Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнетуринская гимназия
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе
«Путешествие в домик станционного смотрителя»
(по творчеству А.С.Пушкина)
Разработчик: Чепикова
Людмила Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Нижнетуринской гимназии,
1 квалификационная категория
Нижняя Тура, 2009
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания повести
А.С. Пушкина «Станционный смотритель», подготовить к восприятию и анализу нравственных ценностей произведения.
Задачи:
- создать условия для развития навыка выразительного чтения, инсценирования, умения составлять отзыв, развития творческого мышления;
- воспитание интереса к литературе как учебному процессу, интереса к чтению, к истории своего народа.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина, презентация «Карта путешествий А.С.Пушкина»;
рисунки детей (иллюстрации);
видеофильм «Краеведческий музей г. Нижняя Тура»;
презентация «Иллюстрации музея д. Выра (Санкт-Петербург)»
музыкальное оформление.
Учитель заранее готовит экскурсоводов,инсценирование эпизода «Приезд Минского», индивидуальное творческое задание, снимает фильм
«Краеведческий музей г. Нижняя Тура».
Учитель (звучит тихая мелодия с колокольчиками):
Дорогие ребята, рассаживайтесь удобнее! Мы отправимся с вами в путешествие на русской тройке с колокольчиками. Вдохнем морозный воздух дальнего пути и посетим «Домик станционного смотрителя»- первый в нашей стране музей литературных героев, что в деревне
Выра под Санкт-Петербургом.
Холмы. Поля. Ажурные перелески. Глубокие снега, заполонившие все вокруг. Покой. Однообразие. Дорожная скука…
1 экскурсовод(показ слайдов):
«Домик станционного смотрителя» - это памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции, история которой началась в 1800 году.
В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт (показывает на карте), и Выра была третьей станцией от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина – Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей.
Все постовые станции тогда делились на четыре разряда. Выра была третьего разряда (55 лошадей, без гостиницы, трактира, все постройки деревянные). Постепенно почтовые станции обстраивались, и к сороковым годам прошлого века Вырская станция представляла собой уже комплекс построек: два каменных корпуса, соединенных по фасаду стеной и воротами и калиткой, две деревянные конюшни, амбар, колодец, мощеный двор- все это образовывало замкнутое каре. (Указывает на иллюстрацию).
2 экскурсовод: (звон бубенцов)
Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи и уводили взмыленных лошадей, и выводили свежих. Смотритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев.… Как знакома эта картина русскому человекуXIX столетия.
А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 верст проехал он по дорогам России. Сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз бывал он на Вырской станции, которое народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».
Легенду о том, что именно здесь разыгрались события, описанные в пушкинской повести, отчасти вызвал к жизни сам поэт. Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции.
3 экскурсовод:
Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. Был ли прототипом Самсона Вырина конкретный вырский смотритель, или поэт создал обобщенный образ 2469 «Сущих мучеников» 14 класса, обслуживающих тогда почтовые тракты необъятной России?
Повесть написана в 1830 году в Болдине. В ней нет названия станции, не названо и село. Но, может быть, поэт вспомнил в болдинской тиши маленькую деревню Выра, уютный домик станции, милых сердцу его обитателей, с которыми не раз доводилось встречаться по пути в Михайловское, Псков, Кишинев… (показывается на картинке).
4 экскурсовод:
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени (видеофильм).
Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, - вход на «чистую половину» для проезжающих. На стене при входе правила, указы и постановления, запрещение «чинить станционным смотрителем притеснения, а почтарям побои», предписывающие, «какому чину и поскольку выдавать лошадей», сообщающие «о подорожных и сборе с оных». Здесь же и расписание «В какое время и поскольку лошадей и в какие экипажи запрягать должно». Стены украшены лубочными картинками. На окнах – «горшки с бальзамином», легкие светлые занавески. Изразцовая печь, стол для чая. Здесь же «кровать с пестрой занавеской».
