Министерство образования Кузбасса
Государственное учреждение дополнительного образования «Сириус.Кузбасс»
Методическая разработка по театральному искусству
«Трюковая пластика»
Выполнил: Вяткин Данил Александрович
Педагог дополнительного образования
Кемерово, 2024
Время проведения: 60 минут
Группа, класс: учащиеся средний группы коллектива возрастом 10-13лет человек
Предмет: «Сценическое движение».
Раздел: «Трюковая пластика»
Тема: «Сценические падения».
Цель:научить основам сценического падения и правильно распределять тело на мышечные подушки,
Задачи:
Дидактические:
- овладеть основными элементами техники в сценических падениях;
- научиться распределять распределять тело на мышечные подушки
Воспитательные:
- воспитание внимания направленное на выполнение сценического падения;
- воспитание физической выносливости;
- воспитание контроля своего тела при падение.
Развивающие:
- развитие раскрепощённого тела, в движении (во избежание травм);
- развитие сценического внимания.
Познавательные:
- повышение интереса к предмету «Сценическое движение»;
- правильное, безболезненное сценическое падение.
Коммуникативные:
- приобретение навыков быстрого разогрева физического аппарата с помощью импровизационного танца;
- формирование навыков сценических падений, в раздели «трюковой пластики», для дальнейшей самостоятельной работы в реализации поставленной цели.
Форма занятия: групповое.
Вид занятия: ознакомительный физический тренинг.
Тип учебного занятия: практическое занятие
Методы обучения: репродуктивный.
Средства обучения: специально оборудованный просторный кабинет.
Межпредметные связи: «Актерское мастерство».
Прогнозирование результата:
Обучающийся должен знать:
- что такое сценическое падение;
- роль раскрепощённого тела в сценических падениях;
- что такое раскрепощённое тело.
Обучающийся должен уметь:
- находить способы быстрого раскрепощения физического аппарата, перед выходом на сцену;
- применять навыки сценических падениях в актерской работе.
- владеть техниками разогрева телесного аппарата, для безопасной работы на сценической площадке.
Информационное обеспечение:
Сценическое движение. Трюковая пластика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. А. Григорьянц; науч. ред. Г. А. Жерновая;
Кемеровский государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 130 с.
Ход учебного занятия
1.Организационная часть:
- приветствие обучающихся;
- сообщение темы, цели и задач занятия;
- мотивация учебной деятельности;
- изложение основных проблемных вопросов, подлежащих рассмотрению, отработке;
- информационный диалог: «Что такое раскрепощённое тело?», «Как пользоваться телом?», «Что такое свободное тело?», «Как осознавать свое тело?», «Что такое сценические падения?», «Для чего нужны сценические падения"
2. Основная часть (тренинг):
План
Этапы | Деятельность преподавателя. Вид упражнения, движения. |
№1 | И. П. – О. С. (Основная стойка: расстояние между стопами равно) длине двух стоп, корпус раскрыт, руки вдоль тела). Т. И.: на «раз-...восемь» медленно и спокойно снимать напряжение, начиная с шеи (голова опускается на грудь), вниз по спине (спина скручивается вперед и оседает на таз), сгибаются колени, и тело мягко опускается, оставаясь на стопах; на следующие «раз… -восемь» выпрямляются колени, и таз «вынимает» корпус в И.П. |
№2 | И. П. – О. С., руки подняты вверх, ладони открыты, тело немного напряжено. Т. И.: так же, как и в предыдущем упражнении, последовательно снимаем напряжение, но уже начиная с пальцев рук. Схема снятия мышечного напряжения выглядит следующим образом: пальцы, кисти, локти, плечи, шея и дальше, как в упр. № 1. Затем, вернуться в И. П. |
№3 | И. П. – О. С. Т. И.: с высокого прыжка выполнить схему упр. № 1. Схема всего упражнения выглядит так: прыжок – приземление – мгновенное, но последовательное снятие зажима сверху- вниз |
