МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ С "НАДУВНЫМ МЯЧОМ"
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Составил: учитель физической культуры
Фадеева Ольга Владимировна
Пояснительная записка
Физическая культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеурочной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах. Как мы видим, физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязаны с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе, это объясняется целым рядом причин:
во-первых - единством цели всех видов воспитания; во-вторых – диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих – наличием общей основы, на которой развертывается воспитание.
В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.
В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание учеников. Здесь имеют место две связи: непосредственная и опосредованная. Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения, Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.
Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.
В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью, Эта характеристика – стержневая в определении личности, ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.
Занятия спортом развертываются на фоне общения в коллективе под руководством учителя. Именно общение является самым сильным фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые не только учатся организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах команды. Под руководством преподавателя физической культуры укрепляются такие важные нравственные качества как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходя уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности учащихся, особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом. Таким образом, следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в системе физического воспитания в целом. Кроме того – они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.
Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным соревнованиям, отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы, агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.
Цели и задачи:
Соревнования по волейболу проводится с целью развития физической культуры и спорта в школе.
Основными задачами соревнований являются:
-укрепление физической подготовленности, здоровья обучающихся;
-привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
-отвлечение обучающихся от вредных для здоровья привычек, предупреждение правонарушении;
-организация занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
-воспитание патриотизма.
Роль и значение проведения спортивного праздника в начальной школе.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным ,эстетическим воспитанием , физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Одной из главных задач физической культуры в школе - является содействие укреплению здоровья. Для улучшения здоровья школьников необходимо систематически заниматься физической культурой и спортом не только в период учебного времени , но и после учёбы.
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.
Спортивные соревнования и спортивные праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию. Они содействуют систематическим занятием, повышают физическую подготовленность учеников, сплачивают коллектив.
Спортивный праздник- это яркое красочное зрелище. Зрелищные мероприятия несут определённые эстетические и правовые функции, удовлетворяющие духовные запросы людей.
Спортивный праздник носит не просто информационный характер кто сильнейший на сегодняшний день , но и служит эффективным средством пропаганды физкультуры и спорта.
«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого общеобразовательного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в школе без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для школьника младших классов- это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Одной из основных задач физического воспитания школьников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации соревнований важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива школьного учреждения и семьи.
Внеурочная деятельность строится в основном на играх, хорошо знакомых детям .В младшем школьном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
Во время физкультурных праздников должны принимать активное участие не только участники соревнований, но и болельщики (одноклассники, которые пришли поддержать свою команду). Поэтому необходимо широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений, которые способствует положительному эмоциональному настрою детей.
На физкультурные праздники приглашаются родители, сестры, братья.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивают детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошее отношение между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам.
Широкое использование музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребёнка.
Такая работа с детьми младшего школьного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
При проведении спортивных праздников дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи. Поэтому педагогам общеобразовательного учреждения необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей.
Основные вопросы подготовки и организации спортивных соревнований по волейболу.
При проведении соревнований устанавливаются точные правила. Результат соревнований следует сразу же демонстрировать участникам и зрителям. Правильное объяснения правил соревнований в значимой мере влияет на её успех. Заканчивается объяснения ответами на вопросы участников. Рассказ на должен быть монотонным, необходимо голосом выделить важные игровые моменты.
Игры должны начинаться организованно и своевременно по условному сигналу.
Начиная соревнования, судья не должен допускать задержек, поскольку это снижает интерес участников. После того как игра началась, судья внимательно следит за ходом, за поведением участников, делая поправки и замечания, не останавливая общего хода. В игре не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо чтобы она положительно влияла на нервную систему, самочувствие, поведение участников соревнований.
Подготовка спортивного праздника состоит: подготовка спортивной площадки, подготовка инвентаря, предварительный анализ.
Перед тем как проводить соревнования судья должен продумать и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.
При проведении соревнования по волейболу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Познакомиться с требованиями и правилами игры. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.
2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.
3. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.
5. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники. Ребенок освобождённый от занятий, может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись.
7. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.
Организуя спортивный праздник, необходимо своевременно выбрать помощников (учеников которые освобождены от физической культуры по состоянию здоровья), провести комплектование команд, следить за активностью, уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство.
Важное значение в методике проведения спортивного праздника имеет правильное подведение итогов.
Описание правил игры в волейбол с надувным мячом
по упрощённым правилам.
Игра в волейбол с надувным мячом проводится по тем же правилам , что и спортивная игра в волейбол на ровной площадке размером 14x9 м. Поперек площадки над средней линией натягивается веревочная сетка шириной 1 м и длиной 9,5 м. Сетка прикрепляется к стоящим за площадкой столбам или стене, высота верхнего края сетки для мальчиков и девочек — 1м 50 .Мяч должен быть круглым и очень легким.
Игроки располагаются на площадке: трое ближе к сетке и трое около задней линии. Игра начинается подачей игрока, стоящего за линией площадки. Подающий игрок подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу направляет его в сторону противника. Подача считается выполненной, если игрок, подбросив мяч, коснулся его рукой. Подача считается правильной, если мяч пролетит над сеткой, не касаясь ее. При подаче игрок может подпрыгнуть, разбежаться и после совершения удара приземлиться в пределах площадки. Удары по мячу можно проводить любыми способами. Каждая команда должна отбить мяч ( не зависимо сколько касаний по мячу сделает команда) не давая ему упасть на землю. Если мяч коснется потолка, снарядов и т. п., он считается выбывшим из игры. Команде за такой удар засчитывается ошибка. Мяч считается проигранным, когда он коснулся земли, если мяч был задержан в руках или телом, если его не отбили, а кинули, если игрок ударил его ногами, если игрок прикоснулся к сетке, перенес руку над сеткой, касаясь при этом мяча на стороне противника, если мяч приземлился за площадкой или был выбит под сетку. Игра состоит из 3 партий. Выигравшей партию считается команда, набравшая 25 очков. Игра продолжается до тех пор, пока команда не будет иметь преимущество в 2 очка. После первой партии команды меняются площадками.
Встреча команд
Любые соревнования начинаются с момента прибытия команд на соревнование. Чтобы встречи были приятными и радушными для всех команд, участникам необходимо заблаговременно сообщать время прибытия на место соревнований.
Судейство
Объективное судейство - обязательное условие каждой командной игры. Во время соревнования судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им.Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и чётко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с участниками. От судьи зависит правильное подведение итогов.
Строгое судейство способствует воспитанию четкости, уважения к судье и правилам, а так же уважения к сопернику.
Работа спортивных судей - хлопотливая и ответственная. Судейский авторитет не приобретается в приказном порядке, а завоевывается объективностью, добросовестностью и хорошей трудоспособностью самих судей. Судьи - первые помощники игроков на пути достижения высот в спорте - помощники верные и справедливые .
Судьи обязаны сделать все от них зависящее, для того чтобы соревнования были зрелищными и проходили в истинно спортивном духе, как бы ни были важны их результаты. К любым спортивным состязаниям судья соревнований серьезно готовится. Его прямая обязанность - хорошо знать правила соревнований, действующие комментарии к ним и все последующие изменения, касающиеся вопросов судейства, а также положения о соревнованиях.
Внешний вид судьи не только психологически воздействует, но и воспитывает, служит примером. Спортивных судей отличают принципиальность, честность, организованность и высокая дисциплина. Судья не имеет права быть простым фиксаторам нарушений, наряду с этим излишняя импровизация в судействе недопустима. Он прежде всего должен быть руководителям игры и воспитателям в действиях игроков, четко ориентируясь в мотивации их поступков. Спортивный судья своим положительными примерами способствуют воспитанию двух противоборствующих сторон и зрителей.
Правильная организация соревнований и профессиональные качества судейства - важные факторы увеличения воспитательной роли спорта.
