МБУ ДО «Сивинская ДМШ»
село Сива Пермский край
преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер
Поносова Ольга Васильевна
Методическое сообщение
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сива
26.03.2024 год
Введение
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку – к уровню его развития. Становится понятно, что успешный ребенок – это здоровый ребенок. Именно поэтому можно сделать вывод, что современное образование - это образование, которое заботится о сохранении и укреплении здоровья учащихся и преподавателей.
Сегодня остро стоит вопрос об здоровьесбережении преподавателей ДМШ. Современному преподавателю необходимо самому быть здоровым, сохранять высокую работоспособность и творческое долголетие.
Напряжённая работа преподавателя с детьми, хроническая усталость, неумение активно отдыхать, радоваться жизни и бороться с огорчениями, постоянное нервное напряжение – всё это подрывает его собственное здоровье.
Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.
Профессия преподавателя требует постоянного расходования огромных душевных сил. Профессиональная деятельность преподавателя характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.
Тестирование: Насколько здоровый образ жизни вы ведете?
Предлагаю Вам пройти небольшой тест, который поможет понять, насколько Вы близки к здоровому образу жизни.
Сколько часов в день вы проводите на свежем воздухе?
Меньше 30 минут (1 балл)
1 — 2 часа (2 балла)
Больше 2 часов (3 балла)
Сколько часов в день вы спите?
4 — 6 часов (0 баллов)
9 — 10 часов или более (1 балл)
7 — 8 часов (2 балла)
Сколько часов в неделю вы посвящаете занятиям спортом или тренировкам?
Не занимаюсь спортом (0 баллов)
До 2 часов (1 балл)
2 — 4 часа (2 балла)
5 — 6 часов (3 балла)
Больше 6 часов (4 балла)
Как вы предпочитаете отдыхать?
Перед компьютером или телевизором (1 балл)
Провожу время с семьей или друзьями (2 балла)
Занимаюсь спортом, гуляю на природе (3 балла)
Нет времени на отдых (0 баллов)
Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
Каждый день (3 балла)
Несколько раз в неделю (2 балла)
Не чаще одного раза в неделю (1 балл)
Нерегулярно / почти не ем (0 баллов)
Отнимите из своего роста (в см) вес (в кг). У вас получилось:
100 или меньше (0 баллов)
Больше 100 (1 балл)
Подсчитайте сумму баллов, указанную в скобках, и выберите свой результат.
1 — 7 баллов: пока вы далеки от здорового образа жизни. Однако не стоит отчаиваться. Никогда не поздно начать.
7 — 14 баллов: пока не все идеально, но вы находитесь на правильном пути к здоровому образу жизни. Главное — не останавливаться, и совсем скоро вы будете чувствовать себя еще лучше.
14 — 19 баллов: вашему образу жизни можно только позавидовать! Так держать! Однако не существует предела совершенству.
Здоровьесбережение преподавателей ДМШ
Здоровье преподавателя – многоаспектная и деликатная проблема. Профессиональное здоровье педагога является основой эффективной работы современной ДМШ. Оно определяется как способность организма сохранять и активизировать защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность и эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
В настоящее время очень широкое распространение получил термин «здоровьесбережение». Под здоровьесбережением принято понимать систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса (как учащихся, так и преподавателей).
Здоровьесберегающие технологии в ДМШ – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дополнительного образования, задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Такие понятия как, «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в работе участников образовательного процесса любого образовательного учреждения.
Но практически все здоровьесберегающие технологии направлены в основном на детей, а осуществляются они нами, преподавателями. А как же преподаватели могут применять технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если они сами не используют эти технологии в своей жизнедеятельности, да ещё и имеют большие проблемы со здоровьем.
В соответствии с современными представлениями, понятие здорового образа жизни включает в себя:
Оптимальный двигательный режим. Жизнь современного человека характеризуется гиподинамией, недостаточной двигательной активностью. Особенно страдают от гиподинамии школьники.
Рациональное питание. Правильное рациональное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма.
Закаливание. Разумное, рациональное использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, может успешно противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
Положительные эмоции. Они являются составной частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Исследователи пришли к выводу, что у большинства преподавателей удовлетворительное отношение к здоровому образу жизни, они не задумываются об этом и не применяют в повседневной жизни никаких методов оздоровления.
