Нижнетуринский городской округ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Нижнетуринская гимназия"
Методическая разработка
Технология "Учебный проект" в условиях введения ФГОС
(Методические разработки учебных проектов по русскому языку
для 5 класса по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой )
Чепикова Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ "Нижнетуринская гимназии
Содержание
Введение
Методическая целесообразность использования технологии "Учебный проект" на уроках русского языка..................................................................................................................
Основная часть......................................................................................................................................
1.1.История возникновения и развития метода учебных проектов ……..............................…..4
1.2.Структурные особенности технологии "Учебный проект".....................................................
1.3. Классификация проектов по русскому языку и литературе................................................
2. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы...............
3.Методические разработки учебных проектов по русскому языку для 5 класса по УМК
под редакцией Л.М.Рыбченковой ...............................................................................................
3.1.Учебный проект по русскому языку: « Это волшебное слово - здравствуйте!»...........
3.2. Учебный проект по русскому языку: "Удивительный мир цветов".............
3.3.Проект «Словари русского языка »; проект «Эта загадочная фразеология»......... 3.3.Тематика учебных проектов (Учебник "Русский язык 5 класс" под редакцией Л.М.Рыбченковой) .....................................................................
Заключение……………………………………………………………………….........................32
Приложение………………………………………………………………..........................………34
Библиография……………………………………………………………….......................…….39
Введение
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. В современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения им ключевыми компетенциями. Результаты моих наблюдений и многолетний опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в процессе обучения является формирование коммуникативных универсальных учебных действий :
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; находить в тексте основные средства выразительности.
И проектный метод обучения в настоящее время все чаще рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования. Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике. Использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формированиеключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической, развитию познавательных, регулятивных, личностных универсальных учебных действий.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентированный на творческую самореализацию личности. Технология "Учебный проект" или Метод проектов (от греческого слова «путь исследования») полностью соответствует социальному заказу, так как выполняет основной принцип - «обучение посредством делания».
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность исследования подтверждается противоречиями, которые существуют между сложившимися традициями языкового и литературного образования, реализующими знаниевый компонент, и новыми тенденциями, направленными на личностное обучение, способствующими формированию компетенций учащихся. Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем современного образования. Если целенаправленно и систематически включать учащихся в проектную деятельность при обучении русскому языку и литературе, то это будет способствовать развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Данный метод всегда имеет направленностьна результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В течение определенного промежутка времени учащиеся должны самостоятельно решать какую-либо проблему, применяя знания из разных областей науки, развивая познавательные учебные действия. Формируя умения целеполагания, планирования, умения устанавливать причинно-следственные связи, прогнозирования, контроля, оценки и саморегуляции, учащиеся развивают регулятивные универсальные действия, которые упорядочивают процесс познания и способствуют созданию продукта - проекта.
Работа над проектами по русскому языку способствует повышению значимости языка как средства общения, развитию умения работать индивидуально или в мини-группе, расширению кругозора, повышению мотивации учащихся к учению и получению специальности, развитию творческих способностей учащихся.
Итак, Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности, умение проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическую деятельность, направленную на решение интересной проблемы.
Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения
на уроках русского языка
У современных подростков имеется обильное количество источников информации: семья, школа, телевизионные каналы различного содержания, мобильная связь, интернет-общение в социальных сетях, интернет-новости, он-лайн энциклопедии, цифровые носители и т.п. Зачастую они не в состоянии самостоятельно переработать этот поток информации, выделить в нем главное и личностно-значимое, поскольку еще недостаточно владеют навыками поисковой работы и исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.
С точки зрения учителя русского языка, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения лингвистической проблемы. А с точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной учащимися в виде цели и задачи. В процессе подготовки проекта каждый из них может проявить себя как творческая личность, может включиться в деятельность, которая ему нравится. Работа над проектом развивает навыки самостоятельной деятельности, умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии, воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.
При изучении различных тем на уроках русского языка я использую данный метод для достижения всех вышеперечисленных целей и задач, главной же целью становится воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.
Целью проектной деятельности является:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
- повышение мотивацииучащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничествамежду учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели в течение всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативный подход и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
В соответствии с задачами проектной деятельности и возрастными особенностями учащихся основной акцент делается наформирование следующих компетенций:
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- регулировать возможные конфликты ;
- оценивать и анализировать свои и чужие решения;
- делать свой выбор;
- владеть устным и письменным общением;
- включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;
- обозначать затруднения в командной работе и обращаться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);
- разделять ответственность в процессе коллективного труда.
Технология проектного мышления способствует развитию исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Объектом педагогической деятельности в рамках технологии проектного обучения становятся условия, которые необходимо создать для развития активности, самостоятельности и инициативности учащегося, для формирования его субъективной позиции.
Концептуальные позиции:
- принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;
- принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта;
- принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем;
- принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем;
- принцип уважения к иной точке зрения;
- принцип обеспечения ответственности за результат;
- использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Это требует от учителя и определенной тактики общения:понимания, признания, принятия личности ребенка, рефлексии, открытости, доброжелательности.