В красном углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записей подорожных. Рядом копия подорожной А.С.Пушкина.
Инсценировка эпизода «Приезд Минского».
Смотритель:
(Сидит за столом и записывает подорожную в книгу). …коллежский секретарь А.Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову… (записывает что-то еще, бормочет себе под нос).
А.С.Пушкин:
(Сначала, сидя у стола смотрителя, затем встает с томиком в руках, и читает). «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?...(до слов)…ссылаюсь на многих читателей».
Минский:
(Входя). Лошадей! (очень повелительно).
Смотритель:
(смущенно). Нет лошадей, ваше благородие. (Встает).
Минский:
-Как нет лошадей?!
Смотритель:
-Воля ваша, лошади все в разгоне, ваше благородие.
Минский:
-Да ты знаешь, с кем говоришь?! (Замахивается нагайкой)
Дуня:
(Вбегает, становясь между отцом и приезжим). Не угодно ли будет чего-нибудь покушать?
Минский:
(Разглядывает ее. Снимает плащ). Угодно. (Смотрителю). Я подожду. (Дуне). Ужин, пожалуйста. (Дуня уходит. Минский присаживается к столу для чая. Пушкин возвращается на передний план. Смотритель вновь садится за свой стол).
А.С.Пушкин:
(Продолжает монолог). Какова должность сего диктора? Не настоящая ли каторга?..
(Присаживается к столу смотрителя). Это дочка твоя?
Смотритель:
(Поднимает голову). Дочка-с. Да такая разумная, такая проворная, вся в покойную мать. (Встает. Идет к двери). Эй, Дуня! Поставь самовар, да сходи за сливками. (Уходит).
А.С. Пушкин:
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в тот самый тракт, в те самые места. Войдя в комнату, я тотчас узнал картинки. (Разглядывает картинки).
I чтец:
(Читает отрывок из повести). «Они изображали историю блудного сына…»
(Смотритель, шаркая, идет к столу, Теперь его играет другой ученик, более худой, меньшего роста).
А.С. Пушкин:
(Заканчивая рассматривать картину). Узнал ли ты меня? Мы с тобой старые знакомые.
Смотритель:
-Может статься. Здесь дорога большая.
А.С. Пушкин:
-Здорова ли твоя Дуня?
Смотритель:
-А Бог ее знает. (Пожимает плечами. Встает. Хлопочет у чайного столик. А.С. Пушкин усаживается за чайный стол, смотритель - напротив). Так вы знали мою Дуню? Кто же и не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка – то была! (склоняется, задумывается).
II чтец:
«Бывало кто ни проедет…» (читает отрывок из повести).
Смотритель:
(Подняв голову). Жива ли, нет ли, Бог ее ведает. Не ее первую не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голым кабацким. Как подумаешь, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы.
А.С. Пушкин:
(вставая). С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал о бедной Дуне.
III чтец:
«Недавно еще, проезжая через местечко…» (читает отрывок из повести).
(На сцене появляется А.С. Пушкин и мальчишка).
А.С. Пушкин:
-Знал ли ты покойника?
Мальчик:
-Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! Орешков!»- в а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится.
А.С. Пушкин:
-А проезжие вспоминают его?
Мальчик:
-Да пока мало проезжих. Вот летом приезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу.
А.С. Пушкин:
-Какая барыня?
Мальчик:
-Прекрасная барыня. Ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською. И как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и пошла на кладбище. Сама пошла. Пришла, легла здесь и лежала долго. А потом барыня пошла в село, призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром – славная барыня! (Уходит).
А.С. Пушкин:
-И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже о поездке.
Учитель. Мы вернемся в «Домик смотрителя» и продолжим экскурсию (Включается фильм местного краеведческого музея).
1экскурсовод:
Обстановка «чистой половины» воскрешает в памяти пушкинские строки. Кажется, сейчас войдет с улицы хозяин лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке, с тремя медалями на полинялых лентах и произнесёт знакомое: «Эй, Дуня!»