№4 | И. П. – ноги немного шире О. С., колени чуть ослаблены, руки вдоль тела, тело не напряжено. Т. И.: на «раз-два-три-четыре», не отрывая стоп от пола (на полупальцах), тело начинает закручиваться вправо, затем влево; следующий этап – закручивание происходит с разворотом тела на 180°, стопы при этом приходят в движение; на следующем этапе, разворачиваясь на 180°, тело как бы приподнимается вверх с руками, а затем начинает «опадать». |
№5 | И. П. – лежа на спине, на полу. Т. И.: на «раз-два» тело исполнителя постепенно напрягается, при этом руки, ноги и голова приподнимаются вверх и отрываются от пола; «три-четыре» – напряжение последовательно и спокойно снимается, и тело полностью мягко опускается на пол. |
№6 | И. П. – то же, что и в предыдущем упражнении. Т. И.: выполняется та же схема, что в упражнении № 5, но в более быстром темпе: «раз» – напряжение; «два» – напряжение полностью снимается. |
№7 | И. П. – стоя на коленях, руки вдоль тела. Т. И.: «раз» – руки перенести и поставить справа, т. е. у правого бедра; на «два» тело опускается на пол, начиная с голени, затем – бедро, грудь, плечо; на «три» корпус перенести в И. П. – руки у левого бедра; на «четыре» тело опускается на пол в том же порядке – голень, бедро, грудь, плечо. |
№8 | И. П. – тело сгруппировано, оставаясь на стопах, руки охватывают голени, голова прижата к коленям. Т. И.: на «раз», не меняя группировки, опуститься на ягодицы, «два» – мягко, но стремительно лечь на спину в полный рост. |
№9 | И. П. – лежа на спине, руки вытянуты на полу над головой. Т. И.: «раз» – верхняя часть тела приподнимается; «два» – руки перенести вправо-назад и опереться ими на пол; на «три», не отрывая и не смещая стопы и кисти от пола, поднять тело вверх; на «четыре» вернуться в И. П. Ту же схему движений повторить в левую сторону. |
№10 | И. П. – лежа на спине. Т. И.: «раз» – рывком подняться на ноги, выбирая самый оптимальный вариант, не опираясь при этом на руки. |
№11 | И. П. – лежа на спине. Т. И.: на «раз», группируясь, перевернуться животом к полу и встать на кисти и стопы; на «два» встать в полный рост. |
№12 «Потеря сознания» (обморок) | И. П. – О. С. Т. И.: «раз» – сделать небольшой шаг правой ногой вперед, «два-три» – голова опускается на грудь, все тело последовательно расслабляется сверху вниз (плечи, спина, таз); «четыре» – тело начинает опускаться вниз, разворачиваясь влево, правая голень приближается к полу; «пять» – правая рука кистью опирается на поверхность пола (локоть согнут); «шесть» – все тело так же последовательно укладывается на пол: голень правой ноги, бедро правой ноги, таз, спина; «семь» – перевернуться на спину; «восемь» – завершить «падение» движением кистей и головы. Ту же схему движений, имитирующих наступление обморочного состояния можно исполнять без шага вперед, т. е. «с места», опираясь на различные предметы (стол, шкаф, стулья и т. д.) Задание № 1 И. П. – О. С. лицом к стене. Т. И.: «раз» – движение всем телом вверх, руки приподнимаются не выше груди; «два» – тело исполнителя наваливается на стену, опираясь одной или двумя руками, «три» – немного сползает вниз; «четыре» – осторожно оттолкнувшись (это не должно быть заметно для зрителя), исполнитель, разворачиваясь правым (левым) плечом от стены, «падает» в направлении от стены. |
№13 «Падение на бок» | И. П. – О. С. Т. И.: «раз» – шаг вперед правой ногой; «два» – мягко опуститься на правое колено, поставив его справа от тела; «три» – опуститься на правую голень и бедро; «четыре» – продолжить движение на полу, опускаясь на правую половину таза и спины. По завершении схемы движений тело исполнителя остается лежать на правом боку. Этот же вариант «падения» исполняется в левую сторону. Задание № 1 И. П. – О. С. лицом к стене. Т. И.: «раз» – оттолкнуться от стены и одновременно сделать шаг правой ногой назад-вправо; «два» – выполнить всю схему «падения на бок». |
3.Заключительная часть:
- Анализ выполненной работы в соответствии с критериями.
-Разбор приёмов устранение ошибок.
- Домашнее задание:
- отработать изученные падения самостоятельно.
Преподаватель / Вяткин Данил Александрович/