Таким образом, можно заметить, что применение технологии проектного обучения целесообразно на уроках русского языка, т.к. позволяет строить обучение на активной основе, формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
1.1.История возникновения и развития метода учебных проектов.
Сами по себе проектные идеи в педагогике не новы. Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Согласно теории Джона Дьюи:
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
ребёнок усваивает материал, не просто слушая и воспринимая материал, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребёнка;
связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
1.2.Структурные особенности технологии "Учебный проект"
В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Проект-это 6 П: Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио
Основные ключевые компетентности как освоенные учащимися способы действия:
готовность к разрешению проблем (способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности);
технологическая компетентность( готовность к четкому соблюдению технологии деятельности);
готовность к самообразованию (способность выявлять пробелы в своих знаниях при решении новой задачи);
готовность к использованию информационных ресурсов (т.е.способность делать аргументированные выводы);
готовность к социальному взаимодействию (т.е. способность соотно-сить свои устремления с интересами других людей и социальных групп);
коммуникативная компетентность (готовность получать в диалоге необходимую информацию).
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
1. Через уроки:
-уроки формирования новых знаний,
-повторения и обобщения, проверки знаний и умений;
-уроки-исследования;
-мини-исследования;
-домашние задания исследовательского характера.
2.Через внеурочную деятельность:
-курсы;
-индивидуальные исследовательские работы.
Модель взаимодействия при работе над проектом
Роль учителя :
- консультирует (провоцирует вопросы, размышления, дает самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации);
- мотивирует (раскрывает перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
- наблюдает (получает информацию, позволяющую продуктивно работать во время консультации и способную оценить уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся).
Роль ученика:
- выбирает (принимает решения). Выбор – процесс принятия на себя ответственности.
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет о ролевом участии в командной работе.
- оценивает. На каждом этапе различные объекты оценки «чужого» продукта и продукта своей деятельности.
1.3. Классификация проектов по русскому языку и литературе.
Различают следующие виды проектов:
- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
- по предметно - содержательной деятельности;
- по характеру координации проекта;
- по количеству участников проекта.
2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
- аргументация актуальности принятой для исследования темы,
- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
- определение методов исследования, источников информации,
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, однако строятся в известной логике дизайн-петли : определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка(рефлексия).
Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:
I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).
II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).
III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
-цель проекта;
-предмет информационного поиска;
-источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака");
-способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
-результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.);
-презентация.
4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.
2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:
1) культурологические (реферативные работы);
2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);
2.3. Виды проектов по количеству участников проекта:
1)индивидуальные(личностные) ;
2)парные;
3)групповые.
2.4. По времени исполнения:
1) мини-проекты;
2) краткосрочные
3) долгосрочные.
2.5. По комплексности:
1) монопроекты;
2) межпредметные.
Результат проектной деятельности
буклет;
словарик;
сборник иллюстраций;
сборники собственных творческих работ;
видеоролик;
лингвистический анализ текста;
публикация;
презентация
составление занимательного атласа, карты
(страна Морфология, карта Грамматика);
составление обобщающих таблиц, схем;
лингвистическая газета;
сказка, рассказ;
устный журнал;
сборник лингвистических сочинений;
книжка-малышка;
книжка-раскладушка;
лингвистическая листовка и т.д.
2. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1.Подготовка к работе над проектом:
- определение темы и целей проекта;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы;
- исследование;
- оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка;
- оценка других групп;
- оценка учителя;
- оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно следующим образом:
1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита» проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.4. определение даты и места;
3.5. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.6. стендовая информация проекта.
4. Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Немаловажную роль для успешной реализации проекта играет грамотная и квалифицированная организация работы руководителя проекта. Можно предложить следующие рекомендации, которые помогут обдумать подготовительный этап работы, осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать ожидаемый результат (Приложение 2 )
В своей работе я использую следующие виды Учебных проектов:
1. Исследовательский проект.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
При выполнении проекта ученик:
- структурирует проект в логике научного исследования,
- включает в проект аргументацию его актуальности,
- определяет объект и предмет исследования,
- обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,
- определяет методы исследования,
- конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,
- определяет пути решения проблем,
- осваивает новое опытным путем,
- оформляет проект в виде выводов,
- подтверждает или опровергает гипотезу,
- выходит на новый спектр проблем.
Примером такого проекта может послужить работа Маринович Анны "Сокровища душевной красоты..."(по критическим статьям Н.А.Добролюбова) Проблемы становления личности 19 и 21вв. В ходе исследования были поставлены вопросы: Какие жизненно важные проблемы интересовали современников Добролюбова и нынешнее поколение, в чем заключается сходство и различие, похожи ли мы? Учащаяся исследовала критические статьи Добролюбова "Обломов", "Луч света в темном царстве"," Когда же придет настоящий день?"с точки зрения художественного восприятия произведения, с позиции логичности изложения материала, используемых языковых средств, композиционного построения, особое внимание уделяя главным персонажам, находя общие и индивидуальные черты. Таким образом, была выведена личность 19 века, проблемы её становления. Далее учащаяся обращается к проблемам личности в философии и психологии (прослеживаются межпредметные связи), проводит исследование -"Мои взгляды на мир и человека","Я и общество". По результатам анкетирования показывает проблемы личности 21 века. Работа заняла 1 место на муниципальном этапе.
