Характеристика педагогической ситуации
Параметры организационных условий
Краткая характеристика учебного заведения:
Клуб любителей театра «ПРОтеатр42» Образовательный центр «!Сириус.Кузбасс»
б. Специализация группы:
Театральное Творчество.
Требования учебной программы:
сторный светлый кабинет), временное ограничение: 80 минут.
1.3. Особенности коллектива:
а. Параметры (возраст, пол, уровень форсированности связей в группе):
- возраст: 9-13 лет.
- пол: М/Ж.
- уровень форсированности связей в группе: организован родительский чат с преподавателем, куда сообщается информация, а также в группе есть
староста, выполняющая функцию посредника между педагогом и участниками театрального объединения.
- количество участников: 16 человек.
б. Уровень развития группы (начинающий, продвинутый):
- начинающий: дети долго не могут войти в правильное рабочее самочувствие, не знают многих основ, которые помогли бы им двигаться в правильном направление реализации спектакля, нужно время для того, чтобы привести ребят в рабочие самочувствие.
II.Проектный уровень тренинга
2.1. Установка:
а.Тема: «Выявление образов персонажей спектакля».
б.Краткое представление о развиваемом умении, навыке.
Образ - посредник, транслирующий то, что хочет донести актёр окружающему миру.
Показателем подлинности творческого процесса актёра является его постоянная опора на образ. Восприятие своих внутренних видений психикой актёра, вторым его «Я» (подсознанием) - неотъемлемая черта сценического актёрского существования. Восприятие воображаемого для хорошего, опытного актёра превращается в процесс более интенсивный, подробный, глубокий, чем восприятие в обыденной жизни. Сцена увеличивает возможности восприятия актёра. Оно происходит на разных уровнях и представляет собой довольно сложное явление. Первое сознательное «Я» («исполнитель») заставляет второе «Я» («инструмент») воспринимать и реагировать. Всеми реакциями актёра руководит подсознание, которое творит неразрывно с телом актёра, с его сенсорной, эмоциональной памятью, рефлексами.
Очевидно, что образ одновременно является и мыслью, и эмоцией актёра. Параллельно этим процессам формируется физическая, внешняя выразительность актёра в роли. В триединстве «ум + душа + тело», как и в триаде «мысль (цель) + психофизика + действие», скрывается работающий «моторчик», вечный двигатель по производству образной энергии театра. Например, «зерно» образа, по учению В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского, это «эмоционально-образная сущность» исполняемой актёром роли. В «зерне» сочетаются весь комплекс восприятий, чувств и выразительных средств актёра. «Мысль-форма» («мысли - образ») впервые была определена К.С. Станиславским и введена в технологию и обиход сценической работы.
Цель: найти образы персонажей соответствующие задумки будущего спектакля.
г.Задачи:
– обучающая:
Обучить технологии разработки роли спектакля.
– воспитательная:
Воспитать качество работы актёра на образом.
– развивающая:
Развить чувство познания и восприятия образа своего персонажа.
2.2. Конструктивные параметры:
а.Форма учебного занятия: групповое.
б.Тип занятия по форме организации: практическое занятие.
в.Тип занятия по дидактическим задачам:
- научить работать в атмосфере будущего спектакля;
- научить разрабатывать образы персонажей.
г.Методы обучения: репродуктивный, импровизации. Монологический, исследовательский, интерактивный, диалогический.
д.Меж предметные связи: «Художественное слово», «Сценическое движение».
III.Ход занятия
3.1. Организационная часть
а.Подготовка группы к занятию (приветствие):
Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами будем заниматься разработкой образов персонажей будущего спектакля. Вам нужно будет полностью погружаться в атмосферу спектакля, начав актёрское взаимодействие, которое поможет разработке роли.
Тема: «выявление образов персонажей спектакля».