Некоторые считают, что отсутствуют благоприятные условия для ведения здорового образа жизни: нехватка времени, средств и собственных сил организма.
Таким образом, можно выявить причины нарушения здоровья. Это внешние факторы (неблагоприятная экологическая обстановка, нехватка времени) и внутренние (отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение питания, режима дня и правил личной гигиены, курение).
Только здоровый и духовно развитый человек, компетентный в вопросах здоровьесбережения счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Именно такой человек может воспитать здорового ребёнка на своем личном примере.
Приемы антистрессовой защиты
1. Отвлекайтесь
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2.Снижайте значимость событий
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе";
"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3.Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
наведите порядок дома или на рабочем месте;
устройте прогулку или быструю ходьбу;
пробегитесь;
побейте мяч или подушку.
4.Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
рисуйте; танцуйте, пойте; лепите; шейте; конструируйте.
5.Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя:
изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
мните, рвите бумагу;
кидайте предметы в мишень на стене.
Принципы укрепления здоровья
Не употреблять соки с консервантами, растворимый кофе, газированную воду и вредную пищу – любая пища, в состав которой входят добавки Е, а также чипсы, булочки, различные *непортящиеся* продукты питания.
Сохранение водного баланса – ежедневно пить чистую воду не менее двух литров. Помните, что кофе, чай, лимонад — это не вода.
Очистка организма травами, в том числе – очистка ЖКТ, лимфатической, кровеносной, мочеполовой систем и противопаразитарные программы.
Сбалансированное питание – выбирайте еду, которая полезна вашим клеткам, а не ту, которая нравится вашим глазам или желудку.
В деле укрепления здоровья – проще не допускать болезнь, чем справиться с ней и её последствиями. Вообще, психология сохранения и психология укрепления здоровья – это абсолютно разные вещи. Все мы, когда заболеем привыкли лечиться… и ни о чем не думаем пока не заболеем. Если следить за своим состоянием здоровья, то можно избежать многих болезней. Кто хочет быть здоровым – постоянно об этом думает и предпринимает шаги в этом направлении.
Каждый, кто хочет стать здоровым, имеет огромный выбор. Главное — все, что делается для укрепления здоровья, должно сопровождаться хорошим настроением, и вы не будете жаловаться на своё здоровье на протяжении всей вашей жизни.
При позитивном стиле общения преподаватель выслушивает учеников, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных словесных оценок (хорошо, отлично, прекрасно и т. д.), и лицо выражает удовлетворение и радость. У педагогов с таким стилем общения меньше категорических суждений и преобладают позитивные реакции, они чаще используют разные интересные технологии обучения, дети на уроке у них более активны и свободны.
Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении.
Работа с родителями в детской музыкальной школе включает в себя их просвещение: беседы, лекции, акции, концерты. Различные внеклассные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учащихся.
Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех внеклассных мероприятий. Если оказаться в музыкальной школе на концерте для родителей, можно увидеть, с какой уверенностью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам. Такие моменты общения с искусством и творчеством запоминаются на долгие годы и являются психологической поддержкой для воспитания личности, убеждённой в своих возможностях. Всё это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что в свою очередь снижает уровень тревожности. Уменьшает психическое напряжение. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.
Заключение
Таким образом, ценность «здоровье» рассматривается как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием развития общества, т.к.само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.
Значимое место придается здоровью преподавателя, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления учащихся, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым.
Сама система обучения в ДМШ, предполагающая индивидуальные занятия, таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Пробудить заложенное в ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни - вот цель, к которой должен стремиться каждый преподаватель.
Список используемой литературы
Горячев В. Здоровье детей - категория педагогическая. Воспитание школьников.-1999, №1.
Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие./ Сократов Н. В. И другие.- Оренбург, 2001.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии.-М: АРКТИ,2003.
Ступницкая М. А., Белов А. В., Родионов В. А. Критериальное оценивание как здоровье сберегающий фактор школьной среды./ Школа здоровья.-2003, №3.
Сократов Н. В., Феофанов В. Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации.-Оренбург.: 2001.
Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.
10