Исследовательский проект "Проблема зла в трагедии В.Шекспира"Гамлет". Вопрос "добра и зла" всегда актуален. Освещая данную проблему, учащаяся подробно раскрывает культурологический пласт эпохи Возрождения. В своей работе ученица указывает на особенности драмы, закономерности композиционной формы, определяет взгляды Шекспира на мир и человека, выясняет, какие принципы присущи главному герою. Почему, где бы ни появился Гамлет, там всегда присутствует смерть, разрушение, зло? Учащаяся раскрывает многообразную душу героя, высвечивает проблему зла, а в исследовании выводит свой образ главного персонажа.
Исследовательский проект "Письменная деловая документация" Ляпцева Сергея посвящен одной из актуальных тем современности - обучение навыкам делового общения в соответствии с принятыми нормами через письменную деловую документацию. Изучив ряд научных статей и монографий, посвященных этой теме, ученик выявил проблему зависимости использования письменной деловой документации в успешной реализации себя в дальнейшей профессиональной деятельности. Далее рассматривает такие деловые документы как конспект, анкета, резюме, деловая переписка, нота, меморандум, памятная записка, деловое письмо, доклад. Каждый раздел включает в себя краткое сообщение, вывод, даны образцы письменной деловой документации. Работа сопровождается исследованием, проведенным среди учащихся среднего и старшего звена. Результаты анкетирования помещены в таблицы и сделаны определенные выводы по каждому вопросу. Продуктом проекта является презентация элективного курса "Письменная деловая документация". Исследовательский проект занял 1 место в социо-культурном направлении.
2. Информационный проект.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, обсуждение на конференции, пр.)
При выполнении проекта ученик:
- направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
- обобщает и анализирует информацию,
- делает выводы,
- корректирует поиск по уточненным направлениям,
- анализирует и обобщает новые факты,
- проводит презентацию.
Примеры проектов: "Социальное общество в комедии А.Грибоедова "Горе от ума"- Анкушина З., "Система образов в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"- Карачун А., "Святая Анна Всея Руси"- Хриенко Ю., "Смех сквозь слёзы"(по творчеству А.П.Чехова) - Траутер М., "Стихотворения в прозе"- Рыбакова Ю., "Мир бунинских рассказов"- Неустроева А., "Свобода и несвобода в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"- Лентякова М. и др.
В проекте"Русская дуэль в произведениях А.С.Пушкина" учащийся отвечает на вопросы: Что такое честь? Что есть достоинство? Как отстоять своё достоинство, не унизив себя? Что означала дуэль для Пушкина в разные годы? В ходе работы ученик познакомился с историей русской дуэли, её правилами, рассмотрел дуэли в произведениях "Выстрел", "Евгений Онегин", "Капитанская дочка", прочитал художественные и исторические книги по теме. В ходе работы была создана выставка по теме.
В рамках проекта "Мы за чистоту русского языка", созданную учащимися старших классов, был проведен конкурс частушек о русском языке, конкурс плакатов, стихотворений, лингвистических газет, составлен "Словарь молодёжного сленга", проведён соцопрос "За культуру общения", написаны сочинения по темам: "Чем вызвано оскудение русского языка", "Моё отношение к ненормативной лексике". В итоге проведены дебаты - "Мы за чистоту русского языка".
3. Творческий проект.
Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.
Пример такого проекта – работа учащихся 10 класса Жихаревой А. и Гасановой Э. по творчеству поэта "чистого искусства" Ф.И.Тютчева:"Пейзажная лирика Ф.Тютчева в фокусе призмы". Обратившись к изучению наследия великого мастера "фрагмента", ученицы сделали подробный анализ стихотворений, посвященный временам года, выразив в них своё представление и понимание природных явлений, отобрали яркие и запомнившиеся строки, соединили их с собственными фотографиями природы г.Нижняя Тура. Результатом стала фотовыставка: "Природа - зеркало души".Учащиеся 6, 7, 9-х классов написали отзывы, в которых показали свои чувства, эмоции, ощущения. Проанализировав работы, девушки пришли к выводу, что ассоциации, вызванные выставкой, полностью соответствуют гармоничному соединению поэтического "фрагмента" и фотографического "момента". Девушки, вдохновленные творчеством поэта, создали свои лирические и прозаические произведения. Данная работа была презентована на муниципальном этапе и заняла 1 место.