А вот и та комната «за перегородкой». Это светелка девушки из мещанского сословия: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами, комод. Здесь же платье, которое шила Дуня, когда приехал ротмистр Минский, шкатулка с вязанием. На комоде портреты Самсона Вырина и Минского, а рядом, на стене, - Дуни. Все портреты выполнены художницей И.М. Берлович.
Смотритель:
(Стоит перед портретом Дуни). Ах, Дуня, Дуня! Что за девка – то была! Ею дом держался: что убрать, что приготовить, за всем успевала. (Помолчав, уходит).
Дама под вуалью:
Звучит ответ Дуни, госпожи Минской, отцу. (Индивидуальное творческое задание). Вихарева Ольга, ученица 6-а класса Нижнетуринской гимназии, так представляет себе этот ответ:
- Папа, папочка, мой папочка! Вот я к тебе и приехала. Прости, что поздно! Я всегда тебя помнила, но молодой, стройный гусар покорил моё сердце. Я не хотела уезжать от тебя, но в душе слагались самые нежные и прекрасные грёзы с ним, чистые и одухотворённые. За те два дня я так много пережила и перечувствовала, точно прожила несколько лет. Когда я его увидела, весь мир, казалось, наполнился красотой и светом, как при восходе солнца. Мы устроили побег. Ожидание было страшно, но сладко, и мы уехали. Всю дорогу я плакала, меня мучительно жгло изнутри. Господи, прости меня за то, что я натворила. Отец! В этой роскошной жизни мне всегда недоставало тебя, нашего маленького уютного домика. Много у меня и нарядов, и украшений, а душа всегда болела за тебя, мой добрый, ласковый, любимый. Как мне хочется прижаться к тебе, родной, а ты бы погладил меня по голове и сказал: «Дуня, Дунюшка, умница ты моя, красавица!». Бедный папа, ты никогда так и не узнал, как щемило вдали от тебя моё сердце. Спи спокойно, мой милый, я, твоя дочь, всегда была и буду с тобой, я тебя не забуду никогда. Прости и прощай.
Учитель:
Так Вихарева О. представляет себе причину, по которой любящая дочь не навестила своего отца, не дала о себе весточку, хотя, несомненно, любила и тосковала о нём. (Включается фильм).
II экскурсовод:
Вторая половинка дома – ямщицкая. Здесь стоит огромная русская печь. В ней готовили пищу, а на просторных полатях спали вповалку ямщики. В печурках сушили лапти, онучи, рукавицы. На стенах висят хомуты с колокольчиками, упряжь с серебряными и медными украшениями, каретные фонари. В красном углу – икона, и среди них святой Власий – покровитель лошадей.
Скудная обстановка: дощатый пол, лавки, деревянная и глиняная посуда, плетеные берестяные короба.
Учитель:
Всё в этом домике возвращает в прошлое, напоминает о нелёгкой доле русских почтарей. «Домик станционного смотрителя» - музей воистину народный, собранный по крупицам, оборудованный энтузиастами.
Каждый день приходят в «Домик станционного смотрителя» люди. Они идут в гости к Самсону Вырину и его Дуне. В гости к Пушкину.
Наша экскурсия закончилась. Но к повести А.С.Пушкина и к его героям мы с вами ещё вернёмся. Откройте тетради и запишите в них тему урока: «Путешествие в домик станционного смотрителя».
Закончив осмотр залов музея или какой-нибудь экспозиции, посетители, как правило, пишут отзыв об экскурсии. Не будем и мы отступать от этого правила. Сейчас в тетрадях вы запишите свои впечатления от нашего путешествия. (Можно дать учащимся памятку, как писать отзыв).
Прослушивается несколько отзывов.
Записывается домашнее задание.
Группа учеников приготовит к следующему уроку рассказ от лица Минского о событиях повести.
Остальные учащиеся подготовят вопросы к тем моментам повести, которые были инсценированы на уроке.
Чепикова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы НТГ