Судья должен:
- всегда четко и ясно подавать сигналы;
- обязательно наказывать игроков, продолжающих игру после свистка;
- не прощать нарушений правил ;
- не принимать решений под давлением зрителей и игроков.
Главной целью является установление полного взаимопонимания между всеми участниками волейбольного матча — игроками команд , судьями и зрителями. Условием такого взаимопонимания является хорошее
знание Правил игры и строгое их соблюдение. Несмотря на то, что зрители в той или иной степени знакомы с волейбольными правилами, они не всегда способны оценить с достаточной степенью объективности все нюансы, которыми так богат любой матч. Одно из основных различий между судьями и зрителями состоит в том, что зрители зачастую наблюдают непосредственную борьбу за мяч, в то время как судья должен видеть игровую ситуацию в ее целостности. Квалификация судьи во многом определяет атмосферу любого матча, благодаря ей становится возможным правильное взаимодействие всех участников игры. Только четкое соблюдение Официальных правил волейбола способно нормализовать обстановку на игровой площадке и разрядить напряженность
болельщиков. Нередко зритель не может услышать или увидеть с трибуны несдержанность или грубость игроков на площадке, поэтому его негодование по поводу санкций, применяемых судьей по отношению к нарушителю дисциплины, вполне объяснимо. Несмотря на то, что культура, дисциплина игроков и их наставников неизмеримо возросли, неприятные эпизоды, связанные с нарушением дисциплины, продолжают иметь место. Судье надлежит вовремя пресечь любое неправильное поведение, ведь известно, что «болезнь» легче предупредить, чем вылечить. Если же судья потерял нить игры, и страсти на площадке накалились, ему все-таки следует прибегнуть к справедливому наказанию нарушителей дисциплины. Причем сделать это нужно так, чтобы и участникам игры, и зрителям было понятно, кого и за что наказал судья. В случае наказания игрока судья должен подозвать его к себе и, используя официальную терминологию, объяснить за что производится наказание, затем наложить соответствующее «Шкале санкций за неправильное поведение» наказание.
Судья должен использовать правила для того, чтобы сделать соревнования настоящим событием для всех заинтересованных.
Подведение итогов игры
Подведение итогов , определение её результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение.
Перед объявлением результатов необходимо создать спокойную обстановку, судья собирает сведения у помощников( судей) и громко объявляет результат. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков и судьёй. Решение судьи не подлежит обсуждению.
Медицинское обслуживание
Врач входит в состав судейской коллегии и отвечает за медицинское обслуживание участников и санитарно-гигиенические условия проведения соревнований. Врач должен принять все профилактические меры, для чего он проверяет оборудование места соревнований . Он устанавливает причины травматизма и принимает меры по их устранению; в ходе соревнований определяет возможность дальнейшего участия в них того или иного ребёнка.
Порядок открытия и закрытия спортивного праздника
Церемония открытия и закрытия спортивного праздника, ритуал награждения победителей, должны быть красочными и впечатляющими, так как они имеют важное воспитательное значение. Торжественное действие, включающее парад, подъём и опускание флага после завершения соревнований, приветствие, награждения- подчёркивают праздничность и значимость происходящего.
Награждения победителей
В параде закрытия участвуют все участники спортивного праздника. Награждения должно быть торжественным. Сначала награждается команда занявшая 2 и 3 место. Затем награждается команда победительница. После награждения, судья зачитывает текст и объявляет соревнования закрытыми. Право опустить флаг предоставляется команде- победительнице.
Заключение
Итак, в заключение следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.
Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.
Список использованной литературы
1.Козак О.Н « Волшебная книга игр для детей и их родителей» Издательство «Союз» 2006.
2.Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Погадаев Г.И. Программа физического воспитание учащихся начальной школы 1-4 классы.
3.А.П Матвеев. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы».
4.А.Ю.Патрикеев«Подвижные игры 1-4 классы» Москва: «ВАКО»,2007.
5.Г.П.Попова; Волгоград:.«Дружить со спортом и игрой»Волгоград: «Учитель»,2008.
6.А.В.Ивойлов. Волейбол для всех. М., 1987