Работа Локунцовой А., Леоновой М."Сквозь жар души, сквозь хлад ума"(по творчеству А.Блока) заслуживает особого внимания, так как посвящена последнему великому поэту дооктябрьской России, завершившему своим творчеством поэтические искания всего 19 века. Начиная с литературного анализа стихотворений, девушки попытались выразить свои мысли и эмоции в творческих работах(картинах), причем у каждой девушки было своё художественное "видение" стихотворения, так объединились лирика и искусство. В картинах Локунцовой А. краски яркие, сочные, усиливающие эмоциональное воздействие, запечатлённые образы передают внутреннюю обеспокоенность, напряжение, показывая глубокое размышление и философское раздумье. Работы Леоновой М., с её светотеневыми композициями, передают реальные природные отношения. В конечном итоге был создан творческий продукт - книга иллюстраций к фрагментам стихотворений А.Блока
Также примером творческого проекта можно считать и работу учащихся 8 класса по рассказу Л.Толстого «После бала», выполненную в форме фрагментарно-иллюстративного материала , соответствующего сюжетной основе. Ребята собрали и обработали биографический материал, создали фрагменты фильма, презентацию.
4. Игровой проект.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая и игровая.
На уроке по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» каждый ученик выполнял заранее выбранную роль: художник-оформитель, литературовед, критик, журналист. Художники рисовали эскизы обложек, литературоведы анализировали фрагменты, критик пытался найти недочёты, журналисты проводили социологический опрос, брали интервью.
Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений, постановка спектаклей. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, оформляют декорации. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам и театру. Так была создана театральная студия "Мельпомена", участником которой может стать любой ученик.
Первый игровой проект был представлен по сказке С.Я. Маршака «Теремок» и «Двенадцать месяцев». Так как учащиеся любят творчествоА.С.Пушкина, следующим шагом стала постановка «Повестей Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», "Станционный смотритель".Мы принимаем активное участие в работе городского клуба «Лукоморье», наши постановки отмечены дипломами, грамотами.В 2011 году ребята были отмечены на заседании клуба «Лукоморье» Нижнетуринского городского округа в номинации «Сценическоеискусство» за спектакль по мотивам «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».Наша публика самая разнообразная. Мы долгожданные гости в детских садах, выступаем перед учащимися начального и среднего звена гимназии. Самые запоминающиеся встречи - с ребятами из Областного центра социальной поддержки семьи и детства. Уже шесть лет мы готовим Новогодние представления с настоящим Дедом Морозом и Снегурочкой. Для учащихся среднего звена были приготовлены следующие постановки: «Аленький цветочек» по сказке С.Аксакова, композиция «Волшебный трон», «Сказочные сны» по мотивам сказок Х.Г.Андерсена, "Золушка", спектакль по пьесе А.П.Чехова «Медведь», А.Вампилов "Свидание" и др.
Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы: инсценировки сказок, пантомимы по былинам, моно-проекты отдельных персонажей, художественные зарисовки к отдельным главам произведений. Ребята с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях.
5. Практико-ориентированный проект.
Отличается четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, справочный материал и т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
При выполнении проекта ученик:
- обозначает результат в начале проектной деятельности;
- определяет функцию каждого участника проекта;
- получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы.
На занятиях по развитию речи мы с ребятами учимся создавать мини-проекты по русскому языку. Это викторины, тесты, кроссворды, викторины, выполненные в виде презентации, лингвистические сказки, сборник стихотворений о природе, рифмованные правила.
Примером практико-ориентированного проекта является создание буклетов: «Почитай - не пожалеешь». В ходе работы над проектом ребята прочитали произведения как русской, так и зарубежной литературы, обобщили материал, провели социологический опрос, создали буклеты в виде информационной рекламы для привлечения учащихся к прочтению данных произведений. После защиты работ многие ребята решили познакомиться с данными произведениями.
Учащимся нравится деятельность, которая ведёт к конкретному, нужному и важному результату, например, создание газеты. Учащиеся 8 класса выпустили газету, посвященную поэтам-юбилярам: А.Фету, Ф.Тютчеву, И.Крылову, П.Бажову; 7 классы создали проект -"Хлеб -всему голова". Проект, посвященный юным годам А.С.Пушкина, становлению его как личности и поэта, был реализован в виде газеты - "Лицей начало положил всему", выполненной учащимися 9 класса. 1 группа готовила и оформляла материал про Царскосельский лицей (открытие, расписание занятий, учителя, свободное время); 2 группа рассказала о друзьях А.С.Пушкина, информация представлена в виде буклетов; 3 группа проанализировала стихотворения, посвященные дружбе и Лицею; 4 группа сделала иллюстрации и оформила информационную газету, которая заняла первое место в муниципальном конкурсе газет городского клуба "Лукоморье", сейчас востребована на уроках литературы.
Проект "Нижняя Тура - маленькая Швейцария", созданный учащимися 10 класса заслуживает особого внимания. Ребята на машине времени отправились в путешествие, сначала в прошлое г.Нижняя Тура, затем - в настоящее. Путешествие закончилось в будущем. Учащиеся собрали и обработали исторический материал, написали сценарий фильма, записали звук, создали фильм. Работа была презентована на V Региональной олимпиаде учащихся общего и среднего профессионального образования "Земли уральской самородки".
Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных учебных действий каждого ребёнка.
