ритмический рисунок песни). Например, "Мы медведя позовем, позовем, позовем".(и т.д. другие варианты – на лучшую строчку песни)
- Замечательная песня получилась! Понравилась? (Да!)
- Как считаете, отпустит косолапый мишка Колобка после такого предложения полакомиться сладкой малиной?
(Отпустит)
- Я думаю, что нет препятствий для дальнейшего пути Колобку.
(Открываем 5 страницу)
- Нашему герою повстречалась хитрая рыжая Лиса. Ее-то точно сложно будет обойти.
- Я предлагаю не раздумывая исполнить пьеску про лису "Чудеса". Ей музыкальный сюрприз удивит. Неправда ли? (Постараемся!)
(Игра в ансамбле с преподавателем на лучшее исполнение дуэтом песни)
- Молодцы! Как вы думаете, после нашего исполнения произойдет в сказке чудо? Съест Колобка "рыжая артистка"? (Нет, после нашей игры пьесы Лиса отпустит главного героя).
- У нас ведь сказка называется "Колобок на новый лад". Что подразумевается под этим понятием? Как думаете? Каким ладом в музыке закончится сказка? (Мажором).
- Конечно, в отличие от традиционной сказки, в нашей сказке получился счастливый конец! Колобка ждут другие приключения.
- Вы - Большие умнички! У вас всё отлично получилось, показали свой первоначальный уровень игры на инструменте, свои теоретические знания и практические умения! Вы – молодцы! Кто же был лучшим сегодня? – зададим вопрос нашим гостям. (обе постарались)
- Отлично! Считаю, что вы успешно справились со сказочными заданиями, прошли препятствия вместе с нашим героем и по праву вы заслуживаете Звание «Юный первоКЛАССный пианист» (награждение Грамотами участников)
III.Домашнее задание.
1. Нарисовать лису-пианистку за инструментом.
2. Досочинить мелодию на предложенный текст.
IV.Итог урока.
- Итак, подведем итог нашей работы на уроке. Приняли участие в театрализованном представлении.
- Какой вид задания тебе больше понравился, запомнился?
- Вы очень постарались на уроке. Мы будем продолжать осваивать игру на фортепиано.
- Желаю Вам успехов в учебе, новых открытий в прекрасном мире музыки!