б.Разъяснение смысла тренинга:
Цель: найти образы персонажей соответствующие задумки будущего спектакля. Очевидно, что образ одновременно является и мыслью, и эмоцией актёра. Параллельно этим процессам формируется физическая, внешняя выразительность актёра в роли.
3.2. Основная часть
Вид упражнения, движения | Действия преподавателя. Вид упражнения, движения. | Деятельность обучающихся, на что обратить внимание |
«Зарождение и погружение» | Ложимся в позу эмбриона, закрываем глаза, постепенно расслабляемся и представляем себе, что я эмбрион. Мысленно проходим все этапы его развития, какой он, чем питается, как растёт, в чём смысл его жизни. Это всё продолжается до момента, когда эмбрион вырастит до уровня младенчества, и на новом уровне снова проходи этапы его развития, до периода дошкольников. Но здесь уже вспоминаем себя в этом возрасте, с кем дружили, что любили, чем увлекались. И финальный этап — это школьный возраст, то есть жизненный период, в котором находятся участника занятия на данный момент, и снова вспоминаем все детали своего окружения и поведения. После того, как мы выросли, превращаемся в маленького лилипута и отправляемся в путешествие по своему телу, изучая каждую мелочь своего организма, как выглядит изнутри, в чём особенности построения. Завершая упражнение по команде стоп, участники должны остановиться в той части тела, где были на момент завершения и по очереди рассказать, про то место где завершилось их телесное путешествие. | Самое важное, следить за своим сознанием и контролировать его, чтобы эффект раскрепощения не привёл к сонному состоянию. Следует подробно останавливаться на каждом этапе развития, для того чтобы пробудить свой эмоциональный ряд. |
«Расскажи историю» | Берём любой предмет, который ассоциируется со школой, и придумываем историю его жизни. Потом по очереди рассказываем жизнь выбранного предмета. | Рекомендовано выбирать более разнообразные предметы, которые вызывают ассоциации. Стоит более подробно разработать историю предмета, чтобы не прибегать к формальной форме рассказа. |
«Вспомни» | Идём в хаотичном порядке и вспоминаем своего одного школьного друга или подругу, какое у него поведение, чем увлекается, как общается с вами. После того как образ вашего друга полностью возникает перед глазами, вам нужно сделать одно физическое действие по отношению к вашему товарищу. Далее вспоминаем школьного вахтёра и любого школьного преподавателя и повторяем тоже само, что и первым вариантом. | Главное, как можно чётко вспомнить все мелочи человека, про которого думаете, и попытаться присвоить все повадки поведения, не делать формальное физическое действие, а подключать психический ряд. |
«Примерь на себя» | Вспоминаем в той же очерёдности, те образы, которые были в предыдущем упражнение и примеряем их на себя, с точно такой же линией поведения и характером. Начинаем существовать, как тот человек, который взят за основу, потом добавляем в существование варианты разных атмосфер в школе в зависимости от ситуации и смотрим, как будет существовать ваш персонаж в данной атмосфере. | Главное как можно чётко вспомнить все мелочи человека, про которого думаете, и попытаться присвоить все повадки поведения, не делать формальное физическое действие, а подключать психический ряд. Помня про заданную тематику действия. |
«Этюд» | Участники должны с помощью кубов и стульев создать школьный актовый зал, и распределится кто из них, кто, но за основу берутся образы из предыдущих упражнений. В финали должны прейти к тому, что выступающий на школьной сцене опозорился со своим выступлением, потому, что хотел всех высмеять, но у него не получилось. | Стремится к нестандартному решению задания, помня про то, что должно произойти событие которое раскроет образы ваших персонажей. |
3.3. Заключительная часть
Подведение итогов проведения тренинга
Завершение занятия
Домашнее задание
– Разработать полноценный образ персонажа, заявленного в финальном этюде.
IV. Информационное обеспечение
4.1. Список использованной литературы.
Сарабян Э., Полещук В. Большая книга актёрского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссёров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 800 с.