3. 1.Методические разработки учебных проектов по русскому языкудля 5 класса по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой
Учебный проект по русскому языку.
Тема. Язык и общение « Это волшебное слово - здравствуйте!» Слова приветствия
разных народов мира.
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь
Владимир Солоухин
Аннотация
Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ребёнка. Учебный проект адресован учащимся 5 класса, занимающимся по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой ; Рос.акад.наук, издательство М."Просвещение", 2012
Он является первым учебным проектом, так как работа строится на углублении первого параграфа "Язык и общение". Класс делится на пять групп, каждая из которых получает определённый тему. Участники групп определяют цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, конечный результат. Кто-то из учащихся готовит инсценировку, другой подбирает музыкальное сопровождение, третий- декламирует стихотворения, четвёртый ученик анализирует, пятый рисует иллюстрации - каждый находит работу по душе. Такая работа сплачивает ребят, развивает творческий потенциал. Учитель контролирует деятельность ребят, направляет, помогает по мере необходимости.
Паспорт проекта
Фамилия, имя, отчество автора | Чепикова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ"Нижнетуринская гимназия" |
Тема учебного проекта | « Это волшебное слово - здравствуйте!» Слова приветствия разных народов мира. |
Тип проекта: По содержанию: По организационной форме: По времени: | Межпредметный, практико-ориентированный проект Групповой Краткосрочный |
Предметные области | Литература, русский язык, история, ИКТ |
Класс | 5 |
Дидактические цели проекта | Формирование у учащихся высокой речевой культуры общения Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, умений работать в команде. Совершенствование компетенций учащихся с целью гармоничного развития свободной и активной личности |
Методические задачи проекта | Знакомство с историей возникновения хороших манер, правилами этикета, с обычаями и традициями разных стран, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, внимания, речи, развитие умения анализировать стихотворный текст, обучение основным правилам поведения в коллективе. |
Основополагающий вопрос | Как в языке, в словах приветствиях, отражается история народа, его культура, обычаи? |
Вопросы учебной темы (проблемные) | Как жили наши предки, какими словами они приветствовали друг друга? Каково этимологическое происхождение данных слов? Что говорят и о чём спрашивают, когда приветствуют друг друга люди разных национальностей? Как правильно приветствовать? Как здороваются военные люди? |
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. | Каждой группе даётся своё задание: 1группа. Историки. Национальный этикет. Из истории языка. Что говорят и о чем спрашивают, когда приветствуют люди разных народов? Отбор материала, инсценировка, оформление газеты, её представление. 2 группа. Искусствоведы. Как правильно приветствовать? Правильное приветствие — половина впечатления от незнакомого человека. Отбор материала, мини-инсценировки, газета, выступление по защите газеты. 3. Языковеды. Слова привета. Сокращенные варианты, пожелания, шутливо - пренебрежительные выражения, слова перед сном, после разлуки, приход неожиданного гостя. отбор материала, выпуск газеты, защита проекта. 4.Лирики. Подбор стихотворений по данной тематике, выразительное чтение, частичный анализ, оформление газеты. 5. Ратники. Воинские приветствия, история возникновения, соблюдение традиций, музыкальное сопровождение инсценировка, выпуск газеты. |
Педагогическая поддержка | Консультирование учащихся, корректировка отобранного материала, обсуждение форм представления проекта |
Реализация проекта | -формирование тем исследования; -формирование группы для проведения исследования; Работа в группах: -распределение обязанностей в группе: историки, актеры, языковеды, исследователи, искусствоведы, оформители; -разбейте работу на этапы; -подготовьте план работы над проектом( используйте лист планирования); -работайте в группах по плану, -совместно решайте возникающие трудности; -при необходимости воспользуйтесь поддержкой учителя, родителей; - при необходимости внесите изменения в план (не меняя сроков выполнения плана); -подготовка газет; -защита проекта; -коллективное обсуждение, оценки. |
Поэтапное осуществление проекта | Урочный этап: параграф 1, упр. 1; Внеурочные этапы: -формирование рабочих групп; -поиск материала по темам, подбор стихотворений; -работа над выразительным чтением, инсценировкой, -создание рисунков, текста |
Оформление результатов проекта | Защита своего проекта - газеты |
Техническое оснащение | Компьютер, принтер, проекционная система, доступ в интернет. |
Программное обеспечение | Издательские программы, мультимедийные энциклопедии, текстовые процессоры. |
Время, требуемое для выполнения проекта | неделя |
Оценивание деятельности учащихся. | Деятельность учащихся оценивается по предварительно разработанным критериям , критерии предъявляются учащимся перед началом работы и тем самым являются ориентиром на положительный результат. Итоговый контроль проводится по творческим заданиям. |
Рефлексия | -Как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет? - Что было трудно для вас больше всего? -Что вы считаете получилось лучше? -Как бы вы оценили свою работу? |
Цель проекта: показать роль и значение слов приветствий в нашей жизни как средства общения между людьми
Задачи проекта:
Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
Приобщение к культуре исследования.
Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Основополагающий вопрос:Как в языке, в словах приветствиях, отражается история народа, его культура, обычаи?
Этапы работы над проектом
Эпиграф
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь
Владимир Солоухин
Введение в тему.
Определение темы занятия путём анализа эпиграфа
Постановка цели и определение задачи работы.
1 этап. Актуализация проблемы
Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное о волшебном слове “Здравствуйте!”
Ежегодно, 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. Как вы думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает слово “здравствуйте”.
Работа по учебнику: упр.1, с.4 "Из истории языка"
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
Сегодня более 140 стран участвуют в этом празднике-игре. Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души. Поэтому мы тоже можем стать участниками этой игры и сказать добрые слова при встрече с близкими и друзьями и знакомстве с новыми людьми.
Как же можно поздороваться с человеком при встрече?
Приветствиями с помощью слов, которыми вы пользуетесь в жизни: привет, здравствуй, доброе утро, добрый день, рад тебя видеть, салют, добрый вечер, приятно познакомиться, очень рад знакомству;
приветствиями на различных языках: здоровеньки булы, шалом, салам алейкум, гуд монинг, гутен морген; бонжур;
поприветствовать с помощью жестов: рукопожатие, кивок головой, поднять руку и помахать, поцелуй руки, снятие головного убора, военные отдают честь, прикладывая руку к фуражке, объятия, если люди давно не виделись.
Проблемные вопросы: Как жили наши предки, какими словами они приветствовали друг друга? Каково этимологическое происхождение данных слов? Что говорят и о чём спрашивают, когда приветствуют друг друга люди разных национальностей? Как правильно приветствовать? Как здороваются военные люди?
2.Деятельность учителя.
При встрече необходимо не только поздороваться, но обязательно посмотреть на человека, улыбнуться, отчетливо, внятно произнести слова приветствия. Владимир Солоухин когда-то сказал: “А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Когда вы разговариваете с кем-то, вы можете выразить жестом, взглядом, улыбкой свое отношение к нему.
3. Работа групп по "Листу планирования" (Приложение № 1)
Историки | Национальный этикет. Какие факты вы узнали из истории языка. Что говорят и о чем спрашивают, когда приветствуют люди разных народов? Отберите материала, сделайте инсценировку приветствия народов мира, оформите газету, её представление. |
Искусствоведы | Как правильно приветствовать? Правильное приветствие — половина впечатления от незнакомого человека. Отберите материал, приготовьте мини-инсценировки, материал для газеты, выступление по её защите. газеты. |
Учитель | Конкурс: “Пословицы о приветствиях, встречах и гостеприимстве” (Приложение 2 ) |
Языковеды | Исследование слова приветствий. Сокращенные варианты, пожелания, шутливо - пренебрежительные выражения, слова перед сном, после разлуки, приход неожиданного гостя. Отберите материала, оформите газету, защита проекта. |
Учитель | Конкурс "Разноцветное слово "здравствуй" ( Приложение 3 ) |
Лирики | Подбор стихотворений по данной тематике. Приготовьтесь поделиться своими впечатлениями об этих стихотворениях, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта, оформите газету. |
Ратники | Какие воинские приветствия вы знаете? Расскажите об истории их возникновения. Как соблюдаются воинские традиций? Сделайте музыкальное сопровождение, инсценировку, выпуск газеты. |
4.Подведение итогов, оценивание учащихся (Приложение 4)
Оформление проектов в виде информационной газеты.
5. Рефлексия
Как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
Что было трудно для вас больше всего?
Что вы считаете получилось лучше?
Как бы вы оценили свою работу?
Источники информации:
1.Бережная И.Д. Уроки-исследования.Издательство "Учитель", 2008
2.Блдырева Е.М.Литература. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль "Академия К", 2000
3.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
4.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии." Народное образование",1999
www.it-n.ru
www.uroki.net.Ru
http://www.gramota.ru
http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=190
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34339/
3.3. Проект «Словари русского языка »
Учебный предмет: русский язык
Класс:5класс
Вид проекта: исследовательский , поисковый, групповой, краткосрочный (1неделя)
Проблема: незнание словарей русского языка и неумение ими пользоваться.
Цель проекта: изучить словари русского языка , их разновидности, структуру , научиться извлекать из них информацию и использовать ее в работе; формирование навыков проектирования.
Мотивация: создание собственного словаря.
Информационно-техническое обеспечение: словари, Интернет, компьютер.
Продукт:мультимедийная презентация, творческие задания, словарь терминов 5класса.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, организация групп, определение формы конечного продукта.
2этап поисковый –изучение словарей, биографий авторов, создание слайдов, карточек, кроссворда, словаря терминов для 5 класса, подбор пословиц и поговорок о словарях.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации, выступление с сообщениями, организация и проведение творческо-поисковой работы.
4этап анализ проекта – самоанализ проекта, рецензия учителя .
Проект. Сборник стихов учащихся «Любимая гимназия»
Учебный предмет: литература
Класс:5, 8 класс
Вид проекта: творческий, долгосрочный(2 месяца), групповой, внутришкольный, монопроект
Проблема: падение интереса к поэзии
Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся; повышение мотивации на уроках литературы; формирование навыка проектной деятельности.
Задачи проекта: изучить законы стихосложения; научить создавать и редактировать собственные стихотворения.
Мотивация: интерес и любовь к поэзии, желание публичного признания (участие в школьном конкурсе).
Информационно-техническое обеспечение: словарь литературоведческих терминов, произведения русских поэтов, компьютер.
Продукт: сборник стихов.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный. Изучение законов стихосложения на уроках литературы и факультативных занятиях, анализ произведений русских поэтов(1месяц).Роль учителя- обучающая.
2этап творческий- создание собственных произведений, редактирование, создание и оформление сборника (1месяц). Роль учителя- консультирующая.
3этап презентация- организация и проведение вечера поэзии с презентацией сборника для 5-9 классов.
4этап анализ проекта- рецензия независимого консультанта и анализ проделанной работы (слово учителя).
Данный сборник будет представлен на районном литературном празднике.
Проект «Эта загадочная фразеология»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Категория учащихся: учащиеся 5-го класса
Предметная область: русский язык
Основополагающие вопросы:
1)Что такое фразеология?
2) Каковы источники фразеологии?
3)Каково значение и этимология фразеологизмов?
Дидактические цели проекта:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-совершенствование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи проекта:
-закрепить знания по фразеологии;
-формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы.
Проблемы самостоятельных исследований:
-Откуда в речи появились фразеологизмы?
-Что произойдёт с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?
Результаты исследований:
Презентация исследовательской деятельности учащихся 6-го класса.
Этапы работы:
-формирование тем исследования;
-формирование группы для проведения исследования;
-работа в группах;
-подготовка презентации;
-защита проекта;
-коллективное обсуждение, результаты оценки.
3.4.Тематика учебных проектов
(Учебник "Русский язык 5 класс под редакцией Л.М.Рыбченковой)
Возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Учащиеся 5-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам и с удовольствием выполняют разнообразные творческие проекты. Познакомившись со структурой учебника, проанализировав упражнения, я предлагаю следующие учебные проекты.
1.Раздел: Лексикология. Упр.121. Проект: "Путешествие в слово"
Представим себе, что язык - -это особый код или шифр. Единица кода - это слово. В нём зашифрована информация о мире, который окружает человека. Как люди научились понимать друг друга? Почему часто происходит наоборот?
Группы:1.Историки. Значения наскальных рисунков, первые берестяные грамоты; 2.Художники-графики. Слова-символы (дорожные знаки, указатели, вывески, аптека и т.д.); 3.Информатики. Язык новых технологий (смайлики, никнеймы). Почему одни пользователи интернета называют себя набором цифр и букв, другие- мифологическими именами, персонажами мультфильмов? В чем особенность выбранных имён? 4. Суперагенты. Кто такиеофени? Как возникли тайные языки (офенский язык коробейников)? Язык жестов, мимики. 5. Любители животных. Слова общения с братьями меньшими. Язык кошек и собак. Продукт- составление словаря по своей тематике.
2. Параграф 5. Фонетика. Глухие и звонкие согласные.
Мини-исследование фонетического строя языка в малых жанрах УНТ.
Упр.37 - Народные песни. Почему они так мелодичны и легко запоминаются?; Упр.43 - Пословицы. Умение в малом выразить глубокий смысл.; Упр.30,79 - Скороговорки. Почему их так трудно быстро произносить?; Упр.36 Стихотворение Р.Бёрнса "Давно ли цвёл зелёный дол..." - Аллитерация. Ассонанс. Какова роль звукописи в лирическом стихотворении? Продукт - создание творческих книжек.
3. Параграф 37. Имя существительное. Проект: "Что в имени тебе моём?"
1группа. Искусство давать имена - ономастика. Какое значение имеют имена, фамилии людей? Особенность выбора имени, от чего это зависит? Провести опрос среди одноклассников: "Почему меня так назвали? Что повлияло на выбор имени?"
2 группа. Исследование зоонимов (кличек животных) с точки зрения семантики и грамматики. Особенности звукового состава, мотивы выбора названия животного, отражение в выборе клички личностных пристрастий, культурной или общественной жизни страны. Проведение анкетирования среди одноклассников, друзей, знакомых.
3 группа. Особенности географических и астрономических названий, легенды и мифология. Правописание собственных наименований. Составить словарик наиболее употребляемых слов.
4 группа. Литературное исследование. Найти произведения, в названиях которых присутствуют собственные имена существительные. Имеет ли какую-нибудь роль имя в названии произведения? Составить таблицу.
5 группа. Особенности правописания названий праздников, исторических событий, газет, журналов и т.д. Выпуск своей газеты..
4. Параграф 12, упр.83. Отрывок из повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Творческий проект: "Кто тебя выдумал, звёздная страна?"
Задание общее для всех: придумайте название своей страны, герб, её месторасположение, особенности флоры и фауны, достопримечательности и др. Проект представить в виде карты-плаката, газеты, проспекта, буклета.
5.Упр.144, 299, 384. Пословица: "Молодец в кафтане, девка в сарафане"( как одевались наши предки).
Как известно, встречают по одёжке. Древняя мудрость, которую передавали из поколения в поколение, говорит о многом: быте, укладе, национальных особенностях. О чём рассказывают архаизмы? Почему они редко употребляются в речи? 1группа. Русская одежда девушек севера: рубаха, сарафан, кокошник и др.(Презентация); 2 группа. Женская одежда девушек юга: рубаха, юбка-понёва, кичка и др.(Презентация); 3группа. Как одевались мужчины на Руси?(кафтан, тулуп, зипун, чапан - верхняя одежда; головные уборы - малахай, картуз, грешневик, шапки-мерлушки). Значение устаревших слов. Составить словарь. 4группа. Как обувались наши предки? Валенки, коты, ступки, поршни, лапти с оборками, полусапожки (Презентация) 5 группа. Русская обрядовая одежда(красная лента, отпугивающая нечисть, вышивка оберега, славянская символика). Презентация.
6. Упр. 283. " Снежинки расписные собрались в хоровод, красивые, резные, порхают без хлопот". Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Что такое снег? Почему он так нас привлекает? Из чего он состоит? Какими свойствами обладает? 1группа.Снег как погодное явление(буря, вьюга, позёмка, метель, пурга). Почему снег белый и скрипит под ногами? Как образуются снежинки? Почему не бывает одинаковых снежинок? Альбом с иллюстрациями. 2 группа. Мифы и предания о снеге. Народные приметы, пословицы, поговорки. 3 группа. Слово снег с точки зрения русского языка. Фонетический, морфологический разборы, по составу, просклонять. Составить сложное предложения, выяснить синтаксическую функцию. Практикум. 4 группа. Стихотворения о снеге. Найти изобразительно-выразительные средства." Картинная галерея" великих художников, изображающих снег. Написать сочинение: "Удивительное слово - снег!"
7. Упр.524. "Хлеб -всему голова"
"Хлеб - всему голова! Хлеб - наше богатство!» . Почему же хлеб считается богатством? Как мы на самом деле относимся к хлебу? 1 группа . Историки. История возникновения хлеба; 2 группа. Лингвисты. Что обозначает слово хлеб? Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать его значение. Составить словосочетания, предложения; 3 группа. Мудрецы. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб , дать им объяснение. 4 группа. Как вы понимаете выражение, что хлеб- это результат труда людей разных профессий. Написать сочинение-рассуждение.
Заключение
Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразнуюдеятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка,для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализоватьосновные цели и задачи модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Об этом же идет речь и в Проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач экономики» (2008год), в нем особое внимание уделяется освоению новых способов деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого .Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.
Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа».
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы.
Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Реализация метода проекта на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:
1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
5. Активизация познавательных интересов учащихся.
6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7. Предоставление каждому возможности самореализации.
8. Развитие творческих способностей учащихся.
9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.
10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социумеТаким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.
Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
зачем?
для чего (кого)?
как?
Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Список использованной литературы.
1. Айзенберг М. Власть тьмы кавычек /М. Айзенберг //Знамя.-1997.-№2.
2. Александрова И.Б. Особенности речевого общения в блогах/И.Б.Александрова//Русская речь.-2006.-№6.-С.53.
3. Воротников Ю.Л. О киллере и стебе ,или На каком языке говорят средства массовой информации/ Ю.Л.Воротников//Слова и время.-М.,2003.
4. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность/ Е.А. Земская.- М.,2005.
5. Колесов В.В. Язык, стиль, норма/В.В. Колесов// Русский язык в эфире: Проблемы и пути их решения .- М.,2001.
6. Костомаров В.Г. Карнавализация как этап в развитии языка/ В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова.- Волгоград ,2001. – С.28-37.
7. Морозов В.Э. Ради красного словца. По поводу Интернет- сайта udaff.com// Русская речь. – 2006.- №6. –С. 51-52.
8. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. –М., 2001.
Интернет-источники:
онлайн – дневники www.apazhe.net;
www.valet.ru;
www.immoralist.livejournal.com;
www.kbke.livejournal.com;
www.cholademi.livejournal.com;
www.mrparker.net;
www.marta-cetro.ru;
www.kappp.com.ua/klubel/subkult/net_subkult.html;
www.dialog-21.ru/dialog2008/materials/html/8.htm.
Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.
Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.
Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.
Шоган В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова. - Ростов - на - Дону, 2000, - 175 с.
Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.
Е. В. Карсалова "Стихи живые сами говорят..." Просвещение, 1990
В. С. Вахрушев: Уроки мировой литературы в школе. 5-11 классы - Просвещение, Владос, 1995.
Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы - Феникс, 2003.
В. П. Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6 класс - Просвещение, 2009.
Н. Е. Смирнова, Н. Н. Ципенко: Литература. Легенды, мифы, эпос. Игровые уроки. 5-9 классы - НЦ ЭНАС, 2003.
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
www.it-n.ru
www.uroki.net. Ru
http://www.gramota.ru
http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=190